Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на19 Апреля 2024

 

Каким может быть отношение человека ко Христу, а каким — к Церкви или к отдельным её представителям? Встреча с Иисусом всегда и для каждого была событием, заставляя принимать то или иное решение, будь то встреча с Ним во время Его земного служения или после Воскресения. Оно и понятно: ведь в Его лице человек встречается с полнотой Божией и с полнотой Царства, тут невозможно отойти в сторону, выждать и уж тем более сделать вид, что ничего не произошло. Но так ли бывает, когда человек встречает на своём пути христиан? Иногда так же, и тогда встреча со свидетелем Христа и Царства значит для него то же, что для другого встреча с Воскресшим. Но бывает и иначе: встреча никак не затрагивает человека, он остаётся равнодушен к свидетельству или, заинтересовавшись, всё же не спешит принимать решение. Так произошло и с Гамалиэлем, учёным раввином и уважаемым членом Синедриона. Почему же так происходит? Можно, конечно, предположить, что дело в самом свидетеле и в его свидетельстве, которое по тем или иным причинам не всегда затрагивает сердце слушающих. Но об апостолах такого не скажешь: их проповедь обратила многих. В чём же тогда дело? Ведь Гамалиэль, судя по его словам, был человеком духовно честным и искренним. Что же помешало ему принять Христа и войти в Царство тогда, когда он услышал апостолов? Ответ может показаться парадоксальным, но он вполне возможен: именно духовная честность остановила Гамалиэля. Он не увидел того, что увидели обращавшиеся, почему — Бог весть. Но Бог никого не тянет в Царство насильно. Ему некуда спешить, и Он знает человеческое сердце. История с Гамалиэлем, в сущности, являет собой замечательную иллюстрацию слов Спасителя, говорившего, что к Нему никто прийти не может, если не привлечёт Отец. Конечно, в иные времена многие приходят в Церковь проще и легче, без долгих колебаний и размышлений. Но такой приход означает и возможность столь же лёгкого ухода. Или, что ещё хуже, сохранения лишь видимости христианской жизни. Особенно часто так бывает там, где христианство стало «традиционной религией», или, вернее, породило религию, ставшую традиционной. Религию, особенно если она традиционная, принять легко, а вот Христа — не так просто. А ведь Гамалиэлю предстояло принять не религию, а Христа. Но Бог ещё не подвёл его ко Христу. А сам он, как человек духовно честный, не может и не хочет изображать то, чего нет, даже если предположить, что эти люди, проповедовавшие Мессию и Царство, лично ему были симпатичны. И он говорит: оставьте их в покое, посмотрим, Божие ли дело они делают. Выбор отложен. Но путь в Царство не закрыт.

Свернуть

Каким может быть отношение человека ко Христу, а каким — к Церкви или к отдельным её представителям? Встреча с Иисусом всегда и для...

скрыть

Каким может быть отношение человека ко Христу, а каким — к Церкви или к отдельным её представителям? Встреча с Иисусом всегда и для...  Читать далее

 

Сегодня мы читаем слова Господа, обращенные к нам через Исайю: "Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф". Город, о котором говорит Господь, - это Иерусалим Христа. Это город Воскресения из мертвых. Пленные - это люди, которые не слышали проповеди Евангелия. Господь говорит "пленных Моих", снова и снова указывая на ценность каждого человека. Вне зависимости от цвета кожи, способностей и здоровья. И сегодня же мы читаем о клятве Господа Аврааму, в которой Он обещает, что род Авраама будет всегда. В Евангелии мы читаем слова Иоанна Крестителя, о том, что Господь может из камней сделать детей Аврааму. Это напоминание всем о том, что не кровь и принадлежность к племени, государству, закону определяют отношения с Богом. Господь остановил руку Авраама, чтобы ясна была Его милость к людям. И Христос говорит: милости хочу, но не жертвы. Таким образом напоминая всем, кто слушал Его в тот момент, что Господь всегда желает повиновения от человека, но никогда не совершает ему вреда. И слова Господа о том, что Он уровняет все пути, повторяет Иоанн Креститель, когда говорит: "сделайте прямыми пути Его", говоря о приходе Христа. Эти прямые пути есть исполнение закона. Исполнение покаяния и исправления своих грехов. Это отказ от того, что мы думаем и представляем себе о Боге и подготовка к встрече с Живым Христом. К принятию Его лично, а не через историю и формальное исполнение законов. Потому что придя в наш мир, Христос, исполнив весь закон, в Теле и Крови Своей дал нам Новый завет и новый закон, который уравнял всех людей и дал нам всем путь Спасения.

Свернуть

Сегодня мы читаем слова Господа, обращенные к нам через Исайю: "Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит...

скрыть

Сегодня мы читаем слова Господа, обращенные к нам через Исайю: "Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит...  Читать далее

 

Книга Деяний рассказывает о великих, поворотных моментах истории спасения и распространения в мире Вести об Иисусе. Практически в каждой сцене повествуется или о потрясающих чудесах или о судьбоносных поворотных моментах в жизни людей, ставших впоследствии великими светочами Церкви. Но может возникнуть резонный вопрос – а как все эти выдающиеся события соотносится с жизнью конкретного, «маленького человека», каковые всегда составляют подавляющее большинство человеческого рода?

Видимо, все подобные яркие и грандиозные сцены из истории раннего христианства были взяты Лукой во многом для иллюстрации, как наиболее запоминающиеся примеры того, что Бог совершает в жизни всякого человека, которого Он касается Своим Духом. И хотя происходит встреча людей с Богом в разных ситуациях и по разному, однако всегда есть некие неизменные составляющие – и прежде всего, божественный зов и потрясение основ человеческой жизни. Иисус говорит, что «никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин 6:44). Небесный призыв или «голос», при этом, ничем нельзя ни то, чтобы заслужить, а даже, в конечном счете, и объяснить. Случай с гонителем Савлом, ставшим апостолом Павлом, яркое тому подтверждение. Только одному Богу остается ведомы движения сердца и зигзаги судьбы того или иного человека. Другое дело, что не всегда человек готов со всей серьезностью и отдачей ответить на призыв. Кстати, и это тоже происходит по каким-то неведомым причинам. Но если человек отвечает Богу взаимностью – доверием на доверие, любовью на любовь, тогда его судьба, казалось какого там незначительного человечишки, становится частью грандиозной истории спасения. И через него или нее начинают совершаться «великие дела Божьи», и он или она становится «избранным сосудом Бога», «исполненным Духа», и участвующим или участвующей в созидании нового мира, который мог бы воплотить в себе все самые заветные божественные замыслы и мечты.

Свернуть

Книга Деяний рассказывает о великих, поворотных моментах истории спасения и распространения в мире Вести об...

скрыть

Книга Деяний рассказывает о великих, поворотных моментах истории спасения и распространения в мире Вести об...  Читать далее

 

Отправляя Своих учеников на проповедь Царства (ст. 7), Иисус снова и снова объясняет им, что такое Царство. Он уже предупредил апостолов о неизбежных гонениях (ст. 21 – 26); теперь Он говорит им о том, как выглядят гонения, если смотреть на них из Царства (ст. 27 – 33). И речь здесь идёт не о бессмертии души или о чём-нибудь подобном. Собственно, библейский язык вообще не знает слова «душа» в том значении, в котором употребляем его сегодня мы. Под «душой» библейские авторы (включая и евангелистов) понимают обычно просто жизнь, жизненную силу или жизненное начало, о посмертной судьбе которого они особенно не задумывались. Речь о другом: о том, в какой реальности мы живём. В падшем мире жизнь относительна, а смерть абсолютна. И дело здесь уже не только в греховности человека, а в глубинной повреждённости всего мироздания, глубоко затронутого грехопадением. Поэтому в нашем мире умирают все: и праведники, и грешники. В Царстве всё иначе: здесь нет места случайности (ст. 29 – 31), а потому нет места и неизбежной смерти. Жизнь и смерть в Царстве определяются лишь тем, сумеем ли мы сохранить верность Иисусу или откажемся от неё, предав Того, Кто принёс это Царство в мир и дал его нам (ст. 32 – 33). Но в эпоху наступающего Царства ситуация нередко складывается так, что Царство и падший мир оказываются в конфликте, а это означает, что нам, находящимся на границе двух миров, приходится выбирать между относительной жизнью падшего мира и абсолютной жизнью Царства. Жизнь относительная не простирается дальше нашей телесности, она ограничена психикой и физиологией; жизнь абсолютная неизмеримо больше и той, и другой, а нам приходится выбирать между теми, кто может лишить нас лишь небольшой части нашей жизни, и тем, кто может отнять у нас её целиком, если мы ему это позволим (ст. 29). Пытаться удержать свою частичную, неполную и конечную жизнь означает во всяком случае её лишиться; вручить её Тому, у Кого полнота жизни, означает сохранить её в новом, преображённом виде, где ничто уникальное и неповторимое не только не будет утрачено, но наоборот, засияет таким светом, которого никогда бы не обрело, оставаясь вне Царства (ст. 39). И граница пролегает между теми, кто выбирает Царство, и теми, кто выбирает падший мир (ст. 35 – 36). Но границу эту устанавливает не Бог, а тот, кто не хочет идти в Царство. Пока Царства не было в мире, выбора не было, не было и разделения; теперь выбор появился, а вместе с ним появились и меч, и разделения — обратная сторона человеческой свободы.

Свернуть

Отправляя Своих учеников на проповедь Царства, Иисус снова и снова объясняет им, что такое Царство. Он уже предупредил...

скрыть

Отправляя Своих учеников на проповедь Царства, Иисус снова и снова объясняет им, что такое Царство. Он уже предупредил...  Читать далее

 

«Не сообразуйтесь с веком сим»… Наверное, в каждом из нас в той или иной степени есть желание «быть как все нормальные люди» или же наоборот – «быть не как все». Но и то, и другое означает, что мы строим модель своего поведения, опираясь на модель, предложенную веком сим, или отталкиваясь от неё. Так или иначе – но мы сообразуемся с этим миром. Павел предлагает совершенно иную позицию. Не важно, что думает мир о моей жизни. Не важно, соответствует ли она общепринятой норме. Может быть, в чём-то она будет соответствовать этой норме так, что мне будет даже противно: как это я, такая оригинальная, самобытная личность, веду себя как принято у них?! Христианство предлагает просто не смотреть ни по сторонам, ни в зеркало. Взгляд должен обновляться, а единственный способ смотреть на всё другими глазами – это сначала смотреть на Бога, а уж потом на всё остальное. И тогда постепенно мы научимся видеть всё Его глазами.

Свернуть

«Не сообразуйтесь с веком сим»… Наверное, в каждом из нас в той или иной степени есть желание...

скрыть

«Не сообразуйтесь с веком сим»… Наверное, в каждом из нас в той или иной степени есть желание...  Читать далее

 

Несколько раз повторяется адресованная Господу просьба оживить: по Его слову, по Его суду и по Его милости. Здесь можно увидеть прозрение псалмопевца о грядущем воскресении, но не менее важно понять, что между различными действиями Бога - словом, судом и милостью - нет противоречий, как нет их между Лицами Троицы, и что все они дают жизнь стремящимся к Нему.

Злой воле князей, гонящих безвинного, тот противопоставляет своё сердце, боящееся слова Господа. Здесь мы в который раз сталкиваемся с парадоксом: те, кто хотел бы искоренить из сердец страх Божий, намерены заполнить их страхом перед собой. Наоборот, страх нарушить волю Бога и Его заповеди даёт возможность преодолевать любой страх, посылаемый людьми. К тому же страх Божий не раздавливает душу, подобно страху человеческому, и, совершенно закономерно, что боящийся Его слова одновременно радуется ему.

Ненавистной лжи псалмопевец противопоставляет не истину, что следовало бы ожидать, а закон. Но это значит, что закон неотделим от истины, а ложь - от беззакония. В формальном выполнении норм закона полноты истины ещё нет, но погружение в полноту начинается с первых шагов - соблюдения норм закона.

...И в завершении самого большого псалма мы слышим призыв о помощи, исторгнутый из сердца заблудившегося человека, сравнивающего себя с потерянной овцой, и это - вопль любого из нас, осознавшего свою заброшенность без Бога посреди мироздания. Но этот вопль уже услышан Добрым Пастырем, готовым разыскивать любую из потерявшихся овец и отдавшим за них жизнь.

Свернуть

Несколько раз повторяется адресованная Господу просьба оживить: по Его слову, по Его суду и по Его милости. Здесь...

скрыть

Несколько раз повторяется адресованная Господу просьба оживить: по Его слову, по Его суду и по Его милости. Здесь...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).