Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ам 2:1-16

Поделиться
Так говорит Господь:
за три преступления Моава
  и за четыре не пощажу его,
потому что он пережег кости царя Едомского
  в известь.
И пошлю огонь на Моава,
  и пожрет чертоги Кериофа,
и погибнет Моав среди разгрома
  с шумом, при звуке трубы.
Истреблю судью из среды его
  и умерщвлю всех князей его вместе с ним,
              говорит Господь.
Так говорит Господь:
за три преступления Иуды
  и за четыре не пощажу его,
потому что отвергли закон Господень
  и постановлений Его не сохранили,
и идолы их, вслед которых ходили отцы их,
  совратили их с пути.
И пошлю огонь на Иуду,
  и пожрет чертоги Иерусалима.
Так говорит Господь:
за три преступления Израиля
  и за четыре не пощажу его,
потому что продают правого за серебро
  и бедного — за пару сандалий.
Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных,
  и путь кротких извращают;
даже отец и сын ходят к одной женщине,
  чтобы бесславить святое имя Мое.
На одеждах, взятых в залог,
  возлежат при всяком жертвеннике,
и вино, взыскиваемое с обвиненных,
  пьют в доме богов своих.
А Я истребил перед лицем их Аморрея,
  которого высота была как высота кедра
  и который был крепок как дуб;
Я истребил плод его вверху
  и корни его внизу.
10 
Вас же Я вывел из земли Египетской
  и водил вас в пустыне сорок лет,
  чтобы вам наследовать землю Аморрейскую.
11 
Из сыновей ваших Я избирал в пророки
  и из юношей ваших — в назореи;
  не так ли это, сыны Израиля?
              говорит Господь.
12 
А вы назореев поили вином
  и пророкам приказывали,
  говоря: "не пророчествуйте".
13 
Вот, Я придавлю вас,
  как давит колесница, нагруженная снопами —
14 
и у проворного не станет силы бежать,
  и крепкий не удержит крепости своей,
  и храбрый не спасет своей жизни,
15 
ни стреляющий из лука не устоит,
  ни скороход не убежит,
  ни сидящий на коне не спасет своей жизни.
16 
И самый отважный из храбрых
  убежит нагой в тот день,
              говорит Господь.
Свернуть

Хронологически пророк Амос — самый ранний из всех авторов пророческих книг Библии, и его пророчества как бы «задают тон» всем последующим пророкам. За предстоящую неделю мы прочитаем не всю его книгу, но значительную ее часть, достаточную для того, чтобы увидеть основные ее темы.

Начинается пророчество с обличения современных пророку народов в их грехах. Показательно, что языческие народы осуждаются не за то, что они не знают Единого Бога и не исполняют Его закон, а за проявленную ими бесчеловечность по отношению к их врагам.

Но Иудея и Израиль (народ Божий к этому времени разделился на два царства: южное — Иудея и северное — Израиль) осуждаются как раз за нарушение Закона, причем Иудея за вину против первых заповедей, говорящих о правильных отношениях с Богом, а Израиль — за вину против второй половины заповедей, об отношениях между людьми. Неизбежным следствием греха будет страшная катастрофа, о чем и предупреждает Амос. Заметим при этом, что исторически падение южного царства произойдет более чем на век позже, чем падение северного царства — как будто Бог терпит, когда люди грешат против Него, но Его терпение заканчивается, когда люди начинают своими грехами истреблять друг друга.

Другие мысли вслух

 
На Ам 2:1-16
Так говорит Господь:
за три преступления Моава
  и за четыре не пощажу его,
потому что он пережег кости царя Едомского
  в известь.
И пошлю огонь на Моава,
  и пожрет чертоги Кериофа,
и погибнет Моав среди разгрома
  с шумом, при звуке трубы.
Истреблю судью из среды его
  и умерщвлю всех князей его вместе с ним,
              говорит Господь.
Так говорит Господь:
за три преступления Иуды
  и за четыре не пощажу его,
потому что отвергли закон Господень
  и постановлений Его не сохранили,
и идолы их, вслед которых ходили отцы их,
  совратили их с пути.
И пошлю огонь на Иуду,
  и пожрет чертоги Иерусалима.
Так говорит Господь:
за три преступления Израиля
  и за четыре не пощажу его,
потому что продают правого за серебро
  и бедного — за пару сандалий.
Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных,
  и путь кротких извращают;
даже отец и сын ходят к одной женщине,
  чтобы бесславить святое имя Мое.
На одеждах, взятых в залог,
  возлежат при всяком жертвеннике,
и вино, взыскиваемое с обвиненных,
  пьют в доме богов своих.
А Я истребил перед лицем их Аморрея,
  которого высота была как высота кедра
  и который был крепок как дуб;
Я истребил плод его вверху
  и корни его внизу.
10 
Вас же Я вывел из земли Египетской
  и водил вас в пустыне сорок лет,
  чтобы вам наследовать землю Аморрейскую.
11 
Из сыновей ваших Я избирал в пророки
  и из юношей ваших — в назореи;
  не так ли это, сыны Израиля?
              говорит Господь.
12 
А вы назореев поили вином
  и пророкам приказывали,
  говоря: "не пророчествуйте".
13 
Вот, Я придавлю вас,
  как давит колесница, нагруженная снопами —
14 
и у проворного не станет силы бежать,
  и крепкий не удержит крепости своей,
  и храбрый не спасет своей жизни,
15 
ни стреляющий из лука не устоит,
  ни скороход не убежит,
  ни сидящий на коне не спасет своей жизни.
16 
И самый отважный из храбрых
  убежит нагой в тот день,
              говорит Господь.
Свернуть
Историки религии нередко сравнивали пророков с реформаторами и даже с революционерами. Иногда при чтении...  Читать далее

Историки религии нередко сравнивали пророков с реформаторами и даже с революционерами. Иногда при чтении отрывков, подобных сегодняшнему, действительно может показаться, что перед нами проповедь не человека Божия, а самого настоящего обличителя-бунтаря. И всё же это не так. Ведь любая социальная реформа и любая революция всегда начинается с желания изменить прежний, устоявшийся уклад жизни, экономический, политический, социальный. А рождается это желание оттого, что реформаторам или революционерам кажется, будто человек и в самом деле способен заменить прежний, несовершенный порядок на новый, который им кажется или совершенным, или, по крайней мере, лучшим прежнего.

Но пророк вовсе не считает, что целью социальной активности должна быть некая реформа или создание лучшего общества. Он говорит лишь об одном: о нарушении данной Богом Торы (Закона) (ст. 4). Собственно, возвращение к нормам жизни, соответствующим Торе, и составляет единственный пункт программы реформ, предложенной пророком.

На первый взгляд, такой подход сужает и свободу действий реформатора, и круг поставленных им задач. Но ведь ни один пророк никогда и не ставил себе целью установление в обществе социальной гармонии. Следование заповедям для Амоса важно прежде всего потому, что их нарушение разрушает отношения человека с Богом. И это не только личное дело отдельных людей. Ведь если таких людей становится много, они начинают мешать и тем, кто хочет и готов жить нормальной, полноценной духовной жизнью (ст. 11–12). А тогда расплата неизбежна (ст. 13–16). И дело не в том, что Бог кому-то за что-то мстит. Просто Ему важно не общество и не народ, Ему важен конкретный человек, с которым у Него складываются конкретные и всякий раз совершенно уникальные отношения. А общество может или способствовать этому, или, наоборот, мешать. И если оно начинает мешать, в глазах Божиих оно утрачивает всякую ценность. А тогда катастрофа становится неизбежной.

Свернуть
 
На Ам 2:1-16
Так говорит Господь:
за три преступления Моава
  и за четыре не пощажу его,
потому что он пережег кости царя Едомского
  в известь.
И пошлю огонь на Моава,
  и пожрет чертоги Кериофа,
и погибнет Моав среди разгрома
  с шумом, при звуке трубы.
Истреблю судью из среды его
  и умерщвлю всех князей его вместе с ним,
              говорит Господь.
Так говорит Господь:
за три преступления Иуды
  и за четыре не пощажу его,
потому что отвергли закон Господень
  и постановлений Его не сохранили,
и идолы их, вслед которых ходили отцы их,
  совратили их с пути.
И пошлю огонь на Иуду,
  и пожрет чертоги Иерусалима.
Так говорит Господь:
за три преступления Израиля
  и за четыре не пощажу его,
потому что продают правого за серебро
  и бедного — за пару сандалий.
Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных,
  и путь кротких извращают;
даже отец и сын ходят к одной женщине,
  чтобы бесславить святое имя Мое.
На одеждах, взятых в залог,
  возлежат при всяком жертвеннике,
и вино, взыскиваемое с обвиненных,
  пьют в доме богов своих.
А Я истребил перед лицем их Аморрея,
  которого высота была как высота кедра
  и который был крепок как дуб;
Я истребил плод его вверху
  и корни его внизу.
10 
Вас же Я вывел из земли Египетской
  и водил вас в пустыне сорок лет,
  чтобы вам наследовать землю Аморрейскую.
11 
Из сыновей ваших Я избирал в пророки
  и из юношей ваших — в назореи;
  не так ли это, сыны Израиля?
              говорит Господь.
12 
А вы назореев поили вином
  и пророкам приказывали,
  говоря: "не пророчествуйте".
13 
Вот, Я придавлю вас,
  как давит колесница, нагруженная снопами —
14 
и у проворного не станет силы бежать,
  и крепкий не удержит крепости своей,
  и храбрый не спасет своей жизни,
15 
ни стреляющий из лука не устоит,
  ни скороход не убежит,
  ни сидящий на коне не спасет своей жизни.
16 
И самый отважный из храбрых
  убежит нагой в тот день,
              говорит Господь.
Свернуть
Хронологически пророк Амос — самый ранний из всех авторов пророческих книг Библии, и его пророчества как бы...  Читать далее

Хронологически пророк Амос — самый ранний из всех авторов пророческих книг Библии, и его пророчества как бы «задают тон» всем последующим пророкам. За предстоящую неделю мы прочитаем не всю его книгу, но значительную ее часть, достаточную для того, чтобы увидеть основные ее темы.

Начинается пророчество с обличения современных пророку народов в их грехах. Показательно, что языческие народы осуждаются не за то, что они не знают Единого Бога и не исполняют Его закон, а за проявленную ими бесчеловечность по отношению к их врагам.

Но Иудея и Израиль (народ Божий к этому времени разделился на два царства: южное — Иудея и северное — Израиль) осуждаются как раз за нарушение Закона, причем Иудея за вину против первых заповедей, говорящих о правильных отношениях с Богом, а Израиль — за вину против второй половины заповедей, об отношениях между людьми. Неизбежным следствием греха будет страшная катастрофа, о чем и предупреждает Амос. Заметим при этом, что исторически падение южного царства произойдет более чем на век позже, чем падение северного царства — как будто Бог терпит, когда люди грешат против Него, но Его терпение заканчивается, когда люди начинают своими грехами истреблять друг друга.

Свернуть
 
На Ам 2:6-10
Так говорит Господь:
за три преступления Израиля
  и за четыре не пощажу его,
потому что продают правого за серебро
  и бедного — за пару сандалий.
Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных,
  и путь кротких извращают;
даже отец и сын ходят к одной женщине,
  чтобы бесславить святое имя Мое.
На одеждах, взятых в залог,
  возлежат при всяком жертвеннике,
и вино, взыскиваемое с обвиненных,
  пьют в доме богов своих.
А Я истребил перед лицем их Аморрея,
  которого высота была как высота кедра
  и который был крепок как дуб;
Я истребил плод его вверху
  и корни его внизу.
10 
Вас же Я вывел из земли Египетской
  и водил вас в пустыне сорок лет,
  чтобы вам наследовать землю Аморрейскую.
Свернуть
О чём сегодняшнее ветхозаветное чтение? О злом Боге?  Читать далее

О чём сегодняшнее ветхозаветное чтение? О злом Боге? Или о том, что Он не может бесконечно защищать Свой народ от последствий его (народа) действий? А как это похоже на нас. Мы делаем всё, что нам удобно. Мы упорно нарушаем Его заповеди. А потом мы садимся и говорим: «Ну почему, почему Он мне не помогает?!» Давайте задумаемся — а мы оставляем Ему место в нашей жизни? И если нет — то где Ему действовать?

Свернуть
 
На Ам 1:1-2:16
1 Слова Амоса, одного из пастухов Фекойских, которые он слышал в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года перед землетрясением. 2 И сказал он:
Господь возгремит с Сиона
  и даст глас Свой из Иерусалима,
и восплачут хижины пастухов,
  и иссохнет вершина Кармила.
Так говорит Господь:
за три преступления Дамаска
  и за четыре не пощажу его,
потому что они молотили Галаад
  железными молотилами.
И пошлю огонь на дом Азаила,
  и пожрет он чертоги Венадада.
И сокрушу затворы Дамаска,
  и истреблю жителей долины Авен
и держащего скипетр — из дома Еденова,
  и пойдет народ Арамейский в плен в Кир,
              говорит Господь.
Так говорит Господь:
за три преступления Газы
  и за четыре не пощажу ее,
потому что они вывели всех в плен,
  чтобы предать их Едому.
И пошлю огонь в стены Газы —
  и пожрет чертоги ее.
И истреблю жителей Азота
  и держащего скипетр в Аскалоне,
и обращу руку Мою на Екрон,
  и погибнет остаток Филистимлян,
              говорит Господь Бог.
Так говорит Господь:
за три преступления Тира
  и за четыре не пощажу его,
потому что они передали всех пленных Едому
  и не вспомнили братского союза.
10 
Пошлю огонь в стены Тира,
  и пожрет чертоги его.
11 
Так говорит Господь:
за три преступления Едома
  и за четыре не пощажу его,
потому что он преследовал брата своего мечом,
  подавил чувства родства,
свирепствовал постоянно во гневе своем
  и всегда сохранял ярость свою.
12 
И пошлю огонь на Феман,
  и пожрет чертоги Восора.
13 
Так говорит Господь:
за три преступления сынов Аммоновых
  и за четыре не пощажу их,
потому что они рассекали беременных в Галааде,
  чтобы расширить пределы свои.
14 
И запалю огонь в стенах Раввы,
  и пожрет чертоги ее,
среди крика в день брани,
  с вихрем в день бури.
15 
И пойдет царь их в плен,
  он и князья его вместе с ним,
              говорит Господь.
Так говорит Господь:
за три преступления Моава
  и за четыре не пощажу его,
потому что он пережег кости царя Едомского
  в известь.
И пошлю огонь на Моава,
  и пожрет чертоги Кериофа,
и погибнет Моав среди разгрома
  с шумом, при звуке трубы.
Истреблю судью из среды его
  и умерщвлю всех князей его вместе с ним,
              говорит Господь.
Так говорит Господь:
за три преступления Иуды
  и за четыре не пощажу его,
потому что отвергли закон Господень
  и постановлений Его не сохранили,
и идолы их, вслед которых ходили отцы их,
  совратили их с пути.
И пошлю огонь на Иуду,
  и пожрет чертоги Иерусалима.
Так говорит Господь:
за три преступления Израиля
  и за четыре не пощажу его,
потому что продают правого за серебро
  и бедного — за пару сандалий.
Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных,
  и путь кротких извращают;
даже отец и сын ходят к одной женщине,
  чтобы бесславить святое имя Мое.
На одеждах, взятых в залог,
  возлежат при всяком жертвеннике,
и вино, взыскиваемое с обвиненных,
  пьют в доме богов своих.
А Я истребил перед лицем их Аморрея,
  которого высота была как высота кедра
  и который был крепок как дуб;
Я истребил плод его вверху
  и корни его внизу.
10 
Вас же Я вывел из земли Египетской
  и водил вас в пустыне сорок лет,
  чтобы вам наследовать землю Аморрейскую.
11 
Из сыновей ваших Я избирал в пророки
  и из юношей ваших — в назореи;
  не так ли это, сыны Израиля?
              говорит Господь.
12 
А вы назореев поили вином
  и пророкам приказывали,
  говоря: "не пророчествуйте".
13 
Вот, Я придавлю вас,
  как давит колесница, нагруженная снопами —
14 
и у проворного не станет силы бежать,
  и крепкий не удержит крепости своей,
  и храбрый не спасет своей жизни,
15 
ни стреляющий из лука не устоит,
  ни скороход не убежит,
  ни сидящий на коне не спасет своей жизни.
16 
И самый отважный из храбрых
  убежит нагой в тот день,
              говорит Господь.
Свернуть
День бедствия, о котором пророк говорит, как о наказании Божием, оказывается чем-то действительно страшным, если даже храбрейшие из храбрых в этот день «убегают нагишом», как последние трусы. Что же из названного Амосом могло так напугать жителей Иудеи или Израильского царства?...  Читать далее

День бедствия, о котором пророк говорит, как о наказании Божием, оказывается чем-то действительно страшным, если даже храбрейшие из храбрых в этот день «убегают нагишом», как последние трусы. Что же из названного Амосом могло так напугать жителей Иудеи или Израильского царства? Конечно, война или эпидемия страшны всегда и всем. Но во все времена находились люди, которые сохраняли мужество даже в критической ситуации, какой бы тяжёлой она ни была. Как видно, говоря о храбрецах, на глазах превращающихся в трусов, пророк имеет в виду не просто какие-то грозящие этим храбрецам страшные опасности. Однако ситуация станет понятнее, если вспомнить, что вопрос о мужестве и трусости — вопрос духовный, что мужество само по себе является духовным состоянием, следствием сделанного в конкретной ситуации вполне определённого выбора и решимости следовать этому выбору несмотря ни на что.

Конечно, если исходить из того, что обрушивающиеся на народ вследствие нарушения данной Богом заповеди бедствия и катастрофы суть именно посланные Богом наказания, ситуация всё равно останется понятной лишь отчасти: ведь и наказание мужественный человек в состоянии принимать стойко, тем более, если он понимает, что его заслужил. Но так ли это? И нужно ли Богу наказывать человека за грех и отступничество, так сказать, собственноручно? Ведь духовная жизнь — прежде всего отношения, отношения с Богом и с ближними. А что если человек отношения с Богом разрывает, нарушая данные Им заповеди?

Тогда, очевидно, на него обрушатся все последствия такого разрыва. И так же точно они могут обрушиться на народ, если отношения с Богом разорвёт весь народ, изменив однажды заключённому союзу-завету. Вот тут-то мужество действительно может покинуть даже самых отважных: ведь оно возможно лишь при нормальной духовной жизни, в случае полноценных отношений с Богом. А в ситуации, когда отношения с Богом разорваны или сведены к минимуму, ни о каком мужестве говорить не приходится. И тогда даже герои из героев вполне могут действительно, как последние трусы, убежать от опасности, которая в другом духовном состоянии вовсе не показалась бы им столь ужасной.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).