Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Корабль, кораблестроение

I. В отличие от финикийцев (-> Финикия) и от египтян, израильтяне не были мореходами; Иордан мало пригоден для судоходства, поэтому о речном флоте также вряд ли можно говорить. У исследователей нет сведений о том, как выглядели речные паромы (2 Цар 19:18, в Синод. пер. - "судно"). Правда, еще в ветхозаветные времена израильтяне плавали по -> Геннисаретскому озеру, хотя в Библии об этом ничего не говорится. Из НЗ известно о рыбачьих лодках (Лк 5:2; Ин 6:22 и след.), на к-рых были паруса и весла (Ин 6:19 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Мк 6:48 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), якорь и руль. Под возглавием в Мк 4:38, вероятно, подразумевается подушка, на к-рой сидел рулевой. Серьезную опасность представляли внезапные сильные штормы на море (ср. Мф 14:30). На мозаичной карте из Мадабы изображены рим. К. на -> Соленом (Мертвом) море и паромы на Иордане.

II. Сами не будучи мореплавателями, израильтяне всегда поддерживали связи с народами, занимавшимися мореходством. Нил и Евфрат с древнейших времен использовались для судоходства, как и -> Средиземное море, на котором доминировали финикийцы, доставлявшие Соломону для строит-ва храма кедры и кипарисы из Ливана, сплавляя их плотами в Яфу (Яффу) (3 Цар 5:9; 2 Пар 2:16); позднее они же доставляли строит. лес для второго храма (Езд 3:7). Царь Соломон приказал построить флот (на сев. залива Акаба (-> Елаф -> Ецион-Гавер -> Чермное море), к-рый мог бы совершать плавания в страну золота - -> Офир. Это предприятие было связано со строит-вом храма (3 Цар 9:26-28). Опытных мореходов для этих плаваний Соломону прислал дружески относившийся к нему царь Хирам из Тира. Для одного такого плавания флоту Соломона требовалось три года (что означает, вероятно, один полный год и несколько месяцев из двух лет, примыкающих к нему). Эти К. доставляли в Израиль золото, серебро, слоновую кость, обезьян, павлинов (3 Цар 10:22; 2 Пар 9:21). На рисунках, изображающих егип. торг. К., к-рые при царице Хатшепсут (1504-1483 гг. до Р.Х.) совершали плавания в Пунт, видно, что в числе грузов находились и обезьяны. При попытке царя Иосафата повторить плавание в Офир его флот, по воле Бога, потерпел крушение (2Пар 20:36 и след.). -> Акко -> Кесария -> Яффа.

III. Судоходство и, в частн., К. нередко упоминаются в псалмах и притчах (Пс 47:8; Пс 103:26; Пс 106:23-32; Притч 23:34; Притч 30:19; Притч 31:14). Под легкими и быстрыми судами (ладьями) (Иов 9:26; Ис 18:2) подразумеваются легкие нильские лодки из стеблей папируса. В Ис 33:21.23 упоминаются ассир. воен. К., в Дан 11:40 также идет речь о воен. К. В Иез 27 встречается описание тирского торг. К. из кипарисового дерева. К. имел мачту из ствола кедра, скамьи из букового дерева, отдел. слоновой костью, дубовые весла и узорчатые паруса (римляне также украшали паруса). К этому можно добавить навесы из ткани голубого и пурпурового цветов, защищавшие от солнца. К. ходили в Испанию (-> Фарсис; Ион 1:3), оттуда они привозили серебро, железо, олово и свинец (Иер 10:9; Иез 27:12), а также, вдоль атлантического побережья, добирались до Британских о-вов.

IV. Александрийский К., на к-ром Павел плыл от Мир Ликийских до Мальты, имел на борту груз зерна и 276 человек (Деян 27:37.38). У Лукиана есть описание подобного К., перевозившего зерно из Александрии. При дл. 55 м и шир. 14 м такой К., по оценкам ученых, весил около 1250 т. К., на к-ром плыл Павел, был деревянным (корпус был построен из досок); помимо прямого паруса на большой мачте, это судно имело еще и передний (малый) парус, а след., еще одну, меньшую по размерам, мачту в передней части. Управление К. осуществлялось двумя рулями (руль упоминается и в Иак 3:4). Такое судно было оснащено, как минимум, четырьмя якорями (Деян 27:29 и след.). К К. была привязана лодка, к-рую во время шторма поднимали на палубу (Деян 27:16.30.32). Направление и скорость движения зависели от ветра. В неизвед. водах для измерения глубины применялся лот. В штормовых условиях К. обвязывали, чтобы увеличить его прочность. Для этого использовались канаты или цепи; их протягивали под корпусом судна и закрепляли. Как правило, носовая часть К. имела отличит. знак; на К., с к-рым Павел отплывал с Мальты, это были Диоскуры - греч. боги-близнецы Кастор и Полидевк (Деян 28:11).

V. В древности люди плавали по Средиземному морю главным образом так, чтобы берег оставался в зоне видимости (см. маршрут в Деян 20:13-15; Деян 21:1-3). При этом мореходы использовали прибрежные течения, к-рые давали возможность двигаться вперед даже против ветра (Деян 27:4 и след.; здесь К. помогало течение - воды текли с востока на запад вдоль юж. побережья Малой Азии); лавировать против ветра на К. тех времен было невозможно (см. Деян 27:7). Время морских путешествий было ограничено летними месяцами, с началом осенних штормов и до весны К. оставались в гаванях (Деян 27:9-12; Деян 28:11). Как дата, после к-рой в море можно было оставаться только вынужденно, в Деян 27:9 упоминается пост, т.е. День искупления (Йом-Кипур), отмечаемый 10 числа месяца тишри (сентябрь-октябрь).

VI. Кормчий (Иез 27:27 и след.; Ион 1:6 - в Синод. пер. - "начальник корабля"; Откр 18:17) руководил командой К. В Деян 27:11 делается различие между кормчим и начальником К. (судовладельцем). Корабельщики (3 Цар 9:27; Иез 27:9.27.29; Ион 1:5; Деян 27:27.30; Откр 18:17), или гребцы (Иез 27:29), составляли команду К.; в Иез 27:8 особо упомянуты гребцы-рабы. В Ион 1:3 говорится о плате за провоз, взимавшейся с пассажиров.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).