Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Мих 7:2

Поделиться
Не стало милосердых на земле,
  нет правдивых между людьми;
все строят ковы, чтобы проливать кровь;
  каждый ставит брату своему сеть.
Свернуть

И в пророческих книгах, и в псалмах встречаются порой утверждения, что праведников на земле уже не осталось, что вокруг одни злодеи и нечестивцы, и мир катится в пропасть. Как относиться к таким высказываниям? Конечно, можно было бы сказать, что речь идёт о конкретной, локальной ситуации, о непосредственном окружении того, кому высказывание принадлежит. И даже если речь идёт о пророческой проповеди, приходится принимать во внимание тот факт, что такая проповедь всегда была предельно конкретной. Но меняет ли это ситуацию кардинально? Наверное, всё-таки нет, и причин тому, как минимум, две.

Во-первых, речь идёт всё-таки не об отдельном человеке, а о народе Божием в целом. И здесь важно наличие не одного человека, а общины, которая могла бы духовно влиять на ситуацию. Известна история ангельского посещения Авраама, во время которой Авраам просит о Содоме, которому грозит гибель. А если там всё же найдётся пятьдесят праведников? А тридцать? А десять? Разговор прерывается на десяти, и не случайно: ведь, согласно иудейским религиозным нормам, десять человек — минимум, необходимый для создания полноценной общины.

Но, судя по словам пророка, ни о какой общине в той конкретной ситуации, о которой он говорит, не может быть и речи. А если так, то общество покатится в духовную, а затем и в историческую пропасть, хотя проявится это, быть может, и не сразу. Но есть ещё и во-вторых, которое касается уже не столько духовной ситуации в обществе, сколько того, что можно было бы назвать духовным измерением истории.

Особенно хорошо заметна эта составляющая на примере завета с Ноем, как он описан в Книге Бытия: после потопа праведник приносит Богу жертву, и Бог заключает с ним союз. И говорит, втягивая ноздрями дым от жертвоприношения (образ Бога тут явно с намерением архаизирован): не буду больше уничтожать мир из-за человека, ведь все намерения сердца человеческого — зло от юности его. Т.е. человек неисправим, а всей праведности праведников (собирательным образом которых становится Ной) хватает лишь на то, чтобы мир не рухнул в пропасть.

А если праведников нет? А если их слишком мало? Конечно, история народа Божия — отдельная, особая история, в которую Бог и вмешивается совершенно особенным образом. Но ведь духовные законы для всех общие, и если в истории любого народа, даже народа Божия, наступает момент, когда праведность его праведников становится незаметной, возможно всё, вплоть до исторической катастрофы. Ведь в падшем мире срыв возможен всегда, так же, как всегда в нём найдётся, куда падать.

Другие мысли вслух

 
На Мих 7:2
Не стало милосердых на земле,
  нет правдивых между людьми;
все строят ковы, чтобы проливать кровь;
  каждый ставит брату своему сеть.
Свернуть
И в пророческих книгах, и в псалмах встречаются порой утверждения, что праведников на земле уже не осталось, что вокруг одни злодеи и нечестивцы, и мир катится в пропасть. Как относиться к таким высказываниям? Конечно, можно было бы сказать, что речь идёт о конкретной, локальной ситуации, о непосредственном окружении того, кому высказывание принадлежит...  Читать далее

И в пророческих книгах, и в псалмах встречаются порой утверждения, что праведников на земле уже не осталось, что вокруг одни злодеи и нечестивцы, и мир катится в пропасть. Как относиться к таким высказываниям? Конечно, можно было бы сказать, что речь идёт о конкретной, локальной ситуации, о непосредственном окружении того, кому высказывание принадлежит. И даже если речь идёт о пророческой проповеди, приходится принимать во внимание тот факт, что такая проповедь всегда была предельно конкретной. Но меняет ли это ситуацию кардинально? Наверное, всё-таки нет, и причин тому, как минимум, две.

Во-первых, речь идёт всё-таки не об отдельном человеке, а о народе Божием в целом. И здесь важно наличие не одного человека, а общины, которая могла бы духовно влиять на ситуацию. Известна история ангельского посещения Авраама, во время которой Авраам просит о Содоме, которому грозит гибель. А если там всё же найдётся пятьдесят праведников? А тридцать? А десять? Разговор прерывается на десяти, и не случайно: ведь, согласно иудейским религиозным нормам, десять человек — минимум, необходимый для создания полноценной общины.

Но, судя по словам пророка, ни о какой общине в той конкретной ситуации, о которой он говорит, не может быть и речи. А если так, то общество покатится в духовную, а затем и в историческую пропасть, хотя проявится это, быть может, и не сразу. Но есть ещё и во-вторых, которое касается уже не столько духовной ситуации в обществе, сколько того, что можно было бы назвать духовным измерением истории.

Особенно хорошо заметна эта составляющая на примере завета с Ноем, как он описан в Книге Бытия: после потопа праведник приносит Богу жертву, и Бог заключает с ним союз. И говорит, втягивая ноздрями дым от жертвоприношения (образ Бога тут явно с намерением архаизирован): не буду больше уничтожать мир из-за человека, ведь все намерения сердца человеческого — зло от юности его. Т.е. человек неисправим, а всей праведности праведников (собирательным образом которых становится Ной) хватает лишь на то, чтобы мир не рухнул в пропасть.

А если праведников нет? А если их слишком мало? Конечно, история народа Божия — отдельная, особая история, в которую Бог и вмешивается совершенно особенным образом. Но ведь духовные законы для всех общие, и если в истории любого народа, даже народа Божия, наступает момент, когда праведность его праведников становится незаметной, возможно всё, вплоть до исторической катастрофы. Ведь в падшем мире срыв возможен всегда, так же, как всегда в нём найдётся, куда падать.

Свернуть
 
На Мих 7:1-20
Горе мне! ибо со мною теперь —
  как по собрании летних плодов,
  как по уборке винограда:
ни одной ягоды для еды,
  ни спелого плода, которого желает душа моя.
Не стало милосердых на земле,
  нет правдивых между людьми;
все строят ковы, чтобы проливать кровь;
  каждый ставит брату своему сеть.
Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло;
  начальник требует подарков, и судья судит за взятки,
а вельможи высказывают злые хотения души своей
  и извращают дело.
Лучший из них — как терн,
  и справедливый — хуже колючей изгороди,
день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает;
  ныне постигнет их смятение.
Не верьте другу,
  не полагайтесь на приятеля;
от лежащей на лоне твоем
  стереги двери уст твоих.
Ибо сын позорит отца,
  дочь восстает против матери,
невестка — против свекрови своей;
  враги человеку — домашние его.
А я буду взирать на Господа,
  уповать на Бога спасения моего:
  Бог мой услышит меня.
Не радуйся ради меня, неприятельница моя!
  хотя я упал, но встану;
хотя я во мраке,
  но Господь свет для меня.
Гнев Господень я буду нести,
  потому что согрешил пред Ним,
доколе Он не решит дела моего
и не совершит суда надо мною;
тогда Он выведет меня на свет,
  и я увижу правду Его.
10 
И увидит это неприятельница моя
  и стыд покроет ее, говорившую мне:
  "где Господь Бог твой?"
Насмотрятся на нее глаза мои,
  как она будет попираема
  подобно грязи на улицах.
11 
В день сооружения стен твоих,
  в этот день отдалится определение.
12 
В тот день придут к тебе
  из Ассирии и городов Египетских,
и от Египта до реки Евфрата,
  и от моря до моря, и от горы до горы.
13 
А земля та будет пустынею
  за вину жителей ее,
  за плоды деяний их.
14 
Паси народ Твой жезлом Твоим,
  овец наследия Твоего,
обитающих уединенно в лесу
  среди Кармила;
да пасутся они на Васане и Галааде,
  как во дни древние!
15 
Как во дни исхода твоего из земли Египетской,
  явлю ему дивные дела.
16 
Увидят это народы и устыдятся
  при всем могуществе своем;
положат руку на уста,
  уши их сделаются глухими;
17 
будут лизать прах как змея,
  как черви земные
выползут они из укреплений своих;
  устрашатся Господа Бога нашего
  и убоятся Тебя.
18 
Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие
  и не вменяющий преступления
  остатку наследия Твоего?
не вечно гневается Он,
  потому что любит миловать.
19 
Он опять умилосердится над нами,
  изгладит беззакония наши.
Ты ввергнешь в пучину морскую
  все грехи наши.
20 
Ты явишь верность Иакову,
  милость Аврааму,
которую с клятвою обещал отцам нашим
  от дней первых.
Свернуть
Перед нами картины нравственного распада. Не стало милосердных, ни на кого нельзя положиться. Состояние тогдашнего общества напоминает пророку опустошение сада после уборки плодов, когда ни одной ягоды не осталось на ветвях...  Читать далее

Перед нами картины нравственного распада. Не стало милосердных, ни на кого нельзя положиться. Состояние тогдашнего общества напоминает пророку опустошение сада после уборки плодов, когда ни одной ягоды не осталось на ветвях. Но ведь Моисеев закон рекомендовал оставлять часть урожая не снятым для бедных и странников. Это правило не соблюдается, всё подчистую сгребается только для себя. Распадаются семейные связи. В общем, всё знакомо, не ново и постоянно повторяется, в который раз, погружаясь в свидетельства древних времён, мы можем повторить: и это уже было. Поэтому когда вслед за изображением общей ситуации идут описания предстоящей расплаты, в очередной раз трудно переключиться и не отнести пророчество к нашим временам.

И опять мы встречаемся с надеждой, ведь Господь и сегодня, и в то далёкое от нас время, Тот же Самый, Он не просто милостив, но и любит миловать, поэтому всегда готов принять грешника, стремящегося покаянно отвергнуть старые грехи.

Поэтому и сегодня, если мы спотыкаемся, нас могут поддержать слова Михея: хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня.

Свернуть
 
На Мих 7:1-20
Горе мне! ибо со мною теперь —
  как по собрании летних плодов,
  как по уборке винограда:
ни одной ягоды для еды,
  ни спелого плода, которого желает душа моя.
Не стало милосердых на земле,
  нет правдивых между людьми;
все строят ковы, чтобы проливать кровь;
  каждый ставит брату своему сеть.
Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло;
  начальник требует подарков, и судья судит за взятки,
а вельможи высказывают злые хотения души своей
  и извращают дело.
Лучший из них — как терн,
  и справедливый — хуже колючей изгороди,
день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает;
  ныне постигнет их смятение.
Не верьте другу,
  не полагайтесь на приятеля;
от лежащей на лоне твоем
  стереги двери уст твоих.
Ибо сын позорит отца,
  дочь восстает против матери,
невестка — против свекрови своей;
  враги человеку — домашние его.
А я буду взирать на Господа,
  уповать на Бога спасения моего:
  Бог мой услышит меня.
Не радуйся ради меня, неприятельница моя!
  хотя я упал, но встану;
хотя я во мраке,
  но Господь свет для меня.
Гнев Господень я буду нести,
  потому что согрешил пред Ним,
доколе Он не решит дела моего
и не совершит суда надо мною;
тогда Он выведет меня на свет,
  и я увижу правду Его.
10 
И увидит это неприятельница моя
  и стыд покроет ее, говорившую мне:
  "где Господь Бог твой?"
Насмотрятся на нее глаза мои,
  как она будет попираема
  подобно грязи на улицах.
11 
В день сооружения стен твоих,
  в этот день отдалится определение.
12 
В тот день придут к тебе
  из Ассирии и городов Египетских,
и от Египта до реки Евфрата,
  и от моря до моря, и от горы до горы.
13 
А земля та будет пустынею
  за вину жителей ее,
  за плоды деяний их.
14 
Паси народ Твой жезлом Твоим,
  овец наследия Твоего,
обитающих уединенно в лесу
  среди Кармила;
да пасутся они на Васане и Галааде,
  как во дни древние!
15 
Как во дни исхода твоего из земли Египетской,
  явлю ему дивные дела.
16 
Увидят это народы и устыдятся
  при всем могуществе своем;
положат руку на уста,
  уши их сделаются глухими;
17 
будут лизать прах как змея,
  как черви земные
выползут они из укреплений своих;
  устрашатся Господа Бога нашего
  и убоятся Тебя.
18 
Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие
  и не вменяющий преступления
  остатку наследия Твоего?
не вечно гневается Он,
  потому что любит миловать.
19 
Он опять умилосердится над нами,
  изгладит беззакония наши.
Ты ввергнешь в пучину морскую
  все грехи наши.
20 
Ты явишь верность Иакову,
  милость Аврааму,
которую с клятвою обещал отцам нашим
  от дней первых.
Свернуть
Что может сделать человек, если вокруг него — сплошной грех? Обличить? А если обличает, а его не слышат?...  Читать далее

Что может сделать человек, если вокруг него — сплошной грех? Обличить? А если обличает, а его не слышат? «Умыть руки»? Вот что делает пророк Михей: он... молится за свой народ. Уже нет надежды на то, что люди покаятся, обратятся к Богу, но всегда есть надежда на Него Самого. «А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня». Пророк просит Бога о том, чтобы Он проявил Свою волю, став пастырем для людей, и опирается он в своей просьбе на уверенность в Божьем милосердии. «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать». И как ответ на свою молитву, Михей провидит грядущее избавление от греха: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши». Конечно, спасает Господь, но если нет молящегося, то нет и спасаемых!

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).