Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Союз, завет

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА
Евр слово берит - "соглашение", "союз" - встречается в тексте ВЗ 285 раз. Его этимология окончат. не выяснена. Судя по Gen 15:9 и Jer 34:18, оно происходит от араб. слова "рассечение", судя же по Eze 20:37 - от аккад. бириту - "кандалы", "узы". Существуют и другие объяснения происхождения слова берит: от аккад. бирит - "между", от евр. бара - "есть" (Exo 24:9-11) или, согл. Sa1 17:8, от евр. бара - "видеть", "избирать". Слово "завет" встречается в Библии в целом ряде характерных словосочетаний: "вступить в завет", "преступить (нарушить) завет", "поставить завет", "положить завет", "хранить (соблюдать) завет". Чаще всего (86 раз) встречается словосочетание "рассекать завет" (в Синод. пер. оно обычно передается как "поставить завет" или "заключить завет"). (О происхождении этого выражения см. в конце п. II.) К этой же смысловой группе относятся след. понятия: -> ковчег завета, -> Книга Завета, -> обрезание, -> завещание, -> завет соли и кровь завета. Слова "завет" и "союз" не являются букв. переводом соответств. евр. слова, они, скорее, передают его общий смысл. Берит можно перевести также как "договор", "условие" и т.д.
II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЮЗА, ЗАВЕТА
В Библии заключение С. имеет целый ряд особенностей и представляет собой довольно сложный процесс. Так, заключение С. между Иаковом и Лаваном (Gen 31:44) было порождено чувством правовой незащищенности и включало след. этапы (Gen 31:43):
1) устанавливался памятный знак, призванный свидет-вовать о заключении С. (Gen 31:45: камень-памятник и холм из камней; ср. ковчег завета, Книга Завета, скрижали завета);
2) оговаривались и принимались взаимные обязат-ва (Gen 31:50.52);
3) в свидетели призывался Бог или некое божество (Gen 31:50.53);
4) приносилась клятва (Gen 31:53);
5) совершалось жертвоприношение (Gen 31:54);
6) заключение С. завершалось совместной трапезой (Gen 31:54). Однако процедура могла быть и иной. Напр., С. мог заключаться через пожатие рук (Eze 17:18). В других случаях особая роль отводилась окроплению "кровью завета" (Exo 24:8; Zec 9:11), олицетворявшей жизненную силу, или жизненную субстанцию. Вместо заключит. трапезы (Num 18:19; ср. Gen 26:28.30; Gen 31:46.54; Jos 9:14) мог совершаться "завет соли", когда для закрепления С. обе стороны совместно съедали немного соли. В Gen 15:9 подробно описан древний обычай, к-рый затем упоминается в Jer 34:16: туши жертв. животных рассекали пополам и части их складывали таким образом, чтобы между ними образовалось пространство, через к-рое проходили стороны, заключающие С. Тем самым участники процесса как бы говорили, что, если они нарушат С., с ними произойдет то же, что и с этими животными. Среди различных свидет-в заключения договора следует особо выделить обряд обрезания (см. Gen 17).
III. СОЮЗ КАК ПРАВОВОЙ АКТ
1) С. (завет) мог заключаться как между отдельными людьми, так и между родами, коленами и народами (Gen 31:44.49; Jos 9:3-27; Sa1 18:1-4; Sa1 20:8.17.23.42; Sa2 5:1-3; Ki1 5:1; Ki1 20:34; Eze 17:13). Стороны, заключавшие С., вступали в определ. правовые отношения друг с другом, причем права и обязанности сторон оговаривались до мельчайших деталей (Gen 31:44.50.52; Lev 25:17; Sa2 3:13; Ki1 5:12). Различия в социальном статусе партнеров, их правах и обязанностях не были препятствием для заключения С. (ср. Авраам и Авимелех, Gen 21:1; Иисус Навин и гаваонитяне, Jos 9:1; Давид и Ионафан, Sa1 18:1; Sa1 20:1);
2) С. считался священным, т.к. обычно он заключался "пред лицом Господа" (Sa1 23:18) или к.-л. божества и каждая из сторон призывала свое божество в свидетели (Gen 31:50.53). Нарушение С. становилось грехом против Бога (Gen 31:53; Amo 1:9) и вызывало Его гнев. С. скреплялся клятвой (Gen 31:53; Sa2 21:7), в к-рой партнеры часто призывали проклятия на свою голову в случае, если они нарушат соглашение. Следствием заключения С. были мир и единство, обусловленные выполнением каждой из сторон своих обязат-в по отношению к партнеру. Выполнение договора часто требовало от сторон "верности и милосердия". В случае заключения С. между Давидом и Ионафаном речь шла не просто об установлении дружеских отношений, к-рые могли возникнуть и без заключения С. (Sa1 18). Вступив в С., Давид и Ионафан приняли на себя определ. обязат-ва (Sa1 20:8: хранить верность договору, проявлять милосердие), к-рые остались в силе даже после смерти одного из партнеров (Ионафана, Sa2 21:7). Личная симпатия обоих мужей (Sa1 18:1.3) привела к заключению С., что поставило их взаимоотношения на правовую основу, а это подразумевало гораздо большие, чем просто дружеские, обязат-ва;
3) заключение С. имело важное значение для социального и полит. развития Израиля. Наряду с кровным родством С. долгое время оставались единств. способом упорядочения межчеловеч. отношений. Вплоть до эпохи царей колена Израиля были объединены именно таким образом (см. Sa2 5:1-3). Но после того как соглашения между коленами утратили свое значение, С. принял форму целевого договора (ср. Ki1 5:12; Ki1 15:19; Hos 12:1). Существовали договоры между гос-вами и торг. договоры, в к-рых идея братства, заложенная в понятии С., утрачивалась.
IV. СОЮЗ КАК БОЖИЙ ЗАВЕТ
Часто в истории Израиля одним из участников С. выступал Сам Бог, или, вернее, Бог вступал с людьми в отношения, определяемые как правовой С. Пророки понимали С. Бога с Израилем прежде всего как завет милости, к-рый по непонятным соображениям вновь и вновь возобновлялся Богом, несмотря на то, что Израиль не всегда выполнял принятые на себя обязат-ва. В правовом отношении, однако, человек не может быть достойным партнером Бога. И если Бог все же вступает с ним в С., то это лишь свидет-во того, что Божий завет выходит за рамки понятия правового С. (-> Святость.) В Писании говорится о целом ряде Божьих заветов:
1) ЗАВЕТ С НОЕМ
(Gen 6:18; Gen 8:21; Gen 9:8-17): Бог обязался "не истреблять более всякую плоть" и обещал Ною многочисл. потомство. Ной, со своей стороны, обязан был отказаться от употребления в пищу крови животных и от совершения убийства. Свидет-вом завета стала радуга. Божьи благословения относились не к одному только Ною, они распространились затем на всю землю и на все человечество (Gen 9:13.17);
2) ЗАВЕТ С АВРААМОМ
(Gen 15:7-21; Gen 17:3-14): Бог обещал Аврааму бесчисл. потомство и владение Ханааном. Авраам, в свою очередь, обязался совершать обрезание, служившее свидет-вом завета. Упоминания об этом завете постоянно встречаются в тексте НЗ. Заключ. позднее на горе Синай завет не заменил завета с Авраамом, а значительно дополнил его (Exo 32:1; Exo 33:1; Rom 4:13; Gal 3:17);
3) ЗАВЕТ НА ГОРЕ СИНАЙ
(Exo 19, Exo 20, Exo 21, Exo 22, Exo 23, Exo 24): Бог обязался сделать Израиль "собственным Его народом", а народ должен был сделаться "святым народом" (см. Exo 19:5; Deu 26:17; Jer 7:23; Eze 11:20; Hos 2:23 и т.д.). Свидет-вом завета стали Десять Заповедей (хранившиеся в ковчеге завета) и -> Книга Завета (Exo 24:4.7; вероятно, имеется в виду собрание законов в Exo 20:22-23:33), в к-рых подробно изложены обязат-ва Израиля. Заключение завета сопровождалось жертвоприношением, окроплением народа "кровью завета" (Exo 24:8) и трапезой в присутствии Бога (Exo 24:11). Создав себе идола, израильтяне нарушили завет, однако этот С. был торжественно восстановлен (Exo 34:27), ибо Бог милостив и верен завету, даже если другая сторона не выполняет свои обязат-ва (Exo 34:6-9). Еще раз завет был подтвержден в земле Моавитской (Deu 29, ). При этом были заново записаны заповеди и воздвигнуты памятные камни, а на горах Гевал и Гаризим были произнесены соответственно проклятия и благословения (Deu 27, ). Этот завет обновлялся трижды: а) при ИИСУСЕ НАВИНЕ, на народном собрании в Сихеме (Jos 24): инициатором обновления завета был Иисус Навин, к-рый в изменившихся обстоят-вах призывает народ остаться верным Богу. Подробно изложив историю отношений Бога с Израилем, он предоставил народу возможность выбора между Богом и языч. божествами. Затем был установлен памятный камень (в качестве свидетеля слов Господних) и записан возобновленный договор; б) при ИОСИИ, в ходе проводившихся реформ (Ki2 22, Ki2 23): после прочтения найденного в доме Господнем Закона Моисеева царь, народ и священники возобновили свои обязат-ва перед Богом, к-рые заключались в восстановлении культа, очищении его от элементов идолопоклонства, возрождении праздника Пасхи. Свидет-вом этого С. стала "Книга Завета" (возм., книга Второзаконие или ее часть, напр. Deu 12:1 - Deu 27:1); в) при ЕЗДРЕ (Neh 8:1 - Neh 10:1; Ezr 10:3): народ исповедал свои грехи и обязался вновь исполнять заповеди Закона Моисеева, прежде всего в отношении празднования субботы, уплаты десятины и отказа от смешанных браков. Завет был подписан князьями и священниками (Neh 9:38);
5) кр. того, особые заветы были заключены с Давидом (Sa2 7:1; ср. Isa 55:3; Jer 33:21.26), Финеесом (Num 25:11) и левитами (Mal 2:4.8). В основе завета с ДАВИДОМ лежит пророчество Нафана (Sa2 7). Из Psa 2:1 и Psa 109:1 становится очевидным, что этот завет - одно из важнейших мессианских обетований как ВЗ, так и НЗ.
V. ОСОБЕННОСТИ БОЖЬЕГО ЗАВЕТА
1) инициатива заключения завета исходит от Самого Бога. Только в упомянутых выше случаях обновления завета (причиной к-рого было покаяние) она отчасти принадлежит людям (см. Exo 34:1; Иисус Навин, Иосия и Ездра);
2) суть Божьего завета выражена в формуле, согл. к-рой Бог желает стать Богом Израиля, а Израиль должен стать Божьим народом (ср. Exo 19:5; Deu 26:17; Jer 7:23; Eze 11:20; Hos 2:23 и др.). Обязанности народа, вытекающие из завета, определены в Десяти Заповедях, в Книге Завета (Exo 20:1; Exo 24:7) и в других договорных записях (Jos 24:25; Neh 8:1). К числу наиб. важных заветов относятся соблюдение субботы и совершение обрезания. Бог в ответ обязуется множить народ Израиля и отдать ему во владение землю Ханаанскую. Обращает внимание то обстоят-во, что обязат-ва Бога менее конкретны, чем обязат-ва народа, во всяком случае, во времена пророков. Это связано с тем, что завет был актом Божьей милости, ответом на к-рую со стороны народа стало непослушание и отпадение. -> Закон;
3) завет Бога с Его народом имеет свою предысторию, ему предшествует Божье милостивое деяние. Народ вступает в завет с Богом не для того, чтобы ч.-л. получить, а потому, что он уже получил Божье благословение. Лишь спустя долгое время после избрания Богом израильтян Своим народом народ Израиля признал Его своим Богом. Вступление в Божий завет означает для людей установление отношений с Богом, в то время как Бог всегда имел связь с людьми. Завет является волеизъявлением Бога, обязующегося выполнять его по Своей доброй воле, а не на основании к.-л. условий, выдвинутых партнером по договору. Т.о., ключевые понятия Библии - Божья милость и Его верность завету (ср. Exo 34:6-9). Это, однако, не исключает Божьего суда. Но суд превращается в средство, призванное вернуть нарушившего обязат-ва "в узы завета" (Eze 20:37). Завет зиждется на верности Бога, преодолевающего людскую неверность судом и милостью. Бог - Господь Израиля потому, что Израиль должен стать Его народом, а не потому, что он уже является Его народом.
VI. НОВЫЙ ЗАВЕТ БОГА С ИЗРАИЛЕМ
Из книг пророков становится очевидно, что Божий завет менее всего может быть назван правовым С., в основе к-рого лежат формально-правовые отношения (Ис, особенно начиная с Isa 47; Иер; Иeз и Ос). Все пророки утверждают: завет постоянно нарушается народом, поэтому с правовой точки зрения его больше не существует (Isa 24:5; Jer 31:32; Eze 16:8.15; Hos 6:7 и т.д.). Они, однако, указывают на то, что Бог возобновляет завет с Израилем. Господь избирает Израиль (Isa 42:6), проявляет к нему милость (Isa 49:8), хранит его (Jer 33:20). Бог прощает Израилю грехи (Jer 31:34) - "ради имени Своего" (Jer 14:21) и при посредстве Своего Духа (Isa 59:21) - и отказывается от Своего права вершить правосудие. Осия проникновенно описывает милосердие Бога, заключающего с народом Израиля брачный С., в к-ром личные отношения важнее, чем формальное право (Hos 2:18). Таким образом, новый завет, о к-ром говорят Иеремия (Jer 31:31-34; Jer 32:40) и Иезекииль (Eze 11:19; Eze 34:23; Eze 36:25; Eze 37:26), не является правовым С. Это основанный только на милосердии акт избрания, по собств. воле совершаемый Богом по отношению к Его вероломному народу. Этот завет милости осуществится с пришествием Божественного Мессии, Чей прообраз заложен уже в личности Давида (-> Мессия). Следствие завета - мир Божий, вечный, как Его сущность и Его могущество (ср. Isa 55:3; Jer 32:40; Eze 16:60 и др.).
VII. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Употребление понятия "союз" в метафорич. значении встречается в Isa 28:15 (С. со смертью), Job 31:1 (завет с глазами) и в Jer 33:20 (завет с днем; в Синод. пер. - "завет о дне").
VIII. ИИСУС ХРИСТОС И НОВОМ ЗАВЕТЕ
Греч. слово диатеке ("завет") встречается в тексте НЗ 33 раза, в основном в цитатах из ВЗ и в других ссылках на него. Т.о., в основе новозаветного понятия "завет" лежит его ветхозаветная трактовка. Только в двух местах слово диатеке используется в значении -> "завещание" (Gal 3:15-17; Heb 9:15-20). Как и завещание, вступающее в силу только после смерти наследодателя, Божий завет стал действительным после смерти Иисуса Христа. Т.о., в НЗ различаются два завета, заключаемые по воле одного Бога, и поэтому оба действительные: новый завет представляет собой продолжение древнего (ветхого) (Gal 3:1; Co2 3). Христос является Основателем и Ходатаем нового завета и вместе с тем - Целью и Исполнением обетования и всего ветхого завета (Luk 22:20; Co1 11:25; Heb 9:15).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).