Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на26 Апреля 2017

 
На Иер 1:9 

Пророческий опыт — опыт прямого откровения. Когда Бог говорит пророку, что Он вложил Свои слова в его уста, слова Божьи надо понимать буквально. Уникальность пророческого опыта в том и заключается, что пророк совершенно буквально слышит голос Божий и свидетельствует о том, что услышал.

Но это не значит, что Бог использует Своих пророков исключительно в качестве рупора. Опыт пророка далёк от того медиумизма, который был столь популярен в образованных кругах начала XIX в. Медиум действительно оказывается для тех сил, которые его используют, всего лишь рупором: не случайно медиум во время сеанса всегда пребывает в трансе, а впоследствии не помнит того, что говорил.

С пророками такого не бывало никогда. Даже в тех случаях, когда их экстазы бывали бурными и даже буйными, даже тогда, когда казалось, что в своих экстазах они пребывают где-то в ином измерении, так, что реальность нашего мира переставала для них существовать, — даже тогда пророки, в отличие от медиумов, сохраняли всю полноту сознания. Доказательством этому был тот факт, что, каким бы бурным ни был экстаз, по его окончании пророки всегда помнили, что они пережили во время экстаза, и могли рассказать другим об увиденном и услышанном.

Такое различие между медиумом и пророком не случайно: ведь Богу человек нужен не как инструмент, не как орудие осуществления Своих планов, а сам по себе, как уникальная и неповторимая личность, потому-то Бог и не лишает никогда Своих служителей личности, сохраняя им и память, и полноту сознания. Более того: Бог делает Своих служителей самыми настоящими Своими сотрудниками.

Когда мы говорим о пророческом слове, как о слове Божьем, нам всё-таки надо помнить, что слово это — богочеловеческое, богочеловеческое во всей полноте. Пророк для Бога — не только не говорящий автомат, он для Него даже и не секретарь. Пророк для Бога — полноценный участник Его планов. Бог не диктует пророку готовый текст, Он открывает ему смысл того, что хочет открыть, а выразить открытые Богом смыслы, воплотить их в слово — задача пророка.

Потому-то каждая пророческая книга имеет своё неповторимое лицо, и лицо это человеческое. Ничего удивительного тут нет: ведь Бог хочет не просто использовать людей, Он хочет спасти их, приобщить к жизни Своего Царства. А для того, чтобы это стало возможным, он вовлекает каждого из них в творчество, в котором главным Творцом является Он Сам.

Свернуть

Пророческий опыт — опыт прямого откровения. Когда Бог говорит пророку, что Он вложил Свои слова в его уста, слова Божьи надо понимать буквально. Уникальность пророческого опыта в том и заключается, что пророк совершенно буквально...

скрыть

Пророческий опыт — опыт прямого откровения. Когда Бог говорит пророку, что Он вложил Свои слова в его уста, слова Божьи надо понимать буквально. Уникальность пророческого опыта в том и заключается, что пророк совершенно буквально...  Читать далее

 

Говоря о Своём служении, Иисус упоминает и Суд, и воскресение мёртвых — всё, что в сознании Его слушателей связывалось с концом земной истории, приходом Мессии и наступлением мессианского Царства. Но Мессией Он всё же Себя не называет. Возможно, именно это и порождало многие недоразумения: претендуя на мессианские прерогативы, Иисус, однако, Мессией Себя не провозглашает, а обычному человеку, даже пророку, ничего подобного, согласно общепринятым в те времена религиозным представлениям, не позволялось. Почему же Он не пытается разрешить недоразумения, просто объявив о Своём мессианстве? Ведь тогда и отношение к Его словам наверняка было бы другим, и обвинений, соответственно, тоже было бы меньше, а может быть, их бы и вовсе не было: ведь от Мессии ожидали и Суда, и особых отношений с Богом (хотя, конечно, о богочеловечестве в христианском смысле речи в данном случае не шло). Проблема, однако, заключалась в том, что и на Мессию, и на Его задачи в те времена в еврейской среде смотрели сквозь призму традиции того воинствующего мессианизма, который, совсем, казалось бы, угаснув в эллинистический период, получил новую жизнь в эпоху Маккавейских войн, на которые смотрели, как на начало войны мессианской, во время или вскоре после которой и появится Мессия. Мессия должен был не только заявить о Себе, Он должен был действовать, притом действовать совершенно определённым, ожидаемым образом, а Иисус действовать так отнюдь не собирался. Главной Его задачей во время Своего короткого земного служения было приобщить к жизни Царства как можно больше людей. Его миссия сводилась к тому, чтобы ходить и являть Царство там, где укажет Отец, и создать общину тех, кто приобщился к Царству и готов посвятить себя свидетельству о Нём. А для всех остальных (включая даже апостолов) всё это было лишь прелюдией к тому, что они считали главным: к подготовке мессианского восстания и к мессианской войне, которая должна было окончиться изгнанием римлян и основанием нового «царства праведников». Иисус же постоянно говорит об одном и том же: о Царстве и о Своей подлинной миссии, не называя Себя Мессией именно для того, чтобы от Него не требовали того, чего Он в любом случае сделать никак не мог потому, что это не входило в планы Его Отца. Это намного усложняло дело, приближало трагическую развязку, но позволяло избежать недоразумений, которые могли бы привести к серьёзному духовному соблазну. Соблазну, который в 70 г. н.э. привёл к гибели города и Храма, предсказанной Спасителем.

Свернуть

Говоря о Своём служении, Иисус упоминает и Суд, и воскресение мёртвых — всё, что в сознании Его слушателей...

скрыть

Говоря о Своём служении, Иисус упоминает и Суд, и воскресение мёртвых — всё, что в сознании Его слушателей...  Читать далее

 

Пришествие Сына Божия в мир — проявление не гнева Божия, но любви. В сегодняшнем чтении Иисус говорит, что Бог послал Сына не для того, чтобы судить, но для того, чтобы спасти. И в то же время сам факт пришествия Сына Божия — уже суд, потому что Он — свет. В этом свете видно самое главное: сердца людей. Пока Его не было рядом, можно было делать вид, что всё нормально. Более того, можно было говорить, что любишь Бога, и продолжать жить так, как тебе удобно. Когда рядом Он — больше нет места никакой лжи. Именно поэтому так трудно было принять Его тем, кто видел Его во дни Его земной жизни — лицом к лицу. Мы уверовали, не видя Его. Вопрос в том, что для нас Его свет: жизнь и радость — или обличение? И действительно ли мы хотим встречи с Ним? Будем молиться, чтобы Его свет просветил наши сердца, чтобы Он стал нашей жизнью.

Свернуть

Пришествие Сына Божия в мир — проявление не гнева Божия, но любви. В сегодняшнем чтении Иисус говорит, что Бог послал Сына не для того, чтобы судить, но для того, чтобы спасти...

скрыть

Пришествие Сына Божия в мир — проявление не гнева Божия, но любви. В сегодняшнем чтении Иисус говорит, что Бог послал Сына не для того, чтобы судить, но для того, чтобы спасти...  Читать далее

 

Благодаря евангелистам нам доступна не только сама притча о сеятеле, но и её толкование, услышанное учениками непосредственно от Иисуса. Но любая сказанная Им притча настолько многогранна, что все её глубины невозможно исчерпать одним толкованием, даже самым мудрым. Смысл сказанного Господом мы постигаем слой за слоем. И потому не будет натяжкой прочесть эту притчу не только как рассказ о восприятии Слова Божия различными людьми, неодинаково реагирующими на проповедь, но и как повествование о разных состояниях души одного и того же человека. Ведь каждый из нас на протяжении своей жизни совершенно по-разному реагировал на услышанное. Многие из тех, кто сегодня, подобно доброй земле, принимает и вынашивает семя благой Вести, когда-то был каменистой почвой. И наоборот, многие из тех, кто сегодня зарос тернием, могут быть от него и очищены.

А бывает, что и добрая земля неожиданно каменеет или же буйно зарастает сорняками, так что не стоит расслабляться, преждевременно подводя итоги успехов духовной жизни...

Ученики задают Христу совершенно закономерный вопрос: для чего Он говорит притчами? И в самом деле, если притчи до такой степени людям непонятны, то почему бы не преподать им наставление прямым текстом? В ответ на это Христос приводит слова Исаии, предрекавшего, что сердца слушающих огрубеют до такой степени, что услышанное будет ими пропущено мимо ушей. Но тогда зачем вообще нужно говорить о чём бы то ни было перед такими людьми? Не на ветер ли Христос бросает слова?

Нет, Он ничего не делает напрасно. Видимо, для того Христос обращается к людям с помощью притч, чтобы сокрытое в образной речи зерно всё-таки запало в их души и начало прорастать, пусть хотя бы и подспудно. Да, сознание немалой части слушающих пока что закрыто, но их души в своих глубинах гораздо восприимчивее поверхностного рассудка.

И если услышанное найдёт в душе хотя бы небольшой отклик, это вызовет начало духовного роста, то есть, приумножение того, что таким людям было дано Господом. Те же, кто уверен в достаточности своего «духовного уровня» и не намерен его умножать, утратят его просто потому, что духовная жизнь исключает самодовольство и самоуспокоение.

Свернуть

Благодаря евангелистам нам доступна не только сама притча о сеятеле, но и её толкование, услышанное учениками...

скрыть

Благодаря евангелистам нам доступна не только сама притча о сеятеле, но и её толкование, услышанное учениками...  Читать далее

 

Когда люди довольны собой и своим богатством, когда ложь становится нормой жизни, когда человеческое сердце захватывает пустота — это значит, что близка кардинальная перемена. На языке пророка она называется «день посещения Господня», время, когда абсурд и смерть достигнут своего апогея и вмешательство Бога станет необходимым. Это вмешательство человек узнает верой — Бога можно узнать как главную действующую силу исторического процесса, когда рушатся царства и гибнут тысячи людей, или наоборот, когда в жизнь вдруг врывается божественная милость и красота... Так или иначе, выход из тупика возможен только через «милость, суд и правду», когда человек прикасается к Тому, Кто стоит за его поиском осмысленности и полноты жизни. И тогда его нищета, его «необрезанное» сердце и лживый язык (а он более или менее лживый у всех людей) смогут стать объектами прощения, а не наказания — только бы эта встреча была желанной.

Свернуть

Когда люди довольны собой и своим богатством, когда ложь становится нормой жизни...

скрыть

Когда люди довольны собой и своим богатством, когда ложь становится нормой жизни...  Читать далее

 

Спокойствие, которое даёт Бог — не апатия, это то спокойствие, которое возникает при твёрдой уверенности в собственных силах и надёжной поддержке. Самая же прочная поддержка исходит от Господа, а силы, Им подаваемые, превыше наших собственных природных сил. Потому Он и назван надёжной крепостью.

Тщетны попытки врагов противостоять тем, на чьей стороне Господь, но напрасны их надежды и на торжество собственного материального благополучия. Слова о тщетности земного богатства кажутся появившимися неожиданно, но переход к упоминанию о нём совершенно закономерен. Ведь чрезмерно надеющийся на богатство не просто забывает о Боге, но и рискует поставить на Его место материальное благополучие. Господь может и даровать людям земное богатство, само по себе оно не обязательно греховно. Но всему своё место, и когда богатство завладевает душой, оно не может не быть во вред.

Суровы предостережения в адрес приобретающих греховное богатство. Но в воздаянии по справедливости псалмопевец видит милость, а значит, стремление дать грешникам возможность исправления их путей.

Свернуть

Спокойствие, которое даёт Бог — не апатия, это то спокойствие, которое возникает при твёрдой уверенности в...

скрыть

Спокойствие, которое даёт Бог — не апатия, это то спокойствие, которое возникает при твёрдой уверенности в...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).