Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на27 Января 2015

 
На Пс 15:8 

Не стоит требовать от псалмопевца буквальной точности: ведь псалмы — это в первую очередь молитвы, молитвенно-поэтическое творчество. Глупо спрашивать Давида, где он все-таки видел Господа — перед собой или справа. Выражение «одесную меня» означает «мой помощник», «моя правая рука» — во многих псалмах Давид использует именно эти выражения. Но заодно это позволяет немного проникнуть в природу того, как Давид «видит» Господа. Невозможно человеку увидеть невидимого и непостижимого Бога своим физическим зрением, но доступен Бог зрению духовному, можно Его увидеть «глазами веры». Именно для этого зрения важно не пространственное положение объекта (впереди или справа), а смысловое: Давид видит Бога как своего помощника, прокладывающего ему путь. Именно поэтому он без колебаний идет по этому пути — ведь путь проложен Самим Господом, Которому Давид безоговорочно доверяет.

Свернуть

Не стоит требовать от псалмопевца буквальной точности: ведь псалмы — это в первую очередь молитвы, молитвенно-поэтическое творчество. Глупо спрашивать Давида, где он все-таки видел Господа — перед собой или справа...

скрыть

Не стоит требовать от псалмопевца буквальной точности: ведь псалмы — это в первую очередь молитвы, молитвенно-поэтическое творчество. Глупо спрашивать Давида, где он все-таки видел Господа — перед собой или справа...  Читать далее

 

Двенадцать стихов из первого Соборного послания апостола Петра, которые мы читаем сегодня, кажутся очень большим отрывком из-за обилия исключительно важных вещей, которые говорит апостол. Самое важное, пожалуй, это слова апостола о том, что такое наше крещение. Стереотипы нашего сознания заставляют нас относиться к крещению, как бы это сказать... по-разному. Порой это для нас обряд инициации, или нечто вроде прививки от болезней и несчастий.

Поэтому так важно услышать то, что говорит апостол Петр: крещение, по его словам, это не плотской нечистоты омытие, то есть оно не имеет отношения к ритуальной чистоте. Апостол утверждает, что главное в крещении — обещание Богу доброй совести. Греческое слово здесь означает не просто обещание, но обещание, приносимое торжественно, обет. По разным причинам для большинства из нас само это событие — принесение крещальных обетов — проходит незамеченным. Отчасти поэтому мы и не держим в памяти этих обетов — «обещания Богу доброй совести». А апостол Петр говорит, что именно такое крещение, обещание или присяга Христу, и спасает нас воскресением Иисуса Христа.

Не менее важно, что все остальное, кроме доброй совести, остается за кадром. Спасение дается воскресением Иисуса Христа, и более ничем. Чтобы обрести его, необходимо обещать Богу иметь добрую совесть и исполнить это обещание. Во-первых, такая христоцентричность важна сама по себе, потому что все, что претендует на центральное место в нашей жизни, кроме Самого Сына Божьего, есть идолы. Во-вторых, такой взгляд апостола вмещает в себя все неисчислимое разнообразие форм христианского призвания.

В связи с этим также немаловажно, что апостол говорит о нашей судьбе. О гонениях, выпадающих на долю христиан, апостол говорит с удивительным спокойствием, как о вещи вполне ему понятной. Он обосновывает это тем, что добрая совесть пред Богом влечет любого христианина на тот Крестный путь, которым прошел и Глава Церкви. Но, вслед за Учителем и Господом, апостол Петр говорит нам: не бойтесь, это путь жизни.

Свернуть

Двенадцать стихов из первого Соборного послания апостола Петра, которые мы читаем сегодня, кажутся очень большим отрывком из-за обилия исключительно важных вещей...

скрыть

Двенадцать стихов из первого Соборного послания апостола Петра, которые мы читаем сегодня, кажутся очень большим отрывком из-за обилия исключительно важных вещей...  Читать далее

 

В Евангелии часто встречаются слова о награде, которую получат те, кто будет следовать за Господом. Эту награду разные люди рисуют себе по-разному. Для кого-то это «благословение» в виде богатства, достатка и комфорта или здоровья в жизни, для кого-то это избавление от загробных мук, для кого-то — преуспевание в духовной жизни. Но мало кто из нас осмелится подумать о той награде, о которой говорит в сегодняшнем чтении Христос: тот, кто исполняет волю Божью, станет Его братом, сестрой и матерью — то есть самым дорогим, что может быть у человека — Его семьей. Не просто наемными рабочими в Его Царстве, не просто Его стадом, не просто общиной, собранной вокруг Учителя — а семьей в самом прямом смысле, то есть будет в таких отношениях с Христом, какие бывают между любящими братьями, или братом и сестрой, или матерью и сыном. Да, пожалуй для нашей фантазии это чересчур высоко, люди не смогли бы придумать себе такую «награду за хорошее поведение», как стать родственниками Бога. Только Он Сам мог открыть такое тем, кто может вместить.

Свернуть

В Евангелии часто встречаются слова о награде, которую получат те, кто будет следовать за Господом. Эту награду разные люди рисуют себе по-разному...

скрыть

В Евангелии часто встречаются слова о награде, которую получат те, кто будет следовать за Господом. Эту награду разные люди рисуют себе по-разному...  Читать далее

 

Сегодняшний отрывок посвящён теме богатства и того, насколько трудно богатому войти в Царство Божие. Впрочем, точнее было бы сказать, что приведённый евангелистом эпизод связан не столько с вопросом о богатстве, сколько с вопросом о бедности. Особенно замечательно, что словам Иисуса о трудности для богатого войти в Царство ужасаются даже Его собственные ученики, которым, казалось бы, уже нечего было бояться: ведь они оставили всё, что имели, и пошли за Иисусом, как и говорит об этом Пётр (ст.23–28). Видимо, говоря о бедности, Иисус имеет в виду не только материальное богатство, и Его ученики это хорошо понимают. Да и разговор с богатым юношей начинается вовсе не с вопроса об имуществе, а с вопроса о соблюдении заповедей, известных уже из ветхозаветных книг (ст.19–20). И лишь после того, как юноша захотел чего-то большего, что позволит ему скорее достичь совершенства, речь зашла о его имуществе (ст.21–22). Вообще, в евангельские времена существовали такие религиозные общины, члены которых, вступая в общину, жертвовали туда и всё своё имущество, полагаясь впоследствии лишь на поддержку той общины, в которую вступили. Такой же была и апостольская община: члены её тоже, очевидно, не имели своего имущества, получая содержание из общинной кассы. И всё же апостолы, решившиеся на то, на что не решился богатый юноша, чувствуют, что слова Иисуса о богатстве относятся и к ним тоже. Быть может, они поняли то, что Иисус сказал о надеющихся на богатство (ст.24–25): им стало ясно, что нужно оставить всякую надежду на что бы то ни было в этом мире, иначе в Царство Божие придётся протискиваться, как навьюченному верблюду через «игольные уши» (так называли в Иерусалиме специальный узкий и извилистый проход в городских воротах, сквозь который такое сравнительно крупное животное, как верблюд, проходило с большим трудом, протискиваясь между стен). И ещё они поняли, что жить так человеку не по силам (ст.26). Иисус не стал их в этом разубеждать; Он лишь заметил, что то, чего человек не может сделать сам, может сделать для него Бог, если только человек этого захочет (ст.27).

Свернуть

Сегодняшний отрывок посвящён теме богатства и того, насколько трудно богатому войти в Царство Божие. Впрочем...

скрыть

Сегодняшний отрывок посвящён теме богатства и того, насколько трудно богатому войти в Царство Божие. Впрочем...  Читать далее

 

Слова Соборного послания апостола Иакова о том, что не может один источник изливать соленую и сладкую воду, увы, звучат весьма обличительно. Апостол говорит о том, что если ты, претендуя на знание истины, имеешь в сердце горькую зависть и сварливость, то ты лжец. «Не хвалитесь и не лгите на истину», говорит апостол. Похвальба, о которой идет речь, это как раз и есть претензия на имя христианина со стороны сварливого человека.

Апостол Иаков детально объясняет, что характерно для человека, живущего в истинной божественной мудрости. Он говорит, что эта мудрость чиста, то есть не направлена на собственное возвеличивание. Небесная мудрость мирна, то есть ищет мира более, чем чего-либо другого. Она скромна и послушлива, ибо ценит мир более собственной человеческой правоты. Небесная мудрость полна милосердия и добрых плодов, так как ищет исполнения воли Христа. Она чужда разделений (в Синодальном тексте — беспристрастна) и нелицемерна, так как признает Божественный закон единым для всех.

Слова апостола в заключительной части сегодняшнего отрывка «Откуда у вас вражды и распри?» одинаково могут быть отнесены и к отдельным христианам, и к крупным «подразделениям» христианского народа. Сварливость, о которой говорит апостол Иаков, свойственна нам, когда мы ворчим и нагло поучаем рядом стоящих христиан, хотя сами ничем от них не отличаемся. И когда мы попрекаем других епархиями, открытыми на нашей (не Божьей, а нашей) территории, хотя у нас самих полно епархий в чужих землях — это та же сварливость. Увы.

Свернуть

Слова Соборного послания апостола Иакова о том, что не может один источник изливать соленую и сладкую воду, увы, звучат весьма обличительно. Апостол говорит о том, что...

скрыть

Слова Соборного послания апостола Иакова о том, что не может один источник изливать соленую и сладкую воду, увы, звучат весьма обличительно. Апостол говорит о том, что...  Читать далее

 

Отвечая Цофару, Иов не может удержаться от весьма едкой иронии. Он притворно восхваляет непревзойдённую мудрость своих друзей. И сам приводит целый набор общих мест из писаний мудрецов, которые так же верны и несомненны, как и те, что привели ему друзья, и так же бесполезны. В мудрости и всемогуществе Бога Иов не сомневается. О чём тут спорить?

Но всё это в глазах Иова обесценивается простым и очевидным фактом: страданием невинного праведника. Иов идёт даже дальше: он готов свидетельствовать о свойственной падшему миру тенденции, фактически о закономерности: праведники в этом мире отнюдь не благоденствуют. А это обесценивает и весь миропорядок в целом. Кому нужен мир, где нет справедливости? Какое он вообще имеет право на существование перед лицом Бога, если только Бог действительно справедливый Судья? А если Божья мудрость допускает существование в мире зла не в качестве наказания грешнику, а просто, так сказать, для баланса в контексте мировой гармонии, то ведь кошмарнее такой мудрости вряд ли что-нибудь может быть для человека.

Потому что в таком случае оказывается, что человек Богу не важнее песчинки. Что можно быть праведником или грешником, что называется, в своё удовольствие, но Богу-то это всё равно. Тут не просто утрата нравственных координат, тут утрата также координат метафизических. Тора всегда ставила человека перед выбором пути. Но путь имеет смысл лишь в том случае, если он проложен Богом для человека. А если все пути прокладывают сами люди, значит, все они одинаковы.

Значит, Богу всё равно, каким путём идёт человек. Значит, все пути одинаково иллюзорны, и настоящего Пути в мире нет. Тогда уже бессмысленна не только праведность, но и сама человеческая жизнь. Вот только, кажется, никто из друзей Иова этого не понимает. Они ведь остаются внутри своей религиозности. Оттуда этой проблемы не видно. А вот перед Иовом, религиозный мир которого рухнул, она уже становится видимой во всей своей полноте и ужасающей ясности.

Свернуть

Отвечая Цофару, Иов не может удержаться от весьма едкой иронии. Он притворно восхваляет непревзойдённую мудрость своих друзей. И сам приводит целый набор общих мест из писаний мудрецов, которые так же верны и...

скрыть

Отвечая Цофару, Иов не может удержаться от весьма едкой иронии. Он притворно восхваляет непревзойдённую мудрость своих друзей. И сам приводит целый набор общих мест из писаний мудрецов, которые так же верны и...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).