Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на14 Декабря 2018

 

Мессианские представления евангельских времён были достаточно развиты, существовала даже своеобразная «мессианская» теология, описывавшая всё, связанное с Мессией, с Его служением, Его обликом, с тем, как и откуда Он должен прийти. Были также описаны и объяснены все события, которые, согласно соответствующим концепциям, должны были произойти перед появлением Мессии и сразу после Его появления, включая те знаки и чудеса, которые Мессия должен продемонстрировать публично или в частном порядке тем, кому положено их видеть, в доказательство Своего мессианства. Такие знаки, как предполагалось, были необходимы: ведь без них невозможно узнать настоящего Мессию, невозможно отличить Его от лжемессий, постоянно появлявшихся тогда в Иудее.

При этом одним из признаков настоящего Мессии было принятие Его в этом качестве, в частности, храмовой верхушкой во главе с первосвященником и авторитетными духовными лидерами Синагоги. Такое принятие считалось необходимым потому, что на Мессию смотрели тогда в первую очередь как на Царя всё-таки земного, хотя и не совсем обычного. Его царствование будет сопровождаться необыкновенными знаками и чудесами, связанными с такой мерой Божьего присутствия, какой прежде мир не знал, но само Царство, как думали, будет все-таки существовать на земле, хотя и по законам Торы, данным Богом. Построить такое Царство без участия Храма и священства невозможно, так же, как невозможно его построить и без участия верующего народа — а значит, Мессии непременно понадобится поддержка и первосвященника, и вождей Синагоги.

Вот и теперь народ смотрит: как относится священство и авторитетные в Синагоге люди, которых в народе называют «начальствующими», к этому необычному Человеку? Если они Ему не мешают, может быть, Он действительно тот самый Мессия, Которого все ждут? Собравшийся народ не думал, что и высшее священство, и старейшины Синагоги просто были в замешательстве, не зная, что предпринять, и замешательство принимали за готовность признать мессианство Иисуса. Очень скоро станет понятно, что думавшие так люди ошибались, но пока ещё молчание храмовой и синагогальной верхушки можно было понимать двояко.

Свернуть

Мессианские представления евангельских времён были достаточно развиты, существовала даже своеобразная «мессианская» теология, описывавшая всё, связанное с Мессией, с Его служением, Его обликом, с тем, как и откуда Он должен прийти...

скрыть

Мессианские представления евангельских времён были достаточно развиты, существовала даже своеобразная «мессианская» теология, описывавшая всё, связанное с Мессией, с Его служением, Его обликом, с тем, как и откуда Он должен прийти...  Читать далее

 

Такова непростая судьба христианского откровения, что его все время пытались использовать в своих целях все, кто только мог что-то выудить из него для себя. Но в том и его подлинная божественность, что никогда эти попытки не удавались до конца, а рано или поздно терпели фиаско. Такова и судьба тех, кто пытается представить христианское благовестие как учебник революции, а Христа как главного революционера всех времен и народов. Такие попытки предпринимались не раз в истории европейской культуры. Однако именно им можно представить слова сегодняшнего евангельского чтения: «отдавайте кесарево кесарю». Наверное, этими словами вдохновлялись апостолы Павел и Петр когда говорили народу Божьему следующие слова. «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли» (1 Петр 2:13). «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим 13:1). Только в одном случае невозможно подчинение властям, когда власть присваивает себе божественные полномочия, Божие можно давать только Богу. Именно поэтому ранние христиане пошли с одной стороны против слов Петра и Павла, но с другой стороны, если посмотреть глубже на все три упоминающиеся здесь цитаты, то понятно станет, что они шли единственно верным путем.

Свернуть

Такова непростая судьба христианского откровения, что его все время пытались использовать в своих целях все, кто...

скрыть

Такова непростая судьба христианского откровения, что его все время пытались использовать в своих целях все, кто...  Читать далее

 

Людям трудно угодить. Аскетизм Иоанна им кажется проявлением одержимости, а Сын Человеческий, по их мнению, не должен есть и пить с грешниками. Но Он думает иначе, ведь для того Он и пришел, чтобы жить между грешными людьми, и не только есть и пить, но и проповедовать предназначенное им Царство. А вера, как говорит Апостол, от слышания. Все это очень трудно принять тем, кто не хочет оскверниться общением с изгоями. Что ж, понять божественную Премудрость могут лишь те, кто уже хоть немного приобщились к ней — мытари и грешники, друзья Учителя из Назарета.

Свернуть

Людям трудно угодить. Аскетизм Иоанна им кажется проявлением одержимости...

скрыть

Людям трудно угодить. Аскетизм Иоанна им кажется проявлением одержимости...  Читать далее

 

Сегодняшнее чтение предлагает нам ещё одно свидетельство Иисуса о Себе, об Отце и о Царстве. Интересно отметить, что прозвучало оно тогда, когда Иисусу сообщили, что его хотят видеть некоторые из «эллинов» (ст. 20 – 22). Так называли иногда бывших язычников, обратившихся к Богу Авраама, но не принявших иудейской религии во всей её полноте. Уже древние пророки говорили о том, что в конце времён, когда придёт обещанный Богом Мессия, в Его Царстве остаток народа Божия соединится в один народ с остатком из язычников, ищущих истинной веры, которые признают Бога Авраама и обратятся к Нему. Потому-то Иисус и указывает на обращение к Нему «эллинов» как на ещё один признак наступления Царства (ст. 23). А вместе с тем Он свидетельствует и о том, что Его земное служение подходит к концу, что наступает день, который, конечно, не принесёт Ему ничего, кроме страдания, но без которого Его мессианское служение не получит ни завершения, ни полноты (ст. 24 – 28). И слова о предстоящей Иисусу крестной смерти впервые звучат здесь публично, и звучат как никогда ясно (ст. 29 – 33). Слова эти вызывают у слушателей недоумение: ведь даже у великих пророков Израиля о воскресении Мессии не говорится ничего, а о Его смерти есть лишь одно упоминание в Книге Исайи. Окружающим кажется, что Иисус говорит не о Себе, а о ком-то другом (ст. 34). Но Иисус вновь говорит народу, что Он не такой, каким Его ожидали увидеть Его соплеменники, что подлинный Мессия отличается и от Мессии религиозной традиции, и от Мессии народных преданий. Иисус говорит: пока свет Божий пребывает среди вас, пользуйтесь этим, времени осталось уже немного, очень скоро вы останетесь в темноте и будете блуждать на ощупь (ст. 35). Он призывает Своих слушателей довериться свету, чтобы стать сынами света (ст. 36). Евангелист же объясняет, что мешало многим поверить: страх гонений и нежелание видеть и слышать то, чего видеть и слышать не хочется (ст. 37 – 43). А Иисус между тем говорит нечто важное и о том Суде, которого верующие евреи ожидали в последний день. Он говорит: Я пришёл не для того, чтобы судить мир, а для того, чтобы ищущие света могли его обрести (ст. 46 – 47). Я, говорит Иисус, принёс в мир ту полноту жизни, которую получил от Отца, Мои слова — Его слова (ст. 49 – 50). А судом становится «слово», свидетельство Иисуса (ст. 48). В самом деле, встретившись с Иисусом лицом к лицу и услышав от Него свидетельство о Царстве, никто не мог остаться равнодушным. Каждый должен был выбирать: такое свидетельство можно было либо принять всем сердцем и пойти за Иисусом в Его Царство, либо отвергнуть вместе с Тем, Кто принёс Царство в мир. И от этого выбора зависело, чем станет человек перед лицом Божиим: жителем Царства, обретшим полноту жизни, или изгоем, обречённым на смерть.

Свернуть

Сегодняшнее чтение предлагает нам ещё одно свидетельство Иисуса о Себе, об Отце и о Царстве. Интересно отметить, что...

скрыть

Сегодняшнее чтение предлагает нам ещё одно свидетельство Иисуса о Себе, об Отце и о Царстве. Интересно отметить, что...  Читать далее

 

Удивительно, как разворачивается текст из фразы: «Без всякого прекословия меньший благословляется большим». Перед глазами встал момент, когда мама подводит к священнику маленького ребёнка и просит благословения — и, благословив малыша, священник просит его: «А теперь ты благослови меня». Меня потрясло это тогда. Видел ли тот священник в ребёнке Младенца Иисуса? Или, скорее, просто того, кто ближе к Царствию, чем каждый из нас? Так или иначе, он не смотрел на ребёка свысока. Как Авраам не думал о том, кто больше, важнее, обладает большими дарами Божиими — он или Мельхиседек. Когда Господь благословляет, Он делает это через тех, через кого Он хочет. И может оказаться, что источником благословения для нас будет тот, от кого мы этого совсем не ожидали.

Свернуть

Удивительно, как разворачивается текст из фразы: «Без всякого прекословия меньший благословляется большим»...

скрыть

Удивительно, как разворачивается текст из фразы: «Без всякого прекословия меньший благословляется большим»...  Читать далее

 

Снова речь идёт о предстоящем поражении фараона. Не только к Египту, но и к любой языческой империи, можно отнести эти слова, и даже к тем завоевателям, которые формально не исповедуют языческих религий, но следуют языческим принципам на практике, а то и превосходят язычников своими выходками. Они производят пугающее впечатление, и в собственных, и в чужих глазах никто не в силах с ними сравниться. Но вот пророк раскрывает нам, что они уже обречены, мало того, перед лицом Вечности они уже рассыпались и сошли в преисподнюю, где уже находятся воины великих империй и прочие завоеватели минувших эпох, где хватит места для всех, кто вздумает им последовать. И не только военная мощь, но и любое земное величие, богатство, власть, всё это, столь ценимое людьми, не спасёт их от смерти и оказывается иллюзией, ради которой было пролито много крови и совершено огромное количество преступлений.

Но уже тысячи лет не умолкает слово правды, такое невесомое, а часто и вовсе различимое.

Свернуть

Снова речь идёт о предстоящем поражении фараона. Не только к Египту, но и к любой языческой империи, можно...

скрыть

Снова речь идёт о предстоящем поражении фараона. Не только к Египту, но и к любой языческой империи, можно...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).