Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Тов 12:15

Поделиться
15 Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго.
Свернуть

Библейские книги не так много говорят нам об ангелах. Ничего удивительного в этом нет: ведь библейский рассказ — о Боге и о человеке, об их сложных и драматичных взаимоотношениях. Ангелы в этой истории участвуют, чаще всего, как вестники Божии (да и само слово «ангел» в переводе с греческого означает «вестник», которым, кстати, по смыслу слова мог быть не только дух, но и человек).

О природе ангелов никто из библейских авторов ничего нам не говорит. Оно и понятно: судя по библейским описаниям, ангелы, эти вестники Божии (если, конечно, не иметь в виду людей) — существа очень мало похожие на нас и обладающие совершенно другой природой. Они настолько иные, что человеку, судя по всем описаниям, даже невозможно увидеть ангела таким, каким видят его другие ангелы: ангелу приходится принять облик человека с тем, чтобы человеку, к которому он послан, не казалось, будто он общается с пустотой.

И, уж конечно, в библейских книгах нет никаких описаний ангельского мира, его иерархий или чего бы то ни было подобного. Во-первых, мы, люди, всё равно ничего об этом не знаем и вряд ли когда-нибудь узнаем достоверно: даже если в Царстве мы окажемся с ангелами лицом к лицу, наша человеческая природа (пусть и преображённая) едва ли станет ближе к ангельской. Во-вторых, судьбы ангелов если и пересекаются с нашими, то скорее функционально; наше спасение от них не зависит, и Бог, чтобы нас спасти, стал не ангелом, а человеком.

Потому и библейские авторы в своих книгах уделяют ангелам внимание лишь постольку, поскольку их миссия связана с персонажами соответствующих книг. Книга Товита в этом отношении не отличается от всех других библейских книг: ангел в ней сопровождает главного героя, и его присутствие в книге связано с судьбой Товита. Имя его наполнено смыслом, оно означает «Бог — целитель» или «Бог исцеляет», и оно, несомненно, связано с сюжетом рассказанной в книге истории.

Что же касается упоминания о «семи ангелах», то тут автор обращается к традиции уже не библейской, а апокрифической. В апокрифах (в частности, ветхозаветных) об ангельских иерархиях говорится много и подробно. Бог как бы отходит в этих описаниях на второй план, а на первый выходят ангелы и другие духовные существа, которые нередко, вместо того, чтобы связывать человека с Богом (как делают это ангелы библейских книг), наоборот, отделяют его от Бога, становясь между человеком и Богом своего рода непреодолимой духовной стеной.

Во времена, когда была написана Книга Товита, такого рода литература была уже широко распространена и хорошо известна. Автор Книги Товита пользуется этой известностью, упоминая о «семи ангелах». Можно кстати заметить, что и те имена, которые получают ангелы во второканонических книгах, тоже взяты из апокрифов. Однако образ ангела в Книге Товита всё же не апокрифический, а вполне библейский: он выполняет ту же роль, что и ангелы библейских книг, сопровождая Товита в пути, в который тот отправился.

Темы:

Другие мысли вслух

 
На Тов 12:15
15 Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго.
Свернуть
Библейские книги не так много говорят нам об ангелах. Ничего удивительного в этом нет: ведь библейский рассказ — о Боге и о человеке, об их сложных и драматичных взаимоотношениях...  Читать далее

Библейские книги не так много говорят нам об ангелах. Ничего удивительного в этом нет: ведь библейский рассказ — о Боге и о человеке, об их сложных и драматичных взаимоотношениях. Ангелы в этой истории участвуют, чаще всего, как вестники Божии (да и само слово «ангел» в переводе с греческого означает «вестник», которым, кстати, по смыслу слова мог быть не только дух, но и человек).

О природе ангелов никто из библейских авторов ничего нам не говорит. Оно и понятно: судя по библейским описаниям, ангелы, эти вестники Божии (если, конечно, не иметь в виду людей) — существа очень мало похожие на нас и обладающие совершенно другой природой. Они настолько иные, что человеку, судя по всем описаниям, даже невозможно увидеть ангела таким, каким видят его другие ангелы: ангелу приходится принять облик человека с тем, чтобы человеку, к которому он послан, не казалось, будто он общается с пустотой.

И, уж конечно, в библейских книгах нет никаких описаний ангельского мира, его иерархий или чего бы то ни было подобного. Во-первых, мы, люди, всё равно ничего об этом не знаем и вряд ли когда-нибудь узнаем достоверно: даже если в Царстве мы окажемся с ангелами лицом к лицу, наша человеческая природа (пусть и преображённая) едва ли станет ближе к ангельской. Во-вторых, судьбы ангелов если и пересекаются с нашими, то скорее функционально; наше спасение от них не зависит, и Бог, чтобы нас спасти, стал не ангелом, а человеком.

Потому и библейские авторы в своих книгах уделяют ангелам внимание лишь постольку, поскольку их миссия связана с персонажами соответствующих книг. Книга Товита в этом отношении не отличается от всех других библейских книг: ангел в ней сопровождает главного героя, и его присутствие в книге связано с судьбой Товита. Имя его наполнено смыслом, оно означает «Бог — целитель» или «Бог исцеляет», и оно, несомненно, связано с сюжетом рассказанной в книге истории.

Что же касается упоминания о «семи ангелах», то тут автор обращается к традиции уже не библейской, а апокрифической. В апокрифах (в частности, ветхозаветных) об ангельских иерархиях говорится много и подробно. Бог как бы отходит в этих описаниях на второй план, а на первый выходят ангелы и другие духовные существа, которые нередко, вместо того, чтобы связывать человека с Богом (как делают это ангелы библейских книг), наоборот, отделяют его от Бога, становясь между человеком и Богом своего рода непреодолимой духовной стеной.

Во времена, когда была написана Книга Товита, такого рода литература была уже широко распространена и хорошо известна. Автор Книги Товита пользуется этой известностью, упоминая о «семи ангелах». Можно кстати заметить, что и те имена, которые получают ангелы во второканонических книгах, тоже взяты из апокрифов. Однако образ ангела в Книге Товита всё же не апокрифический, а вполне библейский: он выполняет ту же роль, что и ангелы библейских книг, сопровождая Товита в пути, в который тот отправился.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).