1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда. 2 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит. 3 Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен. 4 Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его. 5 Помышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство. 6 Речи нечестивых — засада для пролития крови, уста же праведных спасают их. 7 Коснись нечестивых несчастие — и нет их, а дом праведных стоит. 8 Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении. |
9 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. 10 Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко. 11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. (Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.) 12 Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. 13 Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды. (Смотрящий кротко помилован будет; а встречающийся в воротах стеснит других.) 14 От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его. |
15 Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. 16 У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. 17 Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман. 18 Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует. 19 Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение. 20 Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев. 21 Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол. 22 Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему. 23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость. 24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью. 25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его. 26 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение. 27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно. 28 На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти. |
Может показаться, что когда притчи говорят о практической отдаче от праведного образа жизни, в них делается упор на земной выгоде. Праведнику действительно обещаются благоденствие, похвала от людей, урожай и прочие радости, но подчёркивается, что всё это — не самоцель, а следствие мудрости и праведности, а они взаимосвязаны. Но ни мудрость, ни праведность не валяются на дороге, а они исходят изнутри, связаны с умением слышать себя и другого, умением владеть собой и не превозноситься. Это не абстракции, навязываемые извне, а то, что воздействует на человека. По этой же причине, скажем, и лживость — нечто большее, чем неверное высказывание, она уводит от Бога и разрушает отношения между людьми, да и самого подверженного этому пороку человека.
Следование мудрым путём не только праведно, но и может принести практическую выгоду, но только в том случае, когда не выгода стоит для него на первом плане. Тот, кто гонится за выгодой, рискует не получить её, и даже добившись, способен разрушить себя.
1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда. 2 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит. 3 Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен. 4 Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его. 5 Помышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство. 6 Речи нечестивых — засада для пролития крови, уста же праведных спасают их. 7 Коснись нечестивых несчастие — и нет их, а дом праведных стоит. 8 Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении. |
9 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. 10 Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко. 11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. (Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.) 12 Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. 13 Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды. (Смотрящий кротко помилован будет; а встречающийся в воротах стеснит других.) 14 От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его. |
15 Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. 16 У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. 17 Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман. 18 Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует. 19 Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение. 20 Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев. 21 Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол. 22 Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему. 23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость. 24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью. 25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его. 26 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение. 27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно. 28 На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти. |
Может показаться, что когда притчи говорят о практической отдаче от праведного образа жизни, в них делается упор на земной выгоде. Праведнику действительно обещаются благоденствие, похвала от людей, урожай и прочие радости, но подчёркивается, что всё это — не самоцель, а следствие мудрости и праведности, а они взаимосвязаны. Но ни мудрость, ни праведность не валяются на дороге, а они исходят изнутри, связаны с умением слышать себя и другого, умением владеть собой и не превозноситься. Это не абстракции, навязываемые извне, а то, что воздействует на человека. По этой же причине, скажем, и лживость — нечто большее, чем неверное высказывание, она уводит от Бога и разрушает отношения между людьми, да и самого подверженного этому пороку человека.
Следование мудрым путём не только праведно, но и может принести практическую выгоду, но только в том случае, когда не выгода стоит для него на первом плане. Тот, кто гонится за выгодой, рискует не получить её, и даже добившись, способен разрушить себя.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||