Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Любовь, любить

I. В греч. тексте НЗ понятие "любовь" передано двумя словами: филиа и агапэ (слово эрос, обозначающее физич. влечение между мужчиной и женщиной, в НЗ не встречается):
1) глагол филео ("любить") и производное от него сущ. филеа ("любовь") означают сердечную привязанность, чувство нежности и т.п. (Luca 7:38.45; Luca 15:20; Luca 22:47; Atti 20:37). Эти слова употребляются, когда речь идет о Л. Бога Отца к Иисусу (Giovanni 5:20), а также - о Л. между родителями и детьми (Matteo 10:37). В Giovanni 21:15.16.17 слово филеа подразумевает Л. Петра к Господу, но здесь оно противопоставлено слову агапао;
2) малоупотребит. в мирском языке сущ. агапэ и глагол агапао обозначают в НЗ истинную Л. в широком смысле этого слова: Л. Бога к людям (Giovanni 3:16) и проистекающую из нее Л. людей друг к другу (Matteo 22:39), а также Л. к врагам (Matteo 5:44), Л. мужчины к женщине (Efesini 5:25.28.33), но вместе с тем и эгоистич. Л., способную направить человека на неверный путь (Luca 11:43; Timoteo 2 4:10; Pietro 2 2:15; Giovanni 1 2:15);
3) в Септуагинте представлены все оттенки значения слов филиа и агапэ. При переводе на совр. языки бывает трудно передать эти оттенки (ср. Osea 3:1). В евр. тексте ВЗ для выражения таких понятий, как "любовь", "жалость", "сочувствие", "благоволение", "страсть" и др. (тесно связанных с понятием "любовь"), используются восемь евр. слов. Большая часть этих слов обозначает как Божью Л., так и человеч., в т.ч. и Л. между мужчиной и женщиной.

II: 1) в ВЗ прежде всего говорится о человеч. Л.: а) о Л. мужчины и женщины, напр. Иакова и Рахили (Genesi 29:20); б) о мужской дружбе, напр. Давида и Ионафана (Samuele 1 18:3; Samuele 2 1:26); в) о родительской Л. (Proverbi 13:24; ср. Ebrei 12:5-11); г) заповедь Л. к ближнему в первую очередь определяет взаимоотношения между израильтянами (Levitico 19:18), но распространяется и на -> пришельцев, и даже на врага (-> Вражда, враг) (Притч 25:21 и след.);
2) ВЗ многократно говорит и о Л. человека к Богу. Взгляд человека, в первую очередь, должен быть обращен к Богу: "И люби Господа, Бога твоего" (Deuteronomio 6:5). Из этой заповеди вырастает Л. к Богу, подобная той, что, согл. Писанию, была у Соломона (Re 1 3:3). Такая Л. находит свое выражение в радостном душевном излиянии: "Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!" (Salmi 17:2). Эта Л. относится также к "обители дома Божия" (Salmi 25:8) и к Закону Божьему (Salmi 118:97.113 и др.), поэтому часто встречаются выражения: "любящие Бога и соблюдающие (сохраняющие) заповеди Его" (Esodo 20:6; Deuteronomio 5:10; Deuteronomio 7:9; Neemia 1:5), "любить Господа и служить Ему" (Deuteronomio 10:12; Deuteronomio 11:13; Isaia 56:6), "любить Бога и ходить путями Его" (Deuteronomio 11:22; Deuteronomio 19:9; Giosuè 22:5), "любящие Господа, ненавидьте зло!" (Salmi 96:10);
3) человеч. Л., в том числе и Л. к Богу, берет свое начало в Божьей Л. к нам. Он избрал народ Израиля не потому, что это был выдающийся народ, а потому, что любил его (Deuteronomio 7:6-8; Osea 11:1). Л. постоянно выступает как основной движущий мотив Божьих деяний (Osea 3:1; Osea 11:7-9): "Я возлюбил вас, говорит Господь" (Malachia 1:2). Любящий Бог творит милость тем, кто Его любит (Deuteronomio 5:10), Он дарует им великий мир (Salmi 118:165) и хранит их (Salmi 144:20). Л. Бога порождает в человеке Л. к другому человеку, к ближнему и пришельцу (Levitico 19:18.34);
4) человеч. Л. может оказаться суетной, если ее объектом явл. материальные ценности (Ecclesiaste 5:9) или, что еще хуже, зло (Michea 3:2). Такая Л. подлежит Божьему суду, к-рый, однако, есть не что иное, как проявление Божьей Л. Господь лишь на малое время оставил народ Израиля, но затем Он вновь обратится к нему и помилует его вечной милостью (Isaia 54:5-8). Бог через Иеремию возвещает Своему народу, терпящему бедствие: "Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение" (Geremia 31:3). В НЗ Божья Л. торжествует над человеч. неверностью благодаря спасит. подвигу Иисуса Христа.

III. О Божьей Л. к людям и о Л., вызываемой Богом в людях, в НЗ говорится гораздо чаще, чем в ВЗ:
1) центр. здесь является перенесенная из ВЗ заповедь Л. к Богу и Л. к ближнему (Matteo 22:36-39). "На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки", т.е. в них полностью выражена воля Божья в отношении людей;
2) вся человеч. Л. основана на искупит. и спасит. действии Божьей Л. в Иисусе Христе (Giovanni 3:16). Л. Бога к отчужденному от Него, погрязшему в грехе человечеству потребовала жертвы - смерти Его Сына, к-рая принесла спасение человечеству и даровала ему новую жизнь. Следовательно: а) движущей силой этой Л. является воля Бога, "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (Timoteo 1 2:4); б) благодаря Л. Отца к Сыну (Marco 12:6; Giovanni 15:9) Иисусу было поручено дело спасения (Giovanni 3:35); в) Божья Л. к людям проявляется в том, что Иисус сердечно, с Л. относится к ним: Он любит богатого юношу (Marco 10:21), Лазаря (Giovanni 11:3.36) и его сестер, грешников (Мф 9:9 и след.; Luca 15:2) и "Своих, сущих в мире" (Giovanni 13:1); г) Своим самопожертвованием Иисус доказал Свою Л. к грешным людям. Он возлюбил каждого человека задолго до того, как человек смог осознать это (Romani 5:6-8.10; Galati 2:20); д) цель исполненного Л. служения Иисуса - искупление человечества от рабства зла (Marco 10:45). В Нем действует Л. Божья, к-рая стремится примирить нас с Богом и привести к новой жизни (Romani 5:8-11; Efesini 2:4-6); е) каждый человек должен возлюбить Иисуса. Если мы любим Его, то Бог Отец любит нас (Giovanni 16:27);
3) возвещаемая в НЗ Благая Весть всегда направлена на то, чтобы мы постигли Божью Л. во Христе, оставались верны ей и т.о. преображались под ее воздействием: а) об этом свидет-вует притча о грешнице (Luca 7:36-50). Очевидно, перед описанным событием Иисус проповедовал в местной синагоге о том, что Бог приемлет грешников. Кто осознает глубину собственных прегрешений и силу Л. Божьей, тот способен "много возлюбить". Но человек, изначально мнящий себя праведником, как в данном случае хозяин дома, не может познать Л. Господа и поэтому не проникается Л. к ближнему. Преображающее воздействие Л. Божьей показано на примере Закхея (Luca 19:8) и Петра (Luca 5:8). Путь Петра, отрекшегося от Иисуса, но вернувшегося к Нему и принятого Им (Лк 22:31 и след.; Ин 21:15 и след.), позволяет познать Л. Бога, Который "верен" даже тогда, когда мы неверны Ему (Timoteo 2 2:13): Он всегда готов проявить Свою всепрощающую любовь и доброту; б) верующим надлежит постоянно пребывать в Л. к Богу и ближним (Ин 15:9 и след.): от этого зависит наше познание Христа (2 Петр 1:7 и след.; 1 Ин 4:7 и след.). Не любящий брата своего "не есть от Бога" (Giovanni 1 3:10), а любящий "перешел из смерти в жизнь". "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Ин 4:20 и след.); в) вероятно, исходя из этого, следует понимать и Apocalisse 2:4, где превознесенный Господь сообщает ангелу Эфесской церкви: "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою". Л. Бога предшествует Л. человеч.: Он прежде возлюбил людей (Giovanni 1 4:19) и разбудил в них истинную Л.;
4) Л. Христова, проистекающая от Отца, "объемлет" (см. Corinzi 2 5:14) -> учеников и последователей Христа так, что они всё более руководствуются ею и становятся свидетелями своего Господа: а) благодаря Христовой Л. ученики стали "друзьями" Иисуса [греч. филой (Giovanni 15:9-15), "любимые", "доверенные"]; Он открыл им Божий путь и Божью волю, поэтому они совершенно осознанно могли исполнять Его заповеди; б) в своем служении ученики Христа руководствуются Л. (Corinzi 2 5:14-21), к-рая делает совершенными все дары Духа: прорицание, познание, веру и добрые дела (Corinzi 1 13:1-3). Эта Л. долготерпит, милосердствует; она не знает зависти, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своей корысти, не раздражается, не мыслит зла; не радуется неправде, а сорадуется истине; она "все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит". Она ведет учеников за Учителем, заставляя их порой жертвовать своими жизнями по примеру их Господа (Matteo 20:23; Marco 10:39; Ин 21:18 и след.; Efesini 5:2; Giovanni 1 3:16). Примечат., что самые глубокие высказывания о Л. мы находим именно у Иоанна, "ученика, которого любил Иисус" (Giovanni 13:23 и проч.); в) Л., к-рая заповедана Церкви Самим Иисусом (Ин 13:34 и след.), становится отличит. признаком учеников Христа (Atti 2:47; Atti 5:13). Служение друг другу должно совершаться в Л. (Мк 10:43 и след.), и эта Л. должна постоянно возрастать (Filippesi 1:9; Tessalonicesi 2 1:3). К этой мысли апостолы вновь и вновь возвращаются в своих посланиях (Filippesi 2:2; Colossesi 3:14; Pietro 1 1:22; Pietro 1 2:17; Pietro 1 4:8; Giovanni 1 4:7; Ebrei 10:24; Ebrei 13:1). Иная мотивация отношений в Церкви ведет к заблуждению (см. Corinzi 1 8:1; Galati 5:13). Не следует, однако, забывать, что Л. не должна означать терпимости к греху и злу внутри Церкви (Matteo 18:17; Giovanni 2:15; Corinzi 1 5:11.13); г) благодаря христ. Л. происходит и внутр. обновление всего обществ. устройства: изменяются отношения между мужем и женой (Efesini 5:21-33; Кол 3:18 и след.; Pietro 1 3:1.7; -> Тело, IV), отношения между родителями и детьми (Efesini 6:1-4; Кол 3:20 и след.), отношения между господами и рабами и т.д. (Efesini 6:5-9; Colossesi 3:22 - Colossesi 4:1; Pietro 1 2:18-21). (-> Послание к Филимону); д) выражение глубочайшей связи с Господом - это исполнение заповедей о Л. к Богу и своему брату; любящий пребывает в Л. Божьей. По Л. к Нему Бог узнаёт христианина (Corinzi 1 8:3 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана); тем, кто любит Бога, "все содействует ко благу" (Romani 8:28). Вера христианина "действует любовью" (Galati 5:6); верующий осознает свое страдание как знак того, что он пребывает в руке возлюбившего его Бога (Евр 12:6 и след.; Apocalisse 3:19). Сила Л. превосходит даже силу смерти, ибо Л. "никогда не перестает" (Corinzi 1 13:8-13). Л. является частью грядущего мира, нового мироздания, и благодаря ей мы можем уже здесь и сейчас стать его частью;
5) однако наряду со спасит. Л. Божьей и Л. к Богу существует и губительная Л., уводящая от Бога. Так, люди выявили склонность любить тьму даже тогда, когда им был явлен -> свет, спасит. Божье деяние в Иисусе (Giovanni 3:19). Возлюбив человеч. славу более, чем славу Божью, высокопостав. евреи, даже уверовав в своем сердце, отказывались исповедовать Иисуса (Giovanni 12:42.43). Так, сотрудник Павла Димас, прельстившись миром, оставил Павла, а вместе с ним и Господа (Timoteo 2 4:10). Поскольку человеч. сердце склонно к губительной Л., то Иисус и апостолы призывают сделать решит. выбор: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (Giovanni 1 2:15). Если сердце любит богатство, то оно уже не способно полюбить Бога (Matteo 6:24). Привязанность человека к семье не должна отдалять его от Бога, Иисуса следует возлюбить более, чем все сущее в мире (Matteo 10:37; Luca 14:26). Свящ. Писание, приводя слова Христа: "Сберегающий душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее", учит любить Его больше собств. жизни (Matteo 10:39; Matteo 16:25; Giovanni 12:25).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).