19 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее. |
Интересно: зачем понадобились Рахили те «идолы», небольшие изваяния языческих богов — покровителей дома, которые в те времена были в каждом доме? Есть одно простое объяснение: владеющий домашними богами мог претендовать на наследство. Так; но только ли в этом дело? Ведь Рахиль, наверное, и сама понимала, что в отчий дом ей больше дороги нет. Тогда что же? Недоверие к Богу Иакова? К Богу, на Которого теперь только и можно было надеяться? Едва ли: будь оно так, Рахиль не решилась бы бежать со своим мужем, рискуя всем. Так зачем же? Самый простой ответ может на первый взгляд показаться странным: на всякий случай. Конечно, Бог Иакова сильнее языческих богов, Он явно сильнее богов Лавана, Он не раз это доказывал. Но всё же: а вдруг? А вдруг Его поддержки окажется недостаточно? Ведь Он непредсказуем. А тут всё привычно, знакомо, эти домашние боги помогали всегда, наверное, и теперь помогут. Главное не оставлять их, взять с собой. Конечно, такие аргументы не всегда бывают чётко осмысленными, порой человек следует им, слабо отдавая или вовсе не отдавая себе отчёта в том, что делает и какими мотивами руководствуется. Но в сердце, там, где делается выбор и принимаются решения, поселяется нерешительность. А нерешительность вызывает желание подстраховаться, не класть все яйца в одну корзину. Пусть и Бог, и что-нибудь или кто-нибудь ещё, старые боги, старые полумагические обычаи, неважно что, лишь бы оно было старым и проверенным. И как оно работает, чем сможет помочь — тоже неважно: помогало же раньше, значит, поможет и сегодня. А в глубине души одно желание: заполучить если не спасательную шлюпку, то хотя бы спасательный круг на случай возможного крушения, на случай, если вдруг Бог не справится. И не приходит в голову ищущим такого «спасения», что, если уж Бог оставит, не помогут никакие шлюпки и никакие круги. Что без Него одна дорога: на дно. А с Ним — в Царство. Без спасательных кругов и без страховки.
19 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее. |
Зачем понадобились Рахили те «идолы», небольшие изваяния языческих богов — покровителей дома, которые в те времена были в каждом доме? Есть одно простое объяснение: владеющий домашними богами мог претендовать на наследство. Так; но только ли в этом дело? Ведь Рахиль, наверное, и сама понимала, что в отчий дом ей больше дороги нет. Тогда что же? Недоверие к Богу Иакова? К Богу, на Которого теперь только и можно было надеяться? Едва ли: будь оно так, Рахиль не решилась бы бежать со своим мужем, рискуя всем. Так зачем же? Самый простой ответ может на первый взгляд показаться странным: на всякий случай. Конечно, Бог Иакова сильнее языческих богов, Он явно сильнее богов Лавана, Он не раз это доказывал. Но всё же: а вдруг? А вдруг Его поддержки окажется недостаточно? Ведь Он непредсказуем. А тут всё привычно, знакомо, эти домашние боги помогали всегда, наверное, и теперь помогут. Главное не оставлять их, взять с собой. Конечно, такие аргументы не всегда бывают чётко осмысленными, порой человек следует им, слабо отдавая или вовсе не отдавая себе отчёта в том, что делает и какими мотивами руководствуется. Но в сердце, там, где делается выбор и принимаются решения, поселяется нерешительность. А нерешительность вызывает желание подстраховаться, не класть все яйца в одну корзину. Пусть и Бог, и что-нибудь или кто-нибудь ещё, старые боги, старые полумагические обычаи, неважно что, лишь бы оно было старым и проверенным. И как оно работает, чем сможет помочь — тоже неважно: помогало же раньше, значит, поможет и сегодня. А в глубине души одно желание: заполучить если не спасательную шлюпку, то хотя бы спасательный круг на случай возможного крушения, на случай, если вдруг Бог не справится. И не приходит в голову ищущим такого «спасения», что, если уж Бог оставит, не помогут никакие шлюпки и никакие круги. Что без Него одна дорога: на дно. А с Ним — в Царство. Без спасательных кругов и без страховки.
1 И услышал (Иаков) слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие. 2 И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня. 3 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою. 4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к
стаду
мелкого скота своего, 5 и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; 6 вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, 7 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло. 8 Когда сказал он, что
скот
с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: "пестрые будут тебе в награду", то скот весь и родил пестрых. 9 И отнял Бог (весь) скот у отца вашего и дал (его) мне. 10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы (и овны), поднявшиеся на скот (на коз и овец) пестрые, с крапинами и пятнами. 11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. 12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы (и овны), поднявшиеся на скот (на коз и овец), пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; 13 Я Бог (явившийся тебе) в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей (и Я буду с тобою). 14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? 15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; 16 посему все (имение и) богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе. |
17 И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов, 18 и взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, (и все свое,) чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую. 19 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее. 20 Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется. 21 И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад. |
Уход Исаака с земли тестя связан с понятными человеческими представлениями о справедливости. Столько лет работать на тестя, сталкиваться с мелочным обманом, подлогом, все время терпеть попытки урвать кусок и нажиться на Иакове. Но уход его связан не с обычным "надоело", а с призывом Бога обрести землю, обещанную отцу и деду. Несмотря на свою правоту, Иаков опасается за свою жизнь и свою семью, боится мести со стороны своих шуринов. Он уходит тайком, заручившись поддержкой Рахили и Лии. Эта таинственность и дает возможность Рахили принести идолопоклонство в народ поклоняющийся Единому Богу. Она не может расстаться с тем, что долгое время составляло основу ее жизни, и сорняк язычества без ведома Иакова проникает в поле, которое насадил Господь.
1 И услышал (Иаков) слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие. 2 И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня. 3 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою. 4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к
стаду
мелкого скота своего, 5 и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; 6 вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, 7 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло. 8 Когда сказал он, что
скот
с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: "пестрые будут тебе в награду", то скот весь и родил пестрых. 9 И отнял Бог (весь) скот у отца вашего и дал (его) мне. 10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы (и овны), поднявшиеся на скот (на коз и овец) пестрые, с крапинами и пятнами. 11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. 12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы (и овны), поднявшиеся на скот (на коз и овец), пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; 13 Я Бог (явившийся тебе) в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей (и Я буду с тобою). 14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? 15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; 16 посему все (имение и) богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе. |
17 И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов, 18 и взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, (и все свое,) чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую. 19 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее. 20 Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется. 21 И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад. |
Чтобы стать вождём народа Божия, надо научиться слушать и слышать Бога. Иаков научился — судя по словам, сказанным им своим жёнам. Он упоминает о Боге Авраама, Который явился ему во сне. Иаков говорит об ангеле, о вестнике Божьем — но в те времена между явлением ангела и явлением Самого Бога зачастую не делали различия. Бог сделал Иакова богатым — и это был урок. Урок того, что, следуя Богу, можно стать богатым, притом совершенно неожиданно.
Теперь предстоял следующий урок — надо было понять, что такое следование не является беспроблемным и безопасным. Даже тогда, когда, казалось бы, всё удалось и можно чувствовать себя победителем. Иаков разбогател, у него теперь стад едва ли не больше, чем самого Лавана, и всем он обязан только Богу. Казалось бы, победа полная. Только вот после победы, после удачи приходится бежать, бежать от неминуемых иначе проблем, притом проблем серьёзных.
Удачно осуществлённый, пусть даже с нашим прямым участием, Божий план вовсе не предполагает возможности расслабиться и отдохнуть. Всё может получиться совсем наоборот: после осуществлённого Божьего плана придётся тут же начать реализовывать следующий — и он вполне может оказаться вопросом собственного спасения. Может быть, даже физического выживания. Божья педагогика может показаться жёсткой, но она нужна, чтобы научить человека настоящей духовной собранности. Настоящей — означает не временами и местами, а постоянно.
У Бога нет для нас нормированного рабочего дня или рабочей недели, Он не предоставляет законного отпуска. Иногда Он может дать человеку отдых, и порой даже весьма продолжительный — но не по тому графику, на который обычно рассчитывает человек. К тому же отдых может в любой момент закончиться и без раскачки перейти в активную деятельность по реализации очередного Божьего замысла.
Такая непредсказуемость свойственна Божьему действию — непредсказуемость, разумеется, лишь на наш взгляд: Он-то Свои планы представляет Себе хорошо. Человеку же важно научиться быстрой, почти молниеносной реакции на Его слова и действия. Иначе Божьим человеком не стать. Бог же хочет видеть Иакова именно Своим человеком — и обучает его соответственно.
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||