Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ос 11:1-12

Поделиться
На заре погибнет царь Израилев!
  Когда Израиль был юн, Я любил его
  и из Египта вызвал сына Моего.
Звали их, а они уходили
  прочь от лица их:
приносили жертву Ваалам
  и кадили истуканам.
Я Сам приучал Ефрема ходить,
  носил его на руках Своих,
  а они не сознавали, что Я врачевал их.
Узами человеческими влек Я их,
  узами любви,
и был для них как бы
  поднимающий ярмо с челюстей их,
  и ласково подкладывал пищу им.
Не возвратится он в Египет,
  но Ассур — он будет царем его,
  потому что они не захотели обратиться ко Мне.
И падет меч на города его,
  и истребит затворы его,
  и пожрет их за умыслы их.
Народ Мой закоснел в отпадении от Меня,
  и хотя призывают его к горнему,
  он не возвышается единодушно.
Как поступлю с тобою, Ефрем?
  как предам тебя, Израиль?
Поступлю ли с тобою, как с Адамою,
  сделаю ли тебе, что Севоиму?
Повернулось во Мне сердце Мое,
  возгорелась вся жалость Моя!
Не сделаю по ярости гнева Моего,
  не истреблю Ефрема,
ибо Я Бог, а не человек;
  среди тебя — Святый;
  Я не войду в город.
10 
Вслед Господа пойдут они;
  как лев, Он даст глас Свой,
даст глас Свой,
  и встрепенутся к Нему сыны с запада,
11 
встрепенутся из Египта, как птицы,
  и из земли Ассирийской, как голуби,
  и вселю их в домы их, говорит Господь.
12 
Окружил Меня Ефрем ложью
  и дом Израилев лукавством;
Иуда держался еще Бога
  и верен был со святыми.
Свернуть

Вся греховность, вся неверность Израиля не отменяют любви и верности Божьей. Это для людей характерно мстить за преступления, да еще вдобавок не всегда соблюдая меру возмездия. Но Бог — не человек. Его пути — не наши пути. Он не приходит, чтобы нас истребить, Он посылает в этот мир Своего Сына, Младенца, чтобы на кресте истребился наш грех, чтобы наше сердце повернулось от ожесточения к милости, ибо именно так поступает наш Бог (ст. 8).

Другие мысли вслух

 
На Ос 11:9
Не сделаю по ярости гнева Моего,
  не истреблю Ефрема,
ибо Я Бог, а не человек;
  среди тебя — Святый;
  Я не войду в город.
Свернуть
Чем отличается реакция Бога от реакции человека? Прежде всего, наверное, как раз именно тем, что, действуя в конкретной, человеческой греховностью обусловленной, ситуации, Он никогда не принимает спонтанных решений...  Читать далее

Чем отличается реакция Бога от реакции человека? Прежде всего, наверное, как раз именно тем, что, действуя в конкретной, человеческой греховностью обусловленной, ситуации, Он никогда не принимает спонтанных решений. Конечно, читать о ярости Бога человеку, настроенному сугубо спиритуалистически, наверняка несколько странно.

В самом деле: неужели Богу свойственны все человеческие эмоции? Но всё же, наверное, не стоит забывать, что за человеческими эмоциями часто стоит вполне конкретное отношение к тому или иному человеку или событию, конкретная и нередко вполне осознанная интенция. А отношение и интенции, в отличие от эмоций, свойственны не только человеку, но и Богу, как свойственны они вообще всякой личности. И тогда ярость Бога становится вполне понятной: как видно, речь идёт о чём-то таком, что человека, если бы он мог увидеть ситуацию глазами Бога и оценить её так, как оценивает эту ситуацию Бог, привело бы в ярость. А вот дальше начинаются различия: ведь, в отличие от Бога, Который Свою ярость сдерживает, падшему человеку сдержать её бывает очень непросто. Почему же так? Только ли из-за неумения человека контролировать собственные эмоции? Наверное, всё-таки не только.

Дело, по-видимому, ещё и в отношении падшего человека к конкретной ситуации и к людям, в ней участвующим. Как видно, реакция падшего человека на ситуацию — это именно реакция, спонтанная и непосредственная. Человек видит обычно лишь ближайшую перспективу, ближайшие следствия сложившейся ситуации и оценивает преимущественно или исключительно их. Бог смотрит на дело иначе: Он видит не только всю перспективу, связанную со сложившейся ситуацией, от ближайшей до самой отдалённой, но и те потенции, которые с ней связаны (прежде всего, разумеется, речь идёт о потенциях духовных).

Он видит все открывающиеся, хотя бы и самые маловероятные, возможности благополучного разрешения и выхода из сложившегося тяжёлого положения и готов их использовать. И, конечно, в отличие от человека, Он не собирается применять к проштрафившимся санкции ради санкций, наказывать ради самого наказания, хотя бы наказание состояло лишь в том, чтобы дать согрешившим почувствовать последствия совершённого ими греха.

Если Бог и делает нечто подобное, то лишь тогда, когда Он знает, что это позволит впоследствии задействовать ту или иную из видимых Ему возможностей для выхода из тяжёлого положения, в которое загнал себя своими грехами Его народ. А уж о том, чтобы разорвать однажды заключённый союз-завет, не может быть и речи: пусть от народа останется лишь остаток верных, Бог сохранит верность завету даже ради этого остатка. Собственно, такой взгляд и такое отношение и называется у Осии милосердием. Тем милосердием, на которое народу только и остаётся надеяться после всех совершённых им грехов.

Свернуть
 
На Ос 11:1-12:1
На заре погибнет царь Израилев!
  Когда Израиль был юн, Я любил его
  и из Египта вызвал сына Моего.
Звали их, а они уходили
  прочь от лица их:
приносили жертву Ваалам
  и кадили истуканам.
Я Сам приучал Ефрема ходить,
  носил его на руках Своих,
  а они не сознавали, что Я врачевал их.
Узами человеческими влек Я их,
  узами любви,
и был для них как бы
  поднимающий ярмо с челюстей их,
  и ласково подкладывал пищу им.
Не возвратится он в Египет,
  но Ассур — он будет царем его,
  потому что они не захотели обратиться ко Мне.
И падет меч на города его,
  и истребит затворы его,
  и пожрет их за умыслы их.
Народ Мой закоснел в отпадении от Меня,
  и хотя призывают его к горнему,
  он не возвышается единодушно.
Как поступлю с тобою, Ефрем?
  как предам тебя, Израиль?
Поступлю ли с тобою, как с Адамою,
  сделаю ли тебе, что Севоиму?
Повернулось во Мне сердце Мое,
  возгорелась вся жалость Моя!
Не сделаю по ярости гнева Моего,
  не истреблю Ефрема,
ибо Я Бог, а не человек;
  среди тебя — Святый;
  Я не войду в город.
10 
Вслед Господа пойдут они;
  как лев, Он даст глас Свой,
даст глас Свой,
  и встрепенутся к Нему сыны с запада,
11 
встрепенутся из Египта, как птицы,
  и из земли Ассирийской, как голуби,
  и вселю их в домы их, говорит Господь.
12 
Окружил Меня Ефрем ложью
  и дом Израилев лукавством;
Иуда держался еще Бога
  и верен был со святыми.
Ефрем пасет ветер
  и гоняется за восточным ветром,
каждый день умножает ложь и разорение;
  заключают они союз с Ассуром,
  и в Египет отвозится елей.
Свернуть
Снова слушающим пророческую речь даётся напоминание о неблагодарности народа к Богу, возлюбившему народ. Невозможно...  Читать далее

Снова слушающим пророческую речь даётся напоминание о неблагодарности народа к Богу, возлюбившему народ. Невозможно даже перечислить всего, что народ получил от Него за много веков, но вот любимые дети снова и снова отворачиваются от своего Господа. И вот как будто наступил тот момент, когда Его терпение исчерпано и Он получил право истребить отступников.

Так можно было бы рассудить, руководствуясь человеческими понятиями о справедливости. Да и как ещё, как может показаться при поверхностном чтении, можно воспринимать Его суровые обличения? Но заметим, что Сам Господь истреблять непослушных не намерен. Да, такая кара была бы справедливой, но есть у понятия справедливости и скрытый, не сразу постигаемый смысл, который виден только Тому, Кто видит все обстоятельства, от нас на земле скрытые.

Следствием грехов и отступничества будет не гибель, но порабощение Ассирией. И это окажется воплощением мечтаний Израиля, ведь именно те, кто хотел торжества языческих принципов, получат языческое господство. Но Господь не оставит Своего народа в испытаниях, и в конце концов те бедствия, через которые предстоит пройти народу, смогут быть обращены ему на пользу.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).