Бог
Библия повествует о деяниях Божьих - прошлых, настоящих и будущих. На ее страницах Бог предстает как Творец и Владыка Вселенной, как Повелитель и страждущий Спаситель.
А. Бог сотворил "небо и землю" (Genesi 1:1) "и все, что на них" (Apocalisse 10:6), "человека", "мужчину и женщину" (Genesi 1:27). Он сотворил "мир" (Atti 17:24), "человека и животных" (Geremia 27:5) и "все" устроил (Ebrei 3:4). Чтобы утвердить Свое творение (ср. Salmi 88:38), Он благословил животных (Genesi 1:22) и людей, особо выделив тех, кто должен был служить Его Промыслу, - Ноя (Genesi 9:1), Ав-раама (Genesi 12:2), Исаака (Genesi 25:11), Иакова (Быт 35:9 и след.). В частности, Божье благословение выразилось в умножении числа их потомков (Genesi 26:22; Deuteronomio 1:10). Бог дал людям пищу (Genesi 1:29.30; Genesi 9:3), одежду (Deuteronomio 10:18; ср. Мф 6:25 и след.), детей (Genesi 33:5; Salmi 126:3), землю (Deuteronomio 26:9), имущество (Ecclesiaste 5:18) и успех (Genesi 39:3.23).
Б. В подобных деяниях "Бог неба и земли" (Genesi 24:3.7; Esdra 5:11), Вседержитель (Giobbe 33:4; Apocalisse 11:17) являет Свое всемогущество (Genesi 28:3; Genesi 48:3): "Он творит все, что хочет" (Salmi 113:11), для Него "нет ничего невозможного" (Geremia 32:17; Luca 1:37) - воистину "Бог силен и из мертвых воскресить" (Ebrei 11:19), но при этом Он "не есть Бог мертвых, но живых" (Matteo 22:32). В отличие от "богов", "которые не сотворили неба и земли" (Geremia 10:11), Он - живой Бог (Deuteronomio 5:26; Re 2 19:4; Salmi 41:3; Atti 14:15; Tessalonicesi 1 1:9), "присносущий" (т.е. существующий вечно) (Daniele 6:26; ср. Genesi 21:33; Isaia 40:28; Romani 14:25), и поэтому Он - "единый истинный Бог" (Giovanni 17:3; Tessalonicesi 1 1:9; ср. Giovanni 1 5:20), "великий, сильный и страшный", "Бог богов и Владыка владык" (Deuteronomio 10:17; ср. Salmi 85:10; Salmi 94:3; Salmi 95:4), "всевышний" (Salmi 46:3; Isaia 14:14; Atti 7:48). И "все воинство небесное" (Deuteronomio 4:19), обожествляемое язычниками (Re 2 23:5; Sofonia 1:5) и также подвластное Ему, славит Его и возносит к Нему молитву (Neemia 9:6; Luca 2:13.14), поскольку Он сотворил его (Genesi 2:1; Salmi 32:6; Isaia 40:26): "Господь Саваоф [т.е. Владыка воинств] - имя Ему" (Geremia 31:35; ср. Salmi 88:6-9), "Господь всей земли" (Giosuè 3:11).
В. Всемогущий Бог не только может сотворить все, что захочет, Он и совершает все "угодное" Ему и "предначертанное" Им (Ис 44:24 и след.; Isaia 46:10.11; ср. Giobbe 37:5; Isaia 22:11). Его деяниям, непостижимым и незримым, никто не может помешать: "Я сделаю, и кто отменит это?" (Isaia 43:13). Этот принцип одинаков и для сотворенного мира, и для "новой твари" (Corinzi 2 5:17): "И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех" (Corinzi 1 12:6), а именно "в нас, верующих по действию державной силы Его" (Efesini 1:19; Efesini 3:20; Tessalonicesi 1 2:13). "Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению" (Filippesi 2:13; ср. Atti 19:11; Colossesi 1:29); "мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела..." (Efesini 2:10), но, как сказал Сам Иисус: "без Меня не можете делать ничего" (Giovanni 15:5).
II. ПОВЕЛИТЕЛЬВ ВЗ Бог предстает Повелителем прежде всего во взаимоотношениях с человеком как со Своим партнером по Завету.
А. Когда в Библии говорится о Божьих повелениях, то, как правило (кроме Salmi 32:9; Salmi 148:5), речь идет о повелениях, данных Им человеку: "И заповедал Господь Бог человеку..." (Genesi 2:16; ср. Genesi 2:17). В Esodo 19:7 Десять заповедей названы "словами, которые заповедал ему [народу] Господь"; ср. Esodo 34:10; Deuteronomio 4:5; Matteo 15:4. Пророкам Бог повелевает говорить те слова, к-рые Он Сам вкладывает им в уста (Geremia 26:2; ср. Salmi 118:15; Geremia 43:1; Atti 10:33). Любому человеку Бог может повелеть исполнить те или иные действия, как, напр., в Samuele 2 16:11; ср. Re 2 18:25; "будешь делать все, что Я повелел тебе" (Cronache 2 7:17; см. Geremia 1:7). Общие требования Бога ко всем людям изложены в Библии: "О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь..." (Michea 6:8; ср. Deuteronomio 10:12.13).
Б. На вопрос, в какой форме Бог являет человеку Свою волю, Библия дает несколько ответов:
1) в ВЗ наряду с формулой "И пришел Бог, и сказал" (Numeri 22:9), к-рая может дополняться словами "ночью" и "во сне" (Genesi 20:3; Genesi 31:24), часто встречается формула "И явился Бог [Господь], и сказал" (Genesi 12:7; Genesi 17:1; Genesi 26:2; Genesi 35:9; Genesi 48:3 и др.), также с добавлением слов "ночью" (Genesi 26:24; Cronache 2 1:7) и "во сне" (Re 1 3:5). Вместо "Бог пришел" в Библии часто встречается выражение "было слово Господа" (Samuele 2 7:4; Samuele 2 24:11; Re 1 16:1; Re 1 17:2; Re 1 19:9 и др.), относящееся, кроме Re 1 6:11, исключит. к призванию пророков, ср. Geremia 1:2; Ezechiele 1:3; Osea 1:1; Gioele 1:1; Giona 1:1; Michea 1:1; Sofonia 1:1; Zaccaria 1:1 и др.;
2) в НЗ автор Послания к евреям, хорошо знавший ВЗ, говорит: "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне..." (Ebrei 1:1.2). Это подтверждает евангелист Иоанн: "Слово было Бог...", "Слово стало плотию и обитало с нами..." (Giovanni 1:1.14; ср. 12:49,50).
В. Являя подобным образом людям Свою волю, Бог одноврем. предупреждает их о том, что теперь они состоят с Ним в особых отношениях: "Вот, Я поставляю завет Мой с вами..." (Genesi 9:9; ср. Genesi 6:18). О том, что это означает, подробно говорится в повествовании о Божьем завете с Авраамом (Genesi 17:1-14): "...Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя"; "соблюди завет Мой...". Соотв. фраза звучит и при заключении завета на Синае: "Я Господь, Бог твой" (Esodo 20:2). Для поддержания особых отношений с Богом необходимо выполнять Его условия: "Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов" (Esodo 19:5). О подобных отношениях партнерства постоянно говорится в Библии, особенно там, где речь идет о Божьем завете: вы "будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять" (Ezechiele 36:27), "будете Моим народом, и Я буду вашим Богом". Так же будет и при "новом завете" (Иер 31:31 и след.), только теперь Бог раз и навсегда утвердит его смертью Своего Сына (Еммануил = "с нами Бог", см. Matteo 1:23): "Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается" (Luca 22:20). И здесь Божье обетование также сопровождается заповедью людям: "Итак идите ... уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века..." (Мф 28:19 и след.).
III. СТРАЖДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬТаким Бог предстает прежде всего по отношению к грешникам.
А. Начиная со страниц, повествующих о всемирном потопе, Библия говорит о том, что Бог страдает от человеч. непослушания; в рассказах об Адаме и Каине это не было еще четко сформулировано. Фраза о страдании Бога, звучащая почти шокирующе, т.к. не соответствует человеч. представлениям о Боге, впервые встречается в Genesi 6:6 и далее часто звучит в Библии: "и восскорбел в сердце Своем". "Бог с небес призрел на сынов человеческих" (Salmi 52:3), Он "увидел, что велико развращение человеков на земле" (Genesi 6:5); Он "есть Бог ведения" (Samuele 1 2:3), и от Него не скроются человеч. грехи (Salmi 68:6). Он сетует: "Но ты грехами твоими затруднял Меня; беззакониями твоими отягощал Меня" (Isaia 43:24). Слово, ставшее "плотию" (см. выше, п. II,Б), Иисус, говорит: "Душа Моя скорбит смертельно" (Matteo 26:38); "и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Luca 22:44).
Б. Страдая от человеч. грехов, Бог никого "не оставляет без наказания, но наказывает беззаконие отцов..." (Numeri 14:18), потому что Он - "Бог ревнитель" (Esodo 20:5; ср. Nahum 1:2) и даже - "огонь поядающий" (Deuteronomio 4:24; Ebrei 12:29). "Он Бог святой" (Giosuè 24:19; ср. Isaia 6:3; Apocalisse 4:8); Его присутствие заставило Исаию воскликнуть: "Горе мне! погиб я!" (Isaia 6:5). То, что было испытано Исаией (Isaia 6:7), что непостижимым образом обретено Иовом (см. Giobbe 9:13 с Иов 42:10 и след.), что воспето в псалме: "Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам" (Salmi 102:9.10) и что проповедано с обетованием в Isaia 53:5: "...наказание мира нашего было на Нем", исполнилось наконец в Том, Кто был "сделан грехом вместо нас" (Corinzi 2 5:21, пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) и "умерщвлен" (Pietro 1 3:18). "Дитя", Которое Бог наказал за всю "вину отцов" (ср. Esodo 20:5), - Его собственный Сын, "не пощаженный Им", а "преданный" за всех нас (Romani 8:32).
В. Бог совершил это, "дабы нам получить усыновление" (Galati 4:5): "Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими" (Giovanni 1 3:1); "...вы ... приняли Духа усыновления, которым взываем: "Авва, Отче" (Romani 8:15). Ведь такова была Божья воля, явленная еще в ВЗ: "Ты будешь называть Меня отцом твоим" (Geremia 3:19); "...ибо Я - отец Израилю..." (Geremia 31:9; ср. Deuteronomio 32:6; Malachia 2:10; Corinzi 2 6:17.18). И пусть даже "...кого любит Господь, того наказывает", Он все равно "благоволит к тому, как отец к сыну своему" (Proverbi 3:12; ср. Ebrei 12:6), и "как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его" (Salmi 102:13). Ведь "щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив" (Salmi 102:8; ср. Esodo 34:6). И с тех пор как пришел Тот, о Ком было сказано: "Он избавит Израиля от всех беззаконий его" (Salmi 129:8; ср. Matteo 1:21; Giovanni 8:36), непреложным стало исповедание: "Ты, Господи, - Отец наш, от века имя Твое: "Искупитель наш" (Isaia 63:16).
IV. ТРИЕДИНСТВОА. Вера в единого Бога утверждается как в ВЗ (Deuteronomio 6:4), так и в НЗ (ср. 1 Кор 8:4 и след.), но в то же время и там и здесь говорится о трех Его лицах - Отце, Сыне и Св. Духе. Это особенно четко сформулировано в заповеди о крещении всех народов (Matteo 28:19). Если сопоставить между собой такие тексты Писания, как Romani 14:17.18; Romani 15:16.30; Corinzi 1 12:4-6; Corinzi 2 1:21.22; Corinzi 2 13:13; Efesini 1:17; Efesini 2:19-22; Efesini 3:5-7.14-17; Tito 3:4-6; Pietro 1 1:2; Ebrei 9:14; Giovanni 20:21, то становится очевидным, что в каждом из них говорится о гармоническом "трезвучии" деяний и сущности Бога. При этом речь идет, конечно, не о различных Богах и не о трех формах проявления четвертого, скрытого за Ними Божеств. существа, а о различных ипостасях, в к-рых существует и творит единый Бог. Учение о триединстве возникло в Церкви в результате глубокого осмысления совокупного библ. послания. Оно было сформулировано христианами первых веков. В нем заключена высшая, неподвластная человеч. разуму тайна, к-рую "не видел ... глаз, не слышало ухо" и к-рая "не приходила ... на сердце человеку" (Corinzi 1 2:9). Т.к. исповедание веры в триединство Бога облечено в человеч. слова, за к-рыми всегда стоят определ. представления, то становится понятно, почему именно по этому вопросу наблюдаются значит. расхождения. Тем более, что в Библии ни разу прямо не говорится о единстве Божеств. сущности Отца, Сына и Св. Духа, а подобный вывод делается лишь на основе обзора всех библ. свидетельств в их совокупности. -> Исповедание (II).
Б. В Corinzi 2 5:19 ап. Павел пишет: "Бог во Христе"; это свидет-вует о совершенной Божеств. сущности Христа, Сына, в Котором "обитает вся полнота Божества телесно" (Colossesi 2:9). Он был "образом Божиим" (Filippesi 2:6); в Нем Бог примиряет с Собой (Corinzi 2 5:19) и судит человечество. Он - "сущий над всем Бог, благословенный во веки" (Romani 9:5). Он был (как Слово) с Богом уже в самом начале мира, т.к. "Слово было Бог" (Giovanni 1:1); через это Слово "создано все" (Colossesi 1:16.17; Ebrei 1:2), и в Нем "все начало быть" (Giovanni 1:3). Видевший Христа видел Отца (Giovanni 14:9), и никто не приходит к Отцу, как только через Христа, Он - в Отце, а Отец - в Нем, поэтому к Нему возносят молитвы как к Богу (Apocalisse 5:8-14). К Нему устремлена вера в Бога (Giovanni 14:1), поэтому Фома исповедует: "Господь мой и Бог мой" (Giovanni 20:28). -> Иисус Христос.
В. Библия свидет-вует о Божеств. сущности как Сына, так и Св. Духа: "Бог есть дух" (Giovanni 4:24). Это свидет-во есть не только в НЗ, но и в ВЗ, где уже в Genesi 1:2 говорится: "И Дух Божий носился над водою". Если в Библии говорится о том, что Божий Дух сходит на человека, почиет на нем (см. Samuele 1 10:10; Samuele 1 16:13; ср. Isaia 59:21; Ezechiele 11:5), то это значит, что Сам Бог завладевает человеком и ведет его. Отец и Сын часто упоминаются вместе, так же, как Господь Бог и Его Дух (Isaia 48:16). В Corinzi 2 3:17 сказано: "Господь есть Дух". Человек, в к-ром живет Божий Дух, - это храм Божий, а значит, в нем живет и Сам Бог (Corinzi 1 3:16.17; Corinzi 1 6:19). Человек, оскорбивший Св. Духа (Efesini 4:30) или солгавший Ему, солгал Самому Богу (см. Atti 5:3.4). Как Дух, Бог существует и действует в Церкви (Corinzi 1 12:11). Только Св. Духом возможно исповедовать Отца и Сына. Он именуется одноврем. Духом Божьим и Духом Христовым (Romani 8:9). Духом Христовым были исполнены речи не только апостолов, но и пророков (Pietro 1 1:10.11). О Духе Св. говорится, что Он послан Отцом по просьбе Христа (Giovanni 14:16.26) и что Он послан Христом от Отца (Giovanni 15:26); через Него Бог возрождает человека (Giovanni 3:5; Gioele 2:28); "Духом Святым изливается в наши сердца любовь Божия" (Romani 5:5), Св. Духом Бог водит верующих (Galati 5:18), в Нем - основа жизни и поступков сынов Божьих (Romani 8:14).
Г. Основная идея учения о триединстве Бога заключается в том, что единый Бог предстает в трех разных ипостасях; в каждом из этих лиц присутствуют два других, но эти ипостаси все же отличны друг от друга и находятся в определ. взаимоотношениях. Важнейшие свидет-ва по этому вопросу можно найти в символах веры древней Церкви.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||