Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на25 Октября 2020

 
На Иов 42:1 

Что означают слова Иова? Всемогущество Божие? Невозможность для человека противостоять Богу? Наверное, и это тоже. Но в контексте всей книги они, наверное, всё же приобретают и иной, не столь очевидный, смысл. В чём главная проблема Иова? Что его тревожит больше всего? Поразившие его несчастья? Наверное, всё-таки нет. Впрочем, конечно, отправной точкой стали именно несчастья. Но больше всего угнетало Иова то, что эти несчастья он воспринимал, как несправедливость, притом как несправедливость со стороны Бога. Он мечется, он не может понять: несправедлив ли Бог? Или Ему просто нет дела до людей? И то, и другое для Иова было равнозначно духовной катастрофе, как, наверное, для всякого искренне религиозного человека. И Иов, естественно, как человек искренний, стал задавать Богу весьма «неудобные» вопросы, притом в весьма резкой форме (к вящему ужасу своих друзей, которые использовали все имевшиеся в их распоряжении богословские аргументы для того, чтобы урезонить Иова). А потом, наконец, Иов услышал и Самого Бога. Бога, Который, парадоксальным образом, ничего ему не обещал и не ответил ни на один из вопросов и ни на одно из брошенных Иовом Ему в лицо обвинений. Что же заставило Иова пересмотреть свои прежние взгляды? Только ли подавляющее величие Бога, перед которым человек не может устоять? Наверное, всё-таки не только. Будь всё так просто, Богу не понадобилось бы вмешиваться, вполне достаточно было бы аргументов, выдвигаемых друзьями Иова. По-видимому, Иов понял другое: он убедился в том, что у Бога есть ответы на заданные им вопросы, включая вопрос о страданиях невинного праведника. При этом Бог далёк от того, чтобы оправдывать зло и страдание: они, похоже, вообще лишены какого бы то ни было смысла и не имеют оправдания. Он, вероятно, просто дал Иову понять, что у Него есть способ сделать эти страдания как бы не бывшими, и настанет день, когда Он это сделает. Такой ответ действительно означал бы, что Бог может всё, даже то, что по законам нашего непреображённого мира оказывается невозможным в принципе. Он может всё не потому, что властен уничтожить мир и сотворить его заново, а потому, что для Него нет безвыходных ситуаций и безвозвратных потерь, для Своего праведника Он найдёт выход из любого тупика. Хотя, кончено, выход этот может оказаться не совсем таким или даже совсем не таким, каким его представляет себе вопящий к Богу о помощи и несправедливости человек.

Свернуть

Что означают слова Иова? Всемогущество Божие? Невозможность для человека противостоять Богу? Наверное, и это тоже. Но в контексте всей книги они, наверное, всё же приобретают и иной, не столь очевидный, смысл. В чём главная проблема Иова? Что его тревожит...

скрыть

Что означают слова Иова? Всемогущество Божие? Невозможность для человека противостоять Богу? Наверное, и это тоже. Но в контексте всей книги они, наверное, всё же приобретают и иной, не столь очевидный, смысл. В чём главная проблема Иова? Что его тревожит...  Читать далее

 

Сегодня, когда мы призваны Церковью сосредоточить молитвенный взгляд на явлении воскрешения сына наиновой вдовы, хочется, словно в икону вглядываясь в этот текст, остановить внимание на словах: "...и отдал его [Иисус] матери его". Казалось бы, это совсем незначительная деталь, не влияющая существенно на нарративную компоненту текста, иными словами, как бы самоочевидную и поэтому не останавливающую нашего внимания. И вот именно на эту деталь стоит обратить более пристальное внимание, потому что в ней глубочайший заложен смысл, возможно, она важнейшая во всем тексте, несмотря, а может, благодаря своей незаметности. Ибо в слове Божием нет ни одной лишней или ненужной запятой, все предельно сконцентрировано, слито и беспустотно. Итак, "и отдал его [Иисус] матери его". В этих словах весь смысл воскресения. Часто атеисты упрекают нас за то, что мы верим в «сказки» просто потому, что боимся смерти. А они-де, мол, хоть тоже как все боятся, но мужественно в себе этот страх преодолевают. Вот такие они сильные и смелые, а мы слабые и беспомощно хватающиеся за иллюзии. Но на самом деле надо как-то донести до них такую простую вещь, что для нас ценно не наше бессмертие, отнюдь. Для на важно нечто совсем другое, святое и нетленное: любовь. Любовь матери к сыну, сына к матери, любовь внука к бабушке и дедушке, а бабушки и дедушки - к внуку, любовь к мужу и жене, любовь к друзьям, к учителям, любовь к живому, конкретному человеку. Вот в чем смысл воскресения. Как-то один священник, служащий в храме при больнице, где от рака умирают маленькие и большие дети, рассказывал про одного мальчика, который тоже умирал, и перед смертью, исповедуясь, сказал, что он страшно боится, что он плохой христианин, потому что не очень верит в загробное существование. И он ему ответил, что как раз наоборот это говорит о том, что он настоящий, честный христианин. Не личное бессмертие нам дорого, не райская жизнь, что ждет нас как награда за земные муки, не фантазии о потусторонних прекрасностях бередят наш ум, а что-то, что рождается в самой ткани этой, земной жизни: любовь к мамочке, которая тебя родила на этот свет, к папочке, к братику, к сестренке - вот на чем мы сосредоточиваем свой мысленный взгляд, когда думаем о конце нашего существования. И вот, что так явно говорит нам сегодня Евангелие, если не проходить мимо слов, кажущихся такими понятными.

Свернуть

Сегодня, когда мы призваны Церковью сосредоточить молитвенный взгляд на явлении воскрешения сына наиновой вдовы...

скрыть

Сегодня, когда мы призваны Церковью сосредоточить молитвенный взгляд на явлении воскрешения сына наиновой вдовы...  Читать далее

 

В чем же «новизна» Нового Завета? Разве есть хоть что-то новое в словах Иисуса, когда Он, цитируя Ветхий Завет, называет главные заповеди — заповеди любви к Богу и ближнему? Да, потому что до воплощения, вочеловечения Бога люди не исполняли, а нарушали Завет, заключенный с Богом.

Но Бог верен до конца. Он не только Сам исполнил Завет, но сделал это и за сотворенного Им, но согрешившего человека. Падший человек не мог быть верным — и Бог воплотился и Сам исполнил Завет, данный людьми Ему же. Он сделал то, что должны делать мы, Он не только показал нам пример, путь, он Сам стал Путем, по которому нам идти, Истиной, которой мы можем следовать, в которою мы можем верить, и Жизнью, которой мы можем жить.

Свернуть

В чем же «новизна» Нового Завета? Разве есть хоть что-то новое в словах Иисуса, когда Он, цитируя Ветхий Завет, называет...

скрыть

В чем же «новизна» Нового Завета? Разве есть хоть что-то новое в словах Иисуса, когда Он, цитируя Ветхий Завет, называет...  Читать далее

Чтения за25 Октября 2020

Библия для начинающих

По воскресным дням чтений нет

Трехлетний круг чтения Библии

По воскресным дням чтений нет

Библия за пять лет

По воскресным дням чтений нет

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).