Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на 1 Петр 2:11-25

Поделиться
11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, 12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, 14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — 15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — 16 как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. 17 Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.
18 Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. 19 Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. 20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.
21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
 
22 Он не сделал никакого греха,
  и не было лести в устах Его.
 
23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. 24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. 25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.
Свернуть

Петр советует братьям по вере производить на язычников благоприятное впечатление добрыми делами, чтобы иметь в их глазах добрую репутацию. Но зачем это нужно, если язычники остаются язычниками, а их нравственные представления всё равно извращены? Неужели они, погрязшие во грехе, способны оценить безгрешную жизнь христиан?

Подобные рассуждения, может быть, не всегда в столь прямой форме, попадаются и сегодня. Избранность ко спасению некоторыми христианами, к сожалению, понимается как повод к фарисейскому снобизму и превозношению над окружающими. Но Петр смотрит на окружащих с оптимизмом, не окарикатуривая их, он ясно видит, что и в душе язычников живо ускользающее от них самих понимание истинных ценностей. Сейчас, когда среди многих христиан принято иронизировать над понятием "общечеловеческих ценностей", противопоставляемых христианским, не мешает вспомнить, что подлинно общечеловеческие ценности - без кавычек! - не могут быть несовместимыми с христианскими, это те ценности, которые оживотворяют каждую сотворённую Богом душу, даже отпавшую от Него.

Именно поэтому надлежит соблюдать государственные законы и нормы социального поведения, хотя бы исходящие от язычников или людей, далёких от любой веры, если эти законы и правила созданы во благо.

Многих смущает призыв апостола повиноваться господам не только добрым и кротким, но и суровым. Нет ли в этих словах призыва подчиняться злу? Ни в коем случае, если у хозяина тяжёлый характер, то это ещё не значит, что его указания работникам обязательно направлены на причинение зла. Здесь перед нами не призыв потакать злу, а констатация реального положения вещей: жизнь трудна, люди, нас окружающие, редко идеальны, поэтому необходимо запастись стойкостью и терпением, чтобы пройти по жизни достойно.

Другие мысли вслух

 
На 1 Петр 2:11-25
11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, 12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, 14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — 15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — 16 как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. 17 Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.
18 Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. 19 Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. 20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.
21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
 
22 Он не сделал никакого греха,
  и не было лести в устах Его.
 
23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. 24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. 25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.
Свернуть
Слова Петра о подчинении человеческим установлениям (которые в Синодальном переводе таинственным образом превратились в «начальство») могут показаться противоречащими тому, о чём говорил апостол, когда называл христиан пришельцами и странниками...  Читать далее

Слова Петра о подчинении человеческим установлениям (которые в Синодальном переводе таинственным образом превратились в «начальство») могут показаться противоречащими тому, о чём говорил апостол, когда называл христиан пришельцами и странниками. Но апостол говорит, что такое принятие человеческих установлений и институтов как раз вытекает из того факта, что христиане на земле являются пришельцами и странниками.

В самом деле: странно было бы ожидать от чужака попыток изменить положение дел там, где он не считает себя своим, где не собирается задерживаться и откуда скоро уйдёт. Речь, разумеется, не идёт о том, чтобы ради земной власти или человеческих правил и установлений отказываться от главного: Пётр не случайно говорит о том, что принимать человеческие установления и институты можно и нужно лишь «для Господа».

Тут простое понимание того, в общем-то, очевидного факта, что никакое изменение людьми изобретёнными установлений и институций, в том числе и самые глубокие социальные реформы, для христианина не может быть самоцелью. Если бы мир не лежал во зле после грехопадения, шансы на кардинальное изменение ситуации в мире путём социальных реформ, может быть, и были бы; но мы живём в падшем мире, и надеяться на что-нибудь подобное не приходится. Однако дело не только в этом.

Дело ещё и в том, что главной задачей христианина на земном этапе его пути является задача научиться жить в Царстве. Она требует столько времени для своего осуществления, что обычно, если христианин занимается ею так, как должно, ни на что другое у него уже времени не остаётся. Конечно, даже общественные отношения могут стать материалом и фоном для такой работы, и в таком случае их нужно использовать для решения главной задачи.

Но заниматься общественной или политической деятельностью ради них самих — для христианина слишком большая роскошь. Иное дело вопрос соблюдения Божьих заповедей в общественной жизни: тут требование поставить Бога на первое место остаётся в силе, всё, что делается в этой области, должно делаться «ради Господа», так же, как и в любой другой. Но ничто, помимо Бога, Христа и Царства, не может и не должно становиться для христианина самоцелью. Даже то, что мир считает для себя абсолютно важным и основополагающим.

Свернуть
 
На 1 Петр 2:11-25
11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, 12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, 14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — 15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — 16 как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. 17 Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.
18 Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. 19 Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. 20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.
21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
 
22 Он не сделал никакого греха,
  и не было лести в устах Его.
 
23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. 24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. 25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.
Свернуть
Петр советует братьям по вере производить на язычников благоприятное впечатление добрыми делами, чтобы иметь в их...  Читать далее

Петр советует братьям по вере производить на язычников благоприятное впечатление добрыми делами, чтобы иметь в их глазах добрую репутацию. Но зачем это нужно, если язычники остаются язычниками, а их нравственные представления всё равно извращены? Неужели они, погрязшие во грехе, способны оценить безгрешную жизнь христиан?

Подобные рассуждения, может быть, не всегда в столь прямой форме, попадаются и сегодня. Избранность ко спасению некоторыми христианами, к сожалению, понимается как повод к фарисейскому снобизму и превозношению над окружающими. Но Петр смотрит на окружащих с оптимизмом, не окарикатуривая их, он ясно видит, что и в душе язычников живо ускользающее от них самих понимание истинных ценностей. Сейчас, когда среди многих христиан принято иронизировать над понятием "общечеловеческих ценностей", противопоставляемых христианским, не мешает вспомнить, что подлинно общечеловеческие ценности - без кавычек! - не могут быть несовместимыми с христианскими, это те ценности, которые оживотворяют каждую сотворённую Богом душу, даже отпавшую от Него.

Именно поэтому надлежит соблюдать государственные законы и нормы социального поведения, хотя бы исходящие от язычников или людей, далёких от любой веры, если эти законы и правила созданы во благо.

Многих смущает призыв апостола повиноваться господам не только добрым и кротким, но и суровым. Нет ли в этих словах призыва подчиняться злу? Ни в коем случае, если у хозяина тяжёлый характер, то это ещё не значит, что его указания работникам обязательно направлены на причинение зла. Здесь перед нами не призыв потакать злу, а констатация реального положения вещей: жизнь трудна, люди, нас окружающие, редко идеальны, поэтому необходимо запастись стойкостью и терпением, чтобы пройти по жизни достойно.

Свернуть
 
На 1 Петр 2:23
23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.
Свернуть
Иисус действительно «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Нам не очень просто понять, что такое кротость. Я однажды услышал такое определение: «Кротость — это нежность сильного». Это качество не того, кто слаб, а того, кто силен  Читать далее

Иисус действительно «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Нам не очень просто понять, что такое кротость. Я однажды услышал такое определение: «Кротость — это нежность сильного». Это качество не того, кто слаб, а того, кто силен. Иисус не слаб, Он предельно силен, но Он не применяет эту силу, Он являет любовь. Об этом апостол Павел писал в Послании к Филиппийцам (Флп. 2:6-8).

Мы постоянно сталкиваемся в этой жизни со злом — тем, что является злом объективно, и тем, что нам представляется злом. И нам все время хочется «противостать», нам хочется противопоставить этой злой силе ответную силу — так, чтобы сила противодействия была не меньше, чем сила действия. Но оба первоверховных апостола единодушно ставят нам в пример Самого Христа, предлагая не отвечать злом на зло, предлагая не противопоставлять силе силу, а побеждать зло добром, реальной любовью — конечно, не ко злу, а к людям, оказавшимся во власти зла. Безусловно, нам самим это не под силу, нам свойственно реагировать на причиненную нам боль. Поэтому так часто апостолы говорят о необходимости облечься во Христа, во всеоружие Божие, чтобы не я действовал в критической для себя ситуации, а Христос, в Котором я пребываю.

Свернуть
 
На 1 Петр 2:24
24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
Свернуть
Говоря о земном служении Спасителя, Пётр, как и другие апостолы, особое внимание обращает на Его крестную смерть. И смысл именно такой смерти он видит в том, что она сделала возможным...  Читать далее

Говоря о земном служении Спасителя, Пётр, как и другие апостолы, особое внимание обращает на Его крестную смерть. И смысл именно такой смерти он видит в том, что она сделала возможным для верных полное избавление от власти греха, открыв им праведность во всей полноте. Что же он имеет в виду? Конечно, примеры праведников, которые оканчивали свою жизнь мученически, к этому времени еврейскому народу были уже хорошо известны, и многие из них относились ко временам сравнительно недавним. Каждый такой пример становился живым свидетельством того, что праведность важнее жизни, что главный вопрос человеческой жизни не в том, сколько жить, и даже не в том, жить или умереть, а в том, как жить и как умереть. И смерть Иисуса на кресте была прекрасным тому доказательством, тем более, что, в отличие от обычного, падшего человека для Него смерть вообще не была неизбежной: свой выбор Он делал, будучи избавлен от мысли о том, что рано или поздно Ему придётся умереть, которая некоторым облегчает мысль о скором мученическом конце. Но если бы мученическая смерть Иисуса была бы просто смертью праведника и свидетеля, она ничем не отличалась бы от смерти тех, кто умер за свою праведность или за своё свидетельство задолго до Его прихода в мир. Такая смерть может быть примером для других, но она не может никого избавить от греха, который в нашем падшем мире тяготеет над каждым. Но в том-то и дело, что Иисус умер не просто, как свидетель Царства. Он умер ради того Царства, которое принёс в мир. Откажись Он от Своего земного пути (а в падшем мире путь этот неизбежно должен был закончиться насильственной смертью), Царство не вошло бы в наш мир, так и оставаясь ему чуждым. А тогда, конечно, ни о какой победе над грехом, ни о какой полноте праведности говорить бы не приходилось. Тогда бы в мире вообще ничего не изменилось, он и сегодня оставался бы таким, каким был многие тысячелетия до прихода Христа. И апостол, разумеется, прекрасно это понимает. Он понимает, кто такой Иисус и что Он сделал. И напоминает об этом адресатам своего послания: ведь без такого понимания христианства нет.

Свернуть
 
На 1 Петр 2:25
25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.
Свернуть
Говоря о христианской жизни и о христианах, Пётр сравнивает Спасителя с надзирателем или охранником, охраняющим безопасность тех, кто ему поручен. Можно, конечно, переводить соответствующее греческое слово и иначе, более «возвышенно», но изначальный его смысл именно таков...  Читать далее

Говоря о христианской жизни и о христианах, Пётр сравнивает Спасителя с надзирателем или охранником, охраняющим безопасность тех, кто ему поручен. Можно, конечно, переводить соответствующее греческое слово и иначе, более «возвышенно», но изначальный его смысл именно таков: охранник, надзиратель, стражник. Впрочем, в евангельские времена оно имело ещё одно значение.

В те времена у евреев существовали особого рода религиозные братства, члены которых регулярно собирались вместе на братские трапезы, как правило связанные с теми или иными праздниками (наиболее частыми были трапезы шаббата: шаббат празднуется еженедельно). В таких братствах были особые служители, возглавлявшие собрания (их называли по-гречески дьяконами), и были специальные администраторы, отвечавшие за организацию собрания и поддержание порядка во время встречи. Это было особенно актуально тогда, когда братство было многочисленным, и таких служителей называли по-гречески епископами, т.е. надзирателями.

Именно этим словом и называет Пётр Иисуса в своём послании. На первый взгляд такое наименование может показаться странным. В самом деле, в терминологии того времени Спасителя логичнее было бы назвать дьяконом, служителем, главой братской общины (а первохристианская Церковь по форме действительно представляла собой именно религиозное братство). Именно служитель-дьякон возглавлял собрание, преломлял хлеб, читал молитву благословения хлеба и вина.

Однако на епископе, помимо прочих, лежала ещё одна обязанность: он должен был помнить всех членов братства поимённо и заботиться о них. Если, например, кто-то из братьев на протяжении достаточно длительного времени (обычно месяца) не появлялся на собрании, именно епископ должен был выяснить причину. И если оказывалось, что этот человек, например, болен или у него какие-нибудь другие проблемы, то епископ должен был организовать помощь, какую могло оказать ему братство.

Епископ должен был иметь в виду не только проблемы братства в целом, но и проблемы каждого отдельного человека, и заботиться о конкретных людях, нуждающихся в помощи. Называя Спасителя епископом, Пётр, очевидно, хочет подчеркнуть то, о чём не раз говорил, характеризуя смысл Своего служения, Сам Иисус: Ему важен каждый, кого можно спасти. Каждый отдельный человек со всеми своими проблемами. Ведь в Царстве нет масс и коллективов. Там конкретные люди. Любящие Христа и любимые Им.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).