Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Бог
Библия повествует о деяниях Божьих - прошлых, настоящих и будущих. На ее страницах Бог предстает как Творец и Владыка Вселенной, как Повелитель и страждущий Спаситель.

I. ТВОРЕЦ И ВЛАДЫКА

А. Бог сотворил "небо и землю" (Gn 1:1) "и все, что на них" (Ap 10:6), "человека", "мужчину и женщину" (Gn 1:27). Он сотворил "мир" (Ac 17:24), "человека и животных" (Jr 27:5) и "все" устроил (He 3:4). Чтобы утвердить Свое творение (ср. Ps 88:38), Он благословил животных (Gn 1:22) и людей, особо выделив тех, кто должен был служить Его Промыслу, - Ноя (Gn 9:1), Ав-раама (Gn 12:2), Исаака (Gn 25:11), Иакова (Быт 35:9 и след.). В частности, Божье благословение выразилось в умножении числа их потомков (Gn 26:22; Dt 1:10). Бог дал людям пищу (Gn 1:29.30; Gn 9:3), одежду (Dt 10:18; ср. Мф 6:25 и след.), детей (Gn 33:5; Ps 126:3), землю (Dt 26:9), имущество (Qo 5:18) и успех (Gn 39:3.23).

Б. В подобных деяниях "Бог неба и земли" (Gn 24:3.7; Esd 5:11), Вседержитель (Jb 33:4; Ap 11:17) являет Свое всемогущество (Gn 28:3; Gn 48:3): "Он творит все, что хочет" (Ps 113:11), для Него "нет ничего невозможного" (Jr 32:17; Lc 1:37) - воистину "Бог силен и из мертвых воскресить" (He 11:19), но при этом Он "не есть Бог мертвых, но живых" (Mt 22:32). В отличие от "богов", "которые не сотворили неба и земли" (Jr 10:11), Он - живой Бог (Dt 5:26; 2R 19:4; Ps 41:3; Ac 14:15; 1Th 1:9), "присносущий" (т.е. существующий вечно) (Dn 6:26; ср. Gn 21:33; Is 40:28; Rm 14:25), и поэтому Он - "единый истинный Бог" (Jn 17:3; 1Th 1:9; ср. 1Jn 5:20), "великий, сильный и страшный", "Бог богов и Владыка владык" (Dt 10:17; ср. Ps 85:10; Ps 94:3; Ps 95:4), "всевышний" (Ps 46:3; Is 14:14; Ac 7:48). И "все воинство небесное" (Dt 4:19), обожествляемое язычниками (2R 23:5; So 1:5) и также подвластное Ему, славит Его и возносит к Нему молитву (Ne 9:6; Lc 2:13.14), поскольку Он сотворил его (Gn 2:1; Ps 32:6; Is 40:26): "Господь Саваоф [т.е. Владыка воинств] - имя Ему" (Jr 31:35; ср. Ps 88:6-9), "Господь всей земли" (Jos 3:11).

В. Всемогущий Бог не только может сотворить все, что захочет, Он и совершает все "угодное" Ему и "предначертанное" Им (Ис 44:24 и след.; Is 46:10.11; ср. Jb 37:5; Is 22:11). Его деяниям, непостижимым и незримым, никто не может помешать: "Я сделаю, и кто отменит это?" (Is 43:13). Этот принцип одинаков и для сотворенного мира, и для "новой твари" (2Co 5:17): "И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех" (1Co 12:6), а именно "в нас, верующих по действию державной силы Его" (Ep 1:19; Ep 3:20; 1Th 2:13). "Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению" (Ph 2:13; ср. Ac 19:11; Col 1:29); "мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела..." (Ep 2:10), но, как сказал Сам Иисус: "без Меня не можете делать ничего" (Jn 15:5).

II. ПОВЕЛИТЕЛЬ

В ВЗ Бог предстает Повелителем прежде всего во взаимоотношениях с человеком как со Своим партнером по Завету.

А. Когда в Библии говорится о Божьих повелениях, то, как правило (кроме Ps 32:9; Ps 148:5), речь идет о повелениях, данных Им человеку: "И заповедал Господь Бог человеку..." (Gn 2:16; ср. Gn 2:17). В Ex 19:7 Десять заповедей названы "словами, которые заповедал ему [народу] Господь"; ср. Ex 34:10; Dt 4:5; Mt 15:4. Пророкам Бог повелевает говорить те слова, к-рые Он Сам вкладывает им в уста (Jr 26:2; ср. Ps 118:15; Jr 43:1; Ac 10:33). Любому человеку Бог может повелеть исполнить те или иные действия, как, напр., в 2S 16:11; ср. 2R 18:25; "будешь делать все, что Я повелел тебе" (2Ch 7:17; см. Jr 1:7). Общие требования Бога ко всем людям изложены в Библии: "О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь..." (Mi 6:8; ср. Dt 10:12.13).

Б. На вопрос, в какой форме Бог являет человеку Свою волю, Библия дает несколько ответов:
1) в ВЗ наряду с формулой "И пришел Бог, и сказал" (Nb 22:9), к-рая может дополняться словами "ночью" и "во сне" (Gn 20:3; Gn 31:24), часто встречается формула "И явился Бог [Господь], и сказал" (Gn 12:7; Gn 17:1; Gn 26:2; Gn 35:9; Gn 48:3 и др.), также с добавлением слов "ночью" (Gn 26:24; 2Ch 1:7) и "во сне" (1R 3:5). Вместо "Бог пришел" в Библии часто встречается выражение "было слово Господа" (2S 7:4; 2S 24:11; 1R 16:1; 1R 17:2; 1R 19:9 и др.), относящееся, кроме 1R 6:11, исключит. к призванию пророков, ср. Jr 1:2; Ez 1:3; Os 1:1; Jl 1:1; Jon 1:1; Mi 1:1; So 1:1; Za 1:1 и др.;
2) в НЗ автор Послания к евреям, хорошо знавший ВЗ, говорит: "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне..." (He 1:1.2). Это подтверждает евангелист Иоанн: "Слово было Бог...", "Слово стало плотию и обитало с нами..." (Jn 1:1.14; ср. 12:49,50).

В. Являя подобным образом людям Свою волю, Бог одноврем. предупреждает их о том, что теперь они состоят с Ним в особых отношениях: "Вот, Я поставляю завет Мой с вами..." (Gn 9:9; ср. Gn 6:18). О том, что это означает, подробно говорится в повествовании о Божьем завете с Авраамом (Gn 17:1-14): "...Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя"; "соблюди завет Мой...". Соотв. фраза звучит и при заключении завета на Синае: "Я Господь, Бог твой" (Ex 20:2). Для поддержания особых отношений с Богом необходимо выполнять Его условия: "Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов" (Ex 19:5). О подобных отношениях партнерства постоянно говорится в Библии, особенно там, где речь идет о Божьем завете: вы "будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять" (Ez 36:27), "будете Моим народом, и Я буду вашим Богом". Так же будет и при "новом завете" (Иер 31:31 и след.), только теперь Бог раз и навсегда утвердит его смертью Своего Сына (Еммануил = "с нами Бог", см. Mt 1:23): "Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается" (Lc 22:20). И здесь Божье обетование также сопровождается заповедью людям: "Итак идите ... уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века..." (Мф 28:19 и след.).

III. СТРАЖДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬ

Таким Бог предстает прежде всего по отношению к грешникам.

А. Начиная со страниц, повествующих о всемирном потопе, Библия говорит о том, что Бог страдает от человеч. непослушания; в рассказах об Адаме и Каине это не было еще четко сформулировано. Фраза о страдании Бога, звучащая почти шокирующе, т.к. не соответствует человеч. представлениям о Боге, впервые встречается в Gn 6:6 и далее часто звучит в Библии: "и восскорбел в сердце Своем". "Бог с небес призрел на сынов человеческих" (Ps 52:3), Он "увидел, что велико развращение человеков на земле" (Gn 6:5); Он "есть Бог ведения" (1S 2:3), и от Него не скроются человеч. грехи (Ps 68:6). Он сетует: "Но ты грехами твоими затруднял Меня; беззакониями твоими отягощал Меня" (Is 43:24). Слово, ставшее "плотию" (см. выше, п. II,Б), Иисус, говорит: "Душа Моя скорбит смертельно" (Mt 26:38); "и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Lc 22:44).

Б. Страдая от человеч. грехов, Бог никого "не оставляет без наказания, но наказывает беззаконие отцов..." (Nb 14:18), потому что Он - "Бог ревнитель" (Ex 20:5; ср. Na 1:2) и даже - "огонь поядающий" (Dt 4:24; He 12:29). "Он Бог святой" (Jos 24:19; ср. Is 6:3; Ap 4:8); Его присутствие заставило Исаию воскликнуть: "Горе мне! погиб я!" (Is 6:5). То, что было испытано Исаией (Is 6:7), что непостижимым образом обретено Иовом (см. Jb 9:13 с Иов 42:10 и след.), что воспето в псалме: "Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам" (Ps 102:9.10) и что проповедано с обетованием в Is 53:5: "...наказание мира нашего было на Нем", исполнилось наконец в Том, Кто был "сделан грехом вместо нас" (2Co 5:21, пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) и "умерщвлен" (1P 3:18). "Дитя", Которое Бог наказал за всю "вину отцов" (ср. Ex 20:5), - Его собственный Сын, "не пощаженный Им", а "преданный" за всех нас (Rm 8:32).

В. Бог совершил это, "дабы нам получить усыновление" (Ga 4:5): "Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими" (1Jn 3:1); "...вы ... приняли Духа усыновления, которым взываем: "Авва, Отче" (Rm 8:15). Ведь такова была Божья воля, явленная еще в ВЗ: "Ты будешь называть Меня отцом твоим" (Jr 3:19); "...ибо Я - отец Израилю..." (Jr 31:9; ср. Dt 32:6; Ml 2:10; 2Co 6:17.18). И пусть даже "...кого любит Господь, того наказывает", Он все равно "благоволит к тому, как отец к сыну своему" (Pr 3:12; ср. He 12:6), и "как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его" (Ps 102:13). Ведь "щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив" (Ps 102:8; ср. Ex 34:6). И с тех пор как пришел Тот, о Ком было сказано: "Он избавит Израиля от всех беззаконий его" (Ps 129:8; ср. Mt 1:21; Jn 8:36), непреложным стало исповедание: "Ты, Господи, - Отец наш, от века имя Твое: "Искупитель наш" (Is 63:16).

IV. ТРИЕДИНСТВО

А. Вера в единого Бога утверждается как в ВЗ (Dt 6:4), так и в НЗ (ср. 1 Кор 8:4 и след.), но в то же время и там и здесь говорится о трех Его лицах - Отце, Сыне и Св. Духе. Это особенно четко сформулировано в заповеди о крещении всех народов (Mt 28:19). Если сопоставить между собой такие тексты Писания, как Rm 14:17.18; Rm 15:16.30; 1Co 12:4-6; 2Co 1:21.22; 2Co 13:13; Ep 1:17; Ep 2:19-22; Ep 3:5-7.14-17; Tt 3:4-6; 1P 1:2; He 9:14; Jn 20:21, то становится очевидным, что в каждом из них говорится о гармоническом "трезвучии" деяний и сущности Бога. При этом речь идет, конечно, не о различных Богах и не о трех формах проявления четвертого, скрытого за Ними Божеств. существа, а о различных ипостасях, в к-рых существует и творит единый Бог. Учение о триединстве возникло в Церкви в результате глубокого осмысления совокупного библ. послания. Оно было сформулировано христианами первых веков. В нем заключена высшая, неподвластная человеч. разуму тайна, к-рую "не видел ... глаз, не слышало ухо" и к-рая "не приходила ... на сердце человеку" (1Co 2:9). Т.к. исповедание веры в триединство Бога облечено в человеч. слова, за к-рыми всегда стоят определ. представления, то становится понятно, почему именно по этому вопросу наблюдаются значит. расхождения. Тем более, что в Библии ни разу прямо не говорится о единстве Божеств. сущности Отца, Сына и Св. Духа, а подобный вывод делается лишь на основе обзора всех библ. свидетельств в их совокупности. -> Исповедание (II).

Б. В 2Co 5:19 ап. Павел пишет: "Бог во Христе"; это свидет-вует о совершенной Божеств. сущности Христа, Сына, в Котором "обитает вся полнота Божества телесно" (Col 2:9). Он был "образом Божиим" (Ph 2:6); в Нем Бог примиряет с Собой (2Co 5:19) и судит человечество. Он - "сущий над всем Бог, благословенный во веки" (Rm 9:5). Он был (как Слово) с Богом уже в самом начале мира, т.к. "Слово было Бог" (Jn 1:1); через это Слово "создано все" (Col 1:16.17; He 1:2), и в Нем "все начало быть" (Jn 1:3). Видевший Христа видел Отца (Jn 14:9), и никто не приходит к Отцу, как только через Христа, Он - в Отце, а Отец - в Нем, поэтому к Нему возносят молитвы как к Богу (Ap 5:8-14). К Нему устремлена вера в Бога (Jn 14:1), поэтому Фома исповедует: "Господь мой и Бог мой" (Jn 20:28). -> Иисус Христос.

В. Библия свидет-вует о Божеств. сущности как Сына, так и Св. Духа: "Бог есть дух" (Jn 4:24). Это свидет-во есть не только в НЗ, но и в ВЗ, где уже в Gn 1:2 говорится: "И Дух Божий носился над водою". Если в Библии говорится о том, что Божий Дух сходит на человека, почиет на нем (см. 1S 10:10; 1S 16:13; ср. Is 59:21; Ez 11:5), то это значит, что Сам Бог завладевает человеком и ведет его. Отец и Сын часто упоминаются вместе, так же, как Господь Бог и Его Дух (Is 48:16). В 2Co 3:17 сказано: "Господь есть Дух". Человек, в к-ром живет Божий Дух, - это храм Божий, а значит, в нем живет и Сам Бог (1Co 3:16.17; 1Co 6:19). Человек, оскорбивший Св. Духа (Ep 4:30) или солгавший Ему, солгал Самому Богу (см. Ac 5:3.4). Как Дух, Бог существует и действует в Церкви (1Co 12:11). Только Св. Духом возможно исповедовать Отца и Сына. Он именуется одноврем. Духом Божьим и Духом Христовым (Rm 8:9). Духом Христовым были исполнены речи не только апостолов, но и пророков (1P 1:10.11). О Духе Св. говорится, что Он послан Отцом по просьбе Христа (Jn 14:16.26) и что Он послан Христом от Отца (Jn 15:26); через Него Бог возрождает человека (Jn 3:5; Jl 2:28); "Духом Святым изливается в наши сердца любовь Божия" (Rm 5:5), Св. Духом Бог водит верующих (Ga 5:18), в Нем - основа жизни и поступков сынов Божьих (Rm 8:14).

Г. Основная идея учения о триединстве Бога заключается в том, что единый Бог предстает в трех разных ипостасях; в каждом из этих лиц присутствуют два других, но эти ипостаси все же отличны друг от друга и находятся в определ. взаимоотношениях. Важнейшие свидет-ва по этому вопросу можно найти в символах веры древней Церкви.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).