Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на13 Декабря 2018

 
На Ис 2:4 

Как легко уживаются в человеке любовь и ненависть, дружелюбие и враждебность, доброта и злобность, мирность и воинственность. Мы даже считаем это «естественным» — ведь это нормально хорошо относиться к «своим» и плохо — к «чужим». Вот и для Израиля другие народы — это чужие, и война с ними естественна. Но пророк Исаия говорит о том, что настанет время, когда Бог, избравший народ Израильский, будет признан и другими народами, и тогда не останется «чужих», потому что все станут «своими» Богу, а значит, и друг другу. Тогда будет только одно «естественное» состояние как человека, так и человечества — мир. Мир не просто как отсутствие войны, но цельное, гармоничное устройство человеческой личности, пробуждающейся к позитивным отношениям с другими, и такое же творчески активное и продуктивное бытие всего человечества в целом. Только прежде всего надо оторваться от гордынного стереотипа «борьбы за мир», устроения мира по своим представлениям, и смиренно принять другой образ жизни и действий — «стяжание Духа мирного».

Свернуть

Как легко уживаются в человеке любовь и ненависть, дружелюбие и враждебность, доброта и злобность, мирность и воинственность. Мы даже считаем это... «естественным» — ведь это нормально хорошо относиться к «своим» и плохо — к «чужим». Вот и для Израиля другие народы — это чужие, и война с ними естественна

скрыть

Как легко уживаются в человеке любовь и ненависть, дружелюбие и враждебность, доброта и злобность, мирность и воинственность. Мы даже считаем это... «естественным» — ведь это нормально хорошо относиться к «своим» и плохо — к «чужим». Вот и для Израиля другие народы — это чужие, и война с ними естественна  Читать далее

 

Притчу о винограднике Господнем впервые приводит пророк Исайя в конце 8 века до Рождества Христова. Возвращаясь к ней накануне Страстей, Господь обращает внимание на некоторые детали, которые делают эту притчу не только образом отношений Израиля с Богом, но и образом грехопадения вообще. «Убьем его, и наследство будет нашим», — эти слова могли бы стать мрачным лозунгом всего человечества в его противостоянии Богу. Но все же в первую очередь Господь говорит о первосвященниках и книжниках, вождях народа. Они рассматривают народ Божий как свой удел, данный им «для кормления», как это называлось в Древней Руси. Абсурдность происходящего еще и в том, что виноградари в этой притче пытаются сделать вид, что настоящего Владетеля не существует, что Бог не увидит их дел. Но Бог не исчезает потому, что кто-то из людей хотел бы от Него избавиться. И потому для первосвященников отвергнутый ими Господь становится краеугольным камнем, без которого рушится все выстроенное веками здание иудейской религии.

Свернуть

Притчу о винограднике Господнем впервые приводит пророк Исайя в конце 8 века до Рождества Христова...

скрыть

Притчу о винограднике Господнем впервые приводит пророк Исайя в конце 8 века до Рождества Христова...  Читать далее

 

Пророки Израиля много говорят о Мессии и о мессианском Царстве. Исайя Вавилонский не был исключением: именно у него образ Мессии и Царства явлен отчётливо, как нигде больше в Ветхом Завете. Но есть у него и вполне традиционная, уходящая корнями в допленную эпоху, образность, связанная с традиционными же представлениями о мессианском Царстве. Одним из таких традиционных образов был образ преображаемой дыханием Божьим и расцветающей под воздействием этого дыхания пустыни.

Таким и видит Царство Исайя (ст. 17 – 20). Оно открыто для всех, кто ищет в пустыне падшего мира живой воды (ст. 17). Но реальностью это Царство становится лишь в контексте истории народа Божия как её естественное и логичное завершение (ст. 13 – 16). Здесь ответ на не раз заданный пророком себе и Богу вопрос: что же такое народ Божий? В чём смысл его истории? Такова ли она, как история любого другого народа? А если не такова, то в чём же отличия?

Ответ пришёл от Бога: народ Божий не такой, как другие. Но не в смысле какой-то особой исторической судьбы. Особенность народа Божия, его уникальность — не в истории, она над историей. Народ Божий должен принять обещанного Мессию и положить основание Царству. Здесь и главная его задача как народа Божия, и особенность его исторического пути.

Особенность эта не в какой-то уникальной исторической задаче, которую Бог возлагает на Свой народ. Она в метаистории, там, где вечность Божия соприкасается с историей и входит в неё. Стать местом, где Бог входит в историю и встречается с человеком — вот главная задача еврейского народа. В процессе её решения он и становится Божьим народом. Ради неё он получает от Бога новую, вторую историческую жизнь: его история не может завершиться, пока не решена эта главная задача. А решена в полноте она может быть только в день прихода Мессии и явления Царства.

Мир с самого начала был задуман Богом как Его Царство. Он должен стать этим Царством снова — на меньшее его Творец не согласен. А Мессия и народ Божий должны стать Его помощниками в решении этой задачи. Тогда появится и надежда на будущее, и смысл истории. И для еврейского народа, и для всего человечества. И, самое главное, для каждого конкретного человека. По крайней мере, для человека, ищущего Царства.

Свернуть

Пророки Израиля много говорят о Мессии и о мессианском Царстве. Исайя Вавилонский не был исключением: именно у него образ Мессии и Царства явлен отчётливо, как нигде больше в Ветхом Завете. Но есть у него и вполне традиционная, уходящая корнями в допленную эпоху, образность, связанная с...

скрыть

Пророки Израиля много говорят о Мессии и о мессианском Царстве. Исайя Вавилонский не был исключением: именно у него образ Мессии и Царства явлен отчётливо, как нигде больше в Ветхом Завете. Но есть у него и вполне традиционная, уходящая корнями в допленную эпоху, образность, связанная с...  Читать далее

 

Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к образу воскрешённого Иисусом Лазаря. Оставаясь в тени, он, тем не менее, оказывается участником таких событий, как помазание Иисуса (ст. 1 – 11) и вход Господень в Иерусалим (ст. 12 – 19). В начале рассказа мы встречаем Лазаря в доме, где разворачиваются события (ст. 1 – 2), и его присутствие привлекает к происходящему внимание многих из тех, кто, возможно, в ином случае ничего бы не заметил (ст. 9). Даже торжественная встреча Иисуса на иерусалимских улицах была, по свидетельству евангелиста, в значительной степени связана с распространившимися по городу слухами об умершем и воскрешённом Им человеке (ст. 17 – 18).

Такое внимание к Лазарю и ко всему, что связано с чудом его воскрешения Иисусом, разумеется, не случайно: ведь именно воскресение мёртвых было для большинства верующих евреев признаком наступления дня Суда и мессианского Царства. А на Того, Кто был способен совершать такие чудеса, естественно, смотрели как на давно ожидаемого Мессию. И Сам Иисус, прежде скрывавший Своё мессианство и открывавший тайну Своего служения лишь немногим, теперь прямо свидетельствует о Своей миссии: Он принимает приветствия собравшегося на городских улицах народа, который встречает Его, как Мессию (ст. 12 – 15).

В самом деле, после столь очевидного для всех явления силы Царства скрывать дальше Своё мессианство было бы уже совершенно невозможно. С другой же стороны, теперь Иисусу оставалось уже совсем немного времени до завершения Его земного служения, так что Он мог не опасаться того, что Его вовлекут в религиозно-политические игры, сделав вождём очередного мессианского восстания.

Но, как видно, даже столь явные свидетельства убедили не всех. Ни храмовая верхушка (ст. 10 – 11), ни большинство лидеров фарисейского движения (ст. 19) не изменили своего мнения об Иисусе. Но эта позиция едва ли определялась какими бы то ни было свидетельствами или аргументами. Если бы речь шла об аргументах, то едва ли можно было бы отыскать аргумент более веский, чем живой Лазарь, воскрешённый Иисусом на глазах у множества свидетелей. Но, судя по рассказу евангелиста, единственным ответом священнических кругов на этот аргумент стал план убийства Лазаря с тем, чтобы избавиться от него как от живого свидетельства правоты Иисуса.

Речь, как видно, идёт уже не о свидетельствах и не о богословской дискуссии, а о политической игре с заранее известным результатом. Тем, кто в неё играет, не нужно Царство. Им нужна религиозно-политическая стабильность в обществе, оправдывающая, как им кажется, любые жертвы. И если вначале речь шла лишь об Одном (Ин. 11 : 49 – 50), то теперь уже — как минимум о двоих. Такова логика земной власти, противостоящей Царству: не желая признать очевидного, ей остаётся лишь умножать жертвы, пытаясь избавиться от каждого, кто может стать свидетелем Царства. Логика сил тьмы, ведущая Спасителя на крест.

Свернуть

Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к образу воскрешённого Иисусом Лазаря. Оставаясь в тени, он, тем не менее...

скрыть

Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к образу воскрешённого Иисусом Лазаря. Оставаясь в тени, он, тем не менее...  Читать далее

 

Очень светлые и важные слова слышим мы в сегодняшнем апостольском чтении. «Надежда для души есть якорь безопасный и крепкий и входит во внутреннейшее за завесу»... Надежда не только удерживает душу, чтобы та не затерялась в бурных волнах, но и проникает в сокровенное, в Святое Святых. Проникнуть туда знанием, разумом нельзя. Туда ведёт нас только надежда — открытость Воле Божией. Мы не знаем, что происходит с нами. Мы не знаем, что будет завтра. Но нам дана надежда, которая видит больше, чем можем увидеть мы сами — потому что надежда — Его дар.

Свернуть

Очень светлые и важные слова слышим мы в сегодняшнем чтении. Надежда для...

скрыть

Очень светлые и важные слова слышим мы в сегодняшнем чтении. Надежда для...  Читать далее

 

Могущество языческого повелителя не просто уподобляется величественному кедру. Пророческий образ раскрывает нам, что это дерево превосходило все деревья Эдема, поэтому мы снова можем вспомнить падшего ангела, к делам которого оказываются причастны языческие цари. Величие фараону, как и любому земному правителю, дано Богом, вот только люди (не только правители, все мы) слишком легко забывают о Подателе даров и относят свои успехи на счёт собственных усилий. Но пророчество предупреждает: самовозвеличиваясь, мы рискуем не только погрузиться в собственные "человеческие" греховные страсти, которые нам так хочется считать извинительными, но и уподобиться тому самому ангелу, первым взбунтовавшемуся против Творца, и тем ведёт в рабство у сил тьмы.

Попав в зависимость от страстной гордости крайне трудно не встать на путь противления Богу. Но оно неизбежно заканчивается крахом.

Свернуть

Могущество языческого повелителя не просто уподобляется величественному кедру. Пророческий образ раскрывает нам...

скрыть

Могущество языческого повелителя не просто уподобляется величественному кедру. Пророческий образ раскрывает нам...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).