Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иер 31:1-22

Поделиться
1 В то время, говорит Господь, Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом. 
2 Так говорит Господь:
народ, уцелевший от меча,
  нашел милость в пустыне;
иду успокоить Израиля.
 
3    Издали явился мне Господь и сказал:
любовью вечною Я возлюбил тебя
  и потому простер к тебе благоволение.
 
4 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена,
  дева Израилева,
снова будешь украшаться тимпанами твоими
  и выходить в хороводе веселящихся;
 
5 снова разведешь виноградники
  на горах Самарии;
виноградари, которые будут разводить их,
  сами будут и пользоваться ими.
 
6 Ибо будет день, когда стражи
  на горе Ефремовой провозгласят:
"вставайте, и взойдем на Сион
  к Господу Богу нашему".
Ибо так говорит Господь:
радостно пойте об Иакове
  и восклицайте пред главою народов:
провозглашайте, славьте и говорите:
  "спаси, Господи, народ твой,
  остаток Израиля!"
Вот, Я приведу их из страны северной
  и соберу их с краев земли;
слепой и хромой,
  беременная и родильница вместе с ними —
  великий сонм возвратится сюда.
Они пошли со слезами,
  а Я поведу их с утешением;
поведу их близ потоков вод
  дорогою ровною, на которой не споткнутся;
ибо Я — отец Израилю,
  и Ефрем — первенец Мой.
10 
Слушайте слово Господне, народы,
  и возвестите островам отдаленным
и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его,
  и будет охранять его, как пастырь стадо свое";
11 
ибо искупит Господь Иакова
  и избавит его от руки того, кто был сильнее его.
12 
И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона;
  и стекутся к благостыне Господа,
к пшенице и вину и елею,
  к агнцам и волам;
и душа их будет как напоенный водою сад,
  и они не будут уже более томиться.
13 
Тогда девица будет веселиться в хороводе,
  и юноши и старцы вместе;
и изменю печаль их на радость
  и утешу их, и обрадую их после скорби их.
14 
И напитаю душу священников туком,
  и народ Мой насытится благами Моими,
              говорит Господь.
15 
Так говорит Господь:
голос слышен в Раме,
  вопль и горькое рыдание;
Рахиль плачет о детях своих
  и не хочет утешиться о детях своих,
  ибо их нет.
16 
Так говорит Господь:
удержи голос твой от рыдания
  и глаза твои от слез,
ибо есть награда за труд твой,
              говорит Господь,
  и возвратятся они из земли неприятельской.
17 
И есть надежда для будущности твоей,
              говорит Господь,
  и возвратятся сыновья твои в пределы свои.
18 
Слышу Ефрема плачущего:
"Ты наказал меня, и я наказан,
  как телец неукротимый;
обрати меня, и обращусь,
  ибо Ты Господь Бог мой.
19 
Когда я был обращен, я каялся,
  и когда был вразумлен, бил себя по бедрам;
я был постыжен, я был смущен,
  потому что нес бесславие юности моей".
20 
Не дорогой ли у Меня сын Ефрем?
  не любимое ли дитя?
ибо, как только заговорю о нем,
  всегда с любовью воспоминаю о нем;
внутренность Моя возмущается за него;
  умилосержусь над ним, говорит Господь.
21 
Поставь себе путевые знаки,
  поставь себе столбы,
обрати сердце твое на дорогу,
  на путь, по которому ты шла;
возвращайся, дева Израилева,
  возвращайся в сии города твои.
22 
Долго ли тебе скитаться,
  отпадшая дочь?
Ибо Господь сотворит на земле нечто новое:
  жена спасет мужа.
Свернуть

Говоря об эпохе ожидающего народ после покаяния и нового обращения процветания, Иеремия снова и снова повторяет, что и это процветание, и сама возможность какого-то исторического будущего для народа связана только с действием Божьим, с Его промыслом. Это Он Сам оказывается искупителем Своего народа. То еврейское слово, которое на русский переводят обычно как «искупитель», обозначает освободителя, выкупающего из рабства своих соплеменников. В таком же смысле Искупителем называют и Мессию. Когда дело касается греха, то под искуплением имеют в виду обычно избавление от его последствий. В древности повсеместно царила уверенность, что однажды совершённый грех, да и вообще всякое зло необратимы в смысле своих последствий. На Востоке эта уверенность породила представление о кармических зависимостях, которые как раз и были связаны с однажды совершённым грехом как его последствия.

Избавиться от таких последствий было невозможно: все попытки сделать это порождали лишь ещё большее зло. Яхвизм, правда, допускал возможность избавления от последствий совершённого греха, и для этого существовали специальные очистительные ритуалы, основой которых были омовения и особые жертвоприношения. Но даже они могли помочь избежать последствий совершённого греха лишь в том случае, если грех был совершён ненамеренно. В случае же намеренного греховного поступка его последствия тяготели над человеком всю жизнь, даже если потом он искренне раскаивался в том, что сделал.

Такова была власть зла в падшем мире до прихода Христа. Здесь же речь шла о целом народе, сознательно выбравшем в известный период своей истории путь греха. О массовом отступничестве, если не формальном, то фактическом. Конечно, народ Божий в этом отношении повторил в своей истории путь всего человечества, во время грехопадения тоже сознательно изменившего Богу и выбравшего путь греха. Но проблема от этого не становилась меньше. Требовалось особое вмешательство Божье, чтобы Его народ смог избавиться от последствий своей прошлой исторической жизни.

Но это было возможно лишь в контексте общего плана спасения человечества. Новая историческая жизнь народа не только имела смысл, но и была возможна лишь в контексте грядущего прихода Мессии. Это был аванс, выданный Богом Своему народу в счёт грядущего искупления всего человечества. Конечно, вряд ли кто-нибудь понимал эту ситуацию отчётливо не только во времена Иеремии, но и позже, в послепленную эпоху. И тем не менее связь между искуплением народа Божьего и искуплением человечества достаточно очевидна. Они — элементы единого плана и единого духовного процесса. Без одного не было бы и другого. Но начать надо было именно с народа Божьего, что и было открыто Иеремии.

Другие мысли вслух

 
На Иер 31:1-22
1 В то время, говорит Господь, Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом. 
2 Так говорит Господь:
народ, уцелевший от меча,
  нашел милость в пустыне;
иду успокоить Израиля.
 
3    Издали явился мне Господь и сказал:
любовью вечною Я возлюбил тебя
  и потому простер к тебе благоволение.
 
4 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена,
  дева Израилева,
снова будешь украшаться тимпанами твоими
  и выходить в хороводе веселящихся;
 
5 снова разведешь виноградники
  на горах Самарии;
виноградари, которые будут разводить их,
  сами будут и пользоваться ими.
 
6 Ибо будет день, когда стражи
  на горе Ефремовой провозгласят:
"вставайте, и взойдем на Сион
  к Господу Богу нашему".
Ибо так говорит Господь:
радостно пойте об Иакове
  и восклицайте пред главою народов:
провозглашайте, славьте и говорите:
  "спаси, Господи, народ твой,
  остаток Израиля!"
Вот, Я приведу их из страны северной
  и соберу их с краев земли;
слепой и хромой,
  беременная и родильница вместе с ними —
  великий сонм возвратится сюда.
Они пошли со слезами,
  а Я поведу их с утешением;
поведу их близ потоков вод
  дорогою ровною, на которой не споткнутся;
ибо Я — отец Израилю,
  и Ефрем — первенец Мой.
10 
Слушайте слово Господне, народы,
  и возвестите островам отдаленным
и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его,
  и будет охранять его, как пастырь стадо свое";
11 
ибо искупит Господь Иакова
  и избавит его от руки того, кто был сильнее его.
12 
И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона;
  и стекутся к благостыне Господа,
к пшенице и вину и елею,
  к агнцам и волам;
и душа их будет как напоенный водою сад,
  и они не будут уже более томиться.
13 
Тогда девица будет веселиться в хороводе,
  и юноши и старцы вместе;
и изменю печаль их на радость
  и утешу их, и обрадую их после скорби их.
14 
И напитаю душу священников туком,
  и народ Мой насытится благами Моими,
              говорит Господь.
15 
Так говорит Господь:
голос слышен в Раме,
  вопль и горькое рыдание;
Рахиль плачет о детях своих
  и не хочет утешиться о детях своих,
  ибо их нет.
16 
Так говорит Господь:
удержи голос твой от рыдания
  и глаза твои от слез,
ибо есть награда за труд твой,
              говорит Господь,
  и возвратятся они из земли неприятельской.
17 
И есть надежда для будущности твоей,
              говорит Господь,
  и возвратятся сыновья твои в пределы свои.
18 
Слышу Ефрема плачущего:
"Ты наказал меня, и я наказан,
  как телец неукротимый;
обрати меня, и обращусь,
  ибо Ты Господь Бог мой.
19 
Когда я был обращен, я каялся,
  и когда был вразумлен, бил себя по бедрам;
я был постыжен, я был смущен,
  потому что нес бесславие юности моей".
20 
Не дорогой ли у Меня сын Ефрем?
  не любимое ли дитя?
ибо, как только заговорю о нем,
  всегда с любовью воспоминаю о нем;
внутренность Моя возмущается за него;
  умилосержусь над ним, говорит Господь.
21 
Поставь себе путевые знаки,
  поставь себе столбы,
обрати сердце твое на дорогу,
  на путь, по которому ты шла;
возвращайся, дева Израилева,
  возвращайся в сии города твои.
22 
Долго ли тебе скитаться,
  отпадшая дочь?
Ибо Господь сотворит на земле нечто новое:
  жена спасет мужа.
Свернуть
Мы часто склонны воспринимать отношения с Богом по принципу «преступления-наказания» или «кнута и пряника»...  Читать далее

Мы часто склонны воспринимать отношения с Богом по принципу «преступления-наказания» или «кнута и пряника». То есть, если мы будем себя вести хорошо, то Бог нам поможет в жизни — даст нам хорошо прожить эту жизнь, а потом возьмет к Себе в рай; если же мы напакостим в этой жизни — Он нас накажет. Этот принцип религиозных отношений восходит к седой древности. Таким во многом было нравственное богословие израильтян в период до Плена (и, почему-то, большинства христиан прошлого и настоящего). Еще можно было объяснить, что Израиль пошел в изгнание за грех идолопоклонства, но почему же в плену оказались лучшие, наиболее преданные Господу люди? Эта тайна открывается пророку Иеремии (и другим пророкам): Господь не работает кнутом и пряником. Он руководствуется только отеческой любовью к Своему народу (и вообще, ко всем людям). Он попускает плен лишь для исправления народа, для очищения его от язычества, но, при этом, любит Израиль вечной любовью, которая не зависит от их «поведения и прилежания». Бог Библии — Бог безусловной любви, Бог — любовь.

Свернуть
 
На Иер 31:1-22
1 В то время, говорит Господь, Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом. 
2 Так говорит Господь:
народ, уцелевший от меча,
  нашел милость в пустыне;
иду успокоить Израиля.
 
3    Издали явился мне Господь и сказал:
любовью вечною Я возлюбил тебя
  и потому простер к тебе благоволение.
 
4 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена,
  дева Израилева,
снова будешь украшаться тимпанами твоими
  и выходить в хороводе веселящихся;
 
5 снова разведешь виноградники
  на горах Самарии;
виноградари, которые будут разводить их,
  сами будут и пользоваться ими.
 
6 Ибо будет день, когда стражи
  на горе Ефремовой провозгласят:
"вставайте, и взойдем на Сион
  к Господу Богу нашему".
Ибо так говорит Господь:
радостно пойте об Иакове
  и восклицайте пред главою народов:
провозглашайте, славьте и говорите:
  "спаси, Господи, народ твой,
  остаток Израиля!"
Вот, Я приведу их из страны северной
  и соберу их с краев земли;
слепой и хромой,
  беременная и родильница вместе с ними —
  великий сонм возвратится сюда.
Они пошли со слезами,
  а Я поведу их с утешением;
поведу их близ потоков вод
  дорогою ровною, на которой не споткнутся;
ибо Я — отец Израилю,
  и Ефрем — первенец Мой.
10 
Слушайте слово Господне, народы,
  и возвестите островам отдаленным
и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его,
  и будет охранять его, как пастырь стадо свое";
11 
ибо искупит Господь Иакова
  и избавит его от руки того, кто был сильнее его.
12 
И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона;
  и стекутся к благостыне Господа,
к пшенице и вину и елею,
  к агнцам и волам;
и душа их будет как напоенный водою сад,
  и они не будут уже более томиться.
13 
Тогда девица будет веселиться в хороводе,
  и юноши и старцы вместе;
и изменю печаль их на радость
  и утешу их, и обрадую их после скорби их.
14 
И напитаю душу священников туком,
  и народ Мой насытится благами Моими,
              говорит Господь.
15 
Так говорит Господь:
голос слышен в Раме,
  вопль и горькое рыдание;
Рахиль плачет о детях своих
  и не хочет утешиться о детях своих,
  ибо их нет.
16 
Так говорит Господь:
удержи голос твой от рыдания
  и глаза твои от слез,
ибо есть награда за труд твой,
              говорит Господь,
  и возвратятся они из земли неприятельской.
17 
И есть надежда для будущности твоей,
              говорит Господь,
  и возвратятся сыновья твои в пределы свои.
18 
Слышу Ефрема плачущего:
"Ты наказал меня, и я наказан,
  как телец неукротимый;
обрати меня, и обращусь,
  ибо Ты Господь Бог мой.
19 
Когда я был обращен, я каялся,
  и когда был вразумлен, бил себя по бедрам;
я был постыжен, я был смущен,
  потому что нес бесславие юности моей".
20 
Не дорогой ли у Меня сын Ефрем?
  не любимое ли дитя?
ибо, как только заговорю о нем,
  всегда с любовью воспоминаю о нем;
внутренность Моя возмущается за него;
  умилосержусь над ним, говорит Господь.
21 
Поставь себе путевые знаки,
  поставь себе столбы,
обрати сердце твое на дорогу,
  на путь, по которому ты шла;
возвращайся, дева Израилева,
  возвращайся в сии города твои.
22 
Долго ли тебе скитаться,
  отпадшая дочь?
Ибо Господь сотворит на земле нечто новое:
  жена спасет мужа.
Свернуть
Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к теме промысла Божия и исторических судеб народов. Бог говорит прямо, что...  Читать далее

Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к теме промысла Божия и исторических судеб народов. Бог говорит прямо, что возвращение народа на землю отцов станет реальным лишь тогда, когда народ Божий станет народом Божиим по существу, а не только по названию (ст. 1). Но возможным такое развитие событий становится лишь потому, что у Бога со Своим народом существуют совершенно особенные отношения, называемые на библейском языке союзом, или заветом. Потому-то и говорит Он о «вечной любви», которая связывает Его с изгнанниками (ст. 2–3). Эти отношения и делают возможным всё дальнейшее: возвращение народа, его последующее процветание на земле отцов (ст. 3–5) и даже само пришествие Мессии. Но и народ тоже меняется, ведь завет предполагает вполне определённое развитие отношений и их духовное углубление.

Выделение остатка, о котором говорили многие пророки, тоже является частью этого развития, и потому возвращается на землю отцов уже остаток, который и становится новым народом (ст. 6–9). При таком видении событий становится ясно, что речь идёт уже не о замыслах человеческих, а о планах Божиих. В истории становятся отчётливо различимы два пласта: собственно исторический и провиденциальный, связанный с осуществлением Богом Своего замысла и о Своём народе, и обо всём человечестве в целом. Само собирание рассеянного по миру народа оказывается смыслом исторического процесса и целью существования мира (ст. 8–12).

На первый взгляд, такой подход сужает историческую перспективу пророка (а для нас он сужает историческую ретроспективу). Но по сути он очень точно отражает провиденциальный смысл исторического процесса. Ведь исторический процесс, протекающий в падшем мире, оказывается во многом стихийным, и, хотя у Бога, конечно, есть Свой замысел для каждого народа (так же, как и для каждого человека), реализуется он достаточно редко, прежде всего потому, что со множеством людей, если это множество, как нередко бывает в падшем мире, превращается в безликую массу, а иногда и в толпу, реализовать его, не нарушая свободы исторического выбора конкретного народа, оказывается намного сложнее, чем реализовать замысел о конкретном человеке. Потому-то Бог, создав Себе народ, и устанавливает с ним особые отношения: иначе ни с каким народом ничего не сделаешь. Но тогда не приходится удивляться, что исторический путь именно этого народа оказывается для Бога центром всех Его планов и замыслов, касающихся судеб человечества: иначе поставленной задачи избавления человечества от греха и преображения мироздания не решить. Так судьба одного конкретного народа становится определяющей в истории человечества.

Свернуть
 
На Иер 31:1-22
1 В то время, говорит Господь, Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом. 
2 Так говорит Господь:
народ, уцелевший от меча,
  нашел милость в пустыне;
иду успокоить Израиля.
 
3    Издали явился мне Господь и сказал:
любовью вечною Я возлюбил тебя
  и потому простер к тебе благоволение.
 
4 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена,
  дева Израилева,
снова будешь украшаться тимпанами твоими
  и выходить в хороводе веселящихся;
 
5 снова разведешь виноградники
  на горах Самарии;
виноградари, которые будут разводить их,
  сами будут и пользоваться ими.
 
6 Ибо будет день, когда стражи
  на горе Ефремовой провозгласят:
"вставайте, и взойдем на Сион
  к Господу Богу нашему".
Ибо так говорит Господь:
радостно пойте об Иакове
  и восклицайте пред главою народов:
провозглашайте, славьте и говорите:
  "спаси, Господи, народ твой,
  остаток Израиля!"
Вот, Я приведу их из страны северной
  и соберу их с краев земли;
слепой и хромой,
  беременная и родильница вместе с ними —
  великий сонм возвратится сюда.
Они пошли со слезами,
  а Я поведу их с утешением;
поведу их близ потоков вод
  дорогою ровною, на которой не споткнутся;
ибо Я — отец Израилю,
  и Ефрем — первенец Мой.
10 
Слушайте слово Господне, народы,
  и возвестите островам отдаленным
и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его,
  и будет охранять его, как пастырь стадо свое";
11 
ибо искупит Господь Иакова
  и избавит его от руки того, кто был сильнее его.
12 
И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона;
  и стекутся к благостыне Господа,
к пшенице и вину и елею,
  к агнцам и волам;
и душа их будет как напоенный водою сад,
  и они не будут уже более томиться.
13 
Тогда девица будет веселиться в хороводе,
  и юноши и старцы вместе;
и изменю печаль их на радость
  и утешу их, и обрадую их после скорби их.
14 
И напитаю душу священников туком,
  и народ Мой насытится благами Моими,
              говорит Господь.
15 
Так говорит Господь:
голос слышен в Раме,
  вопль и горькое рыдание;
Рахиль плачет о детях своих
  и не хочет утешиться о детях своих,
  ибо их нет.
16 
Так говорит Господь:
удержи голос твой от рыдания
  и глаза твои от слез,
ибо есть награда за труд твой,
              говорит Господь,
  и возвратятся они из земли неприятельской.
17 
И есть надежда для будущности твоей,
              говорит Господь,
  и возвратятся сыновья твои в пределы свои.
18 
Слышу Ефрема плачущего:
"Ты наказал меня, и я наказан,
  как телец неукротимый;
обрати меня, и обращусь,
  ибо Ты Господь Бог мой.
19 
Когда я был обращен, я каялся,
  и когда был вразумлен, бил себя по бедрам;
я был постыжен, я был смущен,
  потому что нес бесславие юности моей".
20 
Не дорогой ли у Меня сын Ефрем?
  не любимое ли дитя?
ибо, как только заговорю о нем,
  всегда с любовью воспоминаю о нем;
внутренность Моя возмущается за него;
  умилосержусь над ним, говорит Господь.
21 
Поставь себе путевые знаки,
  поставь себе столбы,
обрати сердце твое на дорогу,
  на путь, по которому ты шла;
возвращайся, дева Израилева,
  возвращайся в сии города твои.
22 
Долго ли тебе скитаться,
  отпадшая дочь?
Ибо Господь сотворит на земле нечто новое:
  жена спасет мужа.
Свернуть
Говоря об эпохе ожидающего народ после покаяния и нового обращения процветания, Иеремия снова и снова повторяет, что и это процветание, и сама возможность какого-то исторического будущего для народа связана только с действием Божьим, с Его промыслом...  Читать далее

Говоря об эпохе ожидающего народ после покаяния и нового обращения процветания, Иеремия снова и снова повторяет, что и это процветание, и сама возможность какого-то исторического будущего для народа связана только с действием Божьим, с Его промыслом. Это Он Сам оказывается искупителем Своего народа. То еврейское слово, которое на русский переводят обычно как «искупитель», обозначает освободителя, выкупающего из рабства своих соплеменников. В таком же смысле Искупителем называют и Мессию. Когда дело касается греха, то под искуплением имеют в виду обычно избавление от его последствий. В древности повсеместно царила уверенность, что однажды совершённый грех, да и вообще всякое зло необратимы в смысле своих последствий. На Востоке эта уверенность породила представление о кармических зависимостях, которые как раз и были связаны с однажды совершённым грехом как его последствия.

Избавиться от таких последствий было невозможно: все попытки сделать это порождали лишь ещё большее зло. Яхвизм, правда, допускал возможность избавления от последствий совершённого греха, и для этого существовали специальные очистительные ритуалы, основой которых были омовения и особые жертвоприношения. Но даже они могли помочь избежать последствий совершённого греха лишь в том случае, если грех был совершён ненамеренно. В случае же намеренного греховного поступка его последствия тяготели над человеком всю жизнь, даже если потом он искренне раскаивался в том, что сделал.

Такова была власть зла в падшем мире до прихода Христа. Здесь же речь шла о целом народе, сознательно выбравшем в известный период своей истории путь греха. О массовом отступничестве, если не формальном, то фактическом. Конечно, народ Божий в этом отношении повторил в своей истории путь всего человечества, во время грехопадения тоже сознательно изменившего Богу и выбравшего путь греха. Но проблема от этого не становилась меньше. Требовалось особое вмешательство Божье, чтобы Его народ смог избавиться от последствий своей прошлой исторической жизни.

Но это было возможно лишь в контексте общего плана спасения человечества. Новая историческая жизнь народа не только имела смысл, но и была возможна лишь в контексте грядущего прихода Мессии. Это был аванс, выданный Богом Своему народу в счёт грядущего искупления всего человечества. Конечно, вряд ли кто-нибудь понимал эту ситуацию отчётливо не только во времена Иеремии, но и позже, в послепленную эпоху. И тем не менее связь между искуплением народа Божьего и искуплением человечества достаточно очевидна. Они — элементы единого плана и единого духовного процесса. Без одного не было бы и другого. Но начать надо было именно с народа Божьего, что и было открыто Иеремии.

Свернуть
 
На Иер 31:3
3    Издали явился мне Господь и сказал:
любовью вечною Я возлюбил тебя
  и потому простер к тебе благоволение.
Свернуть
Пророк говорит от имени Израильского народа, именно этому народу явился Господь и открыл ему Свою любовь и благоволение. Но, конечно же, это не только описание случившегося события, но и пророчество, которое можно и нужно понимать в духовном смысле...  Читать далее

Пророк говорит от имени Израильского народа, именно этому народу явился Господь и открыл ему Свою любовь и благоволение. Но, конечно же, это не только описание случившегося события, но и пророчество, которое можно и нужно понимать в духовном смысле. Через пять с лишним веков после пророка Иеремии Бог явит Свою любовь ко всем людям в том, что придет в этот мир Сын Божий, чтобы принести благую волю — спасение. Заметим, что и в случае народа, и в случае каждого отдельного человека Божие благоволение не является следствием какой-то праведности, каких-то заслуг, но исходит только из вечной любви Божией. Еще важно увидеть, что благоволение «простирается» к нам, а не навязывается, и, чтобы оно стало для нас реальностью, его нужно принять.

Свернуть
 
На Иер 31:10
10 
Слушайте слово Господне, народы,
  и возвестите островам отдаленным
и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его,
  и будет охранять его, как пастырь стадо свое";
Свернуть
В сегодняшнем чтении из книги пророка Иеремии Господь говорит, что Он соберёт Свой народ, но из Его слов можно сделать вывод, что именно Он его и...  Читать далее

В сегодняшнем чтении из книги пророка Иеремии Господь говорит, что Он соберёт Свой народ, но из Его слов можно сделать вывод, что именно Он его и рассеял. Мне представляется такая картинка: народ Божий — как горсть зёрен в Его ладонях. Зёрна эти ссорятся между собой и громко заявляют, что не желают лежать в горсти и вообще сами знаю, что им следует делать и как жить. И Господь раскрывает ладони, и зёрна рассыпаются по земле. Но, поскольку Бог не посадил их, а именно отпустил, он лежат на камнях, где прорасти никак не могут. И когда непослушные зёрна понимают, что они вроде бы получили «свободу», которой сами хотели, но на самом-то деле они просто потеряны и страшно одиноки, — тогда Господь вновь собирает их в Свои руки, чтобы посадить там, где Он и собирался их посадить. И теперь, узнав все «радости» ложной свободы, они принимают Его помощь с благодарностью. Что-то похожее происходит и с каждым из нас...

Свернуть
 
На Иер 30:1-31:26
1 Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2 так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. 3 Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею.
4 И вот те слова, которые сказал Господь об Израиле и Иуде. 
5 Так сказал Господь:
голос смятения и ужаса слышим мы,
  а не мира.
 
6 Спросите и рассудите:
  рождает ли мужчина?
Почему же Я вижу у каждого мужчины
  руки на чреслах его, как у женщины в родах,
  и лица у всех бледные?
 
7 О, горе! велик тот день,
  не было подобного ему;
это — бедственное время для Иакова,
  но он будет спасен от него.
8 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф: сокрушу ярмо его, которое на вые твоей, и узы твои разорву; и не будут уже служить чужеземцам, 9 но будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им.
10 
И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь,
  и не страшись, Израиль;
ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны
  и племя твое из земли пленения их;
и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно,
  и никто не будет устрашать его,
11 
ибо Я с тобою, говорит Господь,
  чтобы спасать тебя:
Я совершенно истреблю все народы,
  среди которых рассеял тебя,
  а тебя не истреблю;
Я буду наказывать тебя в мере,
  но ненаказанным не оставлю тебя.
12 
Ибо так говорит Господь:
рана твоя неисцельна,
  язва твоя жестока;
13 
никто не заботится о деле твоем,
  чтобы заживить рану твою;
  целебного врачевства нет для тебя;
14 
все друзья твои забыли тебя,
  не ищут тебя;
ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими,
  жестоким наказанием
за множество беззаконий твоих,
  потому что грехи твои умножились.
15 
Что вопиешь ты о ранах твоих,
  о жестокости болезни твоей?
по множеству беззаконий твоих
  Я сделал тебе это,
  потому что грехи твои умножились.
16 
Но все пожирающие тебя будут пожраны;
  и все враги твои, все сами пойдут в плен,
и опустошители твои будут опустошены,
  и всех грабителей твоих предам грабежу.
17 
Я обложу тебя пластырем
  и исцелю тебя от ран твоих,
              говорит Господь.
Тебя называли отверженным, говоря:
  "вот Сион, о котором никто не спрашивает";
18 
так говорит Господь:
вот, возвращу плен шатров Иакова
  и селения его помилую;
и город опять будет построен на холме своем,
  и храм устроится по-прежнему.
19 
И вознесутся из них благодарение
  и голос веселящихся;
и Я умножу их, и не будут умаляться,
  и прославлю их, и не будут унижены.
20 
И сыновья его будут, как прежде,
  и сонм его будет предстоять предо Мною,
  и накажу всех притеснителей его.
21 
И будет вождь его из него самого,
  и владыка его произойдет из среды его;
и Я приближу его, и он приступит ко Мне;
  ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне?
              говорит Господь.
22 
И вы будете Моим народом,
  и Я буду вам Богом.
23 
Вот, яростный вихрь идет
  от Господа,
вихрь грозный;
  он падет на голову нечестивых.
24 
Пламенный гнев Господа не отвратится,
  доколе Он не совершит и не выполнит
  намерений сердца Своего.
В последние дни уразумеете это.
1 В то время, говорит Господь, Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом. 
2 Так говорит Господь:
народ, уцелевший от меча,
  нашел милость в пустыне;
иду успокоить Израиля.
 
3    Издали явился мне Господь и сказал:
любовью вечною Я возлюбил тебя
  и потому простер к тебе благоволение.
 
4 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена,
  дева Израилева,
снова будешь украшаться тимпанами твоими
  и выходить в хороводе веселящихся;
 
5 снова разведешь виноградники
  на горах Самарии;
виноградари, которые будут разводить их,
  сами будут и пользоваться ими.
 
6 Ибо будет день, когда стражи
  на горе Ефремовой провозгласят:
"вставайте, и взойдем на Сион
  к Господу Богу нашему".
Ибо так говорит Господь:
радостно пойте об Иакове
  и восклицайте пред главою народов:
провозглашайте, славьте и говорите:
  "спаси, Господи, народ твой,
  остаток Израиля!"
Вот, Я приведу их из страны северной
  и соберу их с краев земли;
слепой и хромой,
  беременная и родильница вместе с ними —
  великий сонм возвратится сюда.
Они пошли со слезами,
  а Я поведу их с утешением;
поведу их близ потоков вод
  дорогою ровною, на которой не споткнутся;
ибо Я — отец Израилю,
  и Ефрем — первенец Мой.
10 
Слушайте слово Господне, народы,
  и возвестите островам отдаленным
и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его,
  и будет охранять его, как пастырь стадо свое";
11 
ибо искупит Господь Иакова
  и избавит его от руки того, кто был сильнее его.
12 
И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона;
  и стекутся к благостыне Господа,
к пшенице и вину и елею,
  к агнцам и волам;
и душа их будет как напоенный водою сад,
  и они не будут уже более томиться.
13 
Тогда девица будет веселиться в хороводе,
  и юноши и старцы вместе;
и изменю печаль их на радость
  и утешу их, и обрадую их после скорби их.
14 
И напитаю душу священников туком,
  и народ Мой насытится благами Моими,
              говорит Господь.
15 
Так говорит Господь:
голос слышен в Раме,
  вопль и горькое рыдание;
Рахиль плачет о детях своих
  и не хочет утешиться о детях своих,
  ибо их нет.
16 
Так говорит Господь:
удержи голос твой от рыдания
  и глаза твои от слез,
ибо есть награда за труд твой,
              говорит Господь,
  и возвратятся они из земли неприятельской.
17 
И есть надежда для будущности твоей,
              говорит Господь,
  и возвратятся сыновья твои в пределы свои.
18 
Слышу Ефрема плачущего:
"Ты наказал меня, и я наказан,
  как телец неукротимый;
обрати меня, и обращусь,
  ибо Ты Господь Бог мой.
19 
Когда я был обращен, я каялся,
  и когда был вразумлен, бил себя по бедрам;
я был постыжен, я был смущен,
  потому что нес бесславие юности моей".
20 
Не дорогой ли у Меня сын Ефрем?
  не любимое ли дитя?
ибо, как только заговорю о нем,
  всегда с любовью воспоминаю о нем;
внутренность Моя возмущается за него;
  умилосержусь над ним, говорит Господь.
21 
Поставь себе путевые знаки,
  поставь себе столбы,
обрати сердце твое на дорогу,
  на путь, по которому ты шла;
возвращайся, дева Израилева,
  возвращайся в сии города твои.
22 
Долго ли тебе скитаться,
  отпадшая дочь?
Ибо Господь сотворит на земле нечто новое:
  жена спасет мужа.
23 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово:
"да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!"
 24 И поселится на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами. 25 Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую.
26 При этом я пробудился и посмотрел, и сон мой был приятен мне.
Свернуть
Совсем недавно Иеремия опровергал оптимистические прогнозы лжепророков, но вот теперь он сообщает нам слова радостного откровения о предстоящем торжестве Правды. Наверно, не случайно...  Читать далее

Совсем недавно Иеремия опровергал оптимистические прогнозы лжепророков, но вот теперь он сообщает нам слова радостного откровения о предстоящем торжестве Правды. Наверно, не случайно Господь передал людям такое откровение через того же самого пророка, которому Он поручил произносить суровые обличения. Конечно, без таких обличений и теперь юбойтись невозможно, пророчество ещё раз напоминает нам, что раны, нанесённые грешникам, были ими в полной мере заслужены. Но настанет время, когда Господь исцелит все раны и простит своих непослушных детей, и жизнь грешников, прощённых по окончании срока возмездия, будет полна радости.

Поразительно, что радостное пророчество дано в те дни, когда основные испытания были ещё впереди. Но не в меньшей, пожалуй, степени поразительно то, что Господь повелевает Иеремии записать Свои слова. Теперь слова пророчества будут лежать не только в памяти непосредственных слушателей, но и сохранятся на века. Видимо, в дни испытаний пророчество укрепляло тех, кто перечитыва его запись. Но это значит, что не только к ближайшим временам относятся слова пророчества, оно записано и для более поздних времён.

Мы знаем, что пророки, внутренним взором проникавшие в отдалённые времена, нередко совмещали события разных эпох, и картины сравнительно близкого времени становились прообразом более дальних событий. Должно быть, не будет неправдоподобным допущение, что Иеремия, как и Исаия, сквозь образы возвращения из плена прозревал грядущее всемирное торжество Правды.

Свернуть
 
На Иер 30:1-31:26
1 Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2 так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. 3 Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею.
4 И вот те слова, которые сказал Господь об Израиле и Иуде. 
5 Так сказал Господь:
голос смятения и ужаса слышим мы,
  а не мира.
 
6 Спросите и рассудите:
  рождает ли мужчина?
Почему же Я вижу у каждого мужчины
  руки на чреслах его, как у женщины в родах,
  и лица у всех бледные?
 
7 О, горе! велик тот день,
  не было подобного ему;
это — бедственное время для Иакова,
  но он будет спасен от него.
8 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф: сокрушу ярмо его, которое на вые твоей, и узы твои разорву; и не будут уже служить чужеземцам, 9 но будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им.
10 
И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь,
  и не страшись, Израиль;
ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны
  и племя твое из земли пленения их;
и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно,
  и никто не будет устрашать его,
11 
ибо Я с тобою, говорит Господь,
  чтобы спасать тебя:
Я совершенно истреблю все народы,
  среди которых рассеял тебя,
  а тебя не истреблю;
Я буду наказывать тебя в мере,
  но ненаказанным не оставлю тебя.
12 
Ибо так говорит Господь:
рана твоя неисцельна,
  язва твоя жестока;
13 
никто не заботится о деле твоем,
  чтобы заживить рану твою;
  целебного врачевства нет для тебя;
14 
все друзья твои забыли тебя,
  не ищут тебя;
ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими,
  жестоким наказанием
за множество беззаконий твоих,
  потому что грехи твои умножились.
15 
Что вопиешь ты о ранах твоих,
  о жестокости болезни твоей?
по множеству беззаконий твоих
  Я сделал тебе это,
  потому что грехи твои умножились.
16 
Но все пожирающие тебя будут пожраны;
  и все враги твои, все сами пойдут в плен,
и опустошители твои будут опустошены,
  и всех грабителей твоих предам грабежу.
17 
Я обложу тебя пластырем
  и исцелю тебя от ран твоих,
              говорит Господь.
Тебя называли отверженным, говоря:
  "вот Сион, о котором никто не спрашивает";
18 
так говорит Господь:
вот, возвращу плен шатров Иакова
  и селения его помилую;
и город опять будет построен на холме своем,
  и храм устроится по-прежнему.
19 
И вознесутся из них благодарение
  и голос веселящихся;
и Я умножу их, и не будут умаляться,
  и прославлю их, и не будут унижены.
20 
И сыновья его будут, как прежде,
  и сонм его будет предстоять предо Мною,
  и накажу всех притеснителей его.
21 
И будет вождь его из него самого,
  и владыка его произойдет из среды его;
и Я приближу его, и он приступит ко Мне;
  ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне?
              говорит Господь.
22 
И вы будете Моим народом,
  и Я буду вам Богом.
23 
Вот, яростный вихрь идет
  от Господа,
вихрь грозный;
  он падет на голову нечестивых.
24 
Пламенный гнев Господа не отвратится,
  доколе Он не совершит и не выполнит
  намерений сердца Своего.
В последние дни уразумеете это.
1 В то время, говорит Господь, Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом. 
2 Так говорит Господь:
народ, уцелевший от меча,
  нашел милость в пустыне;
иду успокоить Израиля.
 
3    Издали явился мне Господь и сказал:
любовью вечною Я возлюбил тебя
  и потому простер к тебе благоволение.
 
4 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена,
  дева Израилева,
снова будешь украшаться тимпанами твоими
  и выходить в хороводе веселящихся;
 
5 снова разведешь виноградники
  на горах Самарии;
виноградари, которые будут разводить их,
  сами будут и пользоваться ими.
 
6 Ибо будет день, когда стражи
  на горе Ефремовой провозгласят:
"вставайте, и взойдем на Сион
  к Господу Богу нашему".
Ибо так говорит Господь:
радостно пойте об Иакове
  и восклицайте пред главою народов:
провозглашайте, славьте и говорите:
  "спаси, Господи, народ твой,
  остаток Израиля!"
Вот, Я приведу их из страны северной
  и соберу их с краев земли;
слепой и хромой,
  беременная и родильница вместе с ними —
  великий сонм возвратится сюда.
Они пошли со слезами,
  а Я поведу их с утешением;
поведу их близ потоков вод
  дорогою ровною, на которой не споткнутся;
ибо Я — отец Израилю,
  и Ефрем — первенец Мой.
10 
Слушайте слово Господне, народы,
  и возвестите островам отдаленным
и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его,
  и будет охранять его, как пастырь стадо свое";
11 
ибо искупит Господь Иакова
  и избавит его от руки того, кто был сильнее его.
12 
И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона;
  и стекутся к благостыне Господа,
к пшенице и вину и елею,
  к агнцам и волам;
и душа их будет как напоенный водою сад,
  и они не будут уже более томиться.
13 
Тогда девица будет веселиться в хороводе,
  и юноши и старцы вместе;
и изменю печаль их на радость
  и утешу их, и обрадую их после скорби их.
14 
И напитаю душу священников туком,
  и народ Мой насытится благами Моими,
              говорит Господь.
15 
Так говорит Господь:
голос слышен в Раме,
  вопль и горькое рыдание;
Рахиль плачет о детях своих
  и не хочет утешиться о детях своих,
  ибо их нет.
16 
Так говорит Господь:
удержи голос твой от рыдания
  и глаза твои от слез,
ибо есть награда за труд твой,
              говорит Господь,
  и возвратятся они из земли неприятельской.
17 
И есть надежда для будущности твоей,
              говорит Господь,
  и возвратятся сыновья твои в пределы свои.
18 
Слышу Ефрема плачущего:
"Ты наказал меня, и я наказан,
  как телец неукротимый;
обрати меня, и обращусь,
  ибо Ты Господь Бог мой.
19 
Когда я был обращен, я каялся,
  и когда был вразумлен, бил себя по бедрам;
я был постыжен, я был смущен,
  потому что нес бесславие юности моей".
20 
Не дорогой ли у Меня сын Ефрем?
  не любимое ли дитя?
ибо, как только заговорю о нем,
  всегда с любовью воспоминаю о нем;
внутренность Моя возмущается за него;
  умилосержусь над ним, говорит Господь.
21 
Поставь себе путевые знаки,
  поставь себе столбы,
обрати сердце твое на дорогу,
  на путь, по которому ты шла;
возвращайся, дева Израилева,
  возвращайся в сии города твои.
22 
Долго ли тебе скитаться,
  отпадшая дочь?
Ибо Господь сотворит на земле нечто новое:
  жена спасет мужа.
23 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово:
"да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!"
 24 И поселится на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами. 25 Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую.
26 При этом я пробудился и посмотрел, и сон мой был приятен мне.
Свернуть
Для человека, живущего через много столетий после катастрофы Плена и возвращения из него, в совершенно иной культуре, не...  Читать далее

Для человека, живущего через много столетий после катастрофы Плена и возвращения из него, в совершенно иной культуре, не всегда просто понять эту ликующую радостную весть о том, что «Бог помилует Свой народ». Не всегда можно понять такие представления о Боге, Который то уничтожает в гневе города и селения, то прощает их и возвращает их из плена. Но, так или иначе, все мы живем в этом мире, где тайна страдания сменяется тайной спасения. А это значит, что это ликование, этот веселых хоровод, в котором «вместе старцы и юноши», в котором «печаль превращается в радость», может стать выражением и нашей веры, нашего знания, что Бог любит, несмотря ни на что.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).