Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на13 Августа 2020

 
На Кол 3:11 

Апостол Павел говорит в послании к Колоссянам о «новом человеке», облечься в которого призван каждый член Тела Христова. Для Нового завета это принципиально, и чаще других говорит об этом именно апостол Павел. Когда это призвание осуществляется, говорит апостол, теряют значение все человеческие разделения: в Церкви нет национальностей и социальных слоев, нет этнокультурных и обрядовых разделений. С человеческой точки зрения такой универсализм весьма труден, потому что мы часто считаем своими заслугами (или виной для других людей) принадлежность к тем или иным земным категориям лиц. Нет нужды пояснять позицию апостола; однако каждому из нас важно услышать и постараться принять прямой смысл его слов. В Царстве Небесном не имеют значения никакие человеческие категории. В Царство Небесное входят или не входят независимо от национальности. В Царство Небесное входят или не входят независимо от культурного уровня. В Царстве Небесном не существует наших социальных подразделений. И мы призваны реализовать это универсальное Царство в своей жизни. Именно об этом говорит апостол Павел, свидетельствуя о совершающейся в нем самом жизни Христа.

Свернуть

Апостол Павел говорит в послании к Колоссянам о «новом человеке», облечься в которого призван каждый член Тела Христова. Для Нового завета это принципиально, и чаще других говорит об этом именно апостол Павел...

скрыть

Апостол Павел говорит в послании к Колоссянам о «новом человеке», облечься в которого призван каждый член Тела Христова. Для Нового завета это принципиально, и чаще других говорит об этом именно апостол Павел...  Читать далее

 

Что имеет в виду Иисус, говоря: «...кто споткнётся об этот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит»? И какое отношение всё это имеет к духовным лидерам того времени, к фарисеям и к учёным раввинам («книжникам»)? Под «камнем» Он, несомненно, имеет в виду Самого Себя. И, конечно, во всё время земного служения никто не мог сравниться с Ним, как полемист. Но только ли в этом дело? Да, Иисус, при желании, действительно мог переспорить любого. Но разве в этом заключался смысл Его миссии? Как видно, дело было не в том, что те, кто пытались спорить с Иисусом, неизбежно терпели поражение. А о чём же те притчи, которые упомянуты в тексте? Очевидно, о Царстве. И о том, как в Него войти. Наверное, и камнем Иисус называет не только Самого Себя, но и Царство. Вот только странно: почему Царство, пронизанное дыханием жизни, Царство, где нет места ни болезням, ни смерти, Иисус сравнивает с камнем, который служит скорее разрушению, чем созиданию? Конечно, краеугольный камень — важнейший элемент фундамента; но почему он при этом приносит столько проблем? Очевидно, такое может случиться лишь в том случае, если строители дома, игнорируя настоящий фундамент, пытаются строить на другом, ими самими созданном. Краеугольный камень — это угловой элемент фундамента, он слишком тяжёл для того, чтобы использовать его как-либо иначе, чем по прямому назначению. И все попытки сделать это обернутся одними лишь проблемами для тех, кто предпримет такую попытку. Так и с Царством: в том здании, которое называется духовной жизнью, основанием может быть только оно, так же, как в самом Царстве основанием может быть лишь Сам Спаситель. А в фарисейской среде постоянно предпринимались попытки найти альтернативу и Ему, и Царству, которое Он принёс в мир. И связаны эти попытки были с тем, что Царство получалось не таким, каким бы его хотели видеть религиозные люди, какими, без сомнения, были фарисеи. И неудивительно: ведь для них не Царство, а именно их религия стояла на первом месте. И они стремились сделать основанием Царства не Мессию, а религию. А все такие попытки неизбежно вели к подмене, к фальши, к обману и самообману. И не потому, что Царство не вмещает в себя религию, а потому, что ни одна религия не может вместить Царство, не говоря уже о том, чтобы быть его основанием. Но человеку религиозному чрезвычайно трудно принять эту простую истину. Настолько, что порой он готов отвергнуть Царство ради своей религии. И потерять его. Навсегда.

Свернуть

Что имеет в виду Иисус, говоря: «...кто споткнётся об этот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит»? И какое отношение всё это...

скрыть

Что имеет в виду Иисус, говоря: «...кто споткнётся об этот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит»? И какое отношение всё это...  Читать далее

 

Сердце Евангелия — весть о любви. Сердце любви — прощение. Притча, которую рассказывает Господь, ставит прощение в самый центр человеческих отношений. Невозможно хотеть быть прощенным и не желать прощать. Прощение — это двусторонняя связь между людьми, где обе стороны ответственны за поддержание связи. Прощать не тогда, когда человек искупил свою вину, и даже не тогда, когда попросил прощения, а — раньше, заранее, не оставляя в своем сердце непрощения — в этом суть слов Иисуса в стихе 22.

Свернуть

Сердце Евангелия — весть о любви. Сердце любви — прощение. Притча, которую рассказывает Господь, ставит прощение в самый центр человеческих отношений...

скрыть

Сердце Евангелия — весть о любви. Сердце любви — прощение. Притча, которую рассказывает Господь, ставит прощение в самый центр человеческих отношений...  Читать далее

 

Сегодняшнее чтение предлагает нам ещё несколько притч о Царстве, включая хорошо известную каждому читателю Евангелия притчу о блудном сыне (ст. 11–32). Их смысл становится понятен в контексте тех традиционных религиозных представлений, которые были характерны для фарисейской среды евангельских времён. Речь идёт о том, как верующие иудеи этой эпохи смотрели на раскаяние и на возможность прощения грехов. В те времена (как, впрочем, и в предшествующие столетия) считалось, что очиститься можно лишь от греха, совершённого невольно, например, по слабости, по неведению или под принуждением. Если же грех совершался добровольно и сознательно, то очиститься от него, как думали, было невозможно.

Конечно, раскаяться можно было в любом грехе, но одного раскаяния было недостаточно, необходимо было ещё очиститься от порождённой грехом скверны, а этого было невозможно сделать, если грех был осознанным и добровольным. Последствия греха (то, что и связывалось обычно с понятием «скверны») продолжали тяготеть над грешником до конца его дней, а нередко обрушивались даже на его род, на детей, внуков и правнуков. Иисус же говорил о том, что теперь, когда Царство приблизилось, каждый, раскаявшись в совершённых им грехах, может начать духовную жизнь с чистого листа, полностью обновив свои отношения с Богом и с людьми.

В этом и заключается смысл притч Иисуса о потерянной овце и о потерянной драхме (ст. 3–10). Ещё отчётливее мысль о возможности нового начала для каждого звучит в притче о блудном сыне. Здесь налицо всё, что, по меркам традиционных представлений о грехе, закрывает грешнику путь назад раз и навсегда: и вполне осознанное непослушание отцу (а следовательно, прямое и открытое нарушение пятой заповеди) (ст. 12), и «распутная», по выражению евангелиста, жизнь (ст. 13), предполагавшая, очевидно, и другие многочисленные нарушения Торы, притом, несомненно, совершенно сознательные и едва ли вынужденные. Неудивительно, что, раскаявшись в содеянном, сын заранее готовит покаянную речь, где говорит о готовности принять любые последствия совершённых им грехов (ст. 17–19): как человек своей эпохи, он прекрасно понимает, что теперь ему не на что рассчитывать, прежнего положения в доме отца ему уже не вернуть никогда. Но, когда он возвращается домой, происходит нечто для него совершенно неожиданное: отец, не слушая его заранее заготовленной покаянной речи, принимает его так, как будто ничего не случилось (ст. 20–24), к вящему неудовольствию старшего сына, который, как видно, считал несправедливым, что грехи, совершённые его младшим братом, остаются без последствий (ст. 25–32). Очевидно, религиозному сознанию непросто вместить тот факт, что вся привычная ему арифметика заслуг и прегрешений в Царстве не работает. Но ведь именно поэтому Царство и становится доступным каждому. Не каждому, кто его заслужил, а каждому, кто его ищет.

Свернуть

Сегодняшнее чтение предлагает нам ещё несколько притч о Царстве, включая хорошо известную каждому читателю Евангелия притчу...

скрыть

Сегодняшнее чтение предлагает нам ещё несколько притч о Царстве, включая хорошо известную каждому читателю Евангелия притчу...  Читать далее

 

Являя пророку Иезекиилю, как Слава Господня окончательно покидает Иерусалимский Храм, и даже прежде этого, Бог произносит исключительно важные слова, записанные пророком в 11-й главе. В начале главы речь идет о странном для нас представлении иерусалимлян: о своем городе они говорят «он — котел, а мы — мясо». Скорее всего, эти слова были распространенной поговоркой, означавшей, что люди составляют главное в Иерусалиме и защищены его стенами, как содержимое котла. Но Бог вновь говорит о том, что ничто не сможет защитить народ от последствий его же собственного греха.

Далее, начиная с 14 стиха, Бог отвечает на вновь заданный Ему пророком вопрос о судьбе остатка Израилева: «неужели Ты хочешь до конца истребить его?». Пророк получает повеление обратиться к сынам Израилевым, живущим в изгнании (то есть именно к тем, кто собрался в этот момент в доме пророка). Эти люди, по праву считающиеся цветом народа, были уведены вавилонянами в плен для того, чтобы некому было не только возглавить сопротивление, но даже и помыслить о нем. Среди них — князья и старейшины народа, священники и члены царской фамилии — потомки Давида; среди них книжники — исследователи Писания, мудрецы и ученые; среди них — знатоки языков и обычаев многих народов, в считанные годы создавшие в Вавилоне первые «транснациональные корпорации» и международные банки. На современном языке мы называем это элитой общества. Многие из них, судя по словам пророка, не запятнали себя идолопоклонством и скорбели о «мерзостях Израиля».

Оставшаяся в Иерусалиме политически, религиозно и нравственно безликая публика быстро оценила открывшуюся возможность властвовать в отсутствии лучших людей. Их разнузданная гордыня привела к тому, что они вычеркнули уведенных в плен из жизни Израиля. Скорее всего, изгнанникам было отказано в праве «заочно» участвовать в религиозной и политической жизни родины. Именно на это указывают слова, которые Господь приводит в 15-м стихе. Фактически они лишены не только родины: они лишены возможности общения с Богом, ибо поклонение Ему возможно только в Иерусалимском Храме. И вот, к изгнанникам, отвергнутым и своим собственным народом, обращается Господь.

Лишенным всего людям, оторванным от всякой почвы, дается удивительное обетование, которое делает их богаче кого бы то ни было. «Я Сам, — говорит Господь, — буду для них некоторым святилищем». В качестве параллельного места к этим словам следует привести слова Христа: «наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине...» (Ин. 4:21-23). «Я Сам буду для них некоторым святилищем» — это пророческое предчувствие поклонения «в Духе и истине».

И далее Господь отвечает на невысказанный вопрос, один из главных для пророков той эпохи. Это проблема неспособности людей быть праведными перед Богом, о которой подробно говорил пророк Иеремия. Спасительное действие Божие, о котором говорится в Иез. 11:16-21, принесет обновление тем, кто прошел по пути страдания и очищения. «Дух новый вложу в них», говорит Господь, и обещает дать верным новое, по-настоящему живое сердце. Так в момент катастрофы, на фоне трагического духовного одичания, звучит пророчество о Пятидесятнице и обожении человека.

Свернуть

Являя пророку Иезекиилю, как Слава Господня окончательно покидает Иерусалимский Храм, и даже прежде этого, Бог...

скрыть

Являя пророку Иезекиилю, как Слава Господня окончательно покидает Иерусалимский Храм, и даже прежде этого, Бог...  Читать далее

 

Завершая своё послание фессалоникийским христианам, Павел призывает их хранить ту жизнь Царства, к которой они приобщились. Сохранить же её, как видно, можно, лишь оставаясь жителями Царства, к чему апостол и призывает адресатов своего послания. Главной целью всех духовных усилий верных Павел считает сохранение той духовной цельности, без которой невозможна жизнь в Царстве и которую нужно пронести до дня Суда и возвращения Спасителя (ст. 23). А для того, чтобы её сохранить, необходима, прежде всего, открытость к миру, готовность его принимать и «исследовать» (ст. 21). В самом деле, задача верных — нести Царство в мир, и самоизоляция тут, конечно же, исключена в принципе.

Но, вместе с тем, для решения этой задачи совершенно необходимо научиться отличать добро от зла и делать правильный выбор в тех конкретных ситуациях, из которых жизнь, собственно, и состоит, с тем, чтобы каждая такая ситуация оборачивалась бы для каждого верного торжеством Царства независимо от того, где и когда она возникла (ст. 21 – 22). А научиться так жить можно только одним способом: позволив тому дыханию («духу») Божию, которое пронизывает Царство, изменить свою человеческую природу, сделав её пригодной для новой жизни. Но такое преображение будет невозможно, если не дать Богу той свободы, которая Ему нужна, свободы доступа к человеческому сердцу, в частности, и в собраниях верных, которые, собственно, и существуют для того, чтобы стать центрами этой духовной работы. Потому-то и призывает апостол «не угашать духа» и «не уничижать пророчества» (ст. 19 – 20): ведь именно в таких формах чаще всего и проявляет себя действие Божие, направленное на преображение человеческой природы.

Но работа эта, как почти всё, связанное с духовной жизнью человека, является делом богочеловеческим, а потому одного лишь воздействия Божия тут недостаточно: необходима ещё и та среда, в которой результаты такого воздействия смогут сохраниться и закрепиться. Церковь, по мысли апостола, и должна стать той средой, где ищущие новой жизни смогут не только приобщиться к Царству, но и жить в нём, выстраивая свои отношения с Богом и с ближними именно по законам Царства, а не по законам нашего, ещё не преображённого мира (ст. 14 – 18). И тогда Церковь станет тем, чем её задумал и создал Сам Христос: сообществом людей, живущих в Царстве и несущих его в мир.

Свернуть

Завершая своё послание фессалоникийским христианам, Павел призывает их хранить ту жизнь Царства, к которой...

скрыть

Завершая своё послание фессалоникийским христианам, Павел призывает их хранить ту жизнь Царства, к которой...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).