Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Дан 3:25

Поделиться
25 И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил:
Свернуть

Сегодня в предании о трёх отроках уже трудно отделить легенду от истории. Слишком много анахронизмов в тексте, слишком часто встречаются в нём явные преувеличения, гиперболы, свойственные скорее легендам, чем историческим описаниям. Но ведь и легенда, если священнописатель счёл нужным не только её использовать, но и сохранить весь её колорит, нередко разрушающий правдоподобие рассказа, не могла появиться в Библии случайно. В чём же смысл легенды о трёх отроках? Почему и когда она появилась?

Скорее всего она, как и вся Книга Даниила, получила свою нынешнюю форму во II в. до н.э., во время гонений Антиоха Эпифана и Маккавейских войн, ставшими ответом на эти гонения. Эпоха, когда была написана Книга Даниила, была эпохой героев и мучеников, страданий верных и священной войны с неверными, с язычниками-сирийцами, осквернившими Храм и организовавшими гонения на Синагогу. А еще это была эпоха напряжённых, почти лихорадочных мессианских ожиданий, ожиданий Мессии, Который придёт, как победоносный военачальник, после победы становящийся Царём, главой того Царства, которое преобразит мир, положив конец прежней истории.

Книга Даниила — обо всём этом. Но она и о людях, тех обычных людях, которые во времена войн и гонений вовсе не были уверены, что доживут до победы Мессии и торжества мессианского Царства. И легенда о трёх отроках говорила им: они доживут. Доживут потому, что на стороне Мессии не только люди, но и Бог, и Его ангелы, которые не оставят тех, кто сохранит верность до конца.

Даже огонь, из которого не выйти живым, ещё не означает конца: Бог, послав Своих ангелов, может провести Своих верных через огонь так же, как во времена Моисея провёл Он Свой народ сквозь море. Но пройти этим путём будет так же непросто, как впоследствии, когда Мессия действительно придёт, Его ученику будет непросто идти за Ним по воде.

Царство есть Царство: стихии в нём всегда абсолютно послушны дыханию Божию, живущим в Царстве и дышащим этим дыханием необязательно в огне сгорать, а в воде тонуть, и огонь, и вода могут стать для них такими, какими жители Царства захотят их видеть. Главное зависит не от преображённых стихий Царства, а от человека, от того, какой жизнью он живёт: жизнью «мира сего» или жизнью Царства. И если жизнь Царства действительно становится его жизнью, возможно всё. Даже то, что по законам «мира сего» кажется легендой.

Другие мысли вслух

 
На Дан 3:92
92 На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию.
Свернуть
Сегодня в предании о трёх отроках уже трудно отделить легенду от истории. Слишком много анахронизмов в тексте...  Читать далее

Сегодня в предании о трёх отроках уже трудно отделить легенду от истории. Слишком много анахронизмов в тексте, слишком часто встречаются в нём явные преувеличения, гиперболы, свойственные скорее легендам, чем историческим описаниям. Но ведь и легенда, если священнописатель счёл нужным не только её использовать, но и сохранить весь её колорит, нередко разрушающий правдоподобие рассказа, не могла появиться в Библии случайно. В чём же смысл легенды о трёх отроках? Почему и когда она появилась?

Скорее всего она, как и вся Книга Даниила, получила свою нынешнюю форму во II в. до н.э., во время гонений Антиоха Эпифана и Маккавейских войн, ставшими ответом на эти гонения. Эпоха, когда была написана Книга Даниила, была эпохой героев и мучеников, страданий верных и священной войны с неверными, с язычниками-сирийцами, осквернившими Храм и организовавшими гонения на Синагогу. А еще это была эпоха напряжённых, почти лихорадочных мессианских ожиданий, ожиданий Мессии, Который придёт, как победоносный военачальник, после победы становящийся Царём, главой того Царства, которое преобразит мир, положив конец прежней истории.

Книга Даниила — обо всём этом. Но она и о людях, тех обычных людях, которые во времена войн и гонений вовсе не были уверены, что доживут до победы Мессии и торжества мессианского Царства. И легенда о трёх отроках говорила им: они доживут. Доживут потому, что на стороне Мессии не только люди, но и Бог, и Его ангелы, которые не оставят тех, кто сохранит верность до конца.

Даже огонь, из которого не выйти живым, ещё не означает конца: Бог, послав Своих ангелов, может провести Своих верных через огонь так же, как во времена Моисея провёл Он Свой народ сквозь море. Но пройти этим путём будет так же непросто, как впоследствии, когда Мессия действительно придёт, Его ученику будет непросто идти за Ним по воде.

Царство есть Царство: стихии в нём всегда абсолютно послушны дыханию Божию, живущим в Царстве и дышащим этим дыханием необязательно в огне сгорать, а в воде тонуть, и огонь, и вода могут стать для них такими, какими жители Царства захотят их видеть. Главное зависит не от преображённых стихий Царства, а от человека, от того, какой жизнью он живёт: жизнью «мира сего» или жизнью Царства. И если жизнь Царства действительно становится его жизнью, возможно всё. Даже то, что по законам «мира сего» кажется легендой.

Свернуть
 
На Дан 3:1-33
1 Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской. 2 И послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор. 3 И собрались сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители на открытие истукана, которого Навуходоносор царь поставил, и стали перед истуканом, которого воздвиг Навуходоносор. 4 Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки: 5 в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор. 6 А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем. 7 Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь.
8 В это самое время приступили некоторые из Халдеев и донесли на Иудеев. 9 Они сказали царю Навуходоносору: царь, вовеки живи! 10 Ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пал и поклонился золотому истукану; 11 а кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем. 12 Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются.
13 Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю. 14 Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? 15 Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?
16 И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. 17 Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. 18 Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.
19 Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, 20 и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем. 21 Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и в прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскаленную огнем. 22 И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго. 23 А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные.
24 И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. 25 И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил: 
26 "Благословен Ты, Господи Боже отцов наших,
  хвально и прославлено имя Твое вовеки.
 
27 Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами,
  и все дела Твои истинны и пути Твои правы,
  и все суды Твои истинны.
28 
Ты совершил истинные суды
  во всем, что навел на нас
  и на святый град отцов наших Иерусалим,
потому что по истине и по суду навел Ты все это на нас
  за грехи наши.
29 
Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя,
  и во всем согрешили.
30 
Заповедей Твоих не слушали
  и не соблюдали их,
и не поступали, как Ты повелел нам,
  чтобы благо нам было.
31 
И все, что Ты навел на нас,
  и все, что Ты соделал с нами,
  соделал по истинному суду.
32 
И предал нас в руки врагов беззаконных,
  ненавистнейших отступников,
  и царю неправосудному и злейшему на всей земле.
33 
И ныне мы не можем открыть уст наших;
  мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих
  и чтущих Тебя.
Свернуть
Молитва отроков и песнь, славящая все, сотворенное Богом, как и сама история о том, как Седрах, Мисах и Авденаго...  Читать далее

Молитва отроков и песнь, славящая все, сотворенное Богом, как и сама история о том, как Седрах, Мисах и Авденаго отказались поклониться золотому истукану и прошли через испытание огнем, часто упоминается в последующих книгах Священного Писания (1 Макк 2:59; Евр 11:34) и впоследствии в христианском богослужении. Не случайно это свидетельство веры занимает такое место в жизни Церкви. Здесь мы ясно видимо общность духа, которое связывает Ветхий и Новый Заветы, праведников и святых избранного народа и Церкви Христовой. Как отроки свидетельствовали перед Навуходоносором о том, что «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит», так же и апостол Павел говорил в испытаниях: «Бог, Которому принадлежу я и Которому служу».

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).