13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. |
Традиционные представления подавляющего большинства народов земли о мироздании предполагают существование двух или трёх миров. Чаще всего речь идёт о верхнем мире — мире богов и высших духов, срединном мире — мире людей и нижнем мире — мире мёртвых или мире теней, где вместе с тенями умерших обитают обычно ещё и низшие, злые духи.
В некоторых случаях срединный и верхний мир объединяются, но нижний мир всегда воспринимается, как отдельный, отделённый от мира живых. В принципе, библейская картина мира от традиционной принципиально не отличается: речь идёт о «небесах», духовном мире, мире, где пребывает Бог, мире, который можно считать «верхним», о «срединном» мире живых и о «нижнем» мире мёртвых, который по-еврейски называется шеол (в грекоязычных библейских книгах шеол назван по-гречески «аидом», с которым связано русское слово «ад»).
Библейская картина мира начинает меняться уже во времена поздних пророков, которым была открыта реальность мессианского Царства (они называли его иногда также Царством Божиим). А в литургическом, богослужебном опыте эпохи Первого Храма Царство открывалось народу, как видения Престола Славы, того Престола Божия, который видели и некоторые пророки (к примеру, Исайя Иерусалимский).
Эти откровения изменили взгляд народа-общины на «верхний мир»: ведь то Царство Божие, которое ассоциировалось исключительно с «небесами», оставаясь чуждым миру людей, судя по свидетельству пророков, когда-нибудь, с приходом Мессии, должно было войти и в мир людей. В контексте пророческой традиции становятся понятными и слова Спасителя о Царстве, которое «приблизилось». Он, собственно, и пришёл для того, чтобы Царство могло войти в наш мир, преображая его.
Но если весь мир становится частью Царства, все прежние разделения в нём перестают быть релевантными. Теперь, после прихода Мессии, нельзя уже говорить о «небесах», которые существуют отдельно от «срединного мира»: ведь Царство теперь входит в наш мир, и прежней границы между ним и нашим миром больше нет. С другой стороны, нет больше и «нижнего мира», шеола в его прежнем качестве: ведь в таком качестве с Царством он несовместим.
Остаётся лишь само Царство, расширяющее своё духовное пространство в нашем мире, и то, что называется в новозаветных книгах «внешней тьмой». А существует эта внешняя по отношению к Царству тьма потому, что в мире есть силы и люди, для которых Царство неприемлемо и которые, в свою очередь, несовместимы с Царством. Они-то и оказываются во внешней тьме, на изнанке преображённого мира. Не потому, что их изгоняют, а из-за того выбора, который делают по собственной воле.
13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. |
Традиционные представления подавляющего большинства народов земли о мироздании предполагают существование двух или трёх миров. Чаще всего речь идёт о верхнем мире — мире богов и высших духов, срединном мире — мире людей и нижнем мире — мире мёртвых или мире теней, где вместе с тенями умерших обитают обычно ещё и низшие, злые духи.
В некоторых случаях срединный и верхний мир объединяются, но нижний мир всегда воспринимается, как отдельный, отделённый от мира живых. В принципе, библейская картина мира от традиционной принципиально не отличается: речь идёт о «небесах», духовном мире, мире, где пребывает Бог, мире, который можно считать «верхним», о «срединном» мире живых и о «нижнем» мире мёртвых, который по-еврейски называется шеол (в грекоязычных библейских книгах шеол назван по-гречески «аидом», с которым связано русское слово «ад»).
Библейская картина мира начинает меняться уже во времена поздних пророков, которым была открыта реальность мессианского Царства (они называли его иногда также Царством Божиим). А в литургическом, богослужебном опыте эпохи Первого Храма Царство открывалось народу, как видения Престола Славы, того Престола Божия, который видели и некоторые пророки (к примеру, Исайя Иерусалимский).
Эти откровения изменили взгляд народа-общины на «верхний мир»: ведь то Царство Божие, которое ассоциировалось исключительно с «небесами», оставаясь чуждым миру людей, судя по свидетельству пророков, когда-нибудь, с приходом Мессии, должно было войти и в мир людей. В контексте пророческой традиции становятся понятными и слова Спасителя о Царстве, которое «приблизилось». Он, собственно, и пришёл для того, чтобы Царство могло войти в наш мир, преображая его.
Но если весь мир становится частью Царства, все прежние разделения в нём перестают быть релевантными. Теперь, после прихода Мессии, нельзя уже говорить о «небесах», которые существуют отдельно от «срединного мира»: ведь Царство теперь входит в наш мир, и прежней границы между ним и нашим миром больше нет. С другой стороны, нет больше и «нижнего мира», шеола в его прежнем качестве: ведь в таком качестве с Царством он несовместим.
Остаётся лишь само Царство, расширяющее своё духовное пространство в нашем мире, и то, что называется в новозаветных книгах «внешней тьмой». А существует эта внешняя по отношению к Царству тьма потому, что в мире есть силы и люди, для которых Царство неприемлемо и которые, в свою очередь, несовместимы с Царством. Они-то и оказываются во внешней тьме, на изнанке преображённого мира. Не потому, что их изгоняют, а из-за того выбора, который делают по собственной воле.
6 И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. 7 Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. |
8 Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться
ему; 9 но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись. |
10 И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. 11 Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. |
12 Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. 13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. |
14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. 15 А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. |
16 Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. |
17 И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. |
18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; 19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. |
20 Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! |
21 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. |
Иоанн поклоняется ангелу, но тот останавливает его. Да, апостол и мы вместе с ним были свидетелями великой силы ангелов. Но они как и мы лишь слуги Того, кто посылает нам предупреждение о том, как нам держать себя в грядущих испытаниях, к чему надо быть готовым. Альфа и Омега, начало и конец, Он — всё. Каждый человек в состоянии осознать, что он слаб, немощен, что он довольно неприятное существо, если посмотреть на все то, что наполняет его внутри. Однако, во все времена и сейчас и тогда, когда апостол Иоанн записывал увиденное, ничего не скрывая, люди были также слабы и греховны. Но каждый день может начаться с того, чем заканчивается Священное Писание: « Ей, гряди, Господи Иисусе».
6 И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. 7 Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. |
8 Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться
ему; 9 но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись. |
10 И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. 11 Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. |
12 Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. 13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. |
14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. 15 А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. |
16 Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. |
17 И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. |
18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; 19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. |
20 Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! |
21 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. |
Видение Иоанна оканчивается словами вестника Божия, который сообщает апостолу, что всё, им увиденное, должно произойти «вскоре» (ст. 6 – 7). Он настаивает на том, чтобы Иоанн не скрывал того, что ему было открыто, именно потому, что «время близко» (ст. 10). Конечно, речь идёт не о каких-то конкретных сроках, о которых отказывался говорить даже Сам Иисус, ссылаясь на то, что они известны лишь Его небесному Отцу (Мф. 24 : 36). Речь о другом: наступили времена, когда ничто не отделяет нас от Царства. Мы живём в эпоху наступающего Царства, в мире уже идут те духовные процессы, смысл которых открылся Иоанну, видевшему их завершение. После разгрома в 70 г. н.э. Второго Храма начался исторический этап, который можно считать финишной прямой на пути в Царство. Однако сколько времени продлится эта финишная прямая, известно одному Богу, быть может, ещё и потому, что её продолжительность определяется не только Им, но, не в меньшей, если не в большей, степени самими людьми. От выбора каждого зависит, сколько времени понадобится для того, чтобы настал день, когда можно будет подвести итог. Не случайно Иисус снова напоминает Своему апостолу о выборе между путём праведности и путём греха, выборе, который предстоит каждому и который теперь, в эпоху наступающего Царства, важен не меньше, чем прежде (ст. 11 – 17). Не случайно говорится в книге и о том, что к ней не следует ничего прибавлять, равно, как не следует ничего и убавлять от неё (ст. 18 – 19).
В самом деле, каждому известны те многочисленные интерпретации Книги откровения, которые нередко лишь искажают её духовный смысл, сводя всё к «страшилкам» в духе и стиле столь распространённого сегодня в литературе и в кино катастрофизма. Такого рода литература, впрочем, появилась не сегодня и даже не вчера, пугать читателя устрашающими «апокалиптическими» картинами любили и авторы прежних времён. Немало подобного рода литературы существовало и во времена, когда получил своё откровение Иоанн (а произошло это в 80-е или в 90-е гг. I в. н.э.). Между тем, такие книги нисколько не помогают читающим их духовно подготовиться к тем событиям, о которых говорится в Книге откровения, они лишь будоражат и пугают читателя. Главной же задачей Иоанна, записавшего то, что он увидел, было духовно сориентировать и подготовить верных к тем новым вызовам, с которыми им предстояло столкнуться во времена, в которые им предстояло жить, во времена борьбы и противостояния Царства с силами тьмы, которое далеко не всегда выглядит так эффектно, как показано в мистических триллерах, но которое не перестаёт от этого быть менее серьёзным или страшным. Книга откровения — не «страшилка», она была написана для того, чтобы стать картой и компасом для тех, кому важно не сбиться с дороги, ведущей в Царство, и не обманываться на счёт тех, кто пытается помешать верным двигаться к цели.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||