Слова Агура, сына Иакеева. |
1 Вдохновенные изречения, которые сказал этот человек Ифиилу, Ифиилу и Укалу: 2 подлинно, я более невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня, 3 и не научился я мудрости, и познания святых не имею. 4 Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли? |
5 Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него. 6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом. |
7 Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: 8 суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом. 9 Дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе. |
10 Не злословь раба пред господином его, чтобы он не проклял тебя, и ты не остался виноватым. |
11 Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей. 12 Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих. 13 Есть род — о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его! 14 Есть род, у которого зубы — мечи, и челюсти — ножи, чтобы пожирать бедных на земле и нищих между людьми. |
15 У ненасытимости две дочери: "давай, давай!" Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: "довольно!" 16 Преисподняя и утроба бесплодная, земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: "довольно!" |
17 Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные! |
18 Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: 19 пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря, и пути мужчины к девице. |
20 Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: "я ничего худого не сделала". |
21 От трех трясется земля, четырех она не может носить: 22 раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; 23 позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей. |
24 Вот четыре малых на земле; но они мудрее мудрых: 25 муравьи — народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; 26 горные мыши — народ слабый, но ставят домы свои на скале; 27 у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; 28 паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах. |
29 Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают: 30 лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем; 31 конь и козел, (предводитель стада,) и царь среди народа своего. |
32 Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста; 33 потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору. |
Сегодняшняя глава представляет собой изречения аравийского мудреца Агура. Она делится на две части. Начиная с 15-го стиха это числовые притчи – нечто среднее между изречением, загадкой и сравнением. Одна из тем числовых притч – загадки природы и их сравнение с поведением людей.
Первая же часть главы представляет собой уже знакомый нам сборник афоризмов. Мудрец молится о жизни в равновесии, без суеты и лжи, без нищеты и богатства. Эти несколько стихов можно считать развернутым размышлением над молитвой "Отче наш", т.к. именно здесь мы находим объяснение важности жизни за счет хлеба насущного.
Слова Агура, сына Иакеева. |
1 Вдохновенные изречения, которые сказал этот человек Ифиилу, Ифиилу и Укалу: 2 подлинно, я более невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня, 3 и не научился я мудрости, и познания святых не имею. 4 Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли? |
5 Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него. 6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом. |
7 Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: 8 суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом. 9 Дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе. |
10 Не злословь раба пред господином его, чтобы он не проклял тебя, и ты не остался виноватым. |
11 Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей. 12 Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих. 13 Есть род — о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его! 14 Есть род, у которого зубы — мечи, и челюсти — ножи, чтобы пожирать бедных на земле и нищих между людьми. |
15 У ненасытимости две дочери: "давай, давай!" Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: "довольно!" 16 Преисподняя и утроба бесплодная, земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: "довольно!" |
17 Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные! |
18 Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: 19 пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря, и пути мужчины к девице. |
20 Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: "я ничего худого не сделала". |
21 От трех трясется земля, четырех она не может носить: 22 раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; 23 позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей. |
24 Вот четыре малых на земле; но они мудрее мудрых: 25 муравьи — народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; 26 горные мыши — народ слабый, но ставят домы свои на скале; 27 у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; 28 паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах. |
29 Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают: 30 лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем; 31 конь и козел, (предводитель стада,) и царь среди народа своего. |
32 Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста; 33 потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору. |
Сегодняшняя глава представляет собой изречения аравийского мудреца Агура. Она делится на две части. Начиная с 15-го стиха это числовые притчи – нечто среднее между изречением, загадкой и сравнением. Одна из тем числовых притч – загадки природы и их сравнение с поведением людей.
Первая же часть главы представляет собой уже знакомый нам сборник афоризмов. Мудрец молится о жизни в равновесии, без суеты и лжи, без нищеты и богатства. Эти несколько стихов можно считать развернутым размышлением над молитвой "Отче наш", т.к. именно здесь мы находим объяснение важности жизни за счет хлеба насущного.
5 Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него. 6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом. |
7 Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: 8 суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом. 9 Дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе. |
Сегодняшнее чтение особенно страшно для человека, который пытается хоть что-то сказать о Боге. «Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом», – говорит Премудрый. Честно говоря, хочется робко умолкнуть, чтобы нечаянно не сказать что-то не то. Но этого ли хочет Господь? Наверное, всё-таки не этого. Он посылал Своих учеников проповедовать Слово Своё, и к тому же Он призывает каждого из нас. Получается узенькая тропинка: с одной стороны – искушение вообще не говорить о Нём, с другой – искушение «прибавить что-то к Его словам». Но не призваны же мы изъясняться только цитатами из Библии? Конечно, нет. Речь идёт о том, чтобы, говоря (да и думая) о Нём, мы не подменяли Его, Бога Живого и Истинного, своими представлениями о Нём; чтобы мы помнили, что Он всегда больше любых наших предположений.
8 суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом. |
Когда в молитве Господней мы просим «не введи нас в искушение», что мы при этом имеем в виду? Искушение – это ведь не то, что обязательно приведет нас к падению, но то, что может склонить нас к нему. И вот, древний мудрец подсказывает нам, где нас подстерегает опасность.
Суета – то, что препятствует нашему различению важного и неважного. Ложь – то, что стремится отвратить нас от истины. Богатство способствует росту гордыни. Нищета склоняет к зависти, ропоту и преступлению. Речь идет, вроде бы, о внешних обстоятельствах, над которыми мы не властны, и поэтому мудрец просит Бога удалить их от него.
Однако совращающее воздействие этих обстоятельств на нас опирается на нашу греховность. Об этом впоследствии напоминает св. Ефрем Сирин в своей знаменитой молитве, говоря о том «духе», от которого мы просим Господа избавить нас.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||