Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на28 Мая 2022

 

Иногда нам кажется, что если мы дадим человеку Библию и при этом объясним, как ее правильно понимать, а еще добавим несколько свидетельств разных людей о своем обращении и о значении Христа в их жизни, то человек этот обязательно уверует. И если такой результат не достигается, то мы начинаем себя винить и казнить: что-то сделали плохо, не так, как надо было. Но вот перед нами пример: великий апостол, великий проповедник и учитель всей Церкви целый день говорит об Иисусе, причем не случайным людям, а тем, кто хотели его услышать и специально для этого пришли, — и вот результат: «Одни убеждались словами его, а другие не верили». Да, вера от слышания, как говорит тот же апостол Павел в другом месте, но вера — это еще и дар свыше, а еще и волевое решение самого человека. Можно подвести человека к решению, но нельзя решить за него.

Свернуть

Иногда нам кажется, что если мы дадим человеку Библию и при этом объясним, как ее правильно понимать, а еще добавим несколько свидетельств разных людей о своем обращении и о значении Христа в их жизни, то человек этот обязательно уверует...

скрыть

Иногда нам кажется, что если мы дадим человеку Библию и при этом объясним, как ее правильно понимать, а еще добавим несколько свидетельств разных людей о своем обращении и о значении Христа в их жизни, то человек этот обязательно уверует...  Читать далее

 

Всякий, попробовавший быть христианином, знает, что это трудное дело. Очень хотелось бы, чтобы крещение, как сказочное заклинание, делало бы нас хорошими и недоступными для греха. Очень хотелось бы, чтобы увещание «вторым крещением крещаешися еси», положенное на исповеди, было ненужным. Сила любви, которую дарует человеку Дух Святой, велика, но велика и степень нашей свободы. Поэтому необходимость совершать выбор остается с нами вовек, и выбор этот труден, потому что и нас Господь призывает любить, как Он, то есть отдавая свою жизнь.

И поэтому так важно для нас обетование Христа: «...никто не может похитить овец Моих из руки Отца». Как и обетование о том, что врата ада не одолеют Церковь, оно открывает для нас возможность полагаться на Христа без страха и доверять Ему. Это значит, говоря православным языком, что спасение заключается не в том, чтобы соответствовать неким заданным параметрам, а в том, чтобы быть вместе с Иисусом.

Свернуть

Всякий, попробовавший быть христианином, знает, что это трудное дело. Очень хотелось бы, чтобы...

скрыть

Всякий, попробовавший быть христианином, знает, что это трудное дело. Очень хотелось бы, чтобы...  Читать далее

 

В сегодняшнем чтении из Деяний мы видим спокойные и адекватные взаимоотношения верующих. В Ефес приходит Аполлос – человек, знающий Писание, явно наделённый от Господа даром слова. Он проповедует о том, что знает – а знает он пока немного, не всё. Таким образом, проповедь его несовершенна. В городе уже есть христиане, которые учат несколько иному. И вот эти христиане зовут вновь пришедшего к себе. Для чего? Чтобы поделить канонические территории? Нет, чтобы рассказать о том, чего он ещё не слышал. Обе стороны абсолютно открыты: Акила и Прискила обращаются к Аполлосу как к равному, Аполлос слушает их с доверием. И нет конфликтов – есть мирный разговор, в котором может участвовать и действовать Святой Дух.

Свернуть

В сегодняшнем чтении из Деяний мы видим спокойные и адекватные взаимоотношения верующих. В Ефес приходит Аполлос – человек, знающий Писание, явно...

скрыть

В сегодняшнем чтении из Деяний мы видим спокойные и адекватные взаимоотношения верующих. В Ефес приходит Аполлос – человек, знающий Писание, явно...  Читать далее

 

Сегодняшнее чтение включает описание и предательства Иуды, и Тайной Вечери, которая была не чем иным, как Пасхальным седером — ритуальной трапезой, совершаемой во время праздника еврейской Пасхи. Но сквозной темой отрывка оказывается тема предательства: уже в первых стихах евангелист упоминает о готовящемся аресте и казни Спасителя (ст. 3–5), о которой прекрасно знает и Сам Иисус (ст. 1–2). Рассказ об омовении ног (ст. 6–12) евангелист излагает как эпизод, непосредственно связанный с предательством Иуды (ст. 14–16). И даже при описании Тайной Вечери тема предательства оказывается центральной, о нём говорит Иисус (ст.21, 23–24), его опасаются, как бы не будучи уверены в себе, ученики (ст. 22), а самым драматичным моментом этого описания становится диалог между Иисусом и Его предателем (ст. 23–25).

По-видимому, евангелист видел в факте предательства Иуды нечто важное не только для самих апостолов, но и для каждого, кому было адресовано его евангелие, иначе такое внимание к фигуре, мягко говоря, весьма одиозной едва ли было бы объяснимо. Очевидно, священному автору важно было показать причины того, что произошло. Не случайно он связывает решение Иуды предать Учителя с событием, вызвавшим вопросы не только у Иуды, но и у других учеников — с помазанием Иисуса миром. Это действительно могло показаться многим излишней роскошью, к которой в религиозных кругах Иудеи всегда относились насторожённо и с осуждением, противопоставляя свою среду среде аристократической, где показная, часто вызывающая роскошь была делом обычным. По мнению большинства окружающих, Иисус, конечно, не должен был позволять женщине делать то, что она сделала (ст. 8–9). Не удивительно, что и ученики Иисуса недоумевали, ведь все они были детьми своего времени и своей среды.

Но недоумевали многие, а на предательство решился один Иуда. Что же заставило его решиться? Ответ на этот вопрос нетрудно найти в описании Тайной Вечери: Иисус говорит о предательстве, и апостолы, совсем не уверенные в себе, с испугом и надеждой спрашивают: не я ли? Такая реакция вполне понятна и объяснима; необъяснимым, на первый взгляд, оказывается лишь вопрос самого предателя: не я ли? Впрочем, одно вполне естественное объяснение напрашивается само собой: Иуда проверяет Иисуса. Сможет ли этот Учитель, видящий сердца людей, узнать того, кто замыслил выдать Его властям? Но тогда становится ясно и другое: решиться на такую проверку мог лишь тот, в чьём сердце сомнение поселилось уже давно, и теперь он хочет лишь убедиться в своей правоте. И тут реальность открывается ему такой, какая она есть: он получает доказательство, что Учитель знает. Знает — и не прогоняет его вон. Даёт последний шанс, шанс перестать быть предателем. Шанс раскаяться. Но для такого раскаяния Иуде надо было полюбить Иисуса — не как вождя, лидера движения, даже не как Мессию, а просто как человека. Тогда, наверное, он не возмущался бы так и не осудил бы женщину, помазавшую Иисусу ноги. Но такой любви к Иисусу у Иуды не было. И тогда он становится предателем — предателем Учителя и предателем Царства.

Свернуть

Сегодняшнее чтение включает описание и предательства Иуды, и Тайной Вечери, которая была не чем иным, как Пасхальным седером...

скрыть

Сегодняшнее чтение включает описание и предательства Иуды, и Тайной Вечери, которая была не чем иным, как Пасхальным седером...  Читать далее

 

Дело идет к развязке. Все определеннее проявляются истинные черты героев, их подлинные желания. Книжники и фарисеи уже больше не спорят. Они проиграли все споры. И это их не убедило, не остановило, не заставило сомневаться. «Отродье змеиное», как назвал их Иоанн. Долго спорили они с Истиной, теперь остается только убить ее. Они, наконец, открыто поняли свое настоящее желание — «взять хитростью и убить». Они давно сделали это в своем сердце. Они озабочены только тем, чтобы народ о них не подумал ничего плохого.

Женщина же, «которая была известна в городе, как грешница», могла бы бояться гнева и осуждения. Ей невозможно скрыть свои пороки. Но как раз она приносит драгоценное миро. Порыв ее сердца неудержимо влечет ее к Иисусу. В нем выражается все: любовь, благодарность, раскаяние. Она не думает о том, что о ней скажут люди.

Иуда идет, наконец, чтобы осуществить свое предательство. Он тоже принял решение.

Что еще может успеть Иисус сделать для нас, для Своих учеников, для людей? Что Он вообще мог сделать? Отдать Себя Самого. Остаться с нами. Пасхальная Трапеза с учениками продолжается по сей день. Иисус приходит к нам, как и обещал, в Таинстве Евхаристии. Завет с Богом — Новый Завет — обновляется за каждой Литургией. Хлеб и Вино, преображенные Его Духом, питают и насыщают каждого: «...и пили из нее все». Он остается верен до конца и во веки веков. И ликует наше сердце после причащения, как и у учеников: они «воспели хвалебную песнь».

Но вместе с тем, еще одна тема проходит сквозь отрывок — тема предательства. Иуда предает. Петр отречется. Ученики скорбят и сомневаются в себе: «не я ли?». Они не знают, что там в их сердце. Хотелось бы «умереть с Ним», но, оказывается, — не получается. Они пока не могут определиться. А мы?

И почему все время это происходит с нами? Нам отдано все: мудрость, истина, любовь, жизнь. А мы сомневаемся, отрекаемся и часто предаем. Возможно ли остаться верными до конца? Какое наше решение? Что в нашем сердце?

Свернуть

Дело идет к развязке. Все определеннее проявляются истинные черты героев, их подлинные желания. Книжники и фарисеи уже...

скрыть

Дело идет к развязке. Все определеннее проявляются истинные черты героев, их подлинные желания. Книжники и фарисеи уже...  Читать далее

 
На Мф 7:1-12 

В сегодняшнем чтении есть несколько смысловых отрывков. Пожалуй, первый из них (ст. 1-5) по смыслу наиболее ясен (хотя и труднее всего для исполнения!). Стих 6 дает пример довольно типичного для устной речи стилистического приема, который называется «хиазм», когда когда фраза строится по модели «ABba». В нашем случае «попрали ногами» — это свиньи, а «обратившись, растерзали» — это псы. Но о чем это все? Неужели мы должны кого-то считать псами и свиньями (напомню, что и те, и другие считались нечистыми животными)? Вряд ли! Предыдущие стихи не позволяют. Наверное, речь идет о том, что даже самые объективно хорошие вещи (предметы, идеи) не обязательно оказываются субъективно хорошими в конкретных ситуациях, и поэтому нужна мудрость в пользовании ими. Следующий отрывок (ст. 7-11) не просто побуждает нас к настойчивой молитве, но и уверяет в том, что Отец Небесный всегда отвечает на нее, причем тем, что «дает блага». В другом Евангелии в этом месте сказано «даст Духа Святого» (Который, конечно, и есть предельное «благо»). То есть ответ от Бога может быть «не совсем» таким, каким мы его ожидаем.

Свернуть

В сегодняшнем чтении есть несколько смысловых отрывков. Пожалуй, первый из них (ст. 1-5) по смыслу наиболее ясен...

скрыть

В сегодняшнем чтении есть несколько смысловых отрывков. Пожалуй, первый из них (ст. 1-5) по смыслу наиболее ясен...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).