Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Пс 75:1-13

Поделиться
1 Начальнику хора. На струнных орудиях.
Псалом Асафа. Песнь
Ведом в Иудее Бог;
  у Израиля велико имя Его.
И было в Салиме жилище Его,
  и пребывание Его — на Сионе.
Там сокрушил Он стрелы лука,
  щит и меч и брань.
Ты славен, могущественнее
  гор хищнических.
Крепкие сердцем стали добычею,
  уснули сном своим,
и не нашли все мужи силы
  рук своих.
От прещения Твоего, Боже Иакова,
  вздремали и колесница и конь.
Ты страшен,
  и кто устоит пред лицем Твоим
  во время гнева Твоего?
С небес Ты возвестил суд:
  земля убоялась и утихла,
10 
когда восстал Бог на суд,
  чтобы спасти всех угнетенных земли.
11 
И гнев человеческий обратится во славу Тебе:
  остаток гнева Ты укротишь.
12 
Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему;
  все, которые вокруг Него,
  да принесут дары Страшному.
13 
Он укрощает дух князей,
  Он страшен для царей земных.
Свернуть

Начиная с эпохи Давида, Иерусалим (или, имея в виду его другое название, Шалем, а в другой транскрипции Салим) воспринимался, как оплот не только военной, но и духовной силы. Ничего удивительного в этом не было: ведь именно Давид, завоевав Иерусалим, принадлежавший прежде одному из обитавших в Иудее племён, сделал его столицей своего новообразованного государства.

Дело этим не ограничивалось: Давид сделал Иерусалим также и новой религиозной столицей, превратив существовавшее там с давних времён святилище в яхвистское и перенеся ковчег Завета из Кирьят-Йарима, где он хранился в это время, в Иерусалим. Именно там, у стен Иерусалима, в долине Эмек-Рефаим (ставшей сегодня одной из иерусалимских улиц), происходили сражения, решившие исход войны с филистимлянами: им так и не удалось захватить горные проходы, которые позволили бы им контролировать Иудею, а значит, и выиграть войну.

Так Иерусалим стал символом духовной, политической и военной незыблемости Израиля, которую автор псалма связывает с тем присутствием Божиим, которое пребывало в Иерусалимском Храме (а псалом, скорее всего, был написан не во времена Давида, а в правление его сына Соломона, когда Храм уже был построен). Соломон же прекрасно понимает, что Храм, который он построил Богу Авраама, Моисея и своего отца Давида, вовсе не похож на языческие храмы.

В языческих храмах, как думали сами язычники, их боги пребывают, как в своих домах, где их можно найти и вступить с ними в общение. Соломон прекрасно понимает, что Бога Израиля не вмещают, по собственным его словам, «небо и небо небес, и еще меньше этот дом, который я построил». На Храм он смотрит, как на место присутствия Божия, где Бог открывается тем, кто ищет Его и к Нему обращается.

Таким же видит Храм и автор псалма. Он прекрасно понимает, что Иерусалим является оплотом яхвизма и всего Израиля не благодаря стенам или гарнизону, а благодаря этому присутствию, которое может остановить любого врага. Не потому, что Бог воинственен, а потому, что для Своего народа у Него есть особый план, и этот план Он намерен осуществить вопреки всем замыслам всех Своих врагов.

Другие мысли вслух

 
На Пс 76:9-10
Неужели навсегда престала милость Его,
  и пресеклось слово Его в род и род?
10 
Неужели Бог забыл миловать?
  Неужели во гневе затворил щедроты Свои?
Свернуть
Бог сильнее всех, грозен Его суд, Он страшен для царей. Но суд Его — в защиту угнетённых, это не творящее произвол земное судилище  Читать далее

Бог сильнее всех, грозен Его суд, Он страшен для царей. Но суд Его — в защиту угнетённых, это не творящее произвол земное судилище. Его суд неподкупен, он руководствуется правдой и милостью.

Суровостью веет от образа Всемогущего, каким его изображает псалмопевец. Да, Господь не раз давал людям возможность проникнуться трепетом перед Его мощью, к восприятию Его грозных проявлений люди готовы. Но вдруг на словесном портрете начинают просвечивать совсем иные контуры. Мы начинаем видеть Того, Кто искореняет всякое насилие, Кто вынуждает стать недвижным смертоносное оружие и укрощает человеческий гнев. И мы ещё раз понимаем: Его гнев — не наш гнев, разрушительный и не творящий правды. В Своём гневе Господь сметает зло и нечестие для того, чтобы мир восторжествовал и в наших сердцах, и в окружающем нас мире.

Свернуть
 
На Пс 76:1-13
1 Начальнику хора Идифумова.
Псалом Асафа
Глас мой к Богу, и я буду взывать;
  глас мой к Богу, и Он услышит меня.
В день скорби моей ищу Господа;
  рука моя простерта ночью и не опускается;
  душа моя отказывается от утешения.
Вспоминаю о Боге и трепещу;
  помышляю, и изнемогает дух мой.
Ты не даешь мне сомкнуть очей моих;
  я потрясен и не могу говорить.
Размышляю о днях древних,
  о летах веков минувших;
Припоминаю песни мои в ночи,
  беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает:
Неужели навсегда отринул Господь,
  и не будет более благоволить?
Неужели навсегда престала милость Его,
  и пресеклось слово Его в род и род?
10 
Неужели Бог забыл миловать?
  Неужели во гневе затворил щедроты Свои?
11 
И сказал я: "вот мое горе —
  изменение десницы Всевышнего".
12 
Буду вспоминать о делах Господа;
  буду вспоминать о чудесах Твоих древних.
13 
Буду вникать во все дела Твои,
  размышлять о великих Твоих деяниях.
Свернуть
Начиная с эпохи Давида, Иерусалим (или, имея в виду его другое название, Шалем, а в другой транскрипции Салим) воспринимался...  Читать далее

Начиная с эпохи Давида, Иерусалим (или, имея в виду его другое название, Шалем, а в другой транскрипции Салим) воспринимался, как оплот не только военной, но и духовной силы. Ничего удивительного в этом не было: ведь именно Давид, завоевав Иерусалим, принадлежавший прежде одному из обитавших в Иудее племён, сделал его столицей своего новообразованного государства.

Дело этим не ограничивалось: Давид сделал Иерусалим также и новой религиозной столицей, превратив существовавшее там с давних времён святилище в яхвистское и перенеся ковчег Завета из Кирьят-Йарима, где он хранился в это время, в Иерусалим. Именно там, у стен Иерусалима, в долине Эмек-Рефаим (ставшей сегодня одной из иерусалимских улиц), происходили сражения, решившие исход войны с филистимлянами: им так и не удалось захватить горные проходы, которые позволили бы им контролировать Иудею, а значит, и выиграть войну.

Так Иерусалим стал символом духовной, политической и военной незыблемости Израиля, которую автор псалма связывает с тем присутствием Божиим, которое пребывало в Иерусалимском Храме (а псалом, скорее всего, был написан не во времена Давида, а в правление его сына Соломона, когда Храм уже был построен). Соломон же прекрасно понимает, что Храм, который он построил Богу Авраама, Моисея и своего отца Давида, вовсе не похож на языческие храмы.

В языческих храмах, как думали сами язычники, их боги пребывают, как в своих домах, где их можно найти и вступить с ними в общение. Соломон прекрасно понимает, что Бога Израиля не вмещают, по собственным его словам, «небо и небо небес, и еще меньше этот дом, который я построил». На Храм он смотрит, как на место присутствия Божия, где Бог открывается тем, кто ищет Его и к Нему обращается.

Таким же видит Храм и автор псалма. Он прекрасно понимает, что Иерусалим является оплотом яхвизма и всего Израиля не благодаря стенам или гарнизону, а благодаря этому присутствию, которое может остановить любого врага. Не потому, что Бог воинственен, а потому, что для Своего народа у Него есть особый план, и этот план Он намерен осуществить вопреки всем замыслам всех Своих врагов.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).