Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на24 Апреля 2017

 
На Вар 3:36 

О величии Божием размышляли многие. Но что это означает для нас? То, что Бог от нас бесконечно далёк, далёк настолько, что мы и подумать не можем о том, чтобы дотянуться, докричаться, достучаться до Него? Да, конечно. То, что Он для нас совершенно непредставим, что все образы, которые мы используем для того, чтобы рассказать о Нём, не только условны и относительны, но и бесконечны далеки от того, каким Он видит и знает Себя Сам? Да, и это тоже. И всё же: есть ли хоть какая-то нить, намёк, надежда на то, что пропасть между Ним и нами не абсолютна? Откровение? Безусловно, откровение можно считать такой нитью, это мостик, переброшенный Богом через пропасть, отделяющую Его от нас. Но каким оно бывает? Пророческое слово — самый яркий в Библии пример откровения. Но вот один из пророков, по имени Варух, созерцает сотворённый Богом мир. И свидетельствует, что мир этот говорит ему о величии Божием не меньше, чем слово откровения. И не он один сумел увидеть величие Творца через Его творение. А если так, то, значит, пропасть, разделяющая нас с Ним, не абсолютна. Иначе мы вообще не знали бы, что такое величие. Ведь даже переживание величественности и великолепия природы предполагает смысл, иначе мы видели бы в природе лишь нечто огромное, но никак не величественное. А смысл может привнести в мир лишь Тот, Кто его сотворил. И то, что мы если не понимаем, то, по крайней мере, чувствуем это, вселяет надежду на то, что пропасть между нами и Богом преодолима. И что когда-нибудь она действительно будет преодолена.

Свернуть

О величии Божием размышляли многие. Но что это означает для нас? То, что Бог от нас бесконечно далёк, далёк настолько, что мы и подумать не можем о том, чтобы дотянуться, докричаться, достучаться до Него? Да, конечно. То, что Он для нас совершенно непредставим, что все образы, которые мы...

скрыть

О величии Божием размышляли многие. Но что это означает для нас? То, что Бог от нас бесконечно далёк, далёк настолько, что мы и подумать не можем о том, чтобы дотянуться, докричаться, достучаться до Него? Да, конечно. То, что Он для нас совершенно непредставим, что все образы, которые мы...  Читать далее

 
На Ин 2:1-11 

Пир, и особенно брачный пир, в послепленной иудейской традиции считался прообразом того пира, который Мессия устроит для Своих верных в Своём царстве. Конечно, при этом предполагалось, что вначале Он победит всех Своих врагов, создаст Своё царство (конечно же, на земле) и установит в нём соответствующие Торе законы. Затем, как думали, Он произведёт суд над каждым, кто захочет стать Его подданным, а потом и над всеми остальными; что же до пира, то он, очевидно, мыслился, как пир победителей, заслуживших своё право сидеть за праздничным столом. Брачная же символика этого пира восходила к допленной пророческой традиции, в частности, к Осии, который первым среди пророков уподобил отношения между Богом и народом Божиим отношениям семейным, супружеским. А Иисус между тем идёт на пир, который пиром победителей никак не назвать, на обычное свадебное торжество. И жизнь Царства, принесённого Им в мир, Он открывает не неким избранным, а тем, с кем Он оказался рядом. По законам нашего, ещё не преображённого мира вода есть вода, а вино есть вино. В Царстве же, как видно, всё не так просто: здесь природа, субстанция всецело подвластна духу, настолько, что даже вода в нём может стать вином. Именно так: не показаться вином, не обрести его вкус, а действительно им стать, изменив свою природу сообразно ситуации. Но что же это: профанация? Снижение Царства до обычного, бытового уровня, на потребу застолью? Наверное, всё же нет. Это лишь напоминание о том, что Царство теперь всегда рядом, что оно проявляет себя не через какие-то великие события и великие потрясения и вовсе этих событий или потрясений не требует, что оно входит в жизнь каждого, кто готов принять. Иисус начинает Свою проповедь словами о том, что Царство «приблизилось». И вот теперь здесь, в Кане, он наглядно продемонстрировал, что означает его близость.

Свернуть

Пир, и особенно брачный пир, в послепленной иудейской традиции считался прообразом того пира, который Мессия...

скрыть

Пир, и особенно брачный пир, в послепленной иудейской традиции считался прообразом того пира, который Мессия...  Читать далее

 

Реакция и самих апостолов, и первохристианской Церкви на угрозы со стороны Синедриона показательна. Они не предпринимают никаких мер для собственной защиты. Они лишь отдают всю эту ситуацию в руки Божьи. Можно было бы, конечно, подумать, что они просто не могли больше ничего сделать. Но это было не совсем так. Конечно, угроза была серьёзной, но кое-что можно было бы попробовать изменить. Во всяком случае, можно было хотя бы попытаться обсудить хоть какой-нибудь план возможных действий.

Но никто ничего такого не делает. Ничего подобного даже в голову никому не приходит. Что это: легкомыслие? Отчаяние? Очевидно, нет: ни на легкомысленных, ни на отчаявшихся людей апостолы отнюдь не похожи. Дело, скорее всего, в другом: они понимают, что то, на что пытается нападать Синедрион, невозможно защитить человеческими средствами.

Да и не нуждается оно в такой защите. Будь христианство религией, его, конечно, можно было бы попробовать защитить каким-нибудь человеческими силами и средствами. Но речь ведь идёт не о религии, а о жизни. О жизни Царства. Царства, защищать которое человеческими силами и средствами мог бы попытаться лишь тот, кто вообще не представляет себе, что это такое. Царство в человеческой защите не нуждается. Иное дело люди, этой жизнью живущие: им свою жизнь порой приходится защищать. Но как можно защитить свою жизнь, если она, как и само Царство, по слову Спасителя, «не от мира сего»?

Очевидно, лишь одним способом: не мешать ему. Не мешать проявляться во всей полноте. А это значит — продолжать жить жизнью Царства настолько, насколько она открыта живущему в данный конкретный момент. Не обращая внимания на всё остальное. Понимая, что это во всяком случае и в любой ситуации главное дело христианина. И что оно тем более становится главным тогда, когда от христианина требуют, чтобы он этой жизни изменил. Отказался от неё — ради чего бы то ни было.

Вот тут лавирование и попытки найти компромисс обрекают на полное и безусловное поражение. Ведь Царство может войти в жизнь человека или безусловно, или никак. И если его присутствие в своей жизни человек обставляет каким-то условиями, компромиссами и прочим подобным, то Царства в жизни такого человека не будет. И Христос в его жизнь тоже не войдёт: зачем ставить человека, который стесняется твоей компании, в неловкое положение? Вот поэтому и не пытаются апостолы ничего предпринимать в ответ на угрозы Синедриона. Они только просят Бога войти в эту ситуацию и разрешить её так, как Он сочтёт наилучшим. Для Себя и для них.

Свернуть

Реакция и самих апостолов, и первохристианской Церкви на угрозы со стороны Синедриона показательна. Они не предпринимают никаких мер для собственной защиты. Они лишь отдают всю эту ситуацию в руки Божьи. Можно было бы, конечно, подумать, что они просто не могли больше ничего сделать. Но это было не совсем так...

скрыть

Реакция и самих апостолов, и первохристианской Церкви на угрозы со стороны Синедриона показательна. Они не предпринимают никаких мер для собственной защиты. Они лишь отдают всю эту ситуацию в руки Божьи. Можно было бы, конечно, подумать, что они просто не могли больше ничего сделать. Но это было не совсем так...  Читать далее

 

Обвинения книжников против Иисуса очень серьезны: Он оскверняет субботу, Он делает то, чего делать нельзя, причем «нельзя» в самом высоком, сакральном смысле — это нарушение божественной заповеди. Христос не оправдывается; напротив, Он напоминает им, что когда-то царь Давид тоже сделал то, чего было делать нельзя, а священники и сегодня оскверняют субботу, причем эта профанация происходила и происходит в самом Храме! Иисус намеренно использует такие слова, хотя можно было бы выразиться и помягче. И если те нарушения кажутся книжникам простительными, то что же они скажут, если здесь Тот, Кто больше Давида, больше священников и больше Храма? Христос показывает им Своею богочеловеческую свободу творить добро в субботу, священный день Божьего совершенства. Ведь запрет существует только для того, чтобы не обратить человеческую свободу во зло, на разрушение и гибель, а значит действия Иисуса означают весть о том, что перед ними стоит Тот, Кто неспособен на зло — Господин субботы.

Свернуть

Обвинения книжников против Иисуса очень серьезны: Он оскверняет субботу, Он делает то, чего делать нельзя...

скрыть

Обвинения книжников против Иисуса очень серьезны: Он оскверняет субботу, Он делает то, чего делать нельзя...  Читать далее

 

Иеремия продолжает пророчествовать, и снова сквозь века мы ощущаем себя его современниками. Сколько веков прошло после того, как прозвучал призыв не твердить о храме, и вот мы снова рискуем подменить духовную жизнь реставрационными работами! А между тем и на нашей земле хватает тех же несправедливостей, что и в древней Иудее. А ведь храм без подлинного обращения тех, кто его посещает, по слову пророка, повторённому затем Спасителем, становится вертепом разбойников, воровским притоном. И что толку в уверенности в собственном спасении, если она пропитана суевериями и нежеланием приносить подлинное покаяние?..

Интересно, что в ряду упоминаемых несправедливостей на первом месте говорится о притеснении иноземца. В наше время любой, кто вздумает заговорить, скажем, о положении «гастарбайтеров», получит дружный и притом массовый отпор: «Да кто их притесняет? Чего они к нам припёрлись? Они сами кого угодно задавят!». Но для народа, названного избранным, соблюдение заповеди об уважительном отношении к пришельцам из иных земель было важно именно для того, чтобы сохранить верность избранничеству, чтобы не возвращаться к самочувствию практически всех языческих народов на определённом и весьма длительном этапе: одни только мы — люди, а все остальные — непонятно что.

Но Господь не хочет, чтобы мы возвращались к язычеству, хотя бы при этом мы продолжали выполнять все положенные храмовые ритуалы. Те, кто подменяет ритуалами подлинное следование за Господом, соблюдение Его заповедей, будут Им отвергнуты.

Свернуть

Иеремия продолжает пророчествовать, и снова сквозь века мы ощущаем себя его современниками. Сколько веков прошло после...

скрыть

Иеремия продолжает пророчествовать, и снова сквозь века мы ощущаем себя его современниками. Сколько веков прошло после...  Читать далее

 

Многие люди полагают, что смирение — это капитуляция перед неудачами. Но это не так, ведь смиряться подобает перед Богом, а вовсе не перед обстоятельствами. Подлинное смирение состоит в принятии правды о себе, какой бы горькой она ни оказалась, в трезвом взгляде на реальность, свободном и от бодрячества, и от уныния.

Именно такое смирение выражено в строках этого псалма. Давид трезво сознаёт, что Господь его отринул, но тем не менее продолжает уповать на Него. В этой ситуации можно было бы опустить руки и оставить попытки что-либо предпринимать. Но вместо этого Давид смиряется перед Господом и, признавая справедливость Его гнева, продолжает уповать на Него и просить о помощи. Ни духовная стойкость, ни верность Господу не покинули псалмопевца, он верит, что Господь не даст врагам одолеть его, и поэтому смирение Давида мы вправе назвать дерзновенным.

Как мы знаем, вера не подвела Давида.

Свернуть

Многие люди полагают, что смирение — это капитуляция перед неудачами. Но это не так, ведь смиряться подобает перед...

скрыть

Многие люди полагают, что смирение — это капитуляция перед неудачами. Но это не так, ведь смиряться подобает перед...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).