Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Дети, сыновья, младенцы, чада
I. Словами "дети" или "сыновья" в Библии обозначены не только прямые потомки человека, но также его внуки и правнуки, т.е. последующие поколения. Там, где эти слова употреблены в метафорич. значении, они указывают либо на состояние беспомощности и зависимости, неведения и незрелости (Mt 18:3; 1Co 14:20; 1P 2:2), либо подразумевают людей, определяемых по к.-л. характерному свойству или по их отношению к ч.-л., как, напр., "чада света" или "сыны века сего" (Lc 16:8; Ep 5:8), "сын смерти" (2S 12:5 - в Синод. пер. - "достоин смерти"), "сын геенны" (Mt 23:15), "сыны лукавого" (Mt 13:38).
II. Многочисл. потомство означало радость и счастье, оно считалось Божьим благословением (Dt 28:4; Jb 5:25; Ps 126:3; Пс 127:3 и след.; Pr 17:6). В бездетном браке видели Божье наказание (Gn 30:23; 1 Цар 1:6 и след.; Is 47:9).
III. Израил. матери долго вскармливали младенцев грудью (Быт 21:7 и след.) и отлучали их от груди только в два-три года (1S 1:23; 2M 7:27; ср. -> Грудь (3) -> Кормилица). Имя ребенку часто давала мать (Gn 4:1.25; Gn 29:32-35; Gn 38:4; Jg 13:24; 1S 1:20; Is 7:14 - МТ; в Синод. пер. - "нарекут ему имя"), но иногда это делал и отец (Gn 4:26; Быт 5:28 и след.; Gn 21:3; Gn 35:18; Gn 38:3; Gn 41:51; Ex 2:22; 2S 12:24 - МТ; в Синод. пер. - "нарекла ему имя"). В новозаветный период имя мальчику давали при -> обрезании, на восьмой день после -> рождения (Lc 1:59; Lc 2:21). Первенец, как все -> первородное, посвящался Господу; его полагалось принести в святилище и выкупить за пять сиклей серебра (Чис 18:15 и след.).
IV: 1) в первые годы жизни мальчики и девочки росли вместе, под присмотром матери (Pr 6:20; Pr 31:1; 2Tm 1:5). Позднее -> воспитание мальчика брал на себя отец; в богатых семьях были воспитатели (2R 10:1; Is 49:23). Закон обязывал отца рассказывать Д. о деяниях и слове Господа (Втор 4:9 и след.; Втор 6:6 и след.,20-25), поскольку начало всякой мудрости - страх Господень (Притч 1:7 и след.). Во время пасхальной трапезы глава семьи рассказывал Д. о том, как Бог спас Свой народ (Исх 12:26 и след.);
2) Д. считались собственностью отца, он имел право даже продавать их в рабство, правда, только израильтянам (Ex 21:7). Чаще в Библии речь идет о Д., обращенных в рабство заимодавцем за долги их отца (2R 4:1; Ne 5:5; Is 50:1). Отец решал, за кого выдать замуж дочерей, нередко он же решал и вопрос о женитьбе сыновей (-> Брак). Если Д. совершали тяжкие преступления, отец имел право наказывать их смертью (Gn 38:24; Dt 21:18-21), однако, во избежание произвола, право вынесения окончат. приговора оставалось за старейшинами города. С др. стороны, отцу запрещалось при распределении наследства отдавать первенство сыну любимой жены в ущерб первенцу, рожденному от нелюбимой (Dt 21:15-17). Закон многократно заповедует Д. почитать родителей (Ex 20:12; Lv 19:3; Dt 5:16; ср. Притч 1:8 и след.; Pr 13:1). Злословящий отца или мать проклят Богом, и его следует предать смерти, как и того, кто ударит отца или мать (Ex 21:15.17; Lv 20:9; Dt 27:16; Pr 20:20; Mt 15:4).
V. НЗ не отменил ветхозаветную заповедь, но обращался одноврем. и к Д., и к родителям (Ep 6:1-4; Кол 3:20 и след.); слова Иисуса устанавливают известный предел привязанности Д. к родителям, указывая на приоритет непосредств. подчинения Д. Богу и Его воле (Mc 3:33-35; Lc 9:59-62; Lc 14:26).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).