Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на28 Января 2020

 
На Лк 16:12 

Слова Спасителя об ответственности за своё и чужое могут на первый взгляд показаться странными: всем ведь известно, что к своему человек всегда относится ответственнее, чем к чужому, идёт ли речь об имуществе или о чём бы то ни было другом. Но так кажется именно лишь на первый взгляд, если не задумываться о том, что такое вообще ответственное отношение к чему бы то ни было, будь оно своё или чужое.

Что такое, в самом деле, ответственность? Откуда она берётся? Настоящая ответственность невозможна без свободно и осознанно сделанного выбора, когда человек духовно самоопределяется относительно собственной жизни. Ответственность — обратная сторона реализованной человеком свободы выбора.

Но чтобы выбор в конкретной ситуации был действительно свободным, вся жизнь человека должна быть осознанной. Человек для этого должен осознавать каждое своё желание и стремление, каждую интенцию, обращённую к кому-то или на что-то. Если ничего подобного нет, то и осознанного желания в жизни человека не будет. Но ведь, казалось бы, все чего-то желают, и большинство — весьма даже сильно, а вот осознают себя и свою жизнь, увы, совсем немногие. Что же тогда думать о желаниях большинства? Как видно, осознанными их назвать вряд ли возможно.

Но такие желания вряд ли можно считать желаниями в собственном смысле слова: ведь настоящее желание — всегда духовно, это волевой акт, в котором человек отдаёт себе отчёт полностью и до конца. А неосознанное желание — всего лишь страсть, эмоция, аффект, сила, захватившая человека, которую он не может ни осознать, ни контролировать. И когда она охватывает человека, то, к чему он страстно стремится, кажется ему безусловно своим, абсолютно необходимым и даже абсолютно от него самого неотделимым.

Человек не мыслит себя без «своего» — не потому, что понял и осознал, какое место в его жизни должен занять предмет его желаний, а потому, что слился с ним до почти полной неразличимости и уж точно до совершенной неразделимости. Отнять у человека такое «своё» — всё равно, что отрезать у него руку или ногу, или даже ещё хуже — часть души. В таком вот случае чаще всего и говорят «оторвал от сердца».

Вот только ни о какой ответственности в таком случае, конечно, говорить не приходится: какая может быть ответственность там, где охваченный желанием заполучить или удержать «своё» человек даже не владеет собой? А вот с чужим, с тем, что «не своё», ничего такого не может быть по определению. Чтобы ответственно относиться к тому, что не является объектом собственной страсти, что тебе безразлично, нужна именно настоящая ответственность.

И если она есть, человек сумеет, во-первых, отличить своё от того, что ему только кажется таковым, и, во-вторых, относиться к своему так же осознанно и ответственно, как и ко всему, что ему поручено. Оно и неудивительно: ведь человек, живущий осознанно, не может не понимать, что и своё ему лишь поручено Богом, что оно дано ему в пользование, а не в безраздельное и безусловное владение. И относится к нему соответственно — так же, как и ко всему, что ему дано и что поручено.

Свернуть

Слова Спасителя об ответственности за своё и чужое могут на первый взгляд показаться странными: всем ведь известно, что к своему человек всегда относится ответственнее, чем к чужому, идёт ли речь об имуществе или о чём бы то ни было другом...

скрыть

Слова Спасителя об ответственности за своё и чужое могут на первый взгляд показаться странными: всем ведь известно, что к своему человек всегда относится ответственнее, чем к чужому, идёт ли речь об имуществе или о чём бы то ни было другом...  Читать далее

 

Призывая к укрощению языка, апостол Иаков говорит о фундаментальной склонности человека заменить делание разговором о нем. В предыдущей главе апостол пишет о том, что вера, не выражающаяся в действиях и поступках человека, мертва. И в сегодняшнем тексте продолжает эту мысль, говоря, что мы легко принимаем за веру стремление учить других людей жить. В Церкви апостольского времени учителями назывались христиане, которые объясняли суть веры и основы моральной жизни готовящимся к крещению и всем членам Церкви. Говоря: «…не многие из вас делайтесь учителями», - апостол призывает нас в первую очередь принимать на себя ответственность за практическое свидетельство, которое находит почет и одобрение у Невидимого Бога, а не у человеков. Как и апостол Павел, апостол Иаков считает здесь поучение специальной формой служения, к которой призваны не все христиане. И в этом его принципиальное отличие от жизни по заповедям Христовым.

Свернуть

Призывая к укрощению языка, апостол Иаков говорит о фундаментальной склонности человека заменить делание разговором о нем. В предыдущей главе апостол пишет о том...

скрыть

Призывая к укрощению языка, апостол Иаков говорит о фундаментальной склонности человека заменить делание разговором о нем. В предыдущей главе апостол пишет о том...  Читать далее

 

В Евангелии часто встречаются слова о награде, которую получат те, кто будет следовать за Господом. Эту награду разные люди рисуют себе по-разному. Для кого-то это «благословение» в виде богатства, достатка и комфорта или здоровья в жизни, для кого-то это избавление от загробных мук, для кого-то — преуспевание в духовной жизни. Но мало кто из нас осмелится подумать о той награде, о которой говорит в сегодняшнем чтении Христос: тот, кто исполняет волю Божью, станет Его братом, сестрой и матерью — то есть самым дорогим, что может быть у человека — Его семьей. Не просто наемными рабочими в Его Царстве, не просто Его стадом, не просто общиной, собранной вокруг Учителя — а семьей в самом прямом смысле, то есть будет в таких отношениях с Христом, какие бывают между любящими братьями, или братом и сестрой, или матерью и сыном. Да, пожалуй для нашей фантазии это чересчур высоко, люди не смогли бы придумать себе такую «награду за хорошее поведение», как стать родственниками Бога. Только Он Сам мог открыть такое тем, кто может вместить.

Свернуть

В Евангелии часто встречаются слова о награде, которую получат те, кто будет следовать за Господом. Эту награду разные люди рисуют себе по-разному...

скрыть

В Евангелии часто встречаются слова о награде, которую получат те, кто будет следовать за Господом. Эту награду разные люди рисуют себе по-разному...  Читать далее

 

«Восходя в Иерусалим», Иисус снова говорит о Своих страданиях и о Своем воскресении; до сих пор ученики не понимали Его слов, а Петр даже спорил с Ним. Теперь Он описывает все, что должно с Ним произойти. Ученики ужасаются; но поняли ли они теперь слова Учителя?

Иаков и Иоанн просят, чтобы Иисус дал им самые почетные места в Его Царстве. По обычаям того времени, по правую руку от царя сидел его первый советник; место по левую руку считалось вторым по значению. Христос отвечает братьям: «Не знаете, чего просите», - и предлагает им разделить с Ним чашу страданий. Это и произошло с братьями — Иоанн претерпел гонения (см. Откр. 1:9), а его брат Иаков был убит (Деян. 12:2).

Желая восстановить мир между учениками, Христос открывает им, что подобные просьбы не имеют смысла — в Царстве Божием нет властной пирамиды, которая существует во всяком земном царстве, нет господства в привычном смысле. Кто больше в Царстве Божием? Тот, кто больше служит. А больше всех служит Сам Царь (ср. Фил. 2:7).

Возможно, для контраста Евангелист Марк рассказывает о просьбе слепого Вартимея, на которую Господь откликнулся чудом исцеления. В чем проявилась вера Вартимея? Он именует Иисуса мессианским титулом «Сын Давидов» (такое обращение не всем понравилось — многие велят слепому замолчать). Идя к Иисусу, он сбрасывает верхнюю одежду — если бы он остался слепым, то никогда бы ее не нашел! Наконец, прозрев, он идет за Иисусом.

Господь откликнулся на прошение слепого Вартимея, но отверг просьбу двух Своих учеников. Зададимся вопросом: «На что похожи мои молитвы?» Может быть, и мне Иисус говорит: «Не знаешь, чего просишь»?

Свернуть

«Восходя в Иерусалим«, Иисус снова говорит о Своих страданиях и о Своем воскресении; до сих пор ученики...

скрыть

«Восходя в Иерусалим«, Иисус снова говорит о Своих страданиях и о Своем воскресении; до сих пор ученики...  Читать далее

 

Нам всегда очень трудно понять, что Бог призывает нас к отношениям, которые охватывают все сферы нашей жизни. Это не означает, что у мы должны срочно раздать все имущество, или, например, взять и всем уйти в монастырь, или что-нибудь в этом роде. Речь о том, чтобы целиком принадлежать Богу. А однобокие искажения как раз противоположны этому подходу: либо пожертвовать пачку денег бедным, а самому остаться без Бога, вне молитвы, либо — уйти от мира, начать жить «чисто духовной жизнью». Сегодняшние законы об имущественных отношениях из Второзакония — как раз иллюстрируют этот принцип: богатый (и не очень богатый) человек может быть жить и трудиться, но не для себя; владеть своим имуществом, но — для Бога и для братьев.

Свернуть

Нам всегда очень трудно понять, что Бог призывает нас к отношениям, которые охватывают все сферы нашей жизни...

скрыть

Нам всегда очень трудно понять, что Бог призывает нас к отношениям, которые охватывают все сферы нашей жизни...  Читать далее

 

Иов отвергает человеческую самонадеянность друзей, он переходит в наступление и обличает их в лживости и пустословии. Его слова вряд ли могут понравиться обвинителям, но на них невозможно возразить по существу, ведь всякому обличителю можно посоветовать посмотреть на себя и поискать, нет ли у него тех же грехов, в которых он норовит обвинить другого, а то и более серьёзных.

С друзьями Иову неинтересно, он хочет говорить с Богом, и в самом этом желании нет ничего чрезмерного и горделивого. Человек, даже нищий и больной, всеми презираемый и гниющий на помойке, остаётся венцом творения, созданным по образу и подобию Бога.

Грех исказил человеческую природу, и человек извратил изначальную возможность богообщения, заменив её богохульством и богоборчеством. Но даже грехопадение не отменило дарованное Богом высшее предназначение человека, для осуществления которого Бог стал Человеком и пошёл на Крест.

Свернуть

Иов отвергает человеческую самонадеянность друзей, он переходит в наступление и обличает их в лживости и...

скрыть

Иов отвергает человеческую самонадеянность друзей, он переходит в наступление и обличает их в лживости и...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).