Библия-Центр
РУ
Поделиться

Тема грядущего конца мира, когда творение предстанет во всей полноте совершенства, входит составной частью во многие произведения библейской письменности. Представления о конце мира развивались и существенно дополнялись на протяжении веков; ниже мы приводим наиболее существенные из говорящих об этом тексты в хронологическом порядке.

Библия говорит о том, что мир, в котором мы живем, имеет начало, так как он был сотворен Богом. Этот мир не вечен, но существует во времени; временность является его неотъемлемым свойством. Для библейских авторов существование начала мира естественным образом подразумевает и существование конца, так как время – принципиально иной, чем вечность, способ бытия, и не может быть безграничным. Это представление о развивающемся мире, имеющем начало и конец, принципиально важно и для библейского понимания истории как направленного процесса, в котором разворачивается замысел Всемогущего о мире и человеке.

В начале истории библейского Откровения в избранном народе сложилось представление о некоем таинственном дне грядущей победы Бога, который завершит собой историю человечества. Основой для этого послужили многочисленные перипетии истории Израиля, в которых избавление народа от бедствий и катастроф происходило благодаря защите Бога. Эти масштабные события описаны в книгах Исхода и Иисуса Навина, Судей и Царств. Здесь народ Божий сталкивается с внешними врагами, которые нередко значительно превосходят его и в военном, и в культурном отношении. Однако упование на Бога приводит к тому, что Он вмешивается в события через избранных мужей – судей, пророков и царей, и обеспечивает победу над врагами и сохранение Израиля от уничтожения. На этой исторической основе сформировалось представление о грядущем Дне Господнем, когда произойдет окончательная победа Израиля над всеми его врагами (которые одновременно считались и врагами Бога).


День посещения у ранних пророков

В последующие столетия это упрощенное представление претерпело значительные изменения. Главным образом это произошло благодаря служению библейских пророков, для которых День Господень был одной из основных тем их проповеди.

Кратко основные положения пророческого учения о конце мира и Дне Господнем заключаются в следующем. Пророки говорят о конце мира как о Дне Посещения, когда Бог Сам таинственным образом явится в мире и посетит народ Свой. С этим посещением Бога будут связаны посрамление язычников, избавление Израиля – но также и суд над всеми народами, в том числе и над Израилем. Это посещение Божие пророки изображали как вселенскую катастрофу, в которой уничтожается все, недостойное величия Творца. Поэтому они часто называли День Господень днем мрака и днем гнева, днем суда. Одновременно всякое зло будет изгнано из тварного мира, даже сама смерть будет побеждена.

Пророки связывали грядущий День Посещения с приходом Христа; для них явление Христа и Посещение Бога во многом совпадали. Так пророки прикровенно выражали весть о том, что Христос Спаситель будет не просто великим человеком, но Воплотившимся Сыном Божьим.

Обычно слова пророков о конце мира соединяют в себе три ключевых аспекта. Пророки говорят о событиях современной им истории, в которых они видят прообразы грядущего конца мира. Опираясь на эти прообразы, пророки возвещают приход Христа, который должен стать поворотным моментом истории мира. То, что открывается им о конце времен, пророки нередко соединяют с вестью о приходе Христа.

Историческая последовательность грядущих событий была для пророков не так ясна, как их духовный смысл; поэтому большинство пророков соединяли в своей проповеди приход Христа и завершение истории. Это не ошибка; напротив, в Новом завете приход Христа является началом суда над миром и победы Бога над злом.

Таковы общие черты пророческого учения о конце мира, который они часто называли «тот день», однако в книге каждого пророка выделяются и специфические для него особенности.

Амос
Пророк Амос впервые явно говорит о Дне Господнем как о Дне посещения: «Я пройду среди тебя», говорит Бог устами пророка. Амос обращается к тем, кто надеялся, что День Господень станет для Израиля своего рода историческим «хэппи-эндом»: «Горе желающим Дня Господня… он тьма, а не свет». Этот день станет судом над всеми людьми, не исключая и Израиля, к которому Бог в силу избрания предъявляет исключительные нравственные требования. Кроме того, через Амоса Господь говорит, что в «тот день» будет восстановлена падшая скиния дома Давида – это пророчество о Христе, который будет потомком Давида.

Осия
Младший современник пророка Амоса, Осия также говорит о Суде Божьем, который в конце времен ожидает все дела людей. Но Осия возвещает, что конец мира ознаменуется победой Бога над всяким злом и грехом. Восторжествует всепобеждающая милость Творца, и даже самый главный, «последний» враг – смерть – будет побеждена.

Михей
Живший немного позже Амоса и Осии пророк Михей видит грядущий День Посещения как явление Самого Бога: Бог «наступает» на высоты земли, и перед величием Его славы тают горы. Таким образом, в конце времен Бог, Которого не может вместить вся тварь, явится миру в полноте. Об исполнении этого пророчества говорят слова Евангелия от Иоанна «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).

Исайя Иерусалимский
Последний пророк 8-го в до РХ, Исайя Иерусалимский, также изображает День Господень как день Суда и победы Божьей. Но кроме этого, Исайя говорит о нем как о дне спасения, которое Бог совершит через Христа – рожденного от Девы потомка Давида. «Младенец родился нам – Сын дан нам», говорит Исайя, и в Нем Сам Бог вмешается в ход истории. С приходом Христа необратимо изменится вся тварь, зло и насилие будет побеждено, и им уже не будет места на преображенной земле. Поразительный образ волка, живущего вместе с ягненком – одно из самых знаменитых библейских описаний грядущего обновления мира. Исайя говорит также, что в День Господень не только избранный народ, но и язычники, обратятся к Богу и обретут спасение. Но избавление в славе Христа, мир Божий, открытый для всех людей в Царстве Его, одновременно является гибелью для всякого греха.


День Господень у пророков предпленной эпохи и плена

Софония: день трубы и бранного крика
В пророчестве Софонии, жившего в конце 7-го в. до РХ, выявляются новые аспекты грядущего конца света. Он предстает взору пророка как пир, на котором будет заклана жертва Господня. На этот пир соберутся избранные чада Божьи; для грешников же это будет день ослепления, так как согрешивший человек теряет способность видеть мир в истинном свете. Софония называет конец света днем гнева и брани, и говорит о том, что день этот близок. В данном случае речь идет, впрочем, не столько об исторической перспективе, сколько о неотвратимости Судного дня.

Иезекииль
В первой половине 6-го в. до РХ пророк Иезекииль, для которого разрушение Иерусалима стало прообразом конца света, возвещает, что День Господень будет днем обновления мира. Иезекииль говорит о таинственном Пастыре, Который придет в те дни. Он «встанет в проломе стены», чтобы защитить от бедствия Своих овец. Ни один из людей не может сделать этого, каждый из них несет ответственность за свои и только свои дела. Лишь Христос, Пастырь Израиля, будет защищать людей. В конце своей книги пророк Иезекииль описывает конец мира как битву Бога против сил зла. Поражение Гога, северного царя, символизирующего силы зла, стало характерным образом библейской апокалиптики. Главное же в пророчестве о вселенской победе Бога над злом и смертью – весть о том, что в конце времен Бог заключит с людьми Новый завет, и Дух Божий претворит каменные сердца людей в плотяные, вдохнет в них новую жизнь.

Исайя Вавилонский (Второисайя): в пустыне приготовьте путь Господу
Автор второй половины книги Исайи, традиционно именуемый Исайей Вавилонским или Второисайей, начинает свои слова с пророчества об избавлении, которое будет совершать Сам Бог. Как и другие пророки, Второисайя совмещает видение трех различных событий. Возвращение Израиля из вавилонского плена и восстановление Иерусалима являются для него прообразом грядущего прихода Мессии и конца мира, когда слава Божья будет явлена всему творению. Слова Второисайи о гласе вопиющего пятью веками позже применит к себе Иоанн Креститель.

Захария: спасение для всех
Младший современник Исайи Вавилонского, пророк Захария, также рассматривает плен и возвращение из него как прообразы грядущего Суда. В конце принадлежащей ему первой половины книги Захарии он говорит о том, что в последние дни все народы обратятся к Богу Израилеву, и Бог будет спасением прибегающих к Нему.


День Господень у пророков эпохи Второго храма

В эпоху Второго Храма пророчества о Дне Господнем становятся все более конкретными; Суд над народами и День гнева Господня отступают на второй план. «Тот день» для пророков этого периода главным образом связан с приходом Христа и Его спасительным служением.

Малахия: Бог пошлет Илию
В середине 5 в. до РХ пророк Малахия говорит о том, что перед наступлением Дня Господня Бог пошлет к людям пророка Илию, который возвестит наступление последних времен. Это пророчество исполнилось в служении Иоанна Крестителя, которого Ангел Господень, обращаясь к его отцу Захарии, называет «пророком в духе и силе Илии» (Лк. 1:17).

Иоиль: День излияния Духа Божьего
Словно продолжая пророчество Иезекииля о Новом Завете, на рубеже 4–5 вв до РХ пророк Иоиль говорит о том, что в последние дни Бог изольет Духа Своего на всякую плоть, и множество людей смогут слышать Слово Божие так же непосредственно, как слышат Его избранные мужи Господни – пророки. Эти дни будут сопровождаться знамениями вселенского масштаба, солнце померкнет и луна обратится в кровь. И всякий, кто призовет имя Господне – спасется, говорит Иоиль. Таким образом, избранные, которые будут спасены в День Господень – это те, кто обратится к Богу Израилеву и призовет имя Господне.

Захария (Второзахария): воззрят на Него, Которого пронзили Особое место в библейский пророчествах о конце мира занимают слова неизвестного по имени современника Иоиля, автора второй половины книги Захарии. У Второзахарии День Суда предстает как расчет между людьми и Богом, когда люди дают Богу плату за Его благодеяния. Тридцать серебрянников отвешивают люди в уплату Господу – эта страшная подробность подчеркивает, что последние времена начинаются в истории мира с приходом Христа. Но и Второзахария говорит о Дне Суда как о Дне спасения, когда Бог будет защищать людей от гибели. В эти последние времена люди воззрят на Пронзенного ими Христа, и в их сердцах откроется источник слез для омытия греха и нечистоты. Плач в Иерусалиме напоминает Второзахарии древнюю битву при Мегиддо (Армагеддоне). После этих слов Второзахарии эта битва (исторически относящаяся, вероятно, к 622 г, времени царя Иосии) становится одним из самых известных символов конца мира.

Даниил
В 4 в. до РХ автор книги Даниила возвещает, что время грядущего прихода Христа и Судного Дня определено. Таинственные, так и не расшифрованные людьми сроки, о которых говорит Даниил, уже отмерены. Главным событием Дня Господня Даниил называет смерть Христа; но после этого до конца мира пройдет еще некоторое время, которое будет эпохой «завета для многих».


Евангелие

С приходом Господа Иисуса Христа начинают исполняться пророчества Ветхого Завета о последних днях. Христос говорит ученикам о том, что Иоанн Креститель – тот самый пророк последних дней, о котором возвестил Малахия. Суд над миром, которого с трепетом и надежой ожидали пророки, начинается во дни Христа.

Слова Господа Иисуса Христа о конце мира, которые Он говорил ученикам на горе Елеонской, получили название «апокалипсис синоптиков», потому что они почти одинаково зафиксированы и Евангелиях от Матфея и от Луки. Матфей приводит их несколько более подробно.

Здесь Господь говорит о том, что конец мира будет ознаменован пришествием Христа в славе; как молния от края неба и до края, оно будет явлено всем людям. Но прежде этого времени человечество ожидают многочисленные бедствия и вражда против верных Божьих. Важнейшая черта последних дней, которую называет ученикам Христос – то, что Его Евангелие будет проповедано во всех народах, так что все люди услышат о Нем и получат возможность призвать имя Господне. Лжехристы и лжепророки будут пытаться увлечь людей за собой; только верность и упование на Бога помогут избранным претерпеть эти страшные времена.

Христос говорит ученикам, что, хотя время наступления конца мира определено, никто, кроме Небесного Отца не знает о дне том и часе. Суд будет неожиданностью, к которой нельзя подготовиться заранее. Как вор подкрадывается в ночи, приблизится к людям Последний день мира. Поэтому Христос заповедует ученикам бодрствовать и всегда быть готовыми к наступлению конца.

Евангелист Иоанн дополняет апокалипсис синоптиков рядом существенных аспектов. Он приводит слова Христа о том, что суд уже начался и Слово Христа до последнего дня будет судить людей. Кроме того, Христос говорит в Евангелии от Иоанна, что конец мира будет связан с воскресением мертвых; для одних оно будет дверью в жизнь, а для других – в погибель. Критерии этого суда Христос объясняет ученикам в беседе о Последнем Суде, которую записал евангелист Матфей. Люди всех народов будут судиться по тому, как они поступали по отношению к другим. «Что вы сделали людям, – говорит Христос, – то Мне сделали». Милосердие к ближнему и сделанное людям добро являются главным критерием, определяющим вечную судьбу людей.

Но Христос возвещает ученикам и то, что для верующих Ему уже открыт путь к воскресению и жизни. Плоть и Кровь Христа становятся для них пищей вечной жизни, Трапезой Господней, предреченной пророком Иезекиилем.

Важнейшим для Евангелия откровением о жизни христиан в преддверии конца явлются заключительные слова Христа в Евангелии от Матфея: «вот, Я с вами во все дни до скончания века».


Деяния

Евангелист Лука сообщает в начале книги Деяний апостолов приводит слова, сказанные Господом Иисусом Христом ученикам в момент Его Вознесения. На вопрос учеников, не в настоящий ли момент исполняются пророчества о конце времен, Господь говорит, что ученикам не дано знать времена и сроки. Вместо этого им, согласно пророчеству Иоиля, будет дарован Дух Святой, Чье благодатное действие положит в учениках начало жизни будущего века. Тем самым вновь утверждается открытая в Евангелии от Иоанна возможность для учеников Христа перейти от смерти в жизнь уже сейчас. Во второй главе Деяний, в день Пятидесятницы, апостол Петр утверждает, что совершившееся на апостолах чудо и есть исполнение пророчества Иоиля. Тем самым, согласно древней христианской традиции, его пророчество о померкшем солнце относится к тьме, покрывшей Голгофу в момент Крестной смерти Христа.


Послания

Ученики Христовы в своих посланиях многократно обращаются к теме конца мира. Послания подтверждают евангельское благовестие о том, что для верующих День Господень одновременно и будущее, и настоящее. В среде первых христиан было распространено мнение, что конец мира настанет вскоре после Воскресения Христова. Однако, с течением времени, эта точка зрения перестает быть общепринятой.

Главным образом апостолы говорят о конце мира как о Пришествии Христа в славе; Днем Господним в апостольской среде чаще называется первый день недели, когда христиане празднуют Воскресение и Господь пребывает с ними в таинстве Евхаристии. Пришествие Христа повлечет за собой воскресение мертвых и новую жизнь в обновленном – избавленном от зла и преображенном мире.

В посланиях апостолы рассматривают время после Воскресения Христова как «последние времена», потому что с приходом Христа исполнились все сроки и пришла «полнота времен». Это время, длительность которого неизвестна, следует употребить на то, чтобы, по примеру Христа, деятельно нести в мир Божью любовь и делать добро. Ожидание Дня Господня требует также от христиан бодрствования – внутренней готовности предстать перед Спасителем. Тем самым в Церкви осуществляется Царство Небесное, которому еще предстоит явиться в полноте. Жизнь христианина протекает, таким образом, в Царстве Небесном еще до его окончательной победы.

Продолжая сказанное Христом о признаках приближения конца мира, апостол Павел дополняет это несколькими важными вещами. Во-первых, он говорит о том, что в последние времена в мире появится в человеческом образе враг Божий, Антихрист, который попытается увлечь людей за собой. Во-вторых, апостол Павел полагает, что перед концом мира, последним из народов, обратится ко Христу избранный народ, запечатлевая тем самым полное число уверовавших. Апостол возвещает также, что в День Господень не только воскреснут мертвые, но и оставшиеся в живых, «изменившись», встретят Господа.

Апостол Петр, подтверждая слова апостола Павла, говорит о конце мира как о вселенской катастрофе. То, что сроки наступления конца отложены, Петр считает проявлением милости и долготерпения Бога, дающего людям возможность обратиться и уверовать.


Апокалипсис: новое небо и новая земля

Специально судьбам мира и Церкви посвящена заключительная книга Библии, Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис. Откровение подводит итог всему, что было сказано об этом в библейской традиции. Апостол Иоанн прибегает в нем к образам, заимствованным из ветхозаветных пророчеств, подчеркивая тем самым преемственность ветхозаветного и новозаветного откровения. Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над грехом увенчает тяжелую борьбу. В обновленном творении («новое небо и новая земля») Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме. Заканчивается книга Откровения словами «гряди, Господи Иисусе», навсегда ставшими для учеников Христа выражением горячего желания приблизить эту грядущую победу.

Тексты к теме:

Евангелие от Иоанна   гл.  1,  ст. 18
18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Евангелие от Луки   гл.  1,  ст. 17
17 
И предъидет пред Ним в духе и силе Илии,
чтобы возвратить сердца отцов детям,
и непокоривым образ мыслей праведников,
дабы представить Господу народ приготовленный.
Псалтирь   гл.  101,  ст. 26-28
26 
В начале Ты, (Господи,) основал землю,
  и небеса — дело Твоих рук.
27 
Они погибнут, а Ты пребудешь;
  и все они, как риза, обветшают,
и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
28 
  но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся.
Книга Премудрости Соломона   гл.  7,  ст. 16-18
16 
Ибо в руке Его и мы и слова наши,
  и всякое разумение и искусство делания.
17 
Сам Он даровал мне неложное познание существующего,
  чтобы познать устройство мира и действие стихий,
18 
начало, конец и средину времен,
  смены поворотов и перемены времен,
Книга пророка Амоса   гл.  5,  ст. 17-20
17 
и во всех виноградниках будет плач,
  ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь.
18 
Горе желающим дня Господня!
  для чего вам этот день Господень?
он тьма, а не свет,
19 
  то же, как если бы кто убежал от льва,
  и попался бы ему навстречу медведь,
или если бы пришел домой и оперся рукою о стену,
  и змея ужалила бы его.
20 
Разве день Господень не мрак, а свет?
  он тьма, и нет в нем сияния.
Книга пророка Амоса   гл.  9,  ст. 11
11 
В тот день Я восстановлю
  скинию Давидову падшую,
заделаю трещины в ней
  и разрушенное восстановлю,
  и устрою ее, как в дни древние,
Книга пророка Осии   гл.  13,  ст. 14
14 
От власти ада Я искуплю их,
  от смерти избавлю их.
Смерть! где твое жало?
  ад! где твоя победа?
  Раскаяния в том не будет у Меня.
Книга пророка Михея   гл.  1,  ст. 3-4
Ибо вот, Господь исходит от места Своего,
  низойдет и наступит на высоты земли.
И горы растают под Ним,
  долины распадутся,
как воск от огня,
  как воды, льющиеся с крутизны.
Книга пророка Исаии   гл.  2,  ст. 12
12 
Ибо грядет день Господа Саваофа
  на все гордое и высокомерное
  и на все превознесенное — и оно будет унижено —
Книга пророка Исаии   гл.  9,  ст. 5-8
5 Ибо всякая обувь воина во время брани
  и одежда, обагренная кровью,
  будут отданы на сожжение, в пищу огню.
 
6 Ибо Младенец родился нам;
  Сын дан нам;
владычество на раменах Его,
  и нарекут имя Ему:
Чудный, Советник, Бог крепкий,
  Отец вечности, Князь мира.
 
7 Умножению владычества Его и мира
  нет предела
на престоле Давида и в царстве его,
  чтобы Ему утвердить его и укрепить его
судом и правдою
  отныне и до века.
Ревность Господа Саваофа соделает это.
Слово посылает Господь на Иакова,
  и оно нисходит на Израиля,
Книга пророка Исаии   гл.  10,  ст. 17
17 
Свет Израиля будет огнем,
  и Святый его — пламенем,
которое сожжет и пожрет
  терны его и волчцы его в один день;
Книга пророка Исаии   гл.  10,  ст. 20
20 И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно.
Книга пророка Исаии   гл.  11,  ст. 1-10
И произойдет отрасль от корня Иессеева,
  и ветвь произрастет от корня его;
и почиет на Нем Дух Господень,
  дух премудрости и разума,
  дух совета и крепости,
  дух вèдения и благочестия;
и страхом Господним исполнится,
 
и будет судить не по взгляду очей Своих,
  и не по слуху ушей Своих решать дела.
Он будет судить бедных по правде,
  и дела страдальцев земли решать по истине;
и жезлом уст Своих поразит землю,
  и духом уст Своих убьет нечестивого.
И будет препоясанием чресл Его правда,
  и препоясанием бедр Его — истина.
Тогда волк будет жить вместе с ягненком,
  и барс будет лежать вместе с козленком;
и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе,
  и малое дитя будет водить их.
И корова будет пастись с медведицею,
  и детеныши их будут лежать вместе,
  и лев, как вол, будет есть солому.
И младенец будет играть над норою аспида,
  и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
Не будут делать зла и вреда
  на всей святой горе Моей,
ибо земля будет наполнена видением Господа,
  как воды наполняют море.
10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники — и покой его будет слава.
Книга пророка Исаии   гл.  13,  ст. 6
Рыдайте, ибо день Господа близок,
  идет как разрушительная сила от Всемогущего.
Книга пророка Софонии   гл.  1,  ст. 7
Умолкни пред лицем Господа Бога!
  ибо близок день Господень:
уже приготовил Господь жертвенное заклание,
  назначил, кого позвать.
Книга пророка Софонии   гл.  1,  ст. 14-17
14 
Близок великий день Господа,
  близок, и очень поспешает:
уже слышен голос дня Господня;
  горько возопиет тогда и самый храбрый!
15 
День гнева — день сей,
  день скорби и тесноты,
день опустошения и разорения,
  день тьмы и мрака,
день облака и мглы,
16 
  день трубы и бранного крика
против укрепленных городов
  и высоких башен.
17 
И Я стесню людей,
  и они будут ходить, как слепые,
  потому что они согрешили против Господа,
и разметана будет кровь их, как прах,
  и плоть их — как помет.
Книга пророка Иезекииля   гл.  13,  ст. 5
5 В проломы вы не входите и не ограждаете стеною дома Израилева, чтобы твердо стоять в сражении в день Господа.
Книга пророка Иезекииля   гл.  22,  ст. 30
30 Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел.
Книга пророка Иезекииля   гл.  30,  ст. 3
3    Ибо близок день, так!
  близок день Господа,
день мрачный;
  година народов наступает.
Книга пророка Иезекииля   гл.  37,  ст. 26
26 И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки.
Книга пророка Иезекииля   гл.  39,  ст. 7-8
7 И явлю святое имя Мое среди народа Моего, Израиля, и не дам вперед бесславить святаго имени Моего, и узнают народы, что Я Господь, Святый в Израиле. 8 Вот, это придет и сбудется, говорит Господь Бог — это тот день, о котором Я сказал.
Книга пророка Иезекииля   гл.  39,  ст. 29
29 и не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог.
Книга пророка Исаии   гл.  40,  ст. 3-5
Глас вопиющего:
в пустыне приготовьте путь Господу,
  прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
всякий дол да наполнится,
  и всякая гора и холм да понизятся,
кривизны выпрямятся
  и неровные пути сделаются гладкими;
и явится слава Господня,
  и узрит всякая плоть (спасение Божие);
  ибо уста Господни изрекли это.
Книга пророка Захарии   гл.  8,  ст. 23
23 Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог.
Книга пророка Захарии   гл.  9,  ст. 16
16 
И спасет их Господь Бог их в тот день,
  как овец, народ Свой;
ибо, подобно камням в венце,
  они воссияют на земле Его.
Книга пророка Малахии   гл.  4,  ст. 5
5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.
Книга пророка Иоиля   гл.  1,  ст. 15
15 
О, какой день!
ибо день Господень близок;
  как опустошение от Всемогущего придет он.
Книга пророка Иоиля   гл.  2,  ст. 1
Трубите трубою на Сионе
  и бейте тревогу на святой горе Моей;
да трепещут все жители земли,
  ибо наступает день Господень, ибо он близок —
Книга пророка Иоиля   гл.  2,  ст. 11
11 
И Господь даст глас Свой
  пред воинством Своим,
ибо весьма многочисленно полчище Его
  и могуществен исполнитель слова Его;
ибо велик день Господень и весьма страшен,
  и кто выдержит его?
Книга пророка Иоиля   гл.  2,  ст. 27-32
27 
И узнаете, что Я посреди Израиля,
  и Я — Господь Бог ваш, и нет другого,
и Мой народ не посрамится
  во веки.
28 
И будет после того,
  излию от Духа Моего на всякую плоть,
и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши;
  старцам вашим будут сниться сны,
  и юноши ваши будут видеть видения.
29 
И также на рабов и на рабынь
  в те дни излию от Духа Моего.
30 И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. 31 Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. 32 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь.
Книга пророка Захарии   гл.  11,  ст. 10-13
10 И возьму жезл Мой — благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами. 11 И он уничтожен будет в тот день, и тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа. 12 И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. 13 И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника.
Книга пророка Захарии   гл.  12,  ст. 8-14
8 В тот день защищать будет Господь жителей Иерусалима, и самый слабый между ними в тот день будет как Давид, а дом Давида будет как Бог, как Ангел Господень перед ними. 9 И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим.
10 А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. 11 В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской. 12 И будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жены их особо; племя дома Нафанова особо, и жены их особо; 13 племя дома Левиина особо, и жены их особо; племя Симеоново особо, и жены их особо. 14 Все остальные племена — каждое племя особо, и жены их особо.
Книга пророка Захарии   гл.  13,  ст. 1-2
1 В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты. 2 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли.
Книга пророка Даниила   гл.  9,  ст. 24-27
24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. 25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. 26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. 27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя".
Книга пророка Даниила   гл.  10,  ст. 14
14 А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням".
Евангелие от Матфея   гл.  17,  ст. 10-13
10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? 11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; 12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. 13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
Евангелие от Матфея   гл.  24,  ст. 3-42
3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? 4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят. 6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: 7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8 всё же это — начало болезней. 9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; 10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; 11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; 12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; 13 претерпевший же до конца спасется. 14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — 16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; 17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; 18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. 19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! 20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, 21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. 22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. 23 Тогда, если кто скажет вам: "вот, здесь Христос", или "там", — не верьте. 24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. 25 Вот, Я наперед сказал вам. 26 Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", — не выходите: "вот, Он в потаенных комнатах", — не верьте. 27 Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого. 28 Ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
29 И вдруг, после скорби дней тех,
солнце померкнет,
  и луна не даст света своего,
и звезды спадут с неба,
  и силы небесные поколеблются.
 30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; 31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; 33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. 34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; 35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; 37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: 38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого; 40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; 41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. 42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
Евангелие от Луки   гл.  17,  ст. 20-37
20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: "вот, оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; 23 и скажут вам: "вот, здесь", или: "вот, там", — не ходите и не гоняйтесь, 24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. 25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим. 26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: 27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. 28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; 29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; 30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. 31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. 32 Вспоминайте жену Лотову. 33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. 34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; 35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; 36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. 37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.
Евангелие от Матфея   гл.  25,  ст. 31-46
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?" 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: "так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне".
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня". 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?" 45 Тогда скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне". 46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Евангелие от Иоанна   гл.  3,  ст. 19
19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
Евангелие от Иоанна   гл.  8,  ст. 12
12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
Евангелие от Иоанна   гл.  5,  ст. 28-29
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.
Евангелие от Иоанна   гл.  6,  ст. 39-40
39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. 40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
Евангелие от Иоанна   гл.  6,  ст. 44
44 Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
Евангелие от Иоанна   гл.  6,  ст. 54-55
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Евангелие от Иоанна   гл.  12,  ст. 31
31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
Евангелие от Иоанна   гл.  12,  ст. 48
48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.
Евангелие от Матфея   гл.  28,  ст. 20
20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Деяния Святых Апостолов   гл.  1,  ст. 6-8
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? 7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Деяния Святых Апостолов   гл.  2,  ст. 14-17
14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; 16 но это есть предреченное пророком Иоилем:
 
17 "И будет в последние дни, говорит Бог,
излию от Духа Моего на всякую плоть,
  и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши;
и юноши ваши будут видеть видения,
  и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
Первое Послание Иоанна   гл.  2,  ст. 28
28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.
Послание к Римлянам   гл.  2,  ст. 16
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Первое Послание к Коринфянам   гл.  15,  ст. 22-23
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
Первое Послание к Коринфянам   гл.  11,  ст. 26
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
Послание к Галатам   гл.  4,  ст. 4-5
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Послание к Евреям   гл.  1,  ст. 1-2
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
Послание к Галатам   гл.  6,  ст. 10
10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
Послание к Филиппийцам   гл.  1,  ст. 9-11
9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, 10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, 11 исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.
Послание к Филиппийцам   гл.  3,  ст. 20
20 Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа,
Первое Послание к Фессалоникийцам   гл.  5,  ст. 1-4
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, 2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. 3 Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. 4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
Второе Послание к Фессалоникийцам   гл.  2,  ст. 1-4
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, 2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. 3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, 4 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
Послание к Римлянам   гл.  11,  ст. 25-26
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; 26 и так весь Израиль спасется, как написано:
"придет от Сиона Избавитель,
  и отвратит нечестие от Иакова.
Первое Послание к Фессалоникийцам   гл.  4,  ст. 13-18
13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. 14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, 16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. 18 Итак утешайте друг друга сими словами.
Второе Послание Петра   гл.  3,  ст. 9-15
9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
11 Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, 12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? 13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.
14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; 15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
Откровение Иоанна Богослова   гл.  16,  ст. 15-16
15 Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. 16 И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.
Откровение Иоанна Богослова   гл.  21,  ст. 1-7
1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. 2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. 3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. 4 И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
5 И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. 6 И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. 7 Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
Откровение Иоанна Богослова   гл.  22,  ст. 6-7
6 И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. 7 Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.
Откровение Иоанна Богослова   гл.  22,  ст. 20
20 Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).