Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на21 Февраля 2017

 
На 1 Ин 3:21 

Вопрос о том, что является, а что не является грехом для всякого религиозного человека становится одним из центральных. Какими критериями можно в этом случае руководствоваться? Библия предлагает нам заповеди и множество самых разных их интерпретаций.

В сущности, все библейские книги так или иначе связаны с вопросом соблюдения (или нарушения) данных Богом заповедей. Но к их соблюдению можно относиться по-разному. Можно руководствоваться внешними критериями, как и поступает обычно большинство верующих. В таком случае многое зависит от того, как понимать ту или иную заповедь, как её интерпретировать. Что, например, считать или не считать убийством, кражей, развратом, кощунством?

Уже Декалог всё это запрещает. Но вариантов интерпретаций заповедей Декалога было и есть множество. Прежде всего потому, что все толкователи так или иначе анализировали их извне, как бы со стороны, пытаясь установить раз и навсегда данные правила и законы. Сама Библия опровергает такой подход. Уже Ветхий Завет предлагает нам как минимум два варианта законодательства, основанных на Декалоге. И совпадают они не во всём. Тем самым Библия как бы говорит нам: не ищите единственно верной и единственно возможной интерпретации, её нет. Исполнение заповедей зависит от места и от времени.

Незыблема лишь Божья воля, те Божьи интенции, которые стоят за каждой из заповедей Декалога. А поведение человека может быть в разных ситуациях различным. Ветхозаветное законодательство — лишь пример того, как можно и должно применять заповеди в реальной жизни. Таких примеров могло бы быть и больше. А чтобы не запутаться, Божьи заповеди должны стать для человека внутренним духовным императивом. Тем, что в евангельские времена называли внутренней Торой.

Заповеди которой, как говорил об этом Иеремия, не на камнях выбиты, а написаны в сердце человека. Тогда и любая ситуация будет восприниматься человеком сквозь призму этой внутренней Торы. И можно будет положиться на своё сердце в том, что касается греха или его отсутствия. Если сердце, ведомое внутренней Торой, не осуждает человека, значит, он может спокойно обращаться к Богу. Такой человек, конечно, тоже не безгрешен, но он может от чистого сердца сказать себе и Богу: для борьбы со своим грехом я сделал всё, что мог.

Свернуть

Вопрос о том, что является, а что не является грехом для всякого религиозного человека становится одним из центральных. Какими критериями можно в этом случае руководствоваться? Библия предлагает нам заповеди и...

скрыть

Вопрос о том, что является, а что не является грехом для всякого религиозного человека становится одним из центральных. Какими критериями можно в этом случае руководствоваться? Библия предлагает нам заповеди и...  Читать далее

 

Чем было вызвано предательство Петра? Отступничеством? Испугом? Едва ли: ведь ещё совсем недавно он обещал Иисусу умереть с Ним вместе, если потребуется. Пётр, конечно, человек горячий и решительный, но он далеко не мальчик, чтобы бросаться словами и раздавать легкомысленные обещания. И, уж конечно, он отнюдь не труслив, об этом свидетельствует всё, что мы знаем о нём из евангельских рассказов. Тогда что же? Быть может, неожиданность и парадоксальность всего происходящего? Пётр, конечно, обещал быть с Иисусом до конца, как, впрочем и все остальные Его ученики. Но чего они ожидали? Иисус не раз говорил им о Своих грядущих страданиях и смерти, так же, как и о Своём воскресении. Но апостолы, похоже, никогда до конца Его не понимали, всё более-менее ясно им стало только после Воскресения (а окончательно ясно, кажется, лишь после Пятидесятницы). Они даже в день Вознесения ожидают, что теперь-то, наконец, их Учитель восстановит «царство Израиля» и станет «настоящим Мессией», тем Царём, которого ожидали тогда многие. А тогда, во время и сразу после Тайной Вечери, они, кажется, были абсолютно уверены в том, что восстание начнётся вот-вот, их Учителю, конечно, будет грозить смертельная опасность, и они, конечно, были готовы оставаться с Ним до конца, что бы ни случилось. И вдруг — никакого восстания, их Учитель сдаётся без сопротивления, всё кончено, кончено совершенно бездарно; и что же делать дальше? Неудивительно, что все разбегаются. Если всё закончилось, не начавшись, то чему же хранить верность? Учителю, хотя бы и отказавшемуся, как казалось, от всех замыслов? На это хватило решимости у одного лишь Петра, он остался, чтобы посмотреть, что будет с Иисусом дальше. И вдруг: а ведь ты был с Ним! — с одной, с другой, с третьей стороны… А Петру теперь: был, не был, какая разница? Какое это имеет значение теперь, когда всё кончено? — Не был! Ничего и никого не знаю, отстаньте! — первая и вполне естественная реакция. И тут же, как молния, вспышка, озарившая сознание: предал! Отрёкся! Вот оно, то, о чём Он предупреждал! И тут же глубокое, жгучее раскаяние. Раскаяние, возвращающее надежду.

Свернуть

Чем было вызвано предательство Петра? Отступничеством? Испугом? Едва ли: ведь ещё совсем недавно он обещал Иисусу умереть с Ним вместе, если потребуется...

скрыть

Чем было вызвано предательство Петра? Отступничеством? Испугом? Едва ли: ведь ещё совсем недавно он обещал Иисусу умереть с Ним вместе, если потребуется...  Читать далее

 

Посмотрите внимательно на слова сегодняшнего чтения. «Боящиеся Господа! ожидайте милости Его и не уклоняйтесь от Него, чтобы не упасть. Боящиеся Господа! веруйте Ему, и не погибнет награда ваша. Боящиеся Господа! надейтесь на благое, на радость вечную и милости». Вам не кажется, что тут какое-то несоответствие? Как можно одновременно бояться — и ожидать милости, бояться и верить, бояться и надеяться на благое? Ведь страх разрушает, отделяет нас от того, кого мы боимся! И вот тогда встаёт вопрос — а что же такое страх Божий, если тот, кто боится Его, при этом так доверяет Ему и рассчитывает на Его поддержку и помощь? Страх Божий очень сильно отличается от страха человеческого. Ведь это не столько страх перед Ним, сколько священный трепет, благоговение перед величием. Потому что если мы представим себе лишь малую долю Его величия, мы почувствуем, как мы малы пред Ним. И осознание Его мудрости и силы и нашей малости — это и есть страх Божий.

Свернуть

Посмотрите внимательно на слова сегодняшнего чтения. Вам не кажется, что тут какое-то несоответствие?...

скрыть

Посмотрите внимательно на слова сегодняшнего чтения. Вам не кажется, что тут какое-то несоответствие?...  Читать далее

 

Святая Земля — одно из центральных, ключевых понятий в Библии. Это объект первого обещания, данного народу, Авраму (впоследствии — Аврааму) и его потомкам, и это основной стержень Священной истории. Сегодня мы читаем, как племянник Аврама Лот решил отделиться от племени Аврама и поселиться в другом месте. Естественно, поскольку Святая Земля обещана только народу Аврама, Лот лишается участия в этой земле и поселяется в Содоме, который вскоре будет разрушен. Первые читатели этого рассказа, вероятно, видели в нем объяснение судьбы своих соседей, Моава и Аммона, предком которых был, по преданию, Лот (Быт 19:36-38), не вошедших в Израильский народ и не получивших его наследия. Что откроется в этом рассказе нам — призыв к верности, поощрение собственной исключительности или необходимость надежды для всех — это во многом зависит от нас.

Свернуть

Святая Земля — одно из центральных, ключевых понятий в Библии. Это объект первого обещания, данного...

скрыть

Святая Земля — одно из центральных, ключевых понятий в Библии. Это объект первого обещания, данного...  Читать далее

 
На Лк 4:1-13 

Падшему ангелу не дано одолеть Бога, но, когда Он родился среди людей, сатана попробовал добиться своего через человеческую природу Христа. Диавол знает, где человеческая натура могла бы поддаться нажиму, поэтому искушения, с которыми он подступал ко Христу, и сегодня для нас актуальны. Конечно, степень опасности каждого из искушений для каждого из нас, в зависимости от ситуации, может различаться. Различалась она и в древности, видимо, именно об этом свидетельствует то, что последовательность искушений в рассказе Луки несколько иная, чем у Матфея. Должно быть, евангелисты выстраивали повествование в зависимости от аудитории. Евангелие от Матфея писалось для евреев, а для них, живших в условиях иноземной оккупации, искушение сильной государственностью было более привлекательным, нежели для эллинов, для которых писал Лука. Ведь греки и эллинизированные народы Средиземноморья, начиная с эпохи Александра Македонского, уже успели пожить в сильных государствах имперского типа, для них это было уже не столь интересно, как для народов, веками лишённых самостоятельности. Поэтому третьим, высшим искушением в рассказе Луки предстаёт искушение чудом. Надо сказать, оно и для нас не на последнем месте, многочисленные современные гуру и лжепророки постоянно привлекают к себе поклонников, демонстрируя чудотворения.

Не пройдём мимо и того обстоятельства, что искуситель, предлагая броситься вниз, орудует вырванной из контекста цитатой из Писания. Здесь нам также предупреждение: маска зла может выглядеть вполне благочестиво, святые слова, вырванные из контекста, могут иметь совсем другой смысл, нежели тот, которым обладают, находясь на своём месте. Главный же контекст, помогающий верно оценивать тексты - вера в Господа и верность Ему.

Свернуть

Падшему ангелу не дано одолеть Бога, но, когда Он родился среди людей, сатана попробовал добиться своего через...

скрыть

Падшему ангелу не дано одолеть Бога, но, когда Он родился среди людей, сатана попробовал добиться своего через...  Читать далее

 

Женщина, пришедшая к Давиду со словом о необходимости примирения, названа умной. Но не меньше ума проявил Иоав, вовремя заметивший обращённость сердца Давида к Авессалому и проинструктировавший женщину, как ей вести себя перед царём.

В речи женщины перед Давидом содержится важная мысль о том, что «Бог не желает погубить душу, и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного». За этими словами — духовный опыт многих поколений пророков и мудрецов Израиля, знающих Господа не только как грозного Бога воинств, но и как любящего Отца, для Которого все люди дороги, несмотря на их грехи.

Давид прощает и принимает Авессалома. Но благоволение Давида, проявленное к сыну, Иоав относит и к себе. В своё время Давид предсказал роду Иоава бедствия за совершённое Иоавом убийство Авенира. Но, услышав столь грозные слова, Иоав остался одним из верных соратников Давида. Иоав был суровым воином, много раз он беспощадно проливал кровь, и тем поразительнее смирение, с которым он продолжил служить Давиду даже при его гневе и недовольстве.

На усилия Иоава содействовать примирению Давида и Авессалома можно смотреть как на попытку искупить давнюю вину. Но в этих же усилиях можно увидеть и проявление бескорыстной преданности Иоава Давиду и его дому.

Свернуть

Женщина, пришедшая к Давиду со словом о необходимости примирения, названа умной. Но не меньше ума проявил Иоав...

скрыть

Женщина, пришедшая к Давиду со словом о необходимости примирения, названа умной. Но не меньше ума проявил Иоав...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).