6 Ты живешь среди коварства; по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь. |
Бог устами Своего пророка говорит о «коварстве», из-за которого окружающие пророка люди не хотят Его знать. О чём же идёт речь? Коварство, несомненно, заставляет человека отворачиваться от Бога даже тогда, когда речь идёт об отношениях его с другими людьми: ведь коварство по отношению к ближнему всегда есть некая разновидность обмана, а значит, нарушения девятой заповеди. Человек, открыто нарушающий заповедь, конечно, не может обратиться к Богу, эту заповедь давшему, по крайней мере, он не может сделать этого искренне.
Но это лишь одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что коварство, как и всякая ложь, к которой человек привыкает, становится его второй натурой. И в конце концов в жизни человека, привыкшего к коварству и лжи, неизбежно наступает момент, когда он уже оказывается не в состоянии обратиться к Богу, не в состоянии раскаяться, по крайней мере, без особых усилий, которых в этом случае обычно требуется больше обычного.
Привыкший к обману человек начинает невольно обманывать сам себя, он сам уже перестаёт отличать правду от лжи, и, если он не останавливается, раньше или позже неизбежно приходит к тому, что начинает верить в собственную ложь, относится к ней, как к самой подлинной реальности. Бог же тогда начинает представляться лжецу страшным и опасным врагом, встречи с которым нужно всячески избегать.
В известном смысле так оно и есть: ведь встреча с Богом, обращение и раскаяние неизбежно разрушат ту ложь, которая для лжеца стала подменой настоящей жизни. Духовная реакция с его стороны в этом случае окажется похожей на физиологическую и психологическую реакцию наркомана, у которого отняли его наркотик: своего рода духовная ломка тут неизбежна.
И многие, чтобы её избежать, предпочитают остаться при своей лжи, избегая Бога. Так замыкается круг, отрезающий привыкшего к коварству и лжи человека от Бога и от Царства.
1 О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. 2 О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных. 3 Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь. |
4 Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы. 5 Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости. 6 Ты живешь среди коварства; по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь. |
7 Посему так говорит Господь Саваоф: вот, Я расплавлю и испытаю их; ибо как иначе Мне поступать со дщерью народа Моего? 8 Язык их — убийственная стрела, говорит коварно; устами своими говорят с ближним своим дружелюбно, а в сердце своем строят ему ковы. 9 Неужели Я не накажу их за это? говорит Господь; не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? |
10 О горах подниму плач и вопль, и о степных пастбищах — рыдание, потому что они выжжены, так что никто там не проходит, и не слышно блеяния стад: от птиц небесных до скота - все рассеялись, ушли. 11 И сделаю Иерусалим грудою камней, жилищем шакалов, и города Иудеи сделаю пустынею, без жителей. |
12 Есть ли такой мудрец, который понял бы это? И к кому говорят уста Господни — объяснил бы, за что погибла страна и выжжена, как пустыня, так что никто не проходит по ней? 13 И сказал Господь: за то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; 14 а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их. 15 Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью; 16 и рассею их между народами, которых не знали ни они, ни отцы их, и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их. |
17 Так говорит Господь Саваоф: подумайте, и позовите плакальщиц, чтобы они пришли; пошлите за искусницами в этом деле, чтобы они пришли. 18 Пусть они поспешат и поднимут плач о нас, чтобы из глаз наших лились слезы, и с ресниц наших текла вода. 19 Ибо голос плача слышен с Сиона: "как мы ограблены! мы жестоко посрамлены, ибо оставляем землю, потому что разрушили жилища наши". |
20 Итак слушайте, женщины, слово Господа, и да внимает ухо ваше слову уст Его; и учите дочерей ваших плачу, и одна другую — плачевным песням. 21 Ибо смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей. |
22 Скажи: так говорит Господь: и будут повержены трупы людей, как навоз на поле и как снопы позади жнеца, и некому будет собрать их. |
23 Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. 24 Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь. |
25 Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: |
Когда люди довольны собой и своим богатством, когда ложь становится нормой жизни, когда человеческое сердце захватывает пустота — это значит, что близка кардинальная перемена. На языке пророка она называется «день посещения Господня», время, когда абсурд и смерть достигнут своего апогея и вмешательство Бога станет необходимым. Это вмешательство человек узнает верой — Бога можно узнать как главную действующую силу исторического процесса, когда рушатся царства и гибнут тысячи людей, или наоборот, когда в жизнь вдруг врывается божественная милость и красота... Так или иначе, выход из тупика возможен только через «милость, суд и правду», когда человек прикасается к Тому, Кто стоит за его поиском осмысленности и полноты жизни. И тогда его нищета, его «необрезанное» сердце и лживый язык (а он более или менее лживый у всех людей) смогут стать объектами прощения, а не наказания — только бы эта встреча была желанной.
1 О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. 2 О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных. 3 Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь. |
4 Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы. 5 Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости. 6 Ты живешь среди коварства; по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь. |
7 Посему так говорит Господь Саваоф: вот, Я расплавлю и испытаю их; ибо как иначе Мне поступать со дщерью народа Моего? 8 Язык их — убийственная стрела, говорит коварно; устами своими говорят с ближним своим дружелюбно, а в сердце своем строят ему ковы. 9 Неужели Я не накажу их за это? говорит Господь; не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? |
10 О горах подниму плач и вопль, и о степных пастбищах — рыдание, потому что они выжжены, так что никто там не проходит, и не слышно блеяния стад: от птиц небесных до скота - все рассеялись, ушли. 11 И сделаю Иерусалим грудою камней, жилищем шакалов, и города Иудеи сделаю пустынею, без жителей. |
12 Есть ли такой мудрец, который понял бы это? И к кому говорят уста Господни — объяснил бы, за что погибла страна и выжжена, как пустыня, так что никто не проходит по ней? 13 И сказал Господь: за то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; 14 а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их. 15 Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью; 16 и рассею их между народами, которых не знали ни они, ни отцы их, и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их. |
17 Так говорит Господь Саваоф: подумайте, и позовите плакальщиц, чтобы они пришли; пошлите за искусницами в этом деле, чтобы они пришли. 18 Пусть они поспешат и поднимут плач о нас, чтобы из глаз наших лились слезы, и с ресниц наших текла вода. 19 Ибо голос плача слышен с Сиона: "как мы ограблены! мы жестоко посрамлены, ибо оставляем землю, потому что разрушили жилища наши". |
20 Итак слушайте, женщины, слово Господа, и да внимает ухо ваше слову уст Его; и учите дочерей ваших плачу, и одна другую — плачевным песням. 21 Ибо смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей. |
22 Скажи: так говорит Господь: и будут повержены трупы людей, как навоз на поле и как снопы позади жнеца, и некому будет собрать их. |
23 Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. 24 Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь. |
25 Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: |
Всюду на земле господствуют ложь и коварство. Проста формула взаимозависимости видов зла друг от друга: сначала ложь на языке, затем неправда в делах, и, наконец, переход от одного вида зла к другому становится привычной чередой, напоминающей блуждание по кругу в дремучем лесу. Это не мудрено, ведь на Того, Кто может быть единственным ориентиром не обращают внимания. Меня не знают, говорит Господь устами пророка. Не знают не теоретически, пожалуй, теоретических-то знаний хватает, но у людей, которым, казалось бы, Он дал всё необходимое, нет сердечного знания, нет доверия к Господу и стремления жить по Его правде. Внешне благочестивые нормы соблюдаются, но без внутренней наполненности они становятся лицемерием. Лицемерие господствует также и в отношениях между людьми. Ложь господствует в мире.
Но за это придётся отвечать. Вставшие на путь лжи навлекли на себя смерть.
5 Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости. |
Бог устами Своего пророка говорит о «коварстве», из-за которого окружающие пророка люди не хотят Его знать. О чём же идёт речь? Коварство, несомненно, заставляет человека отворачиваться от Бога даже тогда, когда речь идёт об отношениях его с другими людьми: ведь коварство по отношению к ближнему всегда есть некая разновидность обмана, а значит, нарушения девятой заповеди. Человек, открыто нарушающий заповедь, конечно, не может обратиться к Богу, эту заповедь давшему, по крайней мере, он не может сделать этого искренне.
Но это лишь одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что коварство, как и всякая ложь, к которой человек привыкает, становится его второй натурой. И в конце концов в жизни человека, привыкшего к коварству и лжи, неизбежно наступает момент, когда он уже оказывается не в состоянии обратиться к Богу, не в состоянии раскаяться, по крайней мере, без особых усилий, которых в этом случае обычно требуется больше обычного.
Привыкший к обману человек начинает невольно обманывать сам себя, он сам уже перестаёт отличать правду от лжи, и, если он не останавливается, раньше или позже неизбежно приходит к тому, что начинает верить в собственную ложь, относится к ней, как к самой подлинной реальности. Бог же тогда начинает представляться лжецу страшным и опасным врагом, встречи с которым нужно всячески избегать.
В известном смысле так оно и есть: ведь встреча с Богом, обращение и раскаяние неизбежно разрушат ту ложь, которая для лжеца стала подменой настоящей жизни. Духовная реакция с его стороны в этом случае окажется похожей на физиологическую и психологическую реакцию наркомана, у которого отняли его наркотик: своего рода духовная ломка тут неизбежна.
И многие, чтобы её избежать, предпочитают остаться при своей лжи, избегая Бога. Так замыкается круг, отрезающий привыкшего к коварству и лжи человека от Бога и от Царства.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||