Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Вар 4:8

Поделиться
Вы забыли питающего вас вечного Бога,
  а также огорчили и воспитавший вас Иерусалим,
Свернуть

Что означают слова Варуха об «огорчении Иерусалима»? То, что говорит пророк о Боге, в общем-то, понятно: о том, что народ Божий забыл Того, Кто сделал его народом, говорили многие пророки. А что такое «огорчение Иерусалима»? Можно, конечно, было бы думать, что речь идёт о Храме, который был местом присутствия Божия, и те мерзости, которые порой происходили в городе, по сути, перед лицом Божиим, конечно, радости Ему не доставляли. Но только ли в этом дело? Достаточно вспомнить, какой была общая и духовная обстановка в городе незадолго до вавилонского нашествия. Ни о каком раскаянии, ни о каком обращении не было и речи. Всеми, наоборот, овладело некое, совершенно поразительное, духовное и житейское легкомыслие, так, что никто из жителей не принимал всерьёз нависшей над городом опасности, легко поддаваясь на обещания во множестве появившихся в городе «пророков», обещавших чудесную победу над всеми врагами. А основой для таких умонастроений стала дурно понятая и извращённая яхвистская традиция. Корни проблемы, по-видимому, уходили во времена тех гонений, которые обрушились на последователей Исайи Иерусалимского (их называли иногда «бедняками») во время правления Манассии. Тогда яхвистская община города, по сути, разделилась на две части, из которых одна поддержала власть, а другая оказалась гонимой. Такое предательство единоверцев, разумеется, не осталось без духовных последствий: на протяжении последующего столетия духовный уровень яхвистской общины Иерусалима довольно заметно и резко упал. Элементом массового религиозного сознания в это время стали древние, ещё дояхвистские, предания о зачарованных стенах города, которые выдержат любую осаду, уверенность в собственном правоверии, в том, что Бог никогда не оставит Иерусалим, который после проведённой Иосией религиозной реформы стал единственным на земле местом, где были возможны яхвистские жертвоприношения. При всём этом жители города ощущали себя наследниками, носителями и продолжателями великой традиции, восходящей к Моисею и Давиду, полагая, что для этого достаточно лишь родиться евреем и несколько раз в году приходить в Храм для совершения положенных жертвоприношений, завершавшихся пышным и весёлым празднованием. Такое вырождение действительно великой традиции, превращение священного города в карикатуру на самого себя, естественно, не могло доставить радости ни Богу, ни тем немногим праведникам, которые ещё оставались в Иерусалиме. На таком фоне катастрофа, постигшая Иудею, становится событием вполне закономерным: ничего другого при том духовном состоянии народа, в котором он пребывал накануне Вавилонского плена, ожидать не приходилось.

Другие мысли вслух

 
На Вар 4:8
Вы забыли питающего вас вечного Бога,
  а также огорчили и воспитавший вас Иерусалим,
Свернуть
Что означают слова Варуха об «огорчении Иерусалима»? То, что говорит пророк о Боге, в общем-то, понятно: о том, что народ Божий забыл Того, Кто сделал его народом, говорили многие пророки. А что такое «огорчение Иерусалима»? Можно, конечно, было бы думать...  Читать далее

Что означают слова Варуха об «огорчении Иерусалима»? То, что говорит пророк о Боге, в общем-то, понятно: о том, что народ Божий забыл Того, Кто сделал его народом, говорили многие пророки. А что такое «огорчение Иерусалима»? Можно, конечно, было бы думать, что речь идёт о Храме, который был местом присутствия Божия, и те мерзости, которые порой происходили в городе, по сути, перед лицом Божиим, конечно, радости Ему не доставляли. Но только ли в этом дело? Достаточно вспомнить, какой была общая и духовная обстановка в городе незадолго до вавилонского нашествия. Ни о каком раскаянии, ни о каком обращении не было и речи. Всеми, наоборот, овладело некое, совершенно поразительное, духовное и житейское легкомыслие, так, что никто из жителей не принимал всерьёз нависшей над городом опасности, легко поддаваясь на обещания во множестве появившихся в городе «пророков», обещавших чудесную победу над всеми врагами. А основой для таких умонастроений стала дурно понятая и извращённая яхвистская традиция. Корни проблемы, по-видимому, уходили во времена тех гонений, которые обрушились на последователей Исайи Иерусалимского (их называли иногда «бедняками») во время правления Манассии. Тогда яхвистская община города, по сути, разделилась на две части, из которых одна поддержала власть, а другая оказалась гонимой. Такое предательство единоверцев, разумеется, не осталось без духовных последствий: на протяжении последующего столетия духовный уровень яхвистской общины Иерусалима довольно заметно и резко упал. Элементом массового религиозного сознания в это время стали древние, ещё дояхвистские, предания о зачарованных стенах города, которые выдержат любую осаду, уверенность в собственном правоверии, в том, что Бог никогда не оставит Иерусалим, который после проведённой Иосией религиозной реформы стал единственным на земле местом, где были возможны яхвистские жертвоприношения. При всём этом жители города ощущали себя наследниками, носителями и продолжателями великой традиции, восходящей к Моисею и Давиду, полагая, что для этого достаточно лишь родиться евреем и несколько раз в году приходить в Храм для совершения положенных жертвоприношений, завершавшихся пышным и весёлым празднованием. Такое вырождение действительно великой традиции, превращение священного города в карикатуру на самого себя, естественно, не могло доставить радости ни Богу, ни тем немногим праведникам, которые ещё оставались в Иерусалиме. На таком фоне катастрофа, постигшая Иудею, становится событием вполне закономерным: ничего другого при том духовном состоянии народа, в котором он пребывал накануне Вавилонского плена, ожидать не приходилось.

Свернуть
 
На Вар 4:5-29
Дерзай, народ мой,
  памятник Израиля!
Вы преданы язычникам
  не на погибель,
но за то, что вы прогневали Бога,
  вы преданы врагам;
ибо раздражили Сотворившего вас,
  принося жертвы бесам, а не Богу.
Вы забыли питающего вас вечного Бога,
  а также огорчили и воспитавший вас Иерусалим,
ибо он видел пришедший на вас гнев от Бога и говорил:
 
"слушайте, сожители Сиона,
  Бог навел на меня великую скорбь,
10 
ибо я видел пленение сыновей моих и дочерей,
  которое навел на них Вечный.
11 
Я питал их с радостью,
  а отпустил с плачем и горестью.
12 
Никто не радуйся о мне,
  вдовствующем и оставленном многими;
я опустел за грехи детей моих,
  ибо они уклонились от закона Божия;
13 
не познали уставов Его,
  не ходили путями заповедей Бога,
  и не вступили на стези учения в правде Его.
14 
Придите, сожители Сиона,
  и вспомните пленение сыновей моих и дочерей,
  которое навел на них Вечный.
15 
Ибо Он навел на них народ издалека,
  народ наглый и иноязычный,
ибо не устыдились старца,
  и не сжалились над младенцем,
16 
и увели у вдовы сыновей возлюбленных,
  и лишили одинокую дочерей.
17 
Я же чем могу помочь вам?
18 
Кто навел на вас сии бедствия,
  Тот и избавит вас от руки врагов ваших.
19 
Идите, дети, идите,
  ибо я остался пуст.
20 
Я снял с себя одежду мира
  и оделся вретищем моления моего;
  буду взывать к Вечному во дни мои.
21 
Дерзайте, дети, взывайте к Богу,
  и Он избавит вас от насилия, от руки врагов.
22 
Ибо от Вечного я ожидал спасения вашего,
  и мне пришла от Святаго радость о милости,
  которая скоро придет к вам от Вечного, Спасителя нашего.
23 
Я отпускал вас с печалью и горестью,
  но Бог возвратит мне вас с радостью и весельем навеки.
24 
Ибо, как ныне сожители Сиона видели пленение ваше,
  так увидят скоро спасение ваше от Бога,
которое придет к вам с великою славою
  и величием Вечного.
25 
Дети! потерпите
  постигший вас от Бога гнев:
преследовал тебя враг,
  но ты скоро увидишь погибель его,
  и наступишь ему на шею.
26 
Воспитанные у меня в неге пошли жесткими путями,
  схвачены, как стадо, расхищенное врагами.
27 
Дерзайте, дети, и взывайте к Богу,
  ибо о вас вспомнит Тот, Кто навел на вас это.
28 
Какова была решимость ваша, чтобы удалиться от Бога,
  увеличьте ее в десять раз, чтобы обратиться и искать Его.
29 
Ибо Тот, Который навел на вас сии бедствия,
  наведет на вас вечное веселье со спасением".
Свернуть
Сегодняшнее чтение хорошо читать с конца. Пророки действительно мечтали видеть приход Мессии. Видеть поверженными бесов, видеть приход Царства...  Читать далее

Сегодняшнее чтение хорошо читать с конца. Пророки действительно мечтали видеть приход Мессии. Видеть поверженными бесов, видеть приход Царства и восстановление Иерусалима. И что они видели вокруг себя? Непрерывные войны и разруху, горе и страдания народа Божьего, изгнание и смерть. Они видели разрушенный Храм и, как и весь народ, были преданы в руки врагов. Они объясняли, почему так случилось, и не всегда их голос был слышен. И все же главным для них был не совершенный уже грех, не то, что народ отступил от Бога и страдает за это. Главным для пророков все равно оставалось то, что Бог хочет быть с людьми, стремится к ним и обязательно придет, потому что Он верен обещаниям Своим. И если Он обещал Царство Свое на земле, значит так оно и будет. Что же делать тому, кто отступился, но раскаялся? Кто плачет о том, что не смог быть верным? Для них есть рецепт пророка Варуха: «Какова была решимость ваша, чтобы удалиться от Бога, увеличьте ее в десять раз, чтобы обратиться и искать Его».

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).