Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Быт 34:1-31

Поделиться
1 Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той. 2 И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие. 3 И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы. 4 И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в жену. 5 Иаков слышал, что (сын Емморов) обесчестил Дину, дочь его, но как сыновья его были со скотом его в поле, то Иаков молчал, пока не пришли они. 6 И вышел Еммор, отец Сихемов, к Иакову, поговорить с ним. 7 Сыновья же Иакова пришли с поля, и когда услышали, то огорчились мужи те и воспылали гневом, потому что бесчестие сделал он Израилю, переспав с дочерью Иакова, а так не надлежало делать.
8 Еммор стал говорить им, и сказал: Сихем, сын мой, прилепился душею к дочери вашей; дайте же ее в жену ему; 9 породнитесь с нами; отдавайте за нас дочерей ваших, а наших дочерей берите себе (за сыновей ваших); 10 и живите с нами; земля сия (пространна) пред вами, живите и промышляйте на ней и приобретайте ее во владение. 11 Сихем же сказал отцу ее и братьям ее: только бы мне найти благоволение в очах ваших, я дам, что ни скажете мне; 12 назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне, только отдайте мне девицу в жену.
13 И отвечали сыновья Иакова Сихему и Еммору, отцу его, с лукавством; а говорили так потому, что он обесчестил Дину, сестру их; 14 и сказали им (Симеон и Левий, братья Дины, сыновья Лиины): не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо это бесчестно для нас; 15 только на том условии мы согласимся с вами (и поселимся у вас), если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан; 16 и будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей, и будем жить с вами, и составим один народ; 17 а если не послушаетесь нас в том, чтобы обрезаться, то мы возьмем дочь нашу и удалимся.
18 И понравились слова сии Еммору и Сихему, сыну Емморову. 19 Юноша не умедлил исполнить это, потому что любил дочь Иакова. А он более всех уважаем был из дома отца своего. 20 И пришел Еммор и Сихем, сын его, к воротам города своего, и стали говорить жителям города своего и сказали: 21 сии люди мирны с нами; пусть они селятся на земле и промышляют на ней; земля же вот пространна пред ними. Станем брать дочерей их себе в жены и наших дочерей выдавать за них. 22 Только на том условии сии люди соглашаются жить с нами и быть одним народом, чтобы и у нас обрезан был весь мужеский пол, как они обрезаны. 23 Не для нас ли стада их, и имение их, и весь скот их? Только (в том) согласимся с ними, и будут жить с нами. 24 И послушались Еммора и Сихема, сына его, все выходящие из ворот города его: и обрезан был весь мужеский пол — все выходящие из ворот города его.
25 На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол; 26 и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом; и взяли Дину из дома Сихемова и вышли. 27 Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город за то, что обесчестили (Дину) сестру их. 28 Они взяли мелкий и крупный скот их, и ослов их, и что ни было в городе, и что ни было в поле; 29 и все богатство их, и всех детей их, и жен их взяли в плен, и разграбили всё, что было в (городе, и всё, что было в) домах. 30 И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для (всех) жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой. 31 Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею!
Свернуть

История с Лией и Сихемом — некрасивая, если сказать мягко. Очень мягко — потому, что на самом деле тут вероломство, которое встретишь не часто. Недоверие и страх правят тут соплеменниками Иакова — это очевидно. Так же, как очевиден и контраст между самим Иаковом и этими самыми соплеменниками. Оно и понятно: одно дело — конкретный человек, другое — народ, племя, человеческое сообщество. Духовный уровень вождя, лидера — одно, духовное состояние народа, особенно в среднем — другое.

Прежде всего потому, что духовности «в среднем» как раз не бывает. Она всегда дело личное и личностное. Коллективизм и духовность, духовность и массовое сознание — вещи несовместимые. Нужно перестать быть частью толпы, массы, «народа», как его понимает толпа или масса, чтобы жить нормальной, полноценной духовной жизнью.

И работать с толпой, массой, народом в целом, если речь вести именно о духовной работе — невозможно. Такая работа всегда и по определению штучная. Личностная. С Иаковом Бог работал не один десяток лет — и кое-что Ему сделать удалось. Даже довольно много удалось — достаточно сравнить Иакова, каким он покинул родной дом, и Иакова, каким он туда вернулся. Вот только остальные-то жили себе своей обычной жизнью, не особенно меняясь.

Им вполне хватало Иакова — вождя, о котором они были уверены, что он им дан Богом. Так оно и было — до тех пор, пока не пришлось принимать решения быстро и самим, полагаясь лишь на свой опыт. Вот тогда-то и сработала коллективная психика. Коллективное бессознательное с его неосознанными, часто призрачными страхами и с рефлексивной жестокостью — как реакцией на эти призрачные страхи.

Жестокостью, естественно прикрываемой благовидными обоснованиями, на деле довольно сомнительными: судя по библейскому рассказу, у молодых людей всё было серьёзно — что бы там ни произошло во время первой встречи. Результат известен: вместо мира — вражда, вместо семейного счастья — кровопролитие. А Иаков ничего не может тут поделать — всё уже сделано без него. Так и шла история народа Божия — Богом поставленные вожди во главе и народная масса, не отличающаяся от всякой другой. До тех пор, пока, наконец, во времена плена, в Вавилоне, не сложился народ-община — но это уже другая история.

Другие мысли вслух

 
На Быт 34:1-31
1 Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той. 2 И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие. 3 И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы. 4 И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в жену. 5 Иаков слышал, что (сын Емморов) обесчестил Дину, дочь его, но как сыновья его были со скотом его в поле, то Иаков молчал, пока не пришли они. 6 И вышел Еммор, отец Сихемов, к Иакову, поговорить с ним. 7 Сыновья же Иакова пришли с поля, и когда услышали, то огорчились мужи те и воспылали гневом, потому что бесчестие сделал он Израилю, переспав с дочерью Иакова, а так не надлежало делать.
8 Еммор стал говорить им, и сказал: Сихем, сын мой, прилепился душею к дочери вашей; дайте же ее в жену ему; 9 породнитесь с нами; отдавайте за нас дочерей ваших, а наших дочерей берите себе (за сыновей ваших); 10 и живите с нами; земля сия (пространна) пред вами, живите и промышляйте на ней и приобретайте ее во владение. 11 Сихем же сказал отцу ее и братьям ее: только бы мне найти благоволение в очах ваших, я дам, что ни скажете мне; 12 назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне, только отдайте мне девицу в жену.
13 И отвечали сыновья Иакова Сихему и Еммору, отцу его, с лукавством; а говорили так потому, что он обесчестил Дину, сестру их; 14 и сказали им (Симеон и Левий, братья Дины, сыновья Лиины): не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо это бесчестно для нас; 15 только на том условии мы согласимся с вами (и поселимся у вас), если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан; 16 и будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей, и будем жить с вами, и составим один народ; 17 а если не послушаетесь нас в том, чтобы обрезаться, то мы возьмем дочь нашу и удалимся.
18 И понравились слова сии Еммору и Сихему, сыну Емморову. 19 Юноша не умедлил исполнить это, потому что любил дочь Иакова. А он более всех уважаем был из дома отца своего. 20 И пришел Еммор и Сихем, сын его, к воротам города своего, и стали говорить жителям города своего и сказали: 21 сии люди мирны с нами; пусть они селятся на земле и промышляют на ней; земля же вот пространна пред ними. Станем брать дочерей их себе в жены и наших дочерей выдавать за них. 22 Только на том условии сии люди соглашаются жить с нами и быть одним народом, чтобы и у нас обрезан был весь мужеский пол, как они обрезаны. 23 Не для нас ли стада их, и имение их, и весь скот их? Только (в том) согласимся с ними, и будут жить с нами. 24 И послушались Еммора и Сихема, сына его, все выходящие из ворот города его: и обрезан был весь мужеский пол — все выходящие из ворот города его.
25 На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол; 26 и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом; и взяли Дину из дома Сихемова и вышли. 27 Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город за то, что обесчестили (Дину) сестру их. 28 Они взяли мелкий и крупный скот их, и ослов их, и что ни было в городе, и что ни было в поле; 29 и все богатство их, и всех детей их, и жен их взяли в плен, и разграбили всё, что было в (городе, и всё, что было в) домах. 30 И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для (всех) жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой. 31 Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею!
Свернуть
История с Лией и Сихемом — некрасивая, если сказать мягко. Очень мягко — потому, что на самом деле тут вероломство, которое встретишь не часто. Недоверие и страх правят тут соплеменниками Иакова — это очевидно...  Читать далее

История с Лией и Сихемом — некрасивая, если сказать мягко. Очень мягко — потому, что на самом деле тут вероломство, которое встретишь не часто. Недоверие и страх правят тут соплеменниками Иакова — это очевидно. Так же, как очевиден и контраст между самим Иаковом и этими самыми соплеменниками. Оно и понятно: одно дело — конкретный человек, другое — народ, племя, человеческое сообщество. Духовный уровень вождя, лидера — одно, духовное состояние народа, особенно в среднем — другое.

Прежде всего потому, что духовности «в среднем» как раз не бывает. Она всегда дело личное и личностное. Коллективизм и духовность, духовность и массовое сознание — вещи несовместимые. Нужно перестать быть частью толпы, массы, «народа», как его понимает толпа или масса, чтобы жить нормальной, полноценной духовной жизнью.

И работать с толпой, массой, народом в целом, если речь вести именно о духовной работе — невозможно. Такая работа всегда и по определению штучная. Личностная. С Иаковом Бог работал не один десяток лет — и кое-что Ему сделать удалось. Даже довольно много удалось — достаточно сравнить Иакова, каким он покинул родной дом, и Иакова, каким он туда вернулся. Вот только остальные-то жили себе своей обычной жизнью, не особенно меняясь.

Им вполне хватало Иакова — вождя, о котором они были уверены, что он им дан Богом. Так оно и было — до тех пор, пока не пришлось принимать решения быстро и самим, полагаясь лишь на свой опыт. Вот тогда-то и сработала коллективная психика. Коллективное бессознательное с его неосознанными, часто призрачными страхами и с рефлексивной жестокостью — как реакцией на эти призрачные страхи.

Жестокостью, естественно прикрываемой благовидными обоснованиями, на деле довольно сомнительными: судя по библейскому рассказу, у молодых людей всё было серьёзно — что бы там ни произошло во время первой встречи. Результат известен: вместо мира — вражда, вместо семейного счастья — кровопролитие. А Иаков ничего не может тут поделать — всё уже сделано без него. Так и шла история народа Божия — Богом поставленные вожди во главе и народная масса, не отличающаяся от всякой другой. До тех пор, пока, наконец, во времена плена, в Вавилоне, не сложился народ-община — но это уже другая история.

Свернуть
 
На Быт 34:1-31
1 Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той. 2 И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие. 3 И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы. 4 И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в жену. 5 Иаков слышал, что (сын Емморов) обесчестил Дину, дочь его, но как сыновья его были со скотом его в поле, то Иаков молчал, пока не пришли они. 6 И вышел Еммор, отец Сихемов, к Иакову, поговорить с ним. 7 Сыновья же Иакова пришли с поля, и когда услышали, то огорчились мужи те и воспылали гневом, потому что бесчестие сделал он Израилю, переспав с дочерью Иакова, а так не надлежало делать.
8 Еммор стал говорить им, и сказал: Сихем, сын мой, прилепился душею к дочери вашей; дайте же ее в жену ему; 9 породнитесь с нами; отдавайте за нас дочерей ваших, а наших дочерей берите себе (за сыновей ваших); 10 и живите с нами; земля сия (пространна) пред вами, живите и промышляйте на ней и приобретайте ее во владение. 11 Сихем же сказал отцу ее и братьям ее: только бы мне найти благоволение в очах ваших, я дам, что ни скажете мне; 12 назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне, только отдайте мне девицу в жену.
13 И отвечали сыновья Иакова Сихему и Еммору, отцу его, с лукавством; а говорили так потому, что он обесчестил Дину, сестру их; 14 и сказали им (Симеон и Левий, братья Дины, сыновья Лиины): не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо это бесчестно для нас; 15 только на том условии мы согласимся с вами (и поселимся у вас), если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан; 16 и будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей, и будем жить с вами, и составим один народ; 17 а если не послушаетесь нас в том, чтобы обрезаться, то мы возьмем дочь нашу и удалимся.
18 И понравились слова сии Еммору и Сихему, сыну Емморову. 19 Юноша не умедлил исполнить это, потому что любил дочь Иакова. А он более всех уважаем был из дома отца своего. 20 И пришел Еммор и Сихем, сын его, к воротам города своего, и стали говорить жителям города своего и сказали: 21 сии люди мирны с нами; пусть они селятся на земле и промышляют на ней; земля же вот пространна пред ними. Станем брать дочерей их себе в жены и наших дочерей выдавать за них. 22 Только на том условии сии люди соглашаются жить с нами и быть одним народом, чтобы и у нас обрезан был весь мужеский пол, как они обрезаны. 23 Не для нас ли стада их, и имение их, и весь скот их? Только (в том) согласимся с ними, и будут жить с нами. 24 И послушались Еммора и Сихема, сына его, все выходящие из ворот города его: и обрезан был весь мужеский пол — все выходящие из ворот города его.
25 На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол; 26 и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом; и взяли Дину из дома Сихемова и вышли. 27 Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город за то, что обесчестили (Дину) сестру их. 28 Они взяли мелкий и крупный скот их, и ослов их, и что ни было в городе, и что ни было в поле; 29 и все богатство их, и всех детей их, и жен их взяли в плен, и разграбили всё, что было в (городе, и всё, что было в) домах. 30 И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для (всех) жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой. 31 Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею!
Свернуть
История, рассказанная в этой главе - это история основателя и последователей. Казалось бы, сыновья наследуют завет от...  Читать далее

История, рассказанная в этой главе - это история основателя и последователей. Казалось бы, сыновья наследуют завет от отца. И в процессе чтения кажется, что сейчас их решительность приведет к тому, что увеличение народа будет происходить не просто внутри одной семьи, а благодаря принятию завтра язычниками. И, как следствие, обрезание – знак завета – выдвигается основным условием, при котором возможны смешанные браки. Но, оказывается, что это было всего лишь хорошо спланированной местью. Это и становится причиной конфликта между Исааком и сыновьями, которые использовали подтверждение вечного договора с Богом для истребления людей, которые были готовы стать близкими во всем.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).