Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на22 Ноября 2018

 

В новозаветных книгах встречается целый ряд свидетельств о воскрешении как Самим Христом, так и Его учениками умерших людей. Как же связаны эти случаи с воскресением Самого Спасителя? И как связаны они с тем воскресением, которое ждёт в конце времён каждого из нас?

Библия смотрит на человеческую жизнь, как на единство двух процессов: природного и духовного. Духовный процесс связан с тем дыханием Божиим, которое Бог «вдувает» человеку «в ноздри» (именно так в еврейском тексте) при сотворении. Этим дыханием человек жив, оно делает его образом Божиим, и то уникальное, что можно было бы определить, как человечность, связано с ним.

Жизнь же, как процесс природный, называется в Библии «душой». Мы привыкли смотреть на душу, как на средоточие личностных качеств человека, как на то, что делает его уникальным и неповторимым. Так на душу смотрели египетские жрецы и греческие философы.

Библейские же авторы под тем словом, которое обычно переводят на русский язык, как «душа», подразумевали безличную жизненную силу, общую у человека с животными. Именно эта жизненная сила и появляется в человеке после того, как Бог «вдувает» в него дыхание жизни.

Есть такая душа и у животных, у которых она связана с кровью: ведь именно кровь — основа всех жизненных процессов в животном организме. В человеке же до грехопадения она была связана с полученным от Бога дыханием жизни, а после грехопадения оказалась связана с кровью, как у животных. После грехопадения человек, как видно, стал гораздо больше похож на животное, чем на Бога, Которого он напоминал до падения.

Смерть тоже описана в Библии, как процесс двоякий. Дыхание жизни, которое человек получил от Бога, в момент смерти возвращается к Богу, а жизненная сила (душа) просто уходит, растворяясь в окружающем пространстве. Остаётся лишь очень малая её часть, которая делает возможной существование после смерти того, что называют обычно тенью человека, место пребывания которой в нижнем мире, называемом шеолом.

Вот эту-то так легко и так неизбежно уходящую жизнь и призывает Иисус отдать Ему с тем, чтобы Он придал ей новое качество, обновив её дыханием Своего Царства, частью которого она затем станет. Дыхание Царства — всё то же дыхание Божие, оно пронизывает Царство в такой полноте, которая прежде никогда человеку не открывалась.

А вот жизнь человека, его душа должна обновиться с тем, чтобы стать органичной частью этого Царства, к которому человек стремится. И воскресение Спасителя, и воскресение каждого из нас в конце времён невозможно без такого обновления, и в зависимости от того, станет ли оно для нас возможным (а помешать тут могут лишь наши нераскаянные грехи), определится наша судьба в вечности.

Бывает и воскресение иного рода, как возвращение к прежней, непреображённой жизни. Так может быть, если жизненная сила ещё не покинула человека окончательно, как в случае, описанном в Книге Деяний. Однако это ещё не преображение; это лишь возвращение к прежней, ветхой жизни, ещё один шанс, данный человеку Богом для спасения.

Свернуть

В новозаветных книгах встречается целый ряд свидетельств о воскрешении как Самим Христом, так и Его учениками умерших людей. Как же связаны эти случаи с...

скрыть

В новозаветных книгах встречается целый ряд свидетельств о воскрешении как Самим Христом, так и Его учениками умерших людей. Как же связаны эти случаи с...  Читать далее

 
На Лк 13:1-9 

Одним из вопросов, во все времена мучавших думающих людей, был вопрос о справедливости или несправедливости мира. Одни считали, что каждый в жизни раньше или позже получает то, что заслужил, другие, напротив, были уверены, что миром правит случай и что судьба человека поэтому никак не зависит от его поступков.

Была и позиция, учитывающая тот закон причин и следствий, который в непреображённом мире можно считать абсолютным: её приверженцы были убеждены, что каждый пожинает плоды содеянного, но ничего морального или аморального, никакого нравственного измерения в этом нет: речь идёт всего лишь об объективно существующем универсальном законе, действие которого распространяется на каждого. Такой подход может показаться вполне сбалансированным, но он не учитывает одного: личности самого человека, его духовного и нравственного выбора. Случайная ошибка в этом случае может оказаться фатальной, а раскаяние не играет никакой роли: дело сделано, механизм запущен, а сожаления по поводу сделанного и угрызения совести ничего уже изменить не могут.

На первый взгляд может показаться, что Иисус поддерживает если не позицию, основанную на представлении о незыблемости закона причин и следствий, то, во всяком случае, некое внеморальное отношение к происходящему в мире злу: ведь Он, очевидно, отрицает связь между греховностью человека и теми бедами и несчастьями, которые на него обрушиваются. С одной важной оговоркой: если не обратитесь, так же погибнете все. Речь идёт, конечно же, о таком обращении, которое предполагает принятие Царства, ведь оно, по собственным словам Спасителя, «приблизилось», и теперь обратиться означает принять не только Бога, но и Царство Божие, принять с тем, чтобы в него войти и жить по его законам. Как видно, только такое принятие, только приобщение к жизни Царства и жизнь по его законам могут избавить человека от случайного и совершенно нерегулируемого зла падшего мира.

Падший мир несправедлив, в нём правит зло, которое может обрушиться на голову кого угодно, будь он праведником или грешником: ведь даже закон причин и следствий не гарантирует, что последствия греха одного не скажутся на многих. В мире, где правит зло, добродетель не вознаграждается, а грех не наказывается. В его существовании нет ни смысла, ни цели. Но смысл и цель есть в существовании Царства, так же, как есть смысл и в том преображении, которое ждёт наш мир в конце времён.

Единственный смысл существования непреображённого мира в том, что он может стать местом действия сил Царства, пространством, где ощущается дыхание Бога. И для человека единственным смыслом существования в бессмысленном мире может быть лишь участие в этом процессе. Другого смысла, другого спасения в падшем мире нет. И Спаситель оказывается тут достаточно жёсток: или обратитесь и станете жителями Царства, или все погибнете так же бессмысленно, как те, о которых вы спрашиваете.

Свернуть

Одним из вопросов, во все времена мучавших думающих людей, был вопрос о справедливости или несправедливости мира...

скрыть

Одним из вопросов, во все времена мучавших думающих людей, был вопрос о справедливости или несправедливости мира...  Читать далее

 

Когда мы читаем о том, что наша задача - во всем подражать Христу, эти слова по большей части воспринимаются нами как условность. Можно попробовать прочесть этот евангельский текст с такой точки зрения. В подобной ситуации человек или обреченно махает рукой, говоря: «Так и вышло», - или доходит до неприкрытого злорадства: «Ага, вот говорили тебе (вам), что нельзя этого делать, что надо сделать вот так, теперь страдайте и мучайтесь». Иисус же, «смотря на него, заплакал о нем». Он бессилен навязать Себя, каждый свободен принять Его или не принять. Но результат отказа от жизни со Христом настолько ужасен, что Бог плачет, думая об этом. Это не отчаяние от бессилия, это скорбь от того, какой выбор совершает свободный человек. И это притом, что Иисус знает, что подобный отказ через несколько дней приведет Его Самого на крест. Но плачет Он не об этом, Он плачет о том, во что повергает себя народ, избранный Богом. Вот предельно четкий портрет Бога: Он создал человека свободным; Он умрет страшной смертью, потому что человек выбрал Его убить; зная об этом, Он плачет о том, как страшна будет жизнь человека, совершившего этот выбор. Вот чему Он призывает и нас подражать.

Свернуть

Когда мы читаем о том, что наша задача - во всем подражать Христу, эти слова по большей части воспринимаются нами как условность...

скрыть

Когда мы читаем о том, что наша задача - во всем подражать Христу, эти слова по большей части воспринимаются нами как условность...  Читать далее

 

Пикантность ситуации состоит в том, что животные необходимы в храме для ежедневных жертвоприношений, а обмен валюты — для подати на храм, которая должна производиться священными сиклями, а не обычными деньгами. Конечно, можно было бы пространственно развести торговую точку и дом молитвы, но много ли вы видели церквей со свечными ящиками во дворе? В ответ на возмущение иудеев, Господь Иисус говорит не только о порядке, который должен быть в Доме Отца, но и показывает, что отныне центр богоприсутствия — не здесь. Он — Божественное Слово, и Его тело — истинный Храм, в котором Бог пребывает не образно, не отчасти, а реально, навсегда став плотью — Человеком по имени Иисус. В Его присутствии жертвы и подати теряют свое значение, ведь жертва — это вся жизнь Иисуса. Он и сегодня упраздняет, делает ненужными все наши «религиозные построения», наши «жертвы и подати», совершаемые не для Него, не для Его Храма, построенного в третий день после Голгофы — первым пасхальным утром.

Свернуть

Пикантность ситуации состоит в том, что животные необходимы в храме для ежедневных жертвоприношений, а обмен валюты...

скрыть

Пикантность ситуации состоит в том, что животные необходимы в храме для ежедневных жертвоприношений, а обмен валюты...  Читать далее

 

Вряд ли можно представить себе ситуацию, когда слушая, как молится другой человек, мы позволим себе сказать: "Что-то он сегодня не в ударе, мог бы и покрасивее сказать; повторяется слишком часто и вообще не о том говорит". Так и при размышлении о Псалмах: очень часто просто нет никаких слов, потому что перед нами пример живой молитвы, разговора с Богом другого человека.

Тем не менее, сегодняшний псалом - крик человека, который переполнен благодарностью, который использует то, что попадается под руку, чтобы прославить Бога. Не за какие-то дела, не за ответ на просьбу. А просто крик человека, который восхищен, удивлен и потрясен осознанием факта, что Бог есть Любовь.

Свернуть

Вряд ли можно представить себе ситуацию, когда слушай, как молится другой человек, мы позволим себе сказать...

скрыть

Вряд ли можно представить себе ситуацию, когда слушай, как молится другой человек, мы позволим себе сказать...  Читать далее

 

Опасность ложных пророчеств существует и теперь, она не уменьшилась по сравнению с временами Иезекииля. Исходить они могут не только от заведомых обманщиков, но и от людей, заблуждающихся "добросовестно". Если очень хочется обязательно услышать голос Бога, от чрезмерного желания можно спутать с ним голос собственного подсознания, а то и вовсе принять за него нашептывания противоположных сил!

Так что фразу "Бог мне сказал" не стоит произносить легкомысленно и необдуманно. Но на том основании, что в духовной жизни необходимы осторожность и духовная трезвость, не следует также с ходу отбрасывать саму возможность того, что и сегодня Он может быть нами услышан. И да проведёт Он Сам нас за Собой, не давая нам поддаться крайностям и сбиться в сторону.

Свернуть

Опасность ложных пророчеств существует и теперь, она не уменьшилась по сравнению с временами Иезекииля. Исходить...

скрыть

Опасность ложных пророчеств существует и теперь, она не уменьшилась по сравнению с временами Иезекииля. Исходить...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).