Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на21 Марта 2018

 

Великие пророки Израиля, начиная с Иеремии, немало говорили об обновлении отношений с Богом и о новом, мессианском союзе-завете, который станет реальностью с приходом Мессии и будет заключён при Его непосредственном участии. Нередко этот союз называют «союзом мира». Конечно, в понятие мира входит в данном случае и прекращение всех войн, включая те, которые столько веков не оставляли в покое народ Божий. Но в пророческой традиции от мира неотделимо то присутствие Божие, которое, собственно, и делает еврейский народ народом Божиим в строгом смысле слова. А мера полноты этого присутствия, в свою очередь, отличает мессианскую эпоху от предшествующей истории. Собственно, мессианское Царство уже Исайе Иерусалимскому открылось, как особая, новая эра в истории не только народа Божия, но и всего человечества. И новизна заключалась не столько в том, что Мессия открывался пророкам, как идеал праведного правителя (о праведном правителе, строго следующем Торе и принимающем меры для того, чтобы в его государстве она неукоснительно соблюдалась, думали и мечтали уже ранние пророки), а как раз в этой полноте божественного присутствия, которая делает чем-то совершенно особенным и эпоху правления Мессии, и даже саму Его личность. Мессия становится тем орудием Божиим, посредством которого Он делает Свой народ общиной верных в полном смысле слова, а остальным народам тем самым даёт пример праведности и святости во всей их полноте. Разумеется, такое обновление народа-общины требовало и обновления союза с Богом, без которого о новом духовном качестве народа говорить не приходилось. И ожидания пророков не оказались напрасными: с приходом Христа отношения Бога со Своим народом действительно полностью обновились. Только обновление это оказалось не совсем таким, каким его представляли допленные пророки. Они всё же ожидали Царства хоть и совершенного, но земного. А Царство оказалось «не от мира сего». Но в том, что новый завет станет заветом Царства, пророки не ошиблись.

Свернуть

Великие пророки Израиля, начиная с Иеремии, немало говорили об обновлении отношений с Богом и о новом, мессианском союзе-завете, который станет реальностью с приходом Мессии и будет заключён при Его непосредственном участии. Нередко этот союз называют «союзом мира». Конечно, в понятие мира входит в данном случае и...

скрыть

Великие пророки Израиля, начиная с Иеремии, немало говорили об обновлении отношений с Богом и о новом, мессианском союзе-завете, который станет реальностью с приходом Мессии и будет заключён при Его непосредственном участии. Нередко этот союз называют «союзом мира». Конечно, в понятие мира входит в данном случае и...  Читать далее

 

«И пал Аврам на лице свое». Господь не первый раз говорит с Авраамом, тот уже привык ходить пред Его лицем, исполнять Его волю, но тут он падает и ничего не отвечает. Как понять его чувства? Что это: страх, благоговение, благодарность? Во всяком случае, это что-то огромное, и его молчание говорит само за себя. Святитель Филарет (Дроздов) говорит об этом состоянии словами из Псалтири: «Исчезает во спасение Твое душа моя» (Пс 118:81), - или «истаевает», как сказано в синодальном переводе. Хотя мы не можем дерзать даже сравнивать себя с Патриархом, но все-таки и мы переживаем иногда, как то, что Бог говорит тебе, настолько велико, что, когда пытаешься вместить это в себя, понимаешь: даже если отринуть все свое — не хватит места... Так бывает после принятия Святых Христовых тайн, так бывает, когда прочтешь что-то в Слове... Мы ведь тоже из тех потомков, которые были обещаны Аврааму, независимо от нашей крови. Впрочем, теперь в российской интеллигенции принято шутить, что все мы немножко евреи, но ведь здесь много правды. Просто нам очень важно понять, что все мы одна семья, возводимая к Аврааму.

Свернуть

«И пал Аврам на лице свое». Господь не первый раз говорит с Авраамом, тот уже привык ходить пред Его лицем, исполнять Его волю, но тут он...

скрыть

«И пал Аврам на лице свое». Господь не первый раз говорит с Авраамом, тот уже привык ходить пред Его лицем, исполнять Его волю, но тут он...  Читать далее

 

Всякому христианину известно, что времена гонений — это время испытания верности Богу, верности Христу. В житийной литературе часто встречаются рассказы о чудесах, которыми сопровождалось свидетельство христианских мучеников. Насколько достоверны эти рассказы — вопрос отдельный. Но вот герои Книги Даниила, готовясь к свидетельству своей верности Богу Израиля, кажется, вовсе и не ждут чуда. Не то чтобы совсем не ждут — они вполне допускают, что Бог, если захочет, сохранит их даже в раскалённой печи.

Но своё свидетельство в зависимость от этого чуда они не ставят. Так же, как не ставили его в зависимость от чудес и христианские мученики. В самом деле: речь ведь идёт о свидетельстве верности Богу и Христу, а не о свидетельстве силы Божьей. Бог, конечно, всегда может вмешаться и явить Свою силу. Если сочтёт это нужным. А если нет, то свидетельством станет сама смерть мученика.

В самом деле: в мире, где жизнь была высшей ценностью, готовность умереть могла означать лишь одно из двух. Либо для идущего на смерть то, ради чего или тот, ради кого он умирает было важнее его собственной жизни — но это было бы для всех очевидным абсурдом. Смерть за идею — феномен нового времени, феномен христианской эпохи. И возможна такая смерть лишь как некое квазихристианское мученичество. Либо идущий на смерть знает иную жизнь. Жизнь во всей её полноте.

В полноте, лишь малую часть которой составляет земная жизнь. И мученик готов отказаться от малой части ради целого. Это и есть свидетельство. Свидетельство того, что слова свидетеля о Боге, о Христе, о Царстве — не просто слова. Что это реальность. Его реальность. Реальность того Царства, в котором он живёт. А то, что считают реальностью его мучители, — лишь бледная тень и злая пародия на реальность Царства. Которая в своё время исчезнет вместе с тем злом, которое пронизывает падший мир, вновь становящийся Царством.

Свернуть

Всякому христианину известно, что времена гонений — это время испытания верности Богу, верности Христу. В житийной литературе часто встречаются рассказы о чудесах, которыми сопровождалось свидетельство христианских мучеников. Насколько достоверны эти рассказы — вопрос...

скрыть

Всякому христианину известно, что времена гонений — это время испытания верности Богу, верности Христу. В житийной литературе часто встречаются рассказы о чудесах, которыми сопровождалось свидетельство христианских мучеников. Насколько достоверны эти рассказы — вопрос...  Читать далее

 

Сегодняшнее чтение во многом отвечает на вопрос о том, почему всё же Бог не смог или не захотел смягчить сердце фараона. Этим ответом является упоминание о том, что Бог вовсе не для того попускает казни египетские, чтобы просто стереть Египет и самого фараона с лица земли и убрать его с дороги, как досадную помеху Своим планам. Если бы цель заключалась только в этом, Богу ничего не стоило бы осуществить её намного быстрее (ст. 14 – 16). Но Ему важно, чтобы в противостоянии с упрямым фараоном стала очевидной для всех сила Божия (ст. 16). Казалось бы, если так, то лучшим доказательством силы и стало бы полное исчезновение с лица земли Египта и самого фараона. Но, видимо, сила Божия проявляется иначе. Ведь если бы, к примеру, Египет и впрямь был бы погублен каким-нибудь чудовищным природным катаклизмом, сила Божия проявила бы себя лишь как обычная природная сила, а Бог Библии в таком случае не очень отличался бы от любого языческого бога-громовника, разве лишь превосходя любого из них масштабами. Но Богу нужно не это. Ему нужны не трупы и не руины, а свидетели. Ведь отношения у Бога могут быть только с живыми людьми, и только живые люди могут рассказать другим о своих отношениях с Богом. По-видимому, способность Бога сокрушать города и страны одним ударом не является чем-то основополагающим для Его отношений с нами. Во всяком случае, Сам Он, обращаясь к человеку, внимания на этом не акцентирует. А вот признание Его как Владыки мироздания для Него чрезвычайно важно, и от фараона Он ждёт хотя бы такого признания — минимума, без которого никакие отношения с Ним человека становятся невозможны. И потому так важно для Него добровольное согласие фараона. Казалось бы, добровольным оно всё равно не является, ведь все казни египетские были, на первый взгляд, именно демонстрацией силы. Но демонстрация эта была, во-первых, избирательной, так что многие стихийные бедствия обошли народ Божий стороной (один из примеров тому мы находим и в сегодняшнем чтении, ст. 25 – 26), и, во-вторых, она была управляемой, прекращаясь по просьбе Моисея (пример тому есть и в сегодняшнем отрывке, ст. 33). Всё это должно было дать понять фараону, что Бог евреев, Которым он пренебрегает, хотя и может всё, тем не менее не стремится просто продемонстрировать Своё превосходство, Он хочет установления доверительных отношений, которые вполне возможны, если фараон решится признать Его Владыкой мира и, соответственно, исполнить то, чего Бог от него требует. Вначале добровольное и свободное признание власти Божией, и лишь потом — следование Его воле. Но если сердце человека продолжает упорствовать, такие отношения становятся невозможны, и тогда человек начинает видеть перед собой другой лик Бога, куда менее к нему благосклонный.

Свернуть

Сегодняшнее чтение во многом отвечает на вопрос о том, почему всё же Бог не смог или не захотел смягчить сердце...

скрыть

Сегодняшнее чтение во многом отвечает на вопрос о том, почему всё же Бог не смог или не захотел смягчить сердце...  Читать далее

 

Не так часто в нашей жизни бывает, что мы точно знаем волю Божию о нас, путь, на который Он Сам нас поставил, и на котором будет помогать нам. Но иногда это бывает. В жизни каждого человека, хотя бы один раз, такое понимание случается. Бывает, что мы не решаемся последовать этим путем. Причины могут быть разные, и в жизни одного человека все эти разные причины могут переплетаться. Мы можем не любить самих себя, и от этой нелюбви погрузиться в ложное смирение и делать выводы, что "я слишком грешный" "недостаточно хорош для того, чтобы выполнить такую волю Бога обо мне". Это может быть страх других людей, что они не примут этого пути. Но в основе всех этих причин нерешительности, на самом деле - одна проблема: неверие.

Получается, что мы не верим, что Бог сотворил нас достаточно хорошими, чтобы мы могли исполнять Его волю, что других людей Он сотворил достаточно хорошими, чтобы они приняли наш путь, даже очень необычный, и даже если мы встретим серьезные трудности и испытания, в том числе, в результате столкновения с другими людьми - это тоже часть пути. В конце концов, мы не верим, что Бог поддержит нас в трудную минуту, что в этих испытаниях Он будет с нами. Он всегда рядом, но если мы идем по тому пути, который Он специально для нас приготовил - нам проще ощутить Его присутствие и помощь. Но иногда неверие, страхи, сомнения, оглушают настолько, что мы, как Иона, выбираем бегство. И тогда Богу ничего не остается, кроме как отправить нас во чрево кита. Это не наказание. Это - единственный способ до нас достучатся. Ведь внутри "кита" нет внешних воздействий, темно, тихо, нет никого, кроме самого себя, и даже Бог кажется очень далеким. Впрочем, погибнуть внутри "кита" тоже нельзя - не утонешь, кит хорошо плавает, тепло и надежно... Таким "китом" может оказаться тяжелая и долгая, но не смертельная болезнь, или депрессия. В общем, положение, когда мы испытываем очень мало чувств, крайне одиноки, и нам приходится честно посмотреть на себя и на свою жизнь.

Тогда можно увидеть, что сбился с пути, понять, что на оставленном пути ждал любящий Господь, можно позвать Его на помощь, как это сделал Иона, набраться решимости следовать за Ним - и стать свободным.

Свернуть

Не так часто в нашей жизни бывает, что мы точно знаем волю Божию о нас, путь, на который Он Сам нас поставил...

скрыть

Не так часто в нашей жизни бывает, что мы точно знаем волю Божию о нас, путь, на который Он Сам нас поставил...  Читать далее

 

Первая строчка отражает главную мысль всего псалма, детали которой затем воспевает псалмопевец. Господь царствует: да радуется земля! Престол Божий, окруженный сияющим пламенем Его милости, псалмопевец воспринимает как центр мироздания и его основу. Все устраивается вокруг этого центра, без которого мир превращается в хаотическое нагромождение явлений. Только царствование Творца придает миру гармоничность и осмысленность. Это — один из важнейших компонентов библейского откровения о нас и нашей жизни. Ведь только отсюда, от престола Божьего, приходит в нашу жизнь и свет, и истина, и радость.

Свернуть

Первая строчка отражает главную мысль всего псалма, детали которой затем воспевает псалмопевец. Господь царствует...

скрыть

Первая строчка отражает главную мысль всего псалма, детали которой затем воспевает псалмопевец. Господь царствует...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).