Библия-Центр
РУ
Поделиться

Вопрос о том, что говорит Библия об отношениях между поколениями, – один из наиболее часто задаваемых на нашем сайте. Ниже мы приводим основные, хотя, конечно, далеко не все библейские тексты, относящиеся к этой теме.

Высказывания Священного Писания об отношениях родителей и детей весьма многочисленны, так как это важная духовная и нравственная проблема в жизни людей. Каждая эпоха в рамках своей культуры вносит в ее решение что-то свое; Библия предлагает нам взгляд на эту проблему с духовной точки зрения. Самое важное, что говорит нам Слово Божье об этих отношениях, – то, что они всегда строятся перед лицом Божьим и для Творца далеко небезразлично, как мы поступаем по отношению к собственным родителям и детям.

Высказывания Священного Писания на эту тему можно условно разделить на четыре группы. Во-первых, отношения между родителями и детьми подробно рассматриваются в Пятикнижии, главным образом в рамках Моисеева законодательства. Первое же и одно из ключевых слов о семейных отношениях мы находим в самом начале Библии, в рассказе о сотворении человека. Устанавливая брак как норму семейной жизни, Господь говорит об определенной возрастной эмансипации детей от родителей, не отменяя нравственного содержания их отношений. Далее, в остальных книгах Пятикнижия, главным образом содержатся заповеди о почтении и уважении детей к родителям. Слова о почитании, включенные в Десять заповедей – основу основ библейской веры и нравственности, – не ограничены ни возрастом, ни собственным семейным положением человека; долг почитания родителей возводится здесь в обязанность не столько перед самими родителями, сколько перед Богом.

Одновременно закон вменяет родителям в обязанность заботиться в первую очередь о нравственном облике детей (Втор. 21:18слл). Хотя в некоторых текстах слышатся отголоски родового сознания древнего Ближнего Востока, объединявшего всех домочадцев под властью и нравственной ответственностью главы дома, тем не менее Слово Божье, заповедуя почитание родителей, ясно разделяет нравственную ответственность детей и родителей за свою жизнь (Втор. 24:16).

Особое внимание уделяет Закон запрету злословить родителей. Здесь, едва ли не впервые в религиозной истории, слово по своему духовному значению приравнивается к поступку.

Вторая группа высказываний об отношениях поколений содержится в учительных и, отчасти, исторических книгах Библии. Во многом повторяя сказанное в Законе, учительные книги Библии основное внимание уделяют обязанности родителей заботиться о духовном возрастании детей. Мудрость, означающая в учительных книгах жизнь по заповедям Божьим, послушание Богу и избегание греха, – вот главное, что родители должны передать детям. Учительные книги рассматривают праведность как труд, требующий и мудрости, и усилий воли. Поэтому научение мудрости, научение нравственным основам жизни, сопряжено здесь с необходимостью применения родительской власти. Потакание слабостям и порывам детей ведет, согласно мнению Иисуса, сына Сирахова, к губительным и для родителей, и для детей последствиям (Сир. 30:1слл). Вместе с тем учительные книги подчеркивают, что для того, чтобы передать детям опыт праведности, родители сами должны жить в соответствии с заповедями (Сир. 41:8слл). Кроме этого, учительные книги говорят о долге благодарности родителям за то, что они сделали для своих детей (Тов. 4:3-4, Сир. 7:29-30).

Небольшая по объему, третья группа текстов принадлежит пророческим книгам. Исключительное значение имеют здесь слова пророков Исайи и Иезекииля. Пророк Исайя сопоставляет отношение к земным отцу и матери, давшим жизнь человеку, с отношением к Самому Создателю. Из подобия этих отношений вытекает долг почитания и благодарности и Богу, и родителям. Одновременно и обязанность родителей уподобляется тому, что делает Бог в отношении сотворенных Им людей.

Пророк Иезекииль, опровергая от имени Всемогущего расхожие представления своего времени, возвещает личную ответственность каждого человека перед Богом. Ни праведность отца не спасет сына, ни грех отца не погубит сына; праведность сына не спасет отца, и грех сына не погубит отца. Бог, таким образом, строит отношения с каждым человеком особо. Одновременно эти слова Иезекииля подчеркивают, что несмотря на значительность взаимных обязанностей, духовная жизнь родителей и детей проходит достаточно обособленно, во всяком случае это касается взрослых детей. Поэтому отношения поколений могут порой приобретать конфликтный характер, как говорит пророк Михей (это слово будет впоследствии процитировано Иисусом Христом). Освобождение людей от греха в семейных отношениях пророки видят как результат спасительного действия Божьего, которое должно совершиться через Христа. Только Он может, по слову пророка Малахии, обратить сердца отцов к детям и сердца детей к отцам, то есть дать им возможность подлинного духовного единства перед лицом Божьим.

В целом для Ветхого завета характерно рассмотрение отношений между родителями и детями в религиозном контексте; эти отношения должны быть посвящены Богу и устроены достойно Его. Уже в древности эти представления входили в противоречие с небиблейским подходом к проблеме (2 Макк. 7:20слл).

Наконец, четвертая и последняя группа высказываний относится к Новому завету. В значительной степени новозаветные тексты повторяют, а порой и прямо цитируют важнейшие мысли, сформулированные в Ветхом завете. Однако для Нового завета проблема отношений между поколениями выглядит частным случаем отношений между людьми вообще; как и во всех других случаях, ученики Господа Иисуса Христа призваны любить ближних – в том числе и родных. Сам Господь, как подчеркивает Евангелие, подчинил Себя в детстве родительской власти Своей Пречистой Матери и названного отца Иосифа. В дальнейшем Господь не раз обращался к словам пророка Михея и подчеркивал, что отношения с Богом принципиально важны для устроения любых человеческих отношений. В силу этого они могут быть и причиной разделения между людьми, в том числе и родными. Господь называет учеников Своей семьей (Мф. 12:46слл), придавая родственным отношениям радикально духовный характер. Особое место среди слов Господа Иисуса Христа занимает притча о блудном сыне (Лк. 15:11-32), в которой Господь, как раньше пророк Исайя, говорит о подобии отношений с Богом и отношений с родителями. Примером любви и сострадания, соединяющих родителей и детей, на все времена стала скорбь Пресвятой Богородицы у подножия Креста.

Послания апостола Павла, в новом контексте повторяют заповедь о почитании родителей как призыв к любви. Апостол подчеркивает, что дети и родители призваны к любви и обязанности их друг перед другом взаимны. Говоря о почитании родителей, апостол добавляет также слова о том, что и родителям следует уважать детей.

Тексты к теме:

Второзаконие   гл.  21,  ст. 18
18 Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их —
Второзаконие   гл.  24,  ст. 16
16 Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление.
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова   гл.  30,  ст. 1
Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им.
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова   гл.  41,  ст. 8
Дети грешников бывают дети отвратительные и общаются с нечестивыми.
Книга Товита   гл.  4,  ст. 3-4
И, призвав его, сказал: сын мой! когда я умру, похорони меня и не покидай матери своей; почитай ее во все дни жизни твоей, делай угодное ей и не причиняй ей огорчения. 4 Помни, сын мой, что она много имела скорбей из-за тебя еще во время чревоношения. Когда она умрет, похорони ее подле меня в одном гробе.
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова   гл.  7,  ст. 29-30
29 Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей.
30 Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе?
Вторая книга Маккавейская   гл.  7,  ст. 20
20 Наиболее же достойна удивления и славной памяти мать, которая, видя, как семь ее сыновей умерщвлены в течение одного дня, благодушно переносила это в надежде на Господа.
Евангелие от Матфея   гл.  12,  ст. 46
46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
Евангелие от Луки   гл.  15,  ст. 11-32
11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 12 и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. 13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 17 Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». 20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 21 Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». 22 А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26 и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» 27 Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». 28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. 29 Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». 31 Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Бытие   гл.  2,  ст. 24
вот, это кость от костей моих
    и плоть от плоти моей;
 она будет называться женою,
    ибо взята от мужа (своего).
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть.
Исход   гл.  20,  ст. 12
12 Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Исход   гл.  21,  ст. 15
15 Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
Исход   гл.  21,  ст. 17
17 Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
Левит   гл.  18,  ст. 7-14
Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее. 8 Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего. 9 Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их. 10 Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота. 11 Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя [по отцу], не открывай наготы ее. 12 Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему. 13 Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей. 14 Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя.
Левит   гл.  19,  ст. 3
Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш.
Левит   гл.  20,  ст. 9
Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем.
Второзаконие   гл.  5,  ст. 16
16 Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Второзаконие   гл.  21,  ст. 18-21
18 Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их — 19 то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания 20 и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; 21 тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся.
Второзаконие   гл.  24,  ст. 16
16 Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление.
Второзаконие   гл.  27,  ст. 16
16 «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!» И весь народ скажет: «аминь».
Книга Товита   гл.  4,  ст. 3-4
И, призвав его, сказал: сын мой! когда я умру, похорони меня и не покидай матери своей; почитай ее во все дни жизни твоей, делай угодное ей и не причиняй ей огорчения. 4 Помни, сын мой, что она много имела скорбей из-за тебя еще во время чревоношения. Когда она умрет, похорони ее подле меня в одном гробе.
Книга Притчей Соломоновых   гл.  1,  ст. 8-9
Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,
потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.
Книга Притчей Соломоновых   гл.  4,  ст. 1-10
Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму,
потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.
Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей,
и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.
Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.
Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.
Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
10 Слушай, сын мой, и прими слова мои,- и умножатся тебе лета жизни.
Книга Притчей Соломоновых   гл.  6,  ст. 20-23
20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
23 ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни,
Книга Притчей Соломоновых   гл.  10,  ст. 1
Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери.
Книга Притчей Соломоновых   гл.  13,  ст. 1
Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.
Книга Притчей Соломоновых   гл.  13,  ст. 25
25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
Книга Притчей Соломоновых   гл.  15,  ст. 5
Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен. [В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из земли.]
Книга Притчей Соломоновых   гл.  15,  ст. 20
20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
Книга Притчей Соломоновых   гл.  17,  ст. 6
Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола.]
Книга Притчей Соломоновых   гл.  17,  ст. 21
21 Родил кто глупого,- себе на горе, и отец глупого не порадуется.
Книга Притчей Соломоновых   гл.  17,  ст. 25
25 Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей.
Книга Притчей Соломоновых   гл.  19,  ст. 26
26 Разоряющий отца и выгоняющий мать - сын срамной и бесчестный.
Книга Притчей Соломоновых   гл.  20,  ст. 20-21
20 Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
21 Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии.
Книга Притчей Соломоновых   гл.  23,  ст. 22-25
22 Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.
23 Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.
24 Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем.
25 Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.
Книга Притчей Соломоновых   гл.  28,  ст. 7
Хранящий закон - сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего.
Книга Притчей Соломоновых   гл.  28,  ст. 24
24 Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: "это не грех", тот - сообщник грабителям.
Книга Притчей Соломоновых   гл.  29,  ст. 3
Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение.
Книга Притчей Соломоновых   гл.  29,  ст. 15
15 Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.
Книга Притчей Соломоновых   гл.  30,  ст. 17
17 Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова   гл.  3,  ст. 1-16
Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись,
ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями.
Почитающий отца очистится от грехов,
и уважающий мать свою - как приобретающий сокровища.
Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан.
Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою.
Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его.
Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них,
ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания.
10 Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца.
11 Слава человека - от чести отца его, и позор детям - мать в бесславии.
12 Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его.
13 Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей,
14 ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится.
15 В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои.
16 Оставляющий отца - то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою.
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова   гл.  7,  ст. 25-27
25 Есть у тебя сыновья? учи их и с юности нагибай шею их.
26 Есть у тебя дочери? имей попечение о теле их и не показывай им веселого лица твоего.
27 Выдай дочь в замужество, и сделаешь великое дело, и подари ее мужу разумному.
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова   гл.  7,  ст. 29-30
29 Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей.
30 Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе?
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова   гл.  22,  ст. 3-5
Стыд отцу рождение невоспитанного сына, дочь же невоспитанная рождается на унижение.
Разумная дочь приобретет себе мужа, а бесстыдная - печаль родившему.
Наглая позорит отца и мужа, и у обоих будет в презрении.
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова   гл.  30,  ст. 1-13
Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им.
Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых будет хвалиться им.
Кто учит своего сына, тот возбуждает зависть во враге, а пред друзьями будет радоваться о нем.
Умер отец его - и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе;
при жизни своей он смотрел на него и утешался, и при смерти своей не опечалился;
для врагов он оставил в нем мстителя, а для друзей - воздающего благодарность.
Поблажающий сыну будет перевязывать раны его, и при всяком крике его будет тревожиться сердце его.
Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким.
Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя.
10 Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими.
11 Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его.
12 Нагибай выю его в юности и сокрушай рёбра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе.
13 Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его.
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова   гл.  33,  ст. 18-24
18 Послушайте меня, князья народа, и внимайте, начальники собрания:
19 ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобою при жизни твоей;
20 и не отдавай другому имения твоего, чтобы, раскаявшись, не умолять о нем.
21 Доколе ты жив и дыхание в тебе, не заменяй себя никем;
22 ибо лучше, чтобы дети просили тебя, нежели тебе смотреть в руки сыновей твоих.
23 Во всех делах твоих будь главным, и не клади пятна на честь твою.
24 При скончании дней жизни твоей и при смерти передай наследство.
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова   гл.  41,  ст. 8-10
Дети грешников бывают дети отвратительные и общаются с нечестивыми.
Наследие детей грешников погибнет, и вместе с племенем их будет распространяться бесславие.
10 Нечестивого отца будут укорять дети, потому что за него они терпят бесславие.
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова   гл.  41,  ст. 21
21 Стыдитесь пред отцом и матерью блуда, пред начальником и властелином - лжи;
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова   гл.  42,  ст. 9-11
Дочь для отца - тайная постоянная забота, и попечение о ней отгоняет сон: в юности ее - как бы не отцвела, а в замужестве - как бы не опротивела;
10 в девстве - как бы не осквернилась и не сделалась беременною в отцовском доме, в замужестве - чтобы не нарушила супружеской верности и в сожительстве с мужем не осталась бесплодною.
11 Над бесстыдною дочерью усиль надзор, чтобы она не сделала тебя посмешищем для врагов, притчею в городе и упреком в народе и не осрамила тебя пред обществом.
Книга пророка Исаии   гл.  45,  ст. 9-10
Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело скажет ли о тебе: "у него нет рук?"
10 Горе тому, кто говорит отцу: "зачем ты произвел меня на свет?", а матери: "зачем ты родила меня?"
Книга пророка Иезекииля   гл.  18,  ст. 1-22
И было ко мне слово Господне:
зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"?
Живу Я! говорит Господь Бог,- не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле.
Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет.
Если кто праведен и творит суд и правду,
на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается,
никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою,
в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный,
поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог.
10 Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает что-нибудь из всего того,
11 чего он сам не делал совсем, и на горах ест жертвенное, и жену ближнего своего оскверняет,
12 бедного и нищего притесняет, насильно отнимает, залога не возвращает, и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость,
13 в рост дает, и берет лихву; то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем.
14 Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им:
15 на горах жертвенного не ест, к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет,
16 и человека не притесняет, залога не берет, и насильно не отнимает, хлеб свой дает голодному, и нагого покрывает одеждою,
17 от обиды бедному удерживает руку свою, роста и лихвы не берет, исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим,- то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив.
18 А отец его, так как он жестоко притеснял, грабил брата и недоброе делал среди народа своего, вот, он умрет за свое беззаконие.
19 Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.
20 Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.
21 И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет.
22 Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет.
Книга пророка Михея   гл.  7,  ст. 2-6
Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть.
Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело.
Лучший из них - как терн, и справедливый - хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение.
Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих.
Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его.
Книга пророка Малахии   гл.  3,  ст. 1
Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.
Книга пророка Малахии   гл.  4,  ст. 6
И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием
Вторая книга Маккавейская   гл.  7,  ст. 20-41
20 Наиболее же достойна удивления и славной памяти мать, которая, видя, как семь ее сыновей умерщвлены в течение одного дня, благодушно переносила это в надежде на Господа.
21 Исполненная доблестных чувств и укрепляя женское рассуждение мужеским духом, она поощряла каждого из них на отечественном языке и говорила им:
22 я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого.
23 Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы.
24 Антиох же, думая, что его презирают, и принимая эту речь за поругание себе, убеждал самого младшего, который еще оставался, не только словами, но и клятвенными уверениями, что и обогатит и осчастливит его, если он отступит от отеческих законов, что будет иметь его другом и вверит ему почетные должности.
25 Но как юноша нисколько не внимал, то царь, призвав мать, убеждал ее посоветовать сыну сберечь себя.
26 После многих его убеждений она согласилась уговаривать сына.
27 Наклонившись же к нему и посмеиваясь жестокому мучителю, она так говорила на отечественном языке: сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя.
28 Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий.
29 Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими.
30 Когда она еще продолжала говорить, юноша сказал: чего вы ожидаете? Я не слушаю повеления царя, а повинуюсь повелению закона, данного отцам нашим чрез Моисея.
31 Ты же, изобретатель всех зол для Евреев, не избегнешь рук Божиих.
32 Мы страдаем за свои грехи.
33 Если для вразумления и наказания нашего живый Господь и прогневался на нас на малое время, то Он опять умилостивится над рабами Своими;
34 ты же, нечестивый и преступнейший из всех людей, не возносись напрасно, надмеваясь ложными надеждами, что ты воздвигнешь руку на рабов Его,
35 ибо ты не ушел еще от суда всемогущего и всевидящего Бога.
36 Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию получили жизнь вечную, а ты по суду Божию понесешь праведное наказание за превозношение.
37 Я же, как и братья мои, предаю и душу и тело за отеческие законы, призывая Бога, чтобы Он скоро умилосердился над народом, и чтобы ты с муками и карами исповедал, что Он един есть Бог,
38 и чтобы на мне и на братьях моих окончился гнев Всемогущего, праведно постигший весь род наш.
39 Тогда разгневанный царь поступил с ним еще жесточе, нежели с прочими, негодуя на посмеяние.
40 Так и этот кончил жизнь чистым, всецело положившись на Господа.
41 После сыновей скончалась и мать.
Евангелие от Матфея   гл.  10,  ст. 21-22
21 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
Евангелие от Матфея   гл.  10,  ст. 32-37
32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить
человека с отцом его,
и дочь с матерью ее,
и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку — домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
Евангелие от Матфея   гл.  12,  ст. 46-50
46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. 47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. 48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? 49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; 50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Евангелие от Матфея   гл.  15,  ст. 3-6
Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? 4 Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет». 5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», 6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
Евангелие от Матфея   гл.  19,  ст. 4-6
Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? 5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Евангелие от Матфея   гл.  19,  ст. 16-19
16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. 18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Евангелие от Матфея   гл.  19,  ст. 29
29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зéмли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
Евангелие от Марка   гл.  3,  ст. 31-35
31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома , послали к Нему звать Его. 32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. 33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? 34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; 35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Евангелие от Марка   гл.  7,  ст. 9-13
И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? 10 Ибо Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет». 11 А вы говорите: «кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», 12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, 13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
Евангелие от Марка   гл.  10,  ст. 6-9
В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. 7 Посему оставит человек отца своего и мать 8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. 9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Евангелие от Марка   гл.  10,  ст. 18-19
18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. 19 Знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не обижай», «почитай отца твоего и мать».
Евангелие от Марка   гл.  10,  ст. 29-30
29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зéмли, ради Меня и Евангелия, 30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
Евангелие от Луки   гл.  2,  ст. 51
51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
Евангелие от Луки   гл.  8,  ст. 19-21
19 И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. 20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. 21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.
Евангелие от Луки   гл.  14,  ст. 26-27
26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; 27 и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.
Евангелие от Луки   гл.  15,  ст. 11-32
11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 12 и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. 13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 17 Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». 20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 21 Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». 22 А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26 и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» 27 Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». 28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. 29 Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». 31 Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Евангелие от Луки   гл.  18,  ст. 18-20
18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; 20 знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца твоего и матерь твою».
Евангелие от Луки   гл.  18,  ст. 29-30
29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, 30 и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
Евангелие от Луки   гл.  21,  ст. 16-17
16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое,
Евангелие от Иоанна   гл.  19,  ст. 25-27
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. 26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жèно! се, сын Твой. 27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Второе Послание к Коринфянам   гл.  12,  ст. 14
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
Послание к Галатам   гл.  4,  ст. 1-2
Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: 2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
Послание к Ефесянам   гл.  6,  ст. 1-4
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. 2 «Почитай отца твоего и мать», это первая заповедь с обетованием: 3 «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». 4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
Послание к Колоссянам   гл.  3,  ст. 20-21
20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. 21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
Первое Послание к Тимофею   гл.  1,  ст. 9
зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
Первое Послание к Тимофею   гл.  5,  ст. 4
Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
Второе Послание к Тимофею   гл.  3,  ст. 1-2
Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. 2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
Послание к Евреям   гл.  12,  ст. 6-9
Ибо Господь, кого любит, того наказывает;
бьет же всякого сына, которого принимает».
7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? 8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны. 9 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).