Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на27 Мая 2017

 

В чём же всё-таки заключалась миссия Иоанна Крестителя? В том, чтобы напомнить еврейскому народу о Мессии? Но мессианские ожидания в те времена в Иудее и в Палестине вообще были весьма и весьма интенсивными, интенсивными настолько, что периодически то тут, то там вспыхивали мессианские восстания, возглавляемые очередным претендентом на мессианство.

Можно было бы сказать: в том, чтобы приготовить народ к появлению Мессии. Да, но в каком смысле? Напомнить о заповедях, о нормах и правилах духовной жизни? С этим очень неплохо справлялись лидеры фарисейского движения, что признавал даже Сам Иисус, советуя исполнять все советы фарисейских учителей. Главный смысл проповеди Иоанна, был, как видно, в другом, хотя, конечно, о необходимости соблюдения заповедей он не уставал напоминать так же, как всякий подлинный пророк. Но центром его проповеди был всё же призыв к обращению. Конечно, и тут в словах Иоанна не было бы ничего нового и оригинального, если бы они были обращены к язычникам.

Но они были обращены отнюдь не к язычникам, а к самим евреям. И не каким-нибудь отступникам, забывшим Бога своих отцов, а к людям верующим и глубоко религиозным. Иоанн понял то, чему никак не могли и не хотели поверить фарисеи, приходившие к нему, чтобы совершить то омовение, к которому призывал пророк: ему открылось, что готовых достойно встретить и принять Мессию нет, нет даже в народе Божием. Даже человеку глубоко религиозному для этого нужно, по сути, новое обращение: ведь на пороге Царства его, по словам самого Иоанна, встретит Мессия и омоет «духом Божиим и огнём».

Пророку открылось то, что даже апостолы поняли не сразу: в Царстве всё начинается заново, с чистого листа. И лист этот нельзя марать. А фарисеи, люди глубоко религиозные и потому строго соблюдавшие все нормы и правила ритуальной чистоты, недоумевали: зачем этот странный пророк призывает к омовению каждого? Ведь они, к примеру, не язычники, и не совершали они никаких таких грехов, после которых нужно было бы им совершать очистительные ритуалы!

На всякий случай некоторые из них, конечно, всё же совершали омовение, к которому призывал их Иоанн, но смысла происходящего они всё равно не понимали, вызывая гневную отповедь пророка, обвинявшего их в лицемерии. Так ещё до прихода в мир Христа обозначилась та граница, разделяющая религию и Царство, которая впоследствии заставит многих фарисеев возненавидеть Того, Кто принёс в мир Царство. Граница, обозначившая собой путь к кресту.

Свернуть

В чём же всё-таки заключалась миссия Иоанна Крестителя? В том, чтобы напомнить еврейскому народу о Мессии? Но мессианские ожидания в те времена в Иудее и в...

скрыть

В чём же всё-таки заключалась миссия Иоанна Крестителя? В том, чтобы напомнить еврейскому народу о Мессии? Но мессианские ожидания в те времена в Иудее и в...  Читать далее

 

В Последней беседе с учениками Господь говорит две симметричные вещи, обозначающие собою путь христианина. Как верстовые столбы, стоят эти слова на нашем пути. «Кто соблюдает Мои заповеди, — говорит Господь, — тот любит Меня». Одновременно Он говорит «любящий Меня соблюдет Мои заповеди». Если бы Он сказал только первое, это делало бы христианство религией закона, ничем принципиально не отличающейся от Ветхого завета. Если бы Господь сказал только второе, то наша вера оказалась бы зависящей от неуловимых движений сердца, управлять которыми грешному человеку не под силу.

Но именно парадоксальное сочетание этих двух, в сущности, противоположных высказываний ставит в центр Самого Христа и открывает возможность спасения и жизни для всех и всегда. Одни из нас скорее склонны пытаться исполнить слово Господне, и через это могут узнать Его, полюбить Его так, что эта любовь преображает всего человека. Другие, напротив, узнают Христа через слово, через Церковь, да мало ли каким еще путем, — и ради любви к Нему начинают в практической жизни стараться делать то, о чем раньше и не помышляли.

В естественных науках есть такое понятие: система с автокатализом. Это такие системы, в которых два процесса ускоряют друг друга, так что начинается неконтролируемый рост системы. Так, например, происходят взрывные и цепные реакции. Так происходит горение в активных средах... Быть может, то, что предлагает нам Господь — тоже система с автокатализом. Любовь к Иисусу, желание общения и единства с Ним меняют нашу жизнь и подвигают нас на исполнение Его воли. Опыт практической любви к людям, опыт исполнения заповедей ведут к тому, что ты уже не можешь без Иисуса прожить ни дня. И в результате — автокаталитический, «неконтролируемый» рост Царства Небесного в твоем сердце.

Свернуть

В Последней беседе с учениками Господь говорит две симметричные вещи, обозначающие собою путь христианина. Как верстовые столбы, стоят эти слова на нашем пути...

скрыть

В Последней беседе с учениками Господь говорит две симметричные вещи, обозначающие собою путь христианина. Как верстовые столбы, стоят эти слова на нашем пути...  Читать далее

 

Перед нами пример того, что Господь хочет от нас в наших отношениях друг с другом. Мы видим группу людей, занимающихся какой-то работой (а именно, проповедью Евангелия), которым находится «соперник» (см. Деян. 18:24-28). Но это — терминология нынешнего мира. В самом деле кто-то трудится и находится человек, который делает ту же работу. Он жаждет того же, что и они — прославления Бога в сердцах находящихся рядом с ним. Но даже несмотря на это, возможны реакции, похожие на реакции маленького ребенка — ревность и жадность. Когда у него есть, например, флейта, и он на ней играет, радуя окружающих. И вдруг оказывается, что флейта есть и у другого мальчика, который тоже радует окружающих игрой на своем инструменте... Но апостолы выше этого. Они находят друг друга и других людей в радости о Христе, помогая идти к Нему прямой дорогой.

Свернуть

Перед нами пример того, что Господь хочет от нас в наших отношениях друг с другом. Мы видим группу людей, занимающихся какой-то работой (а именно, проповедью Евангелия), которым находится «соперник» (см. Деян. 18:24-28)...

скрыть

Перед нами пример того, что Господь хочет от нас в наших отношениях друг с другом. Мы видим группу людей, занимающихся какой-то работой (а именно, проповедью Евангелия), которым находится «соперник» (см. Деян. 18:24-28)...  Читать далее

 

Всё-таки ни одно учение не ставит человека так высоко, как поставил его Христос. Ведь если помощь, оказанная нами любому из тех, кто нас окружает, оказывается Ему Самому, то здесь мы видим больше, чем любовь Бога к человеку. Здесь мы заново открываем смысл давно известных слов о том, что Господь сотворил нас по Своему образу и подобию, и даже то, что мы постоянно оскверняем этот образ, не отменяет задуманного Им нашего высочайшего предназначения.

Здесь же мы видим и ответ тем людям, кто обеспокоенно спрашивает: «что станет с теми, кто был далёк от веры, но совершал добрые дела?». Конечно, никто из нас не сможет с полной определённостью ответить на вопрос, кто куда попадёт. И всё же если дела и в самом деле были добрыми, то совершившие их не будут забыты. Ведь даже не думая о служении Господу, они позаботились о Нём. Но соответственно и с тех, кто не оказывал должной помощи окружающим, будет спрошено по делам, а не по приверженности теоретическим установкам.

Интересно, что если в начале притчи речь идёт о Сыне Человеческом, то затем рассказ идёт о Царе. Христос ещё раз раскрывает ученикам, Кто Он, ведь по справедливости один Господь достоин быть Царём.

Свернуть

Всё-таки ни одно учение не ставит человека так высоко, как поставил его Христос. Ведь если помощь, оказанная нами любому из тех, кто нас окружает, оказывается Ему Самому...

скрыть

Всё-таки ни одно учение не ставит человека так высоко, как поставил его Христос. Ведь если помощь, оказанная нами любому из тех, кто нас окружает, оказывается Ему Самому...  Читать далее

 

Рукописи не горят. Они не горят до тех пор, пока за ними стоит нечто большее, чем сила человеческой ненависти и страха, и пока есть люди, готовые их прочитать и воспринять Слово, написанное в них. До сих пор имя пророка Иеремии известно гораздо лучше, чем имя царя Иоакима и его слуг. До сих пор люди верят и надеются на Бога, вдохновившего сожженные и восстановленные строки, до сих пор кому-то важно слышать, что говорил пророк. И здесь для нас важна третья составляющая этой вечности Божьего Слова — та, что зависит от нас. Ведь Сам Бог вечен и недоступен для гонений царей и владык. Его Слово, нашедшее выражение в словах пророков, вечно обращается к людям. Но постоянен ли человеческий интерес к этому Слову? Непрочитанная рукопись, неуслышанное слово могут действовать не больше, чем пепел в камине Иоакима. Рукописи не горят — если есть те, кому они нужны.

Свернуть

Рукописи не горят. Они не горят до тех пор, пока за ними стоит нечто большее, чем сила человеческой ненависти и...

скрыть

Рукописи не горят. Они не горят до тех пор, пока за ними стоит нечто большее, чем сила человеческой ненависти и...  Читать далее

 
На Мф 7:1-5 

Настоятельный совет Иисуса «Не судите, чтобы не быть осужденными» можно, вероятно, перефразировать так: «Будьте снисходительны к другим, чтобы и вам было проявлено снисхождение». Однако видимая простота мысли осложняется тем, что речь во второй части высказывания идет не о человеческом суде, а о суде Божьем.

При этом очевидно, что в жизни редко те, кто проявляет снисхождения, получают его в ответ. А если даже и получает, то едва ли есть смысл искать здесь прямую зависимость между добротой одного человека и добротой, которую ему оказывают, так сказать, третьи лица.

Другое дело, что искать какое-то снисхождения к себе Иисус своих последователей совсем и не призывает. От христиан и христианок требуется всего на всего помнить о крайней запутанности мировой жизни: отношений, поступков, споров, конфликтов и т. д. – всего того, чем наполнено человеческое существование, и ни в коем случае не выносить окончательных суждений, а тем более вердиктов по поводу того, что нам не нравится, или что действительно подчас пышет злобой и сеет разрушения. Делать этого не стоит хотя бы уже потому, что любой человек лишь «тростник, ветром колеблемый» – способен и на великое благородство, и на великие глупости, и даже на отчаянные безумства…

Собственно по этой причине далее в сегодняшнем отрывке следуют слова о соринке и бревне. Иисус советует не просто быть скромнее или смиреннее и, конечно, не стараться убедить себя в том, что «я хуже всякой твари». В Его словах слышится простое дружеское пожелание каждому слушающему или читающему – оценивать себя адекватно, а не предаваться самоуничижению. Более того здесь слышится сигнал к действию – не надо заниматься перемыванием чужих костей, как нет нужды и в самокопании – этим ничего не достигнешь. Просто промой глаз, в который попало что-то извне – и смотри на Бога, на Его великодушное и понимающее отношение к людям – подражай Ему, и не надо будет никого ни учить, ни обличать, ни бурчать. Останется лишь убеждающая без слов и созидающая всех любовь…

Свернуть

Настоятельный совет Иисуса «Не судите, чтобы не быть осужденными» можно, вероятно, перефразировать так: «Будьте снисходительны к другим, чтобы и вам было проявлено снисхождение». Однако видимая простота...

скрыть

Настоятельный совет Иисуса «Не судите, чтобы не быть осужденными» можно, вероятно, перефразировать так: «Будьте снисходительны к другим, чтобы и вам было проявлено снисхождение». Однако видимая простота...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).