Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на14 Августа 2020

 

В первохристианской Церкви существовали разные служения, на которые Бог призывал разных людей. Одним из таких служений было служение апостола, или посланника, которое существовало не только в Церкви, но и в других еврейских религиозных братствах евангельской эпохи, по образцу которых и была образована первохристианская Церковь.

Для религиозных братств служение посланников всегда имело особое значение: ведь речь шла о сообществах, лишённых жёсткой структуры, больше напоминавших общинные движения, чем централизованные организации. Посланники играли в таких движениях важную связующую роль: они могли свидетельствовать членам других общин о тех важных событиях (общественных и духовных), которые происходили в их собственной общине. Так осуществлялся в братствах обмен духовным и жизненным опытом, без которого братство, как единое целое, не могло существовать.

В Церкви же роль апостола-посланника имела особое значение: ведь она держалась в первую очередь на благой вести и на свидетельстве. Церковь не была религиозной организацией, которую, как это бывает обычно в религиозных организациях, связывал бы единый ритуал или единое вероучение. Конечно, большинство членов первохристианской Церкви было связано с Синагогой, но и Синагога в этом отношении не была единой, тем более, что в Церковь входили не только евреи, но и интересовавшиеся иудаизмом, хотя и не принимавшие его полностью, недавние язычники, которым иудейский ритуал не был так близок и органичен, как самим евреям.

Первохристианскую Церковь соединяла лишь вера в Иисуса, как в обещанного Богом Мессию, Которого Бог воскресил из мёртвых, и в то Царство, которое этот воскресший Мессия принёс в мир и к которому каждый, верящий воскресшему Иисусу и вверяющий Ему свою жизнь, может приобщиться. Тут свидетельство о Воскресшем и о Царстве, Им принесённом в мир, выходило на первый план, и апостольское служение становилось центральным.

И Павел поэтому рад тому, что именно апостольское служение было вверено ему Богом. Конечно, при этом у Павла не было такой церкви, которую он мог бы назвать своей в том смысле, в котором называли своими разные церкви те, кто возглавлял конкретные церковные общины. Но его такое положение дел отнюдь не расстраивало: ведь он понимал, какое служение было ему доверено Богом.

Свернуть

В первохристианской Церкви существовали разные служения, на которые Бог призывал разных людей. Одним из таких служений было служение апостола, или посланника, которое существовало не только в Церкви, но и в других...

скрыть

В первохристианской Церкви существовали разные служения, на которые Бог призывал разных людей. Одним из таких служений было служение апостола, или посланника, которое существовало не только в Церкви, но и в других...  Читать далее

 

Больше всего нам хочется знать, что ждет нас в иной жизни и есть ли она. Наверное, это главный импульс построения всех религий, главный их нерв. Но на то она и иная, чтоб нам не пытаться подобно саддукеям, пришедшим ко Христу с вопросом, прорисовать ее в своем воображении в деталях. Как младенец во чреве матери не может понять законов этого мира, так и мы не можем понять законов мира иного. Для нас было бы довольно уже двух слов: Бог будет все во всем, а мы будем подобны ангелам на Небе. Но, в отличие от всех остальных религий, Христос говорит нечто поразительное, что как раз и не могут взять в толк саддукеи. Царство будущего века не будет похоже на эллинский парадиз, где души наслаждаются климатом и ландшафтом. Любящие все эллинское саддукеи именно так это себе и представляют. Господь же говорит о воскресении мертвых, как об естественном следствии того, что Бог есть Бог живых. Очевидно, это трудно сочетать со словами о пребывании, как ангелы на небесах. Видимо, слово о воскресении содержит некоторую тайну, не поддающуюся рациональному объяснению.

Свернуть

Больше всего нам хочется знать, что ждет нас в иной жизни и есть ли она. Наверное, это главный импульс построения всех...

скрыть

Больше всего нам хочется знать, что ждет нас в иной жизни и есть ли она. Наверное, это главный импульс построения всех...  Читать далее

 

Ещё в самом начале Своего земного служения Иисус сказал, что Он пришёл для того, чтобы довести Тору до полноты, а не разрушать её. И одним из аспектов этого процесса стало, как видно, доведение до логического завершения тех смыслов, которые были в неё заложены при её появлении. Именно так Иисус смотрит и на брак. Конечно, Тора знает ту глубину, которая соединяет супругов, связывая их на уровне не только физиологическом или психическом, но и духовном. Но, снисходя к слабости падшей человеческой природы, та же Тора в некоторых случаях допускает развод. Ситуация, на первый взгляд, абсурдная: ведь речь идёт о связях, человеку вообще не подвластных, о том с чем нельзя играть и чем нельзя манипулировать. Но… падший мир вообще полон абсурда, и Тора, делая поправку на человеческую природу, должна была с этим считаться. А Иисус с падшей человеческой природой считаться не хочет: ведь Он принёс в мир Царство, где возможно полное преображение этой природы, и Его задача заключается в том, чтобы приготовить каждого, кто этого пожелает, к тому, чтобы войти в Царство. И потому Он говорит о недопустимости развода. За одним исключением: если один из супругов повинен в разврате. В том, что по определению несовместимо ни с супружеством, ни с Царством. Конечно, духовная планка поднята тут предельно высоко. Ученики понимают это, потому и говорят: тогда лучше не жениться. В устах еврея, для которого семейная жизнь — фактически, религиозная обязанность, такое заявление звучало, как минимум, странно. Но Иисус, разумеется, всё прекрасно понял. И прямо ответил, что в принципе возможна ситуация, когда человек откладывает свою семейную жизнь до момента торжества Царства. Откладывает с тем, чтобы строить её уже не по законам непреображённого мира, а по законам Царства. Но на такое, по Его собственным словам, способен далеко не каждый, это должно быть дано человеку и от самого человека зависит не больше, чем родиться скопцом или быть оскоплённым от людей. Как видно, универсальным принципом такой отказ от семейной жизни быть не может и не должен. Как видно, Иисус на всё смотрит глазами Царства. И вместе с тем Он смотрит на всё сквозь Тору, которую Павел не случайно сравнит в своё время с педагогом, приводящим ищущих ко Христу.

Свернуть

Ещё в самом начале Своего земного служения Иисус сказал, что Он пришёл для того, чтобы довести Тору до полноты, а не разрушать её...

скрыть

Ещё в самом начале Своего земного служения Иисус сказал, что Он пришёл для того, чтобы довести Тору до полноты, а не разрушать её...  Читать далее

 

Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к теме евангельской бедности, которую Иисус рассматривает, прежде всего, как состояние духовное. Вопрос о неправедном богатстве был актуален во все времена, и домоправитель из приведённой в отрывке притчи, разумеется, прекрасно знал, что должен делать человек, нарушивший восьмую заповедь: он должен был вернуть украденное, добавив ещё сверх взятого. Именно так и поступает вороватый домоправитель: когда хозяин уже готов прогнать его (ст. 1–3), он, задумываясь о своём будущем, не просто возвращает хозяину всё украденное, но и попутно облегчает бремя тех, кто был его хозяину должен с тем, чтобы заслужить благодарность должников (ст. 4–7). Тем самым вороватый домоправитель не только искупает собственный грех, но и делает добро ближним. Неудивительно, что такое поведение возвращает домоправителю доверие его хозяина: человеку, не просто вернувшему украденное, но и помогающему ближним, можно доверять, такое раскаяние заслуживает похвалы (ст. 8). Тем самым проблема богатства переносится в контекст вопроса об отношениях и о приоритетах. Даже в случае, когда богатство нажито нечестным путём (проще говоря, когда оно краденое), главное заключается не в перераспределении этого богатства самом по себе, а в том, чтобы помочь конкретным людям, тем самым установив (или восстановив) с ними отношения, не имея которых, человеку оказывается некуда идти.

В данном случае, как и во всех прочих, центральным оказывается вопрос о приоритетах, о том, что важнее: отношения с Богом и людьми или богатство, о чём в завершение притчи Иисус говорит прямо (ст. 9–13). То же касается и притчи о богаче и Лазаре (ст. 19–31), но здесь вопрос о богатстве рассматривается в контексте мессианской и эсхатологической перспективы. Путь богача и путь бедняка показаны в традиционном контексте общебиблейского представления о двух путях, из которых один приводит в Царство («на лоно Авраама», ст. 22), а другой — в шеол, в мир теней, откуда нет выхода и обитателям которого нет пути в Царство (ст. 23–26, шеол назван здесь «адом»).

Смысл притчи вполне прозрачен: богатство заслонило от его хозяина человека, а вместе с ним — и Царство. Для богача всё начинается и заканчивается в нашем ограниченном мире, в котором он получает всё, но где не обрести ни Царства, ни вечной жизни. И никакие доказательства не убедят того, кто не готов разорвать границы непреображённого мира (ст. 27–31). Потому, что каждый сам выбирает свой путь. И получает то, что выбрал.

Свернуть

Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к теме евангельской бедности, которую Иисус рассматривает, прежде всего, как...

скрыть

Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к теме евангельской бедности, которую Иисус рассматривает, прежде всего, как...  Читать далее

 

Ключевые слова в 12-й главе: «земля ... будет лишена всего изобилия своего за неправды всех живущих на ней» (Иез. 12:19). Именно потому, что мы не верим этим словам, нам и бывает трудно принять заповедь Нового завета о том, что спасение мира — в нашей любви друг к другу. Но, оказывается, мир держится только на том, что люди иногда способны миловать друг друга.

И чем ближе к Богу, тем сильнее связь между жизнью и милосердием, смертью и насилием. Жизнь Израиля времен пророка Иезекииля была непривлекательна, но достаточно обычна, если может вообще быть обычным насилие и беззаконие. Не знающие Бога народы вытворяли еще и не такое...

Но если ты призван Богом и ответил не Его призыв, если ты хочешь быть Его уделом на земле, то даже «обычная» бесчеловечность губительна. Чем ближе к Богу, тем сильнее пламя Его любви, в которое сгорает всякий грех, если пользоваться образом апостола Павла.

Свернуть

Ключевые слова в 12-й главе: «земля ... будет лишена всего изобилия своего за неправды всех живущих на ней» (Иез. 12:19)...

скрыть

Ключевые слова в 12-й главе: «земля ... будет лишена всего изобилия своего за неправды всех живущих на ней» (Иез. 12:19)...  Читать далее

 

Начиная своё второе послание фессалоникийской церкви, Павел благодарит Бога за то свидетельство, которое его фессалоникийские братья явили миру во время гонений, через которые им пришлось пройти (ст. 3 – 5). При этом апостол особо подчёркивает, что наказания гонителям и воздаяния гонимым приходится ожидать лишь в конце времён, в день Суда (ст. 6 – 10). На первый взгляд, такое «отложенное правосудие» выглядит неким попустительством Бога Своим врагам: ведь тем самым им предоставляется некая, хотя и ограниченная, но всё же довольно широкая свобода действий. С точки зрения нашего, ещё не преображённого мира более логичной кажется ситуация, когда грешник получает наказание за свой грех как можно скорее, желательно сразу же после того, как грех совершён.

Но такое правосудие имело бы смысл лишь в том случае, если бы план Божий сводился лишь к поддержанию в мире статус-кво. У Бога же, как видно, совершенно иной замысел: он хочет преобразить и обновить мир, а не просто усовершенствовать его. Ничего удивительного здесь нет: ведь Бог хочет видеть наш мир частью Своего Царства, а тут никакое усовершенствование ничего кардинально не изменит, тут необходимо полное преображение самой природы мироздания, тех законов, которые определяют его бытие, включая и человеческую жизнь. И Бог, посылая в мир Своего Сына, бросает все силы на решение именно этой, главной задачи, временно откладывая все остальные: ведь они всё равно неразрешимы до конца в рамках существующего порядка вещей; когда же после преображения мира он кардинально изменится, одни проблемы просто исчезнут, потеряв свою актуальность, а другие, вероятно, смогут быть разрешены каким-то иным, совершенно пока для нас непредставимым образом. Потому-то и своих последователей Спаситель ориентирует не на «наведение порядка», которое в нашем падшем мире становится бесконечным процессом, никогда не достигающим окончательного результата, а на жизнь в Царстве и на то, чтобы Царство это как можно шире распространялось в мире.

Мир в его нынешнем состоянии неисправим, и задача состоит не в том, чтобы предпринимать всё новые и новые попытки совершить невозможное, а в том, чтобы предложить альтернативу существующему порядку вещей, альтернативу настолько кардинальную, насколько кардинальным оказывается различие между законами Царства и законами ещё не преображённого мира. И если христианину удаётся оставаться свидетелем Царства даже вопреки той несправедливости, которой он подвергается за своё свидетельство, можно считать, что он выполнил главную задачу, порученную ему Богом в этом мире.

Свернуть

Начиная своё второе послание фессалоникийской церкви, Павел благодарит Бога за то свидетельство, которое...

скрыть

Начиная своё второе послание фессалоникийской церкви, Павел благодарит Бога за то свидетельство, которое...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).