А Господь есть Бог Саваоф; Сущий (Иегова) — имя Его. Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда.
Поначалу нам мало что понятно в этом стихе. Но постепенно выясняется, что Саваоф — это не красивая, но непонятная фамилия, а...
Поначалу нам мало что понятно в этом стихе. Но постепенно выясняется, что Саваоф — это не красивая, но непонятная фамилия, а слово, означающее владычество над всеми силами в мире. Имя Ягве (Иегова) раскрывается как «Я есмь Сущий». Оказывается, что в каждом человеке, даже воспитанном на относительности всего вокруг, живет душа, которая жаждет Абсолюта, непреложного и безусловного. Итак, Бог — это Тот, Кто безусловно существует, не ограничен рамками пространства и времени этого мира и действующими в нем силами. Но возможны ли тогда наши с Ним отношения? Об этом ст. 6: у Него милость и суд, у нас — упование.
Почему мы должны доверять Библии? Как нужно читать Библию неверующим, чтобы понять, что в ней написано?
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
Патриарх Иаков представлен в этой главе как прототип всего народа. Праотец как бы продолжает жить в своих потомках, а они уже присутствовали в нем (ср Евр 7:9сл).
Слова, обращенные Богом к Иакову, относятся в то же время и к народу, происшедшему от него.
В ст. 5 пророк обосновывает мысль, выраженную в конце предыдущего стиха. Обетования, данные в Вефиле, принадлежат потомству Иакова, потому что Господь есть Бог всемогущий, неизменяемый. Бог Саваоф (zabah, ополчение, воинство) — владыка воинств небесных (Быт 32:2), светил (Ис 40:26; Пс 102:21; 148:2), и ополчений земных (Ис 24:21-23; 27:1; Исх 7:4; 12:41): наименование, выражающее идею всемогущества Божия.
Вместо слов Сущий (Иегова) имя Его в слав. «будет память Его», так как LXX вместо имени Божия читали гл. ihjeh (будет), а слово sichro (имя его) приняли в буквальном значении — память.
Увещание к Израилю. Наблюдай (слав.: снабди) милость и суд: chesed — любовь, misihpat — справедливость. Вместо слов уповай на Бога в слав.: «приближайся к Богу».