Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
Здесь мы видим еще одно свидетельство о личностном характере Христова благовестия, и нам его не так уж легко принять. Если соблазнам все равно надлежит придти, то за что же наказывать (да еще как, «жернов на шею»!) того человека, который становится проводником этой объективной необходимости?...
Здесь мы видим еще одно свидетельство о личностном характере Христова благовестия, и нам его не так уж легко принять. Если соблазнам все равно надлежит придти, то за что же наказывать (да еще как, «жернов на шею»!) того человека, который становится проводником этой объективной необходимости? Ведь стоит только представить себе, что такого человека не найдется, — это будет означать, что то, что «надобно», не произойдет! Значит, человек-проводник соблазна объективно является исполнителем воли Божией! Как Иуда, предавший Христа!
Ошибка в этом рассуждении состоит в том, что некая объективная «надобность» отождествляется с волей Божией, а это не так. Греховная искаженность всего тварного мира объективно приводит к появлению соблазнов, и, впадая в эти соблазны или проходя сквозь них, человек может многому научиться и ко многому разумному придти, но, так или иначе, в основе всякого соблазна лежит не воля Божия, а грех. Человек-переносчик соблазна не только сам поддается некоему греху, но и провоцирует на этот грех других людей, а это полностью противоположно тому, что Бог считает праведностью. Таким образом, объективное существование греха и его последствий не отменяет личной ответственности каждого человека за каждый его грех. Объективная необходимость смерти Христа для нашего спасения не оправдывает тех, кто Его предает, осуждает и распинает.
Почему мы должны доверять Библии? Как нужно читать Библию неверующим, чтобы понять, что в ней написано?
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
"От соблазнов" - от греч слова "скандалон" - западня, камень на дороге, о который спотыкаются, отсюда - соблазн. Господь знает, что соблазны неизбежны, но предостерегает от фаталистического подхода к ним: с ними следует бороться, существование соблазнов не снимает ответственности с тех, кто становится орудием зла.
( Лк 17:1 ) Раньше было сказано, что человек, производящий соблазны, подвергнется тяжкому наказанию; теперь возвещается ему в более общем смысле «горе».
При толковании 7 стиха можно различать первую его половину и вторую, отделенную от предыдущей наречием πλὴν (русск. но). Толкуя первую половину, некоторые утверждали, что «если необходимо прийти соблазнам, то необходимо и грешить; если же необходимо грешить, то несправедливо подвергаются наказанию согрешающие, подчиняясь необходимости». Здесь, таким образом, necessitas consequentiae. Такое мнение приводит, между прочим, Евфимий Зигабен и опровергает его тем, что «соблазнам прийти необходимо, вследствие необходимости существования демонов; но нет необходимости преданным добродетели производить соблазны, потому что людям свойственна свободная воля. Когда появляются соблазны, то это не зависит от нас; но не подвергаться соблазнам — это вполне от нас зависит». Или Златоуст: «отсюда ясно, что если и необходимо прийти соблазнам, т. е. тем людям, которые наносят вред, то не необходимо нам вредить».