Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на3 Августа 2021

 

Что значит «один хлеб»? Хлеб производится из зерен пшеницы, а зерна вызревают на множестве колосьев. Сколько зерен дали свой вклад в тот батон, который мы ели сегодня на завтрак? Так множество зерен собираются вместе в едином куске хлеба.

Апостол Павел говорит, что подобно этому и мы, будучи очень разными, происходящими из самых разных мест и народов, соединяемся в Церкви. Да, но не надуманно ли это подобие, может быть, его вовсе и нет? И Павел указывает на основание подобия: мы причащаемся от одного хлеба, внутрь нас входит один и тот же хлеб, и наши тела обретают общность. Но не кажущаяся ли это общность? Разве способна обычная еда так изменить нас внутренне, чтобы мы стали едиными? Обычная еда — нет, не может, но ведь речь здесь идет не об обычной трапезе, а о Трапезе Господней, и этот хлеб — хлеб Евхаристии, Тело Христово. Нас соединяет Тело Христово в единое тело — Церковь.

Свернуть

Что значит «один хлеб»? Хлеб производится из зерен пшеницы, а зерна вызревают на множестве колосьев. Сколько зерен дали свой вклад в тот батон, который мы ели сегодня на завтрак? Так множество зерен собираются вместе в едином куске хлеба. постол Павел говорит, что подобно этому и мы...

скрыть

Что значит «один хлеб»? Хлеб производится из зерен пшеницы, а зерна вызревают на множестве колосьев. Сколько зерен дали свой вклад в тот батон, который мы ели сегодня на завтрак? Так множество зерен собираются вместе в едином куске хлеба. постол Павел говорит, что подобно этому и мы...  Читать далее

 

Древние персы думали, что в мире действуют две равновеликие силы, добра и зла. Язычники полагали, что среди разнообразных божеств есть дружелюбные к человеку и враждебные ему. А на самом деле есть только один Бог, и Он милосерден. Это Откровение не так просто, как кажется. Мы любим представлять себе картины апокалиптического противостояния добра и зла, нам кажется более почетным участвовать в грандиозной битве с соответствующим противником. Поэтому иносказательное описание сути мы принимаем за буквальное описание событий.

Может быть, мы так притерпелись к жизни в аду, что не видим, сколь чудовищна обыденность. Какие мелкие, пустые, в сущности, вещи привели к гибели величайшего из рожденных женами, Иоанна Предтечи! Ну, сплясала эта девица зажигательный танец... Ну, хотела ее мамаша делать вид благопристойности, чтобы ее не попрекали за ее брак... Нам кажется неожиданным вдруг проявившийся сатанинский оскал: «Дай мне на блюде голову Иоанна». Но ведь и мы так же точно распоряжаемся жизнью людей из-за совершеннейших пустяков. Иоанн был Предтечей Христа не только потому, что возвестил Его приход и объявил о нем. Смертью своей он также возвестил о том, как мелкая зависть и сиюминутный политический расчет приведут к смерти Сына Божьего.

Читая сегодняшнее евангельское слово, важно иметь в виду, что в нашей повседневной жизни мы — та же Иродиада, и наши поступки, продиктованные мелочными и, в сущности, жалкими интересами, ведут к катастрофическим последствиям.

Свернуть

Древние персы думали, что в мире действуют две равновеликие силы, добра и зла. Язычники полагали, что среди разнообразных божеств есть...

скрыть

Древние персы думали, что в мире действуют две равновеликие силы, добра и зла. Язычники полагали, что среди разнообразных божеств есть...  Читать далее

 

Как важны не просто отношения с Богом, но правильные отношения. Для этого нужно знать Бога, знать, какой Он. Эпизод в книге Чисел рассказывает о том, как Аарон и Мариам осудили Моисея, считая себя вправе, потому что и с ними общается Бог. Но общение общению рознь, Моисей знает Бога, верен Ему, и поэтому Бог говорит с ним «уста к устам». Не тем, кто знает Бога гораздо меньше, осуждать его. Познание Бога неотделимо от доверия Ему, и евангельская история говорит о том же. Когда Иисус приходит к ученикам по воде, они испуганы и не узнают Его. Услышав Его голос, они успокаиваются, но Петр идет дальше в своих отношениях со Христом. Он испрашивает Его повеления и идет по воде. Заметим, что оказывается необходимым для этого чуда: доверие Петра, повеление Иисуса и непрерывность связи между ними (как только Петр отвлекается, он начинает тонуть). Подобным же образом может совершаться и чудо христианской жизни в нас.

Свернуть

Как важны не просто отношения с Богом, но правильные отношения. Для этого нужно знать Бога, знать, какой Он...

скрыть

Как важны не просто отношения с Богом, но правильные отношения. Для этого нужно знать Бога, знать, какой Он...  Читать далее

 

Сегодня мы прочитали небольшую подборку коротких рассказов об Иисусе, сделанную евангелистом, чтобы показать всю необычность Его Вести, всю ее несовместимость с нормальными человеческими представлениями. В наступающем Царстве Божьем все будет не так, как принято на земле: самыми важными и уважаемыми будут те, кто наименее ценен в глазах людей (ведь дети до достижения совершеннолетия не имели никаких прав и считались собственностью родителей, наравне с рабами, а Иисус ставит их в пример ученикам). Иисус запрещает ученикам делить людей на «наших» и «не наших», а ведь это важнейший принцип человеческого общества (для сравнения, посмотрите новости по телевизору). Его Царство выходит из нашей системы ценностей, оказывается важнее даже священного долга похоронить отца, важнее, чем уютный дом и семья. Оно захватывает человека целиком — тот, кто задал Иисусу вопрос о Его Царстве, уже «положил руку на плуг», уже начал парадоксальный путь к Богу...

Свернуть

Сегодня мы прочитали небольшую подборку коротких рассказов об Иисусе, сделанную евангелистом, чтобы показать всю необычность Его Вести...

скрыть

Сегодня мы прочитали небольшую подборку коротких рассказов об Иисусе, сделанную евангелистом, чтобы показать всю необычность Его Вести...  Читать далее

 

Вся 10-я глава книги Экклезиаста посвящена рассуждениям о том, что такое мудрость и насколько она лучше глупости. Основная мысль Экклезиаста выражена в первом стихе главы: «Мертвые мухи портят… масть мироварника». Мудрость, как и сама жизнь, оказывается в глазах Экклезиаста очень хрупкой вещью. Об этом он говорит в последнем стихе 9-й главы: «Мудрость лучше воинских орудий, но один погрешивший погубит много доброго». В 10-й главе Экклезиаст уподобляет мудрость добру и жизни, а глупость – злу и смерти. Испортить мудрость небольшой порцией глупости легко, а преодолеть последствия глупости очень трудно. Точно так же жизнь легко погубить небольшой порцией зла, а преодолеть смерть невозможно.

Среди советов Экклезиаста выделяются его слова о кротости, которая также рассматривается им как проявление мудрости. «Кротость покрывает и большие проступки», несколько неуклюже выражается здесь Синодальный перевод. Современный перевод предлагает толкование «кто владеет собой, тому многое простят». Древние же переводы, Септуагинта и следующие ей здесь Вульгата и славянский перевод, говорят: «яко изцеление (curatio) утолит грехи велики». Речь идет о кротости, которая является свойством духовного здоровья, и поэтому в устах Экклезиаста это понятие синонимично мудрости и жизни. Таким образом, мы видим здесь ветхозаветное предвидение слов Христа «блаженны кроткие…».

Свернуть

Вся 10-я глава книги Экклезиаста посвящена рассуждениям о том, что такое мудрость и насколько...

скрыть

Вся 10-я глава книги Экклезиаста посвящена рассуждениям о том, что такое мудрость и насколько...  Читать далее

 

Книга Второзакония содержит гораздо более жёсткие наказания для нарушителей седьмой заповеди по сравнению с теми, которые мы находим в Книге Исхода. Такое ужесточение вызывает закономерные вопросы. Самым простым ответом на них можно считать глубоко религиозный характер книги. Книга Второзакония к Торе, к её соблюдению и ко всему, с ней связанному, подходит именно с точки зрения религиозной, религия становится тут и средством исполнения Торы, и критерием её соблюдения. Неудивительно, что при таком подходе формализма становится больше, а сами правила и наказания за их нарушение — строже.

Этот ответ, однако, сам по себе лишь указывает на проблему, но не объясняет её. Объяснение же связано с представлением о религиозности как о средстве борьбы со скверной, с осквернением. Книга Второзакония вообще требует более осознанного отношения ко всему, связанному с соблюдением Торы. Между тем чистота, отсутствие осквернения как необходимое условие самой возможности освящения было основой всего, связанного с Торой во времена написания Книги Второзакония. Главной целью и главным смыслом соблюдения Торы было именно сохранение чистоты, которую мы бы назвали ритуальной, но которая с точки зрения верующего яхвиста допленной эпохи была связана не с ритуалом собственно, а с духовной жизнью как таковой.

Для верующего человека религия нередко становится средством сохранения чистоты — ему кажется, что, чем строже религиозные нормы и правила и чем тщательнее регламентация, тем больше он приблизится к идеалу чистоты абсолютной, такой, которая позволит ему оставаться освящённым постоянно, всегда пребывая в Божьем присутствии. Между тем в языческих культах сексуальная, эротическая составляющая всегда играла достаточно большую роль, особенно в столь широко распространённом в древности на Ближнем Востоке культе Великой богини, который включал в себя нередко даже элементы ритуальной проституции.

Отсюда особая строгость ко всему, что связано с сексуальной жизнью, а значит, и к седьмой заповеди, которая включает и этот аспект тоже, хотя, конечно, целиком к нему никоим образом не сводится. Не случайно рядом с жёсткими предписаниями, касающимися прелюбодеяния, появляются в тексте законы, запрещающие традиционные языческие ритуалы, связанные с культом Великой богини (запрет на ритуальное переодевание, ритуальную запашку, ритуальный посев). Всё перечисленное рассматривалось как злоупотребление той силой, которую Бог даёт человеку для жизни — а значит, как осквернение, которое разрушает жизнь не только отдельных людей, но и всей общины.

Свернуть

Книга Второзакония содержит гораздо более жёсткие наказания для нарушителей седьмой заповеди по сравнению с теми, которые мы находим в Книге Исхода. Такое ужесточение вызывает закономерные вопросы. Самым простым ответом на них можно считать...

скрыть

Книга Второзакония содержит гораздо более жёсткие наказания для нарушителей седьмой заповеди по сравнению с теми, которые мы находим в Книге Исхода. Такое ужесточение вызывает закономерные вопросы. Самым простым ответом на них можно считать...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).