Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 44:1-28

Поделиться
А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и
  Израиль, которого Я избрал.
Так говорит Господь, создавший тебя
  и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней:
не бойся, раб Мой, Иаков,
  и возлюбленный (Израиль), которого Я избрал;
ибо Я изолью воды на жаждущее
  и потоки на иссохшее;
излию дух Мой на племя твое
  и благословение Мое на потомков твоих.
И будут расти между травою,
  как ивы при потоках вод.
Один скажет: "я Господень",
  другой назовется именем Иакова;
а иной напишет рукою своею: "я Господень",
  и прозовется именем Израиля.
Так говорит Господь, Царь Израиля,
  и Искупитель его, Господь Саваоф:
Я первый и Я последний,
  и кроме Меня нет Бога,
ибо кто как Я? Пусть он расскажет,
  возвестит и в порядке представит Мне всё
с того времени, как Я устроил народ древний,
  или пусть возвестят наступающее и будущее.
Не бойтесь и не страшитесь:
  не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал?
  И вы Мои свидетели.
Есть ли Бог кроме Меня?
  нет другой твердыни, никакой не знаю.
9 Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. 10 Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? 11 Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены.
12 Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. 13 Плотник (выбрав дерево), протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. 14 Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. 15 И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. 16 Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: "хорошо, я согрелся; почувствовал огонь". 17 А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой".
18 Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. 19 И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: "половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?" 20 Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: "не обман ли в правой руке моей?"
21 
Помни это, Иаков
  и Израиль, ибо ты раб Мой;
Я образовал тебя: раб Мой ты,
  Израиль, не забывай Меня.
22 
Изглажу беззакония твои, как туман,
  и грехи твои, как облако;
обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя.
23 
Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это.
  Восклицайте, глубины земли;
шумите от радости, горы,
  лес и все деревья в нем;
ибо искупил Господь Иакова
  и прославится в Израиле.
24 
Так говорит Господь, искупивший тебя
  и образовавший тебя от утробы матерней:
Я Господь, Который сотворил все,
  один распростер небеса
  и Своею силою разостлал землю,
25 
Который делает ничтожными знамения лжепророков
  и обнаруживает безумие волшебников,
мудрецов прогоняет назад
  и знание их делает глупостью,
26 
Который утверждает слово раба Своего
  и приводит в исполнение изречение Своих посланников,
Который говорит Иерусалиму: "ты будешь населен",
  и городам Иудиным: "вы будете построены,
  и развалины его Я восстановлю",
27 
Который бездне говорит: "иссохни!"
  и реки твои Я иссушу,
28 
Который говорит о Кире: пастырь Мой,
  и он исполнит всю волю Мою
и скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!"
  и храму: "ты будешь основан!"
Свернуть

Пророки и допленной, и послепленной поры нередко вели настоящую антиязыческую полемику, указывая на нелепость религии, боги которой сделаны людьми. На первый взгляд эта полемика может показаться несколько поверхностной. В самом деле: всякий, знакомый с древними (да и современными) языческими культами прекрасно знает, что даже мало задумывающийся о духовной жизни язычник в священных статуях видит не только дерево или металл.

Для него за деревом и металлом стоит ещё что-то, и этому чему-то он и вручает свою душу и своё сердце. Но есть всё же за словами пророка нечто большее, чем простая антиязыческая агитация. И это большее — откровение о Боге как единственно Сущем. Суть проповеди Исайи сводится к тому, что только Яхве поистине есть.

Или даже так — Есть с большой буквы. Всё остальное, включая ту реальность, с которой связаны языческие культы, если и есть, то с маленькой буквы. С точки зрения Бога есть только Он один. Казалось бы, тут не с чем спорить даже язычнику. В самом деле: любая серьёзная духовная традиция в основе своей всегда монотеистична, будь то в Египте, в Греции или в Индии. Так было в древности, так же обстоит дело и сегодня. Множество богов — это для большинства.

Но даже индус, к примеру, если только он относится к духовной жизни всерьёз, прекрасно знает, что Бог один. И поклоняется Ему, а не сонму языческих божеств. А этот самый сонм считает лишь проявлениями Единого, эманациями или теофаниями — в зависимости от религиозной школы, к которой принадлежит. Так что же тогда страшного в язычестве, что пророк так резко его отрицает? Если бы Бог был просто безликим Абсолютом, чистым Бытием, наверное, такого отрицания не было бы. Но в том-то и дело, что Он не просто бытие, Он — Личность. А существование всякой личности определяется её волей.

Можно сказать, что личность и есть воля. А если так, то Богу нельзя покланяться ни в какой форме, кроме той, какую Он Сам для Себя определил. Бог, конечно, присутствует в мире, Он скрывается за каждым Своим творением. Но именно скрывается. А весь смысл и духовный пафос яхвизма, иудаизма, христианства в том, что Бог не скрывается, а является. Выходит навстречу человеку. Не нуждаясь ни в каких завесах — даже самых роскошных из тех, какие придумывают для Него люди.

Темы:

Другие мысли вслух

 
На Ис 44:1-28
А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и
  Израиль, которого Я избрал.
Так говорит Господь, создавший тебя
  и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней:
не бойся, раб Мой, Иаков,
  и возлюбленный (Израиль), которого Я избрал;
ибо Я изолью воды на жаждущее
  и потоки на иссохшее;
излию дух Мой на племя твое
  и благословение Мое на потомков твоих.
И будут расти между травою,
  как ивы при потоках вод.
Один скажет: "я Господень",
  другой назовется именем Иакова;
а иной напишет рукою своею: "я Господень",
  и прозовется именем Израиля.
Так говорит Господь, Царь Израиля,
  и Искупитель его, Господь Саваоф:
Я первый и Я последний,
  и кроме Меня нет Бога,
ибо кто как Я? Пусть он расскажет,
  возвестит и в порядке представит Мне всё
с того времени, как Я устроил народ древний,
  или пусть возвестят наступающее и будущее.
Не бойтесь и не страшитесь:
  не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал?
  И вы Мои свидетели.
Есть ли Бог кроме Меня?
  нет другой твердыни, никакой не знаю.
9 Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. 10 Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? 11 Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены.
12 Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. 13 Плотник (выбрав дерево), протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. 14 Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. 15 И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. 16 Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: "хорошо, я согрелся; почувствовал огонь". 17 А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой".
18 Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. 19 И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: "половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?" 20 Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: "не обман ли в правой руке моей?"
21 
Помни это, Иаков
  и Израиль, ибо ты раб Мой;
Я образовал тебя: раб Мой ты,
  Израиль, не забывай Меня.
22 
Изглажу беззакония твои, как туман,
  и грехи твои, как облако;
обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя.
23 
Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это.
  Восклицайте, глубины земли;
шумите от радости, горы,
  лес и все деревья в нем;
ибо искупил Господь Иакова
  и прославится в Израиле.
24 
Так говорит Господь, искупивший тебя
  и образовавший тебя от утробы матерней:
Я Господь, Который сотворил все,
  один распростер небеса
  и Своею силою разостлал землю,
25 
Который делает ничтожными знамения лжепророков
  и обнаруживает безумие волшебников,
мудрецов прогоняет назад
  и знание их делает глупостью,
26 
Который утверждает слово раба Своего
  и приводит в исполнение изречение Своих посланников,
Который говорит Иерусалиму: "ты будешь населен",
  и городам Иудиным: "вы будете построены,
  и развалины его Я восстановлю",
27 
Который бездне говорит: "иссохни!"
  и реки твои Я иссушу,
28 
Который говорит о Кире: пастырь Мой,
  и он исполнит всю волю Мою
и скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!"
  и храму: "ты будешь основан!"
Свернуть
Пророки и допленной, и послепленной поры нередко вели настоящую антиязыческую полемику, указывая на нелепость религии, боги которой сделаны людьми. На первый взгляд эта полемика может показаться несколько поверхностной. В самом деле: всякий, знакомый с древними...  Читать далее

Пророки и допленной, и послепленной поры нередко вели настоящую антиязыческую полемику, указывая на нелепость религии, боги которой сделаны людьми. На первый взгляд эта полемика может показаться несколько поверхностной. В самом деле: всякий, знакомый с древними (да и современными) языческими культами прекрасно знает, что даже мало задумывающийся о духовной жизни язычник в священных статуях видит не только дерево или металл.

Для него за деревом и металлом стоит ещё что-то, и этому чему-то он и вручает свою душу и своё сердце. Но есть всё же за словами пророка нечто большее, чем простая антиязыческая агитация. И это большее — откровение о Боге как единственно Сущем. Суть проповеди Исайи сводится к тому, что только Яхве поистине есть.

Или даже так — Есть с большой буквы. Всё остальное, включая ту реальность, с которой связаны языческие культы, если и есть, то с маленькой буквы. С точки зрения Бога есть только Он один. Казалось бы, тут не с чем спорить даже язычнику. В самом деле: любая серьёзная духовная традиция в основе своей всегда монотеистична, будь то в Египте, в Греции или в Индии. Так было в древности, так же обстоит дело и сегодня. Множество богов — это для большинства.

Но даже индус, к примеру, если только он относится к духовной жизни всерьёз, прекрасно знает, что Бог один. И поклоняется Ему, а не сонму языческих божеств. А этот самый сонм считает лишь проявлениями Единого, эманациями или теофаниями — в зависимости от религиозной школы, к которой принадлежит. Так что же тогда страшного в язычестве, что пророк так резко его отрицает? Если бы Бог был просто безликим Абсолютом, чистым Бытием, наверное, такого отрицания не было бы. Но в том-то и дело, что Он не просто бытие, Он — Личность. А существование всякой личности определяется её волей.

Можно сказать, что личность и есть воля. А если так, то Богу нельзя покланяться ни в какой форме, кроме той, какую Он Сам для Себя определил. Бог, конечно, присутствует в мире, Он скрывается за каждым Своим творением. Но именно скрывается. А весь смысл и духовный пафос яхвизма, иудаизма, христианства в том, что Бог не скрывается, а является. Выходит навстречу человеку. Не нуждаясь ни в каких завесах — даже самых роскошных из тех, какие придумывают для Него люди.

Свернуть
 
На Ис 44:1-28
А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и
  Израиль, которого Я избрал.
Так говорит Господь, создавший тебя
  и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней:
не бойся, раб Мой, Иаков,
  и возлюбленный (Израиль), которого Я избрал;
ибо Я изолью воды на жаждущее
  и потоки на иссохшее;
излию дух Мой на племя твое
  и благословение Мое на потомков твоих.
И будут расти между травою,
  как ивы при потоках вод.
Один скажет: "я Господень",
  другой назовется именем Иакова;
а иной напишет рукою своею: "я Господень",
  и прозовется именем Израиля.
Так говорит Господь, Царь Израиля,
  и Искупитель его, Господь Саваоф:
Я первый и Я последний,
  и кроме Меня нет Бога,
ибо кто как Я? Пусть он расскажет,
  возвестит и в порядке представит Мне всё
с того времени, как Я устроил народ древний,
  или пусть возвестят наступающее и будущее.
Не бойтесь и не страшитесь:
  не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал?
  И вы Мои свидетели.
Есть ли Бог кроме Меня?
  нет другой твердыни, никакой не знаю.
9 Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. 10 Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? 11 Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены.
12 Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. 13 Плотник (выбрав дерево), протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. 14 Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. 15 И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. 16 Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: "хорошо, я согрелся; почувствовал огонь". 17 А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой".
18 Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. 19 И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: "половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?" 20 Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: "не обман ли в правой руке моей?"
21 
Помни это, Иаков
  и Израиль, ибо ты раб Мой;
Я образовал тебя: раб Мой ты,
  Израиль, не забывай Меня.
22 
Изглажу беззакония твои, как туман,
  и грехи твои, как облако;
обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя.
23 
Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это.
  Восклицайте, глубины земли;
шумите от радости, горы,
  лес и все деревья в нем;
ибо искупил Господь Иакова
  и прославится в Израиле.
24 
Так говорит Господь, искупивший тебя
  и образовавший тебя от утробы матерней:
Я Господь, Который сотворил все,
  один распростер небеса
  и Своею силою разостлал землю,
25 
Который делает ничтожными знамения лжепророков
  и обнаруживает безумие волшебников,
мудрецов прогоняет назад
  и знание их делает глупостью,
26 
Который утверждает слово раба Своего
  и приводит в исполнение изречение Своих посланников,
Который говорит Иерусалиму: "ты будешь населен",
  и городам Иудиным: "вы будете построены,
  и развалины его Я восстановлю",
27 
Который бездне говорит: "иссохни!"
  и реки твои Я иссушу,
28 
Который говорит о Кире: пастырь Мой,
  и он исполнит всю волю Мою
и скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!"
  и храму: "ты будешь основан!"
Свернуть
Сегодняшнее чтение продолжает тему заслуг и достижений в контексте отношений Бога со Своим народом. И красной нитью...  Читать далее

Сегодняшнее чтение продолжает тему заслуг и достижений в контексте отношений Бога со Своим народом. И красной нитью проходит в нём мысль о том, что еврейский народ с самого начала целиком и полностью творение Божие, идёт ли речь о временах Моисея или Исайи Вавилонского, об отдельных людях или о народе в целом (ст. 2, 21, 24). Именно с этим связана возможность и самого существования народа (ст. 3 – 5), и его искупления (ст. 22). Антиязыческая полемика на таком фоне кажется несколько преувеличенной (ст. 9 – 20), особенно если вспомнить, что во времена Исайи Вавилонского ни о каком язычестве в собственно еврейской среде говорить уже не приходится. Но на примере языческой религиозности особенно отчётливо видно то, что в религиозности монотеистической отходит на второй план или принимает завуалированные формы, а потому оказывается заметно не всегда. И прежде всего то, что сразу бросается в глаза каждому, кто видел, как мастера изготовляют священные статуи или изображения: язычество всегда предполагает, что именно человек создаёт себе богов, притом таких, каких сам хочет видеть. Верно и обратное: всякий раз, когда человек хочет создать себе богов или Бога таким, каким он хочет их (Его) видеть, он впадает в язычество, даже тогда, когда формально продолжает оставаться монотеистом. Ведь такой человек, даже будучи совершенно уверенным, что поклоняется Единому, на самом деле начинает поклоняться своему представлению о Едином, которое и становится для него идолом. А происходит это, как видно, оттого, что человек смотрит на свою религию как на одну из множества частей, из которых складывается его жизнь. Не случайно пророк упоминает, как дерево, которое бросают в костёр, чтобы приготовить на нём пищу, затем используют для изготовления идола (ст. 14 – 17). Религия оказывается нужна человеку так же, как нужны ему пища и тепло, не более и не менее. И человек ищет способы удовлетворить эту свою потребность так же, как и все остальные. Используя все имеющиеся в его распоряжении возможности. И тут уже неважно, проявляется ли такая потребность в форме языческой или монотеистической: от Бога и то, и другое одинаково далеко. И дело не в том, что у Бога нет возможности или желания удовлетворить любую потребность человека, если только в ней нет греха. Дело в том, что пребывание в Царстве принципиально несводимо к удовлетворению потребностей. Царство — прежде всего отношения, отношения с Богом и людьми. Отношения, которые без помощи Божией человеку не выстроить никогда.

Свернуть
 
На Ис 44:1-28
А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и
  Израиль, которого Я избрал.
Так говорит Господь, создавший тебя
  и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней:
не бойся, раб Мой, Иаков,
  и возлюбленный (Израиль), которого Я избрал;
ибо Я изолью воды на жаждущее
  и потоки на иссохшее;
излию дух Мой на племя твое
  и благословение Мое на потомков твоих.
И будут расти между травою,
  как ивы при потоках вод.
Один скажет: "я Господень",
  другой назовется именем Иакова;
а иной напишет рукою своею: "я Господень",
  и прозовется именем Израиля.
Так говорит Господь, Царь Израиля,
  и Искупитель его, Господь Саваоф:
Я первый и Я последний,
  и кроме Меня нет Бога,
ибо кто как Я? Пусть он расскажет,
  возвестит и в порядке представит Мне всё
с того времени, как Я устроил народ древний,
  или пусть возвестят наступающее и будущее.
Не бойтесь и не страшитесь:
  не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал?
  И вы Мои свидетели.
Есть ли Бог кроме Меня?
  нет другой твердыни, никакой не знаю.
9 Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. 10 Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? 11 Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены.
12 Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. 13 Плотник (выбрав дерево), протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. 14 Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. 15 И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. 16 Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: "хорошо, я согрелся; почувствовал огонь". 17 А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой".
18 Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. 19 И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: "половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?" 20 Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: "не обман ли в правой руке моей?"
21 
Помни это, Иаков
  и Израиль, ибо ты раб Мой;
Я образовал тебя: раб Мой ты,
  Израиль, не забывай Меня.
22 
Изглажу беззакония твои, как туман,
  и грехи твои, как облако;
обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя.
23 
Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это.
  Восклицайте, глубины земли;
шумите от радости, горы,
  лес и все деревья в нем;
ибо искупил Господь Иакова
  и прославится в Израиле.
24 
Так говорит Господь, искупивший тебя
  и образовавший тебя от утробы матерней:
Я Господь, Который сотворил все,
  один распростер небеса
  и Своею силою разостлал землю,
25 
Который делает ничтожными знамения лжепророков
  и обнаруживает безумие волшебников,
мудрецов прогоняет назад
  и знание их делает глупостью,
26 
Который утверждает слово раба Своего
  и приводит в исполнение изречение Своих посланников,
Который говорит Иерусалиму: "ты будешь населен",
  и городам Иудиным: "вы будете построены,
  и развалины его Я восстановлю",
27 
Который бездне говорит: "иссохни!"
  и реки твои Я иссушу,
28 
Который говорит о Кире: пастырь Мой,
  и он исполнит всю волю Мою
и скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!"
  и храму: "ты будешь основан!"
Свернуть
Не то, чтобы мы молились идолам, но часто мы думаем о Боге, как будто не Он нас сотворил, а мы сделали Его...  Читать далее

Не то, чтобы мы молились идолам, но часто мы думаем о Боге, как будто не Он нас сотворил, а мы сделали Его. Идолопоклонство страшно и нелепо не потому, что несчастные люди поклоняются не тому богу, или, по неведению, имеют о Нем неправильные представления, а потому, что суть таких религиозных отношений — власть над своим богом. Вместо того, чтобы искать воли Того, Кто по-настоящему ЕСТЬ, люди стремятся придумать себе богов по своему образу и подобию, чтобы с их помощью творить свою волю. Такое язычество не ограничивается древним миром или дальними странами — оно вплетается и в нашу веру, в нашу молитву, в которой мы просим исполнения своей воли, просим здоровья, счастья и комфорта себе и своим близким, нимало не задумываясь о том, что Тот, Кому мы молимся, может хотеть чего-то от нас — просто потому, что это Он сотворил нас, а не наоборот.

Свернуть
 
На Ис 44:1-28
А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и
  Израиль, которого Я избрал.
Так говорит Господь, создавший тебя
  и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней:
не бойся, раб Мой, Иаков,
  и возлюбленный (Израиль), которого Я избрал;
ибо Я изолью воды на жаждущее
  и потоки на иссохшее;
излию дух Мой на племя твое
  и благословение Мое на потомков твоих.
И будут расти между травою,
  как ивы при потоках вод.
Один скажет: "я Господень",
  другой назовется именем Иакова;
а иной напишет рукою своею: "я Господень",
  и прозовется именем Израиля.
Так говорит Господь, Царь Израиля,
  и Искупитель его, Господь Саваоф:
Я первый и Я последний,
  и кроме Меня нет Бога,
ибо кто как Я? Пусть он расскажет,
  возвестит и в порядке представит Мне всё
с того времени, как Я устроил народ древний,
  или пусть возвестят наступающее и будущее.
Не бойтесь и не страшитесь:
  не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал?
  И вы Мои свидетели.
Есть ли Бог кроме Меня?
  нет другой твердыни, никакой не знаю.
9 Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. 10 Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? 11 Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены.
12 Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. 13 Плотник (выбрав дерево), протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. 14 Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. 15 И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. 16 Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: "хорошо, я согрелся; почувствовал огонь". 17 А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой".
18 Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. 19 И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: "половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?" 20 Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: "не обман ли в правой руке моей?"
21 
Помни это, Иаков
  и Израиль, ибо ты раб Мой;
Я образовал тебя: раб Мой ты,
  Израиль, не забывай Меня.
22 
Изглажу беззакония твои, как туман,
  и грехи твои, как облако;
обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя.
23 
Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это.
  Восклицайте, глубины земли;
шумите от радости, горы,
  лес и все деревья в нем;
ибо искупил Господь Иакова
  и прославится в Израиле.
24 
Так говорит Господь, искупивший тебя
  и образовавший тебя от утробы матерней:
Я Господь, Который сотворил все,
  один распростер небеса
  и Своею силою разостлал землю,
25 
Который делает ничтожными знамения лжепророков
  и обнаруживает безумие волшебников,
мудрецов прогоняет назад
  и знание их делает глупостью,
26 
Который утверждает слово раба Своего
  и приводит в исполнение изречение Своих посланников,
Который говорит Иерусалиму: "ты будешь населен",
  и городам Иудиным: "вы будете построены,
  и развалины его Я восстановлю",
27 
Который бездне говорит: "иссохни!"
  и реки твои Я иссушу,
28 
Который говорит о Кире: пастырь Мой,
  и он исполнит всю волю Мою
и скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!"
  и храму: "ты будешь основан!"
Свернуть
Нетрудно отказаться от поклонения идолам после того, как прямое идолопоклонство осуждено, однако гораздо труднее...  Читать далее

Нетрудно отказаться от поклонения идолам после того, как прямое идолопоклонство осуждено, однако гораздо труднее перестать поклоняться вещам тварного мира, не являющимся статуями языческих богов, но ставшим идолами по сути - от бытовой техники и косметики (в разумном использовании которых нет греха) до всепоглощающих "возвышенных принципов", когда мы рискуем принять фрагмент истины за её полноту. Полнота мира нам недоступна, и потому мы постоянно рискуем принять собственную ограниченность за мудрость и предельную истину. Что гораздо опаснее, мы можем поддаться соблазну приписать выводы собственного ограниченного разума Тому, Чей разум непостижим. В этом случае, как бы мы ни уверяли себя и окружающих, что веруем в Единого Бога, наши умственные конструкции будут равносильны рукотворным идолам.

Но доверие Творцу не только способно спасти от искажающего восприятие реальности самомнения, но и делает нас открытыми к слышанию Его голоса, раскрывающему новые горизонты и возможности.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).