Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на28 Января 2023

 

Иисус ободряет учеников перед лицом будущих гонений. Но, на самом деле, это Его обетование действует не только в таких критических ситуациях, но в каждом случае свидетельства о Христе. Во Христе Бог в полноте открывает Себя людям, поэтому свидетельство о Нем — это Божие дело, которое может совершаться доброкачественно только Его силой, то есть Духом Святым. Но, как и всякое Божие обетование, оно реализуется не без человеческого участия: для того, чтобы Дух мог говорить в нас, нужно, чтобы мы Его впустили, чтобы Он в нас пребывал. Как мы видим, опять христианская жизнь оказывается не тем, «что нам делать», а тем, «какими нам быть». Если мы с Богом, а Он с нами, то любое свидетельство о Нем становится естественным, как дыхание.

Свернуть

Иисус ободряет учеников перед лицом будущих гонений. Но, на самом деле, это Его обетование действует не только в таких критических ситуациях, но в каждом случае свидетельства о Христе...

скрыть

Иисус ободряет учеников перед лицом будущих гонений. Но, на самом деле, это Его обетование действует не только в таких критических ситуациях, но в каждом случае свидетельства о Христе...  Читать далее

 

Сегодня мы читаем рассказ евангелиста Луки о несколько загадочном диалоге о вере между Господом и Его учениками. На первый взгляд, ответ Христа трудно связать с просьбой учеников умножить в них веру. Возможно, как это нередко делают евангелисты, Лука передает слова Христа гораздо подробнее, чем суть вопроса учеников. В такой ситуации нам следует по тому, что отвечает Господь, постараться догадаться, что имели в виду ученики. Кроме того, евангелисты часто сообщают нам о диалогах, когда приходящий ко Христу человек задает Ему вопрос, а Господь намеренно отвечает не на внешнюю, произнесенную вслух форму вопроса, а на то, что в глубине сердца подвигло человека задать этот вопрос. Весьма вероятно, что и сегодня мы видим именно такой диалог.

Итак, ученики просят «прибавить» им веру («умножить» Синодального текста передает греческое слово, означающее в арифметическом смысле сложение, а не умножение). Если так можно выразиться, они просят увеличить количество веры, дать им ее больше, чем есть у них и у других людей. Судя по ответу Христа, просьба учеников звучит подобно просьбе дать сесть у Него по правую и левую руку. Господь говорит о том, что важно не «количество» веры. Даже малое «количество», вера с горчичное зерно, по выражению Спасителя, преображает мир.

А вслед за этим Господь говорит ученикам, что человеку не должно ожидать награды за то, что он делает положенное ему. Как эта мысль согласуется с предыдущей? Вероятно, речь идет о том ученики, уже усвоившие то, что Господь говорит о значении веры для спасения человека, просят дать им веру, «выгодно отличающую» их в глазах Бога. Они уже поняли, что Богу нужно не внешнее почитание, но вера. «Вот, мы оставили все и пошли за тобой», сказал Христу однажды Петр... Теперь ученики, видимо, просят дать им такую веру, чтобы можно было сказать: «Вот, у нас большая вера, что же будет нам за это?» Именно на такой вопрос и отвечает им Господь словами о том, что вера, которая может переставлять горы, сопоставима с исполнением долга перед Владыкой, и не позволяет говорить о заслугах. Это, конечно, весьма важное откровение о Боге и человеке, особенно если сопоставить его с притчей о работниках одиннадцатого часа.

Свернуть

Сегодня мы читаем рассказ евангелиста Луки о несколько загадочном диалоге о вере между Господом и Его учениками. На первый взгляд...

скрыть

Сегодня мы читаем рассказ евангелиста Луки о несколько загадочном диалоге о вере между Господом и Его учениками. На первый взгляд...  Читать далее

 

Рассказ евангелиста Марка в сегодняшнем Евангелии завершается вопросом учеников «Кто же Сей?», очень существенным в общем контексте Нового Завета. В этом эпизоде в целом очень ясно видна дистанция между учениками — обыкновенными людьми, такими же, как и мы, и Иисусом. На озере разыгралась сильная буря, и евангелист подчеркивает, что лодка уже наполнялась водою. Это значит, что еще две-три волны, и лодка просто пойдет ко дну. Все, кто находится в лодке, в такой момент либо стараются веслами удержать лодку носом к волне, либо вычерпывают воду. А Господь спит, потому что весь день Он проповедовал и очень устал.

Ученикам, должно быть, жалко будить Его, и удивительно, что Он сам не просыпается от качки. В такие минуты резко нарастает напряжение, и ты очень ясно чувствуешь свою малость и слабость. Находящийся в такой момент в лодке человек ясно понимает, что если не придет помощь от Всемогущего, то уже ничто не защитит тебя, и ты, песчинка в руках стихии, пойдешь ко дну. Спать в такой момент никак невозможно. Мы не знаем, хотели ли ученики, чтобы Иисус вместе со всеми вычерпывал воду из лодки, или чтобы Он помолился, но во всяком случае они вовсе не ожидали того, что сделал Он Сам.

Когда опасность становится слишком близкой, они будят Его и с некоторым раздражением спрашивают: «Ну что Ты спишь? Неужели Тебе безразлично, что все мы (и Ты в том числе) погибаем?». И на фоне этого охватившего учеников ощущения собственной ничтожности и бессилия проснувшийся Иисус поворачивается к морю и просто говорит ему: «Умолкни». Причем не величественно и грозно, как заклинают стихии сибирские шаманы, а так, как усталый человек говорит разлаявшемуся псу: «Да замолчи ты!» — таков смысл греческих глаголов. И море замолкает.

В наступившей тишине вопросы Иисуса ученикам слишком живо напоминают им вопросы Всемогущего Иову: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?» (Иов. 38:2) и «Кто затворил море воротами, когда оно исторглось» (38:9). Они чувствуют присутствие Самого Вседержителя, и их охватывает священный трепет, смешанный с радостью избавления. Нечто подобное они почувствуют, когда Он придет к ним через запертые двери в день Своего воскресения. И вопрос «Кто же Сей» в устах знающих Библию людей — риторический, это форма исповедания божественной природы Сына Человеческого.

Свернуть

Рассказ евангелиста Марка в сегодняшнем Евангелии завершается вопросом учеников «Кто же Сей?», очень существенным в общем контексте Нового Завета. В этом эпизоде в целом очень ясно видна...

скрыть

Рассказ евангелиста Марка в сегодняшнем Евангелии завершается вопросом учеников «Кто же Сей?», очень существенным в общем контексте Нового Завета. В этом эпизоде в целом очень ясно видна...  Читать далее

 

«Восходя в Иерусалим», Иисус снова говорит о Своих страданиях и о Своем воскресении; до сих пор ученики не понимали Его слов, а Петр даже спорил с Ним. Теперь Он описывает все, что должно с Ним произойти. Ученики ужасаются; но поняли ли они теперь слова Учителя?

Иаков и Иоанн просят, чтобы Иисус дал им самые почетные места в Его Царстве. По обычаям того времени, по правую руку от царя сидел его первый советник; место по левую руку считалось вторым по значению. Христос отвечает братьям: «Не знаете, чего просите», - и предлагает им разделить с Ним чашу страданий. Это и произошло с братьями — Иоанн претерпел гонения (см. Откр. 1:9), а его брат Иаков был убит (Деян. 12:2).

Желая восстановить мир между учениками, Христос открывает им, что подобные просьбы не имеют смысла — в Царстве Божием нет властной пирамиды, которая существует во всяком земном царстве, нет господства в привычном смысле. Кто больше в Царстве Божием? Тот, кто больше служит. А больше всех служит Сам Царь (ср. Фил. 2:7).

Возможно, для контраста Евангелист Марк рассказывает о просьбе слепого Вартимея, на которую Господь откликнулся чудом исцеления. В чем проявилась вера Вартимея? Он именует Иисуса мессианским титулом «Сын Давидов» (такое обращение не всем понравилось — многие велят слепому замолчать). Идя к Иисусу, он сбрасывает верхнюю одежду — если бы он остался слепым, то никогда бы ее не нашел! Наконец, прозрев, он идет за Иисусом.

Господь откликнулся на прошение слепого Вартимея, но отверг просьбу двух Своих учеников. Зададимся вопросом: «На что похожи мои молитвы?» Может быть, и мне Иисус говорит: «Не знаешь, чего просишь»?

Свернуть

«Восходя в Иерусалим«, Иисус снова говорит о Своих страданиях и о Своем воскресении; до сих пор ученики...

скрыть

«Восходя в Иерусалим«, Иисус снова говорит о Своих страданиях и о Своем воскресении; до сих пор ученики...  Читать далее

 

Нам всегда очень трудно понять, что Бог призывает нас к отношениям, которые охватывают все сферы нашей жизни. Это не означает, что у мы должны срочно раздать все имущество, или, например, взять и всем уйти в монастырь, или что-нибудь в этом роде. Речь о том, чтобы целиком принадлежать Богу. А однобокие искажения как раз противоположны этому подходу: либо пожертвовать пачку денег бедным, а самому остаться без Бога, вне молитвы, либо — уйти от мира, начать жить «чисто духовной жизнью». Сегодняшние законы об имущественных отношениях из Второзакония — как раз иллюстрируют этот принцип: богатый (и не очень богатый) человек может быть жить и трудиться, но не для себя; владеть своим имуществом, но — для Бога и для братьев.

Свернуть

Нам всегда очень трудно понять, что Бог призывает нас к отношениям, которые охватывают все сферы нашей жизни...

скрыть

Нам всегда очень трудно понять, что Бог призывает нас к отношениям, которые охватывают все сферы нашей жизни...  Читать далее

 

Две корзины со смоквами означают две части народа. Но не в том различие между ними, что одни уже в плену и вкусили бедствий и тягот военного лихолетья, а другим это ещё предстоит. Важнее реакция на испытания. Два разбойника, распятые рядом со Спасителем, испытали на кресте одинаковые страдания. Но различной была их реакция, противоположными стали сделанные перед лицом смерти выводы. Так и здесь, разные представители одного и того же народа неодинаково реагируют на одни и те же страдания. Но часть народа, пусть пока меньшая, уже вступила на путь покаяния. Путь будет долгим, но он принесёт добрые плоды.

Те же, кто уподоблен негодным смоквам и ещё не встал на путь к Господу, также имеют возможность покаяния. Но теперь они не таковы и идут в смерть, которую ярко показывает гниение отброшенных плодов.

Свернуть

Две корзины со смоквами означают две части народа. Но не в том различие между ними, что одни уже в плену и вкусили бедствий...

скрыть

Две корзины со смоквами означают две части народа. Но не в том различие между ними, что одни уже в плену и вкусили бедствий...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).