Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Синодальный перевод (ru)
Поделиться

Третья книга Маккавейская, Глава 6

Сумасбродство царя> 1 Молитва священника Елеазара, 15 Ответ на молитву: явление двух ангелов, 20 Гнев царя заменяется жалостью и слезами
1 Между тем некто Елеазар, уважаемый муж, из священников страны, уже достигший старческого возраста и украшенный в жизни своей всякою добродетелью, пригласил стоявших вокруг него старцев призывать святаго Бога и молился так: 2 "Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель, милостиво управляющий всем созданием! призри, Отец, на семя Авраама, на детей освященного Иакова, на народ святаго удела Твоего, странствующий в земле чужой и неправедно погубляемый. 3 Ты фараона, прежнего властителя Египта, имевшего множество колесниц, превознесшегося беззаконною дерзостью и высокомерными речами, погубил с гордым его войском, потопив в море, а роду Израильскому явил свет милости. 4 Ты жестокого царя Ассирийского Сеннахирима, тщеславившегося бесчисленными войсками, покорившего мечом всю землю и восставшего на святый город Твой, в гордости и дерзости произносившего хулы, низложил, явно показав многим народам Твою силу. 5 Ты трех отроков в Вавилоне, добровольно предавших жизнь свою огню, чтобы не служить суетным идолам, сохранил невредимыми до волоса, оросив разжженную печь, а пламень обратил на всех врагов. 6 Ты Даниила, клеветами зависти вверженного в ров на растерзание львам, вывел на свет невредимым; Ты, Отец, и Иону, когда он безнадежно томился во чреве кита, обитающего во глубине моря, невредимым показал всем его присным. 7 И ныне, Отмститель обид, многомилостивый, покровитель всех, явись вскоре сущим от рода Израилева, обидимым от гнусных беззаконных язычников. 8 Если же жизнь наша в преселении наполнилась нечестием, то, избавив нас от руки врагов, погуби нас, Господи, какою Тебе благоугодно, смертью, 9 да не славословят суеверы суетных идолов за погибель возлюбленных Твоих, говоря: не избавил их Бог их. 10 Ты же, Вечный, имеющий всю силу и всякую власть, призри ныне: 11 помилуй нас, по несмысленному насилию беззаконных лишаемых жизни, подобно злоумышленникам. 12 Да устрашатся теперь язычники непобедимого могущества Твоего, Преславный, обладающий силою спасти род Иакова. 13 Умоляет Тебя все множество младенцев и родители их со слезами: да будет явно всем язычникам, что с нами Ты, Господи, и не отвратил лица Твоего от нас; 14 соверши так, как сказал Ты, Господи, что и в земле врагов их Ты не презришь их".
15 Только что Елеазар окончил молитву, как царь со зверями и со всем страшным войском пришел на ристалище. 16 Когда увидели его Иудеи, подняли громкий вопль к небу, так что и близлежащие долины огласились эхом, и возбудили неудержимое сострадание во всем войске. 17 Тогда великославный Вседержитель и истинный Бог, явив святое лице Свое, отверз небесные врата, из которых сошли два славных и страшных Ангела, видимые всем, кроме Иудеев. 18 Они стали против войска, и исполнили врагов смятением и страхом, и связали неподвижными узами; также и тело царя объял трепет, и раздраженную дерзость его постигло забвение. 19 Тогда слоны обратились на сопровождавшие их вооруженные войска, попирали их и погубляли.
20 Гнев царя превратился в жалость и слезы о том, что пред тем он ухищрялся исполнить. 21 Ибо, когда услышал он крик Иудеев и увидел их всех преклонившимися на погибель, то, заплакав, с гневом угрожал друзьям своим и говорил: 22 вы злоупотребляете властью и превзошли жестокостью тиранов и меня самого, вашего благодетеля, покушаетесь лишить власти и жизни, замышляя тайно неполезное для царства. 23 Тех, которые так верно охраняли укрепления нашей страны, кто безумно собрал сюда, удалив каждого из дома? 24 Тех, которые издревле превосходили все народы преданностью нам во всем и часто терпели самые тяжкие угнетения от людей, кто подверг столь незаслуженному позору? 25 Разрешите, разрешите неправедные узы, отпустите их с миром в свои домы, испросив прощение в том, что прежде сделано; освободите сынов небесного Вседержителя, живаго Бога, Который от времен наших предков доныне подавал непрерывное благоденствие и славу нашему царству. 26 Вот что сказал царь. В ту же минуту разрешенные Иудеи, избавившись от смерти, прославляли своего святаго Спасителя Бога. 27 После того царь, возвратившись в город и призвав заведующего расходами, приказал в продолжение семи дней давать Иудеям вино и прочее потребное для пиршества, положив, чтобы они на том же месте, на котором ожидали себе погибели, в полном веселье праздновали свое спасение. 28 Тогда они, бывшие перед тем в поругании и находившиеся близ ада или, лучше, нисходившие в ад, вместо горькой и плачевной смерти учредили пиршество спасения и, полные радости, разделили для возлежания место, приготовленное им на погибель и могилу. 29 Оставив жалостнейшую песнь плача, они начали песнь отцов, восхваляя Спасителя Израилева и Чудотворца Бога, и, отвергнув все сетование и рыдание, составили хоры в знамение мирного веселья. 30 Равно и царь, составив по сему случаю многолюдное пиршество, выражал свою признательность к небу за славное, торжественно дарованное им спасение. 31 Те же, которые обрекали их на погибель и на пищу хищным птицам и с радостью делали им перепись, теперь, объятые стыдом, восстенали, и дышавшая огнем дерзость угасла с позором. 32 А Иудеи, как сказали мы, составив упомянутый хор, отправляли празднество с радостными славословиями и псалмопениями. 33 Они сделали даже общественное постановление, чтобы во всяком населении их в роды и роды радостно праздновать означенные дни, не для питья и пресыщения, но в память бывшего им от Бога спасения. 34 Потом они предстали царю и просили отпустить их в домы. 35 Перепись их производилась с двадцать пятого дня месяца Пахона до четвертого дня месяца Епифа, в продолжение сорока дней; погубление их назначалось от пятого дня месяца Епифа до седьмого, в течение трех дней, в которые славным образом явил Свою милость Владыка всех и спас их невредимо и всецело. 36 Праздновали они, довольствуемые всем от царя, до четырнадцатого дня, в который они и представили прошение об отпуске их. 37 Царь, соизволив им, великодушно написал в их пользу, за своею подписью, следующее послание к городским начальникам.
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

7 "Отиститель обид... явись" - силой, спасающей Израиля и карающей язычников.


23-24 О верности иудеев своим царям много говорит Иосиф Флавий (Иуд. Древности XII, 1).


35 "Пахон" - девятый, "Епиф" - одиннадцатый египетско-александрийский месяц.


В греч и слав Библии включена еще 3-я книга Маккавейская. В ней говорится о гонениях на александрийских иудеев при царе Птоломее IV, Филопаторе (221-203). Царь велел иудеям собраться на александрийском ипподроме и приказал выпустить на них боевых слонов, которые обратились против палачей и их растоптали. Подобно Илиодору (2 Макк), Филопатор сделал попытку войти в Святое-Святых Иерусалимского храма, но также потерпел неудачу. Западная Церковь не приняла 3 Макк в библ. канон.

Книги Маккавейские (1 и 2) не вошли в евр канон Писания, но они находятся в LXX и Западная Церковь признала их богодухновенными (второканоническими). В них описывается борьба евр народа против Селевкидов за религиозную и политическую независимость. Название книг происходит от прозвища Маккавей (евр «мак-кави» — молот), данного Иуде, герою этой борьбы (1 Макк 2:4), и затем распространенного на его братьев. Последние строки книги (1 Макк 16:23-24) указывают, что она была написана не раньше конца царствования Иоанна Гиркана, вернее вскоре после его смерти, около 100 до Р.Х.

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1  Из священников страны. В числе иудеев рассеяния были многие из священнического сословия, которые не переставали и на чужбине именоваться םינהכ, по-гречески ἱερει̃ς, а если они были при этом из главных фамилий, то и ἀρχιερει̃ς. Упоминаемые рядом с ними старцы (πρεσβύτεροι) ведали дела синагоги вместе с архисинагогом. Это как бы геронты и архонты александрийской иудейской общины.


2 О различных наименованиях Божиих — см. 2 Макк 1:24 и далее.


Милостиво управляют всем созданиемτὴν πα̃σαν διακυβερνα̃ν οἰκτιρμοι̃ς κτίσιν, слав.: «иже создание все строяй в щедротах» Если Бог всем созданием управляет милостиво, то, при его особенных отношениях к Израилю, это давало особенные основания, в столь чрезвычайных обстоятельствах, надеяться, что Он не откажет в Своем милосердии.


Народ святого удела твоего — народ, составляющий Твою священную собственность, посвященный Тобою в Твою собственность. О наименовании Отец — см. к 5:4.


3 Ср. Ис 14:26-28.


4 Ср. 1 Макк 6:41; 2 Макк 8:19.


Святый город твой1 Макк 2:7; 2 Макк 1:12. Перед «низложил» здесь в русском переводе пропущено «Господи» (δέσποτα, слав.: «Владыко»).


5 Ср. Дан 1:6; 3:12 и далее, ст. 23 и 24.


Суетным идоламκενοι̃ς, слав.: «скверным». Средний род греческого κενὸς в значении — суетное, тщетное, пустое, несуществующее, отсюда — идолы. Подобное же значение в 9 стихе имеет ματαίοις (ср. Ам 2:4: τὰ μάταια αὐτω̃ν = מָהיֵבֽזִּכ, собств. их обман, ложь; слав.: лесть, прелесть.


Оросив разожженную печь — ср. Дан 3:50.


Сохранил невредимыми до волоса — включительно, ср. Дан 3:94.


Пламень обратил на всех врагов — ср. Дан 3:22,48.


6 Ср. Дан 6:2-28. Об Ионе — ср. Ион 2 гл.


Иону, когда он безнадежно томился во чреве кита, обитающего во глубине моря, греч.: τόν τε βυθοτρεφου̃ς ἐν γαστρὶ κήτους ’Ιωνα̃ν τηκόμενον ἀφιδω̃ν, точнее слав.: «Иону, во чреве кита морского тающего нещадне».


Невредимым показал всем его присным. Книга пророка и вообще Ветхий Завет об этом не передают ничего.


7  Явись, т. е. спасающею Своею силою для Израиля, и карающею — для язычников.


8  В преселениеκατὰ τὴν ἀποικίαν, собств. за время пребывания на чужбине, и именно вследствие этого пребывания. Молитвенник допускает, что несмотря на все предосторожности, иудеи могли не избежать многих нечистых влияний окружавшего их язычества. В таком случае, выражается желание лучше потерпеть от руки Божией всякое наказание — до смерти включительно, нежели терпеть такое наказание от руки язычников, которые могли отнести это к могуществу своих богов (9 ст.).


14  Как сказал Ты — ср. Лев 26:44: «и тогда как они будут в земле врагов их, — Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их». Подобное — см. Втор 30:2-4.


15  Со всем страшным войском, греч.: σὺν παντὶ τω̨̃ τη̃ς δυνάμεως φρυάγματι, слав. точнее: «со... всею силы гордостию».


17  Явив святое лице Свое, т. е. воззрев весело, милостиво, ср. Чис 6:25; Пс 30:17; 79:4,8,20.


18  Связали неподвижными узами, т. е. привели в состояние такое, что они не могли двинуть ног и сделать ни одного шагу.


22  Лишить власти и жизни, замышляя тайно неполезное для царства. Благоденствие царства и его главы поставляется здесь царем в неразрывную связь.


23-24 О верности иудеев своим царям особенно много говорит Иосиф Флавий. Иуд. древн. XII, 1.


25  В свои домы, εἰς τὰ ἴδια, точнее слав.: «в своя их».


26  В ту же минуту разрешенные. Если иметь ввиду множество заключенных в оковы, сколько приходится предположить исполнителей царского повеления о разрешении закованных «в ту же минуту»! Очевидно и из сего, что количество обреченных на смерть иудеев должно быть весьма преувеличено.


28  Нисходившие в ад, βεβηκότες, слав. правильнее: «сошедшие», т. е. как бы сошедшие уже в ад.


Пиршество спасения, т. е. пиршество в празднование спасения.


30  Выражал свою признательность к небуεἰς οὐρανὸν ἀνθωμολογει̃το, слав.: «на небо исповедашеся», т, е. взирая на небо, исповедывал благодеяние Божие, прославлял Бога за спасение (ср. Лк 2:38).


За спасение. Спасение царя состояло в том, что он, в происшедшей суматохе со слонами, не погиб, подобно многим из сопровождавших его войск, а также и в том, что его неправедное дело вовремя остановлено и не дало навлечь на него весь праведный гнев Бога Вышнего.


33  Во всяком населении их в роды и роды, ἐπὶ πα̃σαν τὴν παροικίαν αὐτω̃ν εἰς γενεὰς, слав. точнее: «во всяком преселении их в роды», т. е. на все время их пребывания на чужбине.


35  Пахон был девятый, а епиф — одиннадцатый египетско-александрийский месяц в году. Начало первого приходилось на 26-е апреля, второго — на 25-е июня Юлианского календаря. Число дней египетского месяца — 30; от 25-го пахона до 4-го епифа — как раз 40 дней, в продолжении коих происходила перепись иудеев.


Содержанием Маккавейской книги служит событие, имевшее место в Египте, при Птоломее IV Филопаторе и грозившее египетским иудеям страшною опасностью поголовного истребления (несколько подобное рассказываемому в книги Есфирь).

Завязкою события послужило желание Птоломея «войти во святилище», — желание, встреченное единодушным, энергичным протестом иудеев (3 Макк 1). Разгневанный царь, против которого помешало кроме того внезапное, тяжкое расслабление, объявил иудеев «рабами» и повелел заклеймить их особым «знаком Диониса» (3 Макк 2). Нежелание иудеев подвергаться этой последней операции окончательно взбесило деспота, и он отдал приказ истребить по всему царству всех иудеев (3 Макк 3). Сорок дней иудеи разыскивались по всему царству и заносились в особые списки, чтобы в определенный день все они удобнее могли быть истреблены; однако, за множеством иудеев, рассеянных по всему царству, эти списки так и не могли быть доведены до конца: не достало ни хартий, ни письменных тростей «по действию небесного Промысла, помогавшего иудеям» (3 Макк 4). В назначенный день 500 разъяренных слонов должны были быть выпущены на партию иудеев. Но несколько раз царь непонятным образом сам расстраивал свой ужасный план (3 Макк 5). А в самую решительную минуту, когда слоны, наконец, действительно устремились на несчастных, явное чудо спасло последних: вместо иудеев животные вдруг бросились на сопровождавшие их войска и привели их в полное смятение. Это вразумило и самого царя, и он совершенно переменился в отношении к иудеям (3 Макк 6). Последовал новый указ, объявлявший иудеев под особым покровительством царя; вместе с тем, отданы были на расправу иудеям все те, кто в это тяжкое испытание обнаружил слабость в вере и малодушное уклонение от закона. Эти были истреблены иудеями, а в память события установлен особый праздник (3 Макк 7).

О подлинности события. Ввиду значительного количества подробностей в изложении события, возбуждающих сильное сомнение относительно своей возможности (громадное количество обреченных на смерть, их приведение в Александрию, на конское ристалище, их перепись, поглотившая все запасы бумаги и тростей и т. п.), — допускают, что событие, составляющее содержание нашей книги, могло иметь в действительности лишь гораздо менее значительное историческое зерно, коим автор воспользовался для прикрашенного рассказа, имевшего целью — возвеличить народ иудейский в глазах язычников и показать особое попечение о нем Божие. Подлинное событие, таким образом, произошло, вероятно, в гораздо более скромных размерах. Оно упоминается и у Иосифа Флавия, впрочем — с именем другого царя (Птоломея VII Фискона) и с указанием других поводов и побуждений (Против Аппиона II, 5).

Время написания книги, равно как место и автор — неизвестны. Во всяком случае, книга написана после 164 г. до Р. Х., потому что упоминает о событиях книги Даниила, и не позднее первых лет жизни Спасителя. Некоторые оттенки речи могут указывать также на то, что книга написана египетским иудеем, в Египте.

Уважение древней церкви в книге нашло себе выражение упоминанием в Апостольских правилах, а также в трудах блаж. Феодорита — и других церковных писателей.

Скрыть

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Государство во все времена было достаточно жестоким по отношению к простым людям. Тем более оно было жестоким по отношению к тем, кого считало своим врагом. Ничего удивительного в этом нет: ведь всякое... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).