Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Ад, преисподняя

I. В Синод. пер. ВЗ словами "ад" и "преисподняя" переведено евр. слово шеол (1 Regum 2:6; Iob 26:6; Psalmorum 15:10 - "царство мертвых"; Iob 24:19 - "смерть"), а в НЗ ими же переданы греч. слова гадес и геенна. Два последних и нек-рые другие слова (напр., -> Аваддон) встречаются в тех греч. текстах, где речь идет о царстве мертвых, в к-ром умершие остаются до Страшного суда, а также о месте наказания, где осужденные грешники пребывают после суда (см. Откр 20:13 и след.).

II: 1) слова шеол и гадес обозначают царство мертвых, подземный мир. Смерть, царство мертвых, А. и преисподняя - понятия тождественные (Isaiae 38:18; Osee 13:14; Apocalipsys 1:18; Apocalipsys 6:8; Откр 20:13 и след.). При этом царство мертвых изображается в Библии как пространство в глубинах земли (Iob 7:9; Psalmorum 62:10; Isaiae 14:15; Ezechielis 32:18). Так, Корей и его сообщники сошли в подземный мир (Numeri 16:30.33), а Самуил вопрошает, для чего он должен выйти оттуда (1 Samuelis 28:15, евр. глагол ала означает движение вверх). В НЗ также говорится о том, что Христос "нисходил прежде в преисподние места земли" (Ephesios 4:9), что Он проповедовал томящимся в темнице духам, мертвым (1 Petri 3:19; 1 Petri 4:6). Иногда создается впечатление, что слово шеол означает просто могилу (Genesis 37:35; Genesis 42:38; 1 Regum 2:6; Iob 17:13-16), четкого разграничения с понятием "царство мертвых" здесь не существует. В шеоле нет "ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Ecclesiastes 9:10); мертвые молчат (Psalmorum 30:18) и не славят Господа (Psalmorum 6:6; Psalmorum 113:25; Isaiae 38:18). Шеол - это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там все же присутствует (Ис 14:9 и след.). В царстве мертвых пребывают не только грешники (Numeri 16:33; Iob 24:19; Psalmorum 9:18; Пс 48:14 и след.), но и праведники (Isaiae 38:10), ожидающие Божьей помощи и новой жизни (1 Samuelis 2:6; Psalmorum 15:10; Psalmorum 48:16; ср. Psalmorum 72:24; Danielis 12:13 -> Воскресение, II,АБ), ибо и шеол открыт для Бога (Iob 26:6; Proverbiorum 15:11; Amos 9:2), Господь присутствует и там (Psalmorum 138:8). Только в Lucam 16:22-26 определенно говорится о двух пространствах в царстве мертвых, разделенных "великой пропастью", что, однако, не мешает их обитателям видеть и слышать друг друга. В Ев. от Луки сказано, что праведники там утешаются, а грешники страдают;
2) победа Иисуса Христа, проявившаяся в Его воскресении (Actus 2:27.31), распространяется и на подземный мир: Христос - Господь живых и мертвых (Romanos 14:9), Он владеет ключами А. и смерти (Apocalipsys 1:18). Духам в темнице, мертвым, Он проповедовал Евангелие (1 Petri 3:19; 1 Petri 4:6), а раскаявшемуся разбойнику Он сказал: "Ныне же будешь со Мною в раю" (Lucam 23:43). Врата А. не одолеют Церкви Христовой (Matthaeum 16:18), и уходящий из мира в вере будет пребывать со Христом (Philippenses 1:23). Смерть попрана победой Христа (1 Corinthios 15:55.57). В конце времен после всеобщего -> воскресения царство мертвых опустеет (Apocalipsys 20:13). Тогда неправедные навечно останутся в "озере огненном" (Apocalipsys 21:8).

III. Об огненном А. (греч. слово геенна происходит от названия долины сыновей Енномовых) Иисус неоднократно говорит как о месте наказания осужденных Богом грешников (Мф 5:22,29 и след.; 10:28; 23:15-33; А. может быть обозначен и как тьма, Matthaeum 8:12; Matthaeum 22:13; Matthaeum 25:30). А. - это "печь огненная", где будет "плач и скрежет зубов" (Matthaeum 13:42.50), это неугасимый, вечный огонь (Matthaeum 3:12; Matthaeum 18:8), где "червь их не умирает и огонь не угасает" (Мк 9:47 и след.; ср. Isaiae 66:24), это "мука вечная" (Matthaeum 25:46). Огонь А. предназначен также в наказание -> дьяволу и его ангелам (ср. Apocalipsys 19:20; Apocalipsys 20:10.15). Но в Библии нет указаний на А. как на царство, где властвует сатана (ср. Ephesios 2:2; Ephesios 6:12). Трудно говорить о том, каковы временный границы адских мук. В библ. контексте А. связан с окончат. приговором, вечным поруганием и посрамлением грешников (Danielis 12:2), что особо подчеркивает Божью милость к праведникам.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).