Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на29 Марта 2024

 
На Лк 15:31 

В притче о блудном сыне всё внимание читателя обычно оказывается сосредоточено на младшем сыне, что и неудивительно: он ведь действительно главный герой рассказа, вокруг него разворачивается сюжет и с ним связан смысл притчи. Старший сын оказывается на втором плане, он, на первый взгляд, лишь формирует тот фон, на котором разворачивается действие. Между тем, на самом деле старший сын играет в притче роль не меньшую, чем младший. Вот только на сцене он появляется в самом конце, уже после развязки, когда младший уже дома и его радостно встречает отец. На небольшой эпилог с участием старшего сына читатели и слушатели зачастую почти не обращают внимания, а если и обращают, то воспринимают его как своего рода ремарку на полях, оттеняющую основной рассказ.

Между тем, старший сын на самом деле не так уж существенно отличается от младшего. В сущности, ни тот, ни другой не знают, что это такое — совместная с отцом жизнь. Младший сын не хочет жить с отцом одной жизнью, он забирает своё и уходит; но ведь и старший остаётся в доме лишь по обязанности, из чувства долга, а в глубине души он, как и младший, тоже хочет жизни своей, отдельной, особенной, хочет праздника для себя, вместе с друзьями и отдельно от отца.

А отец говорит ему: всё, что моё, также и твоё, весь смысл нашей жизни под одной крышей только и заключается в том, чтобы она действительно стала общей, единой, а иначе от твоего пребывания в одном со мной доме ничего для тебя не изменится: я буду тебе лишь в тягость, и в глубине души ты всё равно будешь стремиться избавиться от меня, как твой младший брат. Так оно и оказывается, и разница заключается лишь в том, что младший требует своё и уходит, а старший пытается договориться с отцом, так сказать, по-хорошему, устроиться так, чтобы жить с ним вместе и в то же время своей отдельной жизнью.

Отец же прямо говорит сыну, что так не получится: жизнь может быть или единой, общей, или различной, и тогда честнее уйти, чем делать вид, что остаёшься в отцовском доме. В притче, как видно, нет противопоставления плохого младшего сына хорошему и послушному старшему, в ней есть лишь описание одной и той же духовной проблемы, по-разному проявляющейся в жизни двух сыновей. То, что в жизни младшего выявилось открыто и во всей очевидности, в жизни старшего не проявляется так ярко и открыто — и неизвестно ещё, что лучше, а что хуже.

Свернуть

В притче о блудном сыне всё внимание читателя обычно оказывается сосредоточено на младшем сыне, что и неудивительно: он ведь действительно главный герой рассказа, вокруг него разворачивается сюжет и с ним связан смысл притчи. Старший сын оказывается на втором плане, он, на первый взгляд, лишь формирует тот фон, на котором разворачивается действие...

скрыть

В притче о блудном сыне всё внимание читателя обычно оказывается сосредоточено на младшем сыне, что и неудивительно: он ведь действительно главный герой рассказа, вокруг него разворачивается сюжет и с ним связан смысл притчи. Старший сын оказывается на втором плане, он, на первый взгляд, лишь формирует тот фон, на котором разворачивается действие...  Читать далее

 

Вопрос о «сынах Божиих» и «дочерях человеческих» издавна занимал комментаторов, так же, как и вопрос об упомянутых в притче о Ное «исполинах». В «исполинах» многие не без оснований видели хорошо известных по древней ближневосточной мифологии титанов или гигантов, делая на этом основании вывод о том, что объяснение тайны «сынов Божиих» и «дочерей человеческих» также нужно искать в образах, восходящих к мифам. Но так ли это? Ведь автор Книги Бытия, судя по всему, что мы о нём знаем, вовсе не собирался ограничивать себя в том, что касается используемых им образов или сюжетов. Для своих притч он использовал и исторические реалии, и древние мифы, и им самим придуманные аллегории. По-видимому, и в данном случае он апеллирует не только к мифу, но и к истории, в частности, к истории повсеместно распространённого на Ближнем Востоке с древнейших времён культа Великой богини. Именно в контексте этого культа, в частности, в связи с практикой имевшей место в святилищах Великой богини ритуальной проституции, получают своё объяснение образы «сынов Божиих», которые «входили к дочерям человеческим». А для пророков этот культ был символом всего худшего, что было в языческом мире, наглядным примером разврата как физического, так и духовного, хуже которого, наверное, могла быть в их глазах лишь практика человеческих жертвоприношений. Неудивительно, что священнописатель использует смысловые коннотации, связанные с культом Великой богини, для того, чтобы изобразить перешедший все границы разврат допотопного человечества. Разврат, который не мог не закончиться катастрофой.

Свернуть

Вопрос о «сынах Божиих» и «дочерях человеческих» издавна занимал комментаторов, так же, как и вопрос об упомянутых в притче о Ное «исполинах». В «исполинах» многие не без оснований видели хорошо известных...

скрыть

Вопрос о «сынах Божиих» и «дочерях человеческих» издавна занимал комментаторов, так же, как и вопрос об упомянутых в притче о Ное «исполинах». В «исполинах» многие не без оснований видели хорошо известных...  Читать далее

 

Исайе Вавилонскому было открыто о личности Мессии больше, чем кому бы то ни было другому из пророков. Ему приоткрылась даже тайна Его страдания. Она оказалась настолько странной, она так мало вмещалась в сознание даже глубоко и искренне верующих комментаторов слов пророка, что никто из них не сумел рассмотреть до конца открытое Исайе. Чаще всего его слова интерпретировали в том смысле, что Мессия прежде Своего торжества будет гоним и пострадает от рук гонителей, но в конце концов Он восторжествует над всеми врагами и воссядет на престоле Давида, который принадлежит Ему по праву, воссядет как торжествующий победитель.

Ничего удивительного тут нет: если даже апостолы, которым Иисус лично не раз говорил о Своей смерти и о Своём воскресении, всё же Его почти не понимали вплоть до самого дня Пятидесятницы, то чего можно было ожидать от комментаторов, живших за столетия до прихода Мессии? Между тем, Исайе приоткрылась не только тайна страдания Мессии, но и смысл этого страдания. Пророк прямо говорит о Христе, что Он страдает из-за наших грехов.

За два с небольшим столетия до Исайи другой пророк, Осия, утверждал, что, если у народа есть хоть какой-то шанс на благополучный исход в день Суда, то лишь благодаря милосердию Божию, благодаря тому, что Бог готов сделать для человека больше, чем человек заслуживает. Страдание Мессии в падшем мире и связано с этим милосердием: ведь Он принёс в мир то, чего этот падший мир никоим образом не заслуживает и чего он никогда не сможет принять в своём нынешнем состоянии: Царство. И оставался Он в мире до конца, прожив обычную человеческую жизнь, не прибегая ни к каким сверхъестественным возможностям для того, чтобы хоть как-то эту жизнь облегчить.

Всё Его служение состояло в том, чтобы сделать Себя вместилищем Царства, которое через Него открывалось миру, и вся Его полнота, не только человеческая, но и Божия, была только инструментом этого Его служения. Для Себя Он не оставил ничего, хотя мог бы в любое мгновение Своего земного пути призвать на помощь «двенадцать легионов ангелов». Но, поступи Он так, Царство не было бы явлено миру в той полноте, которая нужна для нашего спасения.

И Он явил его и отдал нам его во всей полноте, а Себя отдал в наши руки, и только от рук человеческих зависела Его жизнь и Его смерть. А люди испробовали на Нём меру собственной греховности, которой хватило на то, чтобы отправить Его на крест. Исайе Вавилонскому эта драма приоткрылась лишь слегка, но даже этого намёка оказалось достаточно для того, чтобы книгу его проповедей стали называть ветхозаветным Евангелием. Ведь Евангелие — благая весть о Царстве, о Мессии и о той цене, которую Мессия заплатил за наше спасение.

Свернуть

Исайе Вавилонскому было открыто о личности Мессии больше, чем кому бы то ни было другому из пророков. Ему приоткрылась...

скрыть

Исайе Вавилонскому было открыто о личности Мессии больше, чем кому бы то ни было другому из пророков. Ему приоткрылась...  Читать далее

 

Сегодняшнее чтение полностью посвящено теме Завета. Современный читатель обычно в первую очередь обращает внимание на те природные явления, которые сопровождали богоявление на Синае в день заключения Завета (ст. 9, 17 – 19). За этими библейскими свидетельствами нетрудно увидеть историческую реальность: на Синае удалось обнаружить следы древнего вулканизма, а такие природные явления, как землетрясения и извержения вулканов древние повсеместно связывали с проявлением присутствия или действия высших сил. Однако важнее здесь другое: суть и смысл Завета, о котором говорит Бог Моисею (ст. 4 – 6). Слова о «царстве священников» современному читателю не всегда понятны, однако новозаветный контекст, где «святыми» называют обычно христиан и Церковь в целом, многое здесь проясняет. Впрочем, точнее, наверное, было бы говорить в этом случае не о святости в современном понимании слова, нередко предполагающем совершенство и даже безгрешность, а о святости именно в традиционном библейском её понимании, т.е. об освящённости, о том новом качестве, которое приобретает жизнь человека, реально соприкоснувшегося с тем присутствием Божиим, которое сопровождало еврейский народ на всём протяжении его исторического пути, а затем столь ярко проявилось в Церкви Христовой. Соприкосновение с ним реально меняет человека, который после такой встречи становится иным, приобретая то новое качество, которое и передаёт библейское понятие «освящённый» или «священный». И это приобретённое человеком новое качество позволяет ему иметь более глубокие отношения с Богом. И в Царство Божие без него не войти, потому-то Церковь как часть Царства, как тело Христово заключает в себе полноту святости. Можно было бы сказать, что в известной степени меняется сам природа человека, становясь более приспособленной к богообщению. Конечно, необратимыми такие изменения не являются; более того, они целиком зависят от отношений человека с Богом, являясь их неотъемлемой частью, и если отношения прервутся, то и это новое качество исчезнет. Но Бог хотел бы, чтобы отношения Его со Своим народом были как можно устойчивее и прочнее, чтобы они были такими, какие предполагаются Заветом, и готов сделать всё, чтобы добиться поставленной цели. Однако достижение её зависит не только от Бога, но и от человека.

Свернуть

Сегодняшнее чтение полностью посвящено теме Завета. Современный читатель обычно в первую очередь обращает...

скрыть

Сегодняшнее чтение полностью посвящено теме Завета. Современный читатель обычно в первую очередь обращает...  Читать далее

 

Все люди стали грешниками, и потому никто не имеет права претендовать на праведность, и тем более превозноситься над кем-либо на основании «небольшого» количества своих грехов. Даже степень тяжести грехов не должна становиться предлогом для самовозвеличивания, ведь грех отвратителен независимо от степени, да и степень может меняться, маленький запущенный грех обязательно стремится разрастись.

Законом мы не оправдываемся, но познаём грех. Необходимо помнить, что в законе сформулированы правила, помогающие жить и воспринимать мир. Законом задан уровень, на который следует равняться, но который часто остаётся недостижимым в силу человеческой греховности. Так просто и привычно люди отзываются о повседневных греховных поступках, как о чём-то обычном и даже безобидном, а между тем грех — иррациональная тёмная сила, губящая, подобно трясине. Закон — карта болотистой местности, но того, оступился, карта не может вытащить из трясины. Вытаскивает Господь.

Свернуть

Все люди стали грешниками, и потому никто не имеет права претендовать на праведность, и тем более превозноситься...

скрыть

Все люди стали грешниками, и потому никто не имеет права претендовать на праведность, и тем более превозноситься...  Читать далее

 

Псалом резюмирует исторический путь народа, и погружение в века позволяет понять смысл отношений народа с Богом. Воспоминание о прошедших днях, о том, как Господь открывался людям и о временах исхода из Египта помогает также понять смысл тех событий, которые происходили совсем недавно или же происходят теперь. Но надо ли постоянно обращаться мыслью к прошлому, если мир постоянно изменяется, а новые ситуации оказываются непохожими на прежние? Не подменяем ли мы свежий взгляд на проблемы стереотипами?

Нет, между разумом и опытом не может быть противоречий. Опыт прошлого часто говорит именно о необходимости принимать нестандартные, прежде небывалые решения. И тот же самый опыт позволяет в смутном контуре явления, кажущегося новым и привлекательным, увидеть очередную трансформацию того, что давно уже и хорошо знакомо...

Свернуть

Псалом резюмирует исторический путь народа, и погружение в века позволяет понять смысл отношений народа с Богом...

скрыть

Псалом резюмирует исторический путь народа, и погружение в века позволяет понять смысл отношений народа с Богом...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).