Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Молитва

I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1) евр. тефилла, "молитва", "обращение к Богу"; глагол атар имеет значение "молиться", когда речь идет о человеке, и значение "снисходить к просьбе", когда речь идет о Боге; греч. слова: деэсис, "просьба"; просэухэ, "молитва"; проскюнейн, "молиться (преклонив колени)";
2) во все времена у всех народов было принято совершать М. Человек - высшее из живых существ. Он создан по образу Божьему (Genesis 1:27) и предназначен для общения с Ним (-> Адам, I,1). Этим объясняется стремление людей - в т.ч. и язычников - к общению с Богом. История религии знает немало примеров проникновенных, искренних М., к-рые возносились и возносятся не только иудеями или христианами;
3) М. язычников и христиан близки по форме и тем чувствам, с к-рыми произносятся. Духовно возрожд. христианин только в М. получает возможность общаться с Богом. Человек обладал этим изначально, о чем свидет-вует Быт 3:8 и след. Но с грехопадением и изгнанием его из рая он лишился общения с Господом. Только пережив рождение свыше, "новый человек" смог поклоняться Богу "в духе и истине" (Ioannem 4:24). Христианин произносит М. не по собств. воле, а по побуждению Св. Духа (Romanos 8:15), Которым он исполнен (см. Lucam 1:41.46-80; Лк 2:27 и след.). Св. Дух свидет-вует о Себе верующему и обнаруживает Себя в М., даже Сам молится в человеке "воздыханиями неизреченными" (Romanos 8:26) и ходатайствует за него пред Отцом. Отсюда очевидно, что истинная христ. М. - не обязанность, а свидет-во христианина о своей приверженности Богу, выражение его духовной общности с Господом. Тем самым опровергается представление о том, что М. - это только монолог души. Обращение к Богу - это образ жизни, атмосфера, в к-рой живет духовный человек. М. выражает то, чем живет верующий: хвалу и благодарность (Пс 102:1 и след.); благоговение пред Всевышним (Деян 4:24 и след.); сыновнюю любовь к Отцу (Romanos 8:15; Galatas 4:6); любовь к ближнему и ходатайство за него (Colossenses 1:9; 1 Timotheum 2:1); сомнение, нужду и искушение (Psalmorum 21:1; Пс 72:23 и след.; Пс 73:1 и след.; Пс 101:1 и след.); жалобы, просьбы и даже упреки (Psalmorum 63:2; Psalmorum 88:39.47; Psalmorum 101:2). М. жизненно необходима христианину, и ап. Павел настаивает, чтобы Церковь постоянно молилась (Romanos 12:12; Colossenses 4:2; 1 Thessalonicenses 5:17 - "непрестанно молитесь" и др.). Под М. здесь подразумевается не только разговор с Богом, но и жизнь, исполненная Божьим присутствием (1 Thessalonicenses 5:10).

II. ОСНОВЫ И УСЛОВИЯ МОЛИТВЫ

1) Бог Сам повелевает нам взывать к Нему (Psalmorum 49:15; Isaiae 55:6; Matthaeum 7:7; Лк 18:1 и след.; Ин 14:13 и след.) даже в тех случаях, когда в силу своего характера, состояния или греховности мы считаем для себя невозможным обращаться к Нему (Genesis 18:27; Danielis 9:18; Lucam 18:13). Этому повелению Господа соответствует Его обещание внять искренней М. (Psalmorum 49:15; Matthaeum 7:7.9-29; Marcum 11:24; Lucam 11:13). Многочисл. библ. примеры (напр., Быт 18:1 и след.; 4 Цар 20:5 и след.; Psalmorum 117:5; Деян 12:5 и след.) и свидет-ва Церкви на протяжении многих столетий подтверждают, что Бог исполняет Свое обещание и внемлет М.;
2) в Библии оговариваются условия, при к-рых М. человека может быть услышана Богом. Но эти условия не подразумевают автоматизма в совершении М. (если я сделаю все правильно, то у меня должно все получиться): а) как видно из начальных слов молитвы "Отче наш" (Matthaeum 6:9 -> Отче наш), рассчитывать, что его М. будут услышаны, может лишь тот, кто принял усыновление верою Духа и тем самым признал Бога своим Отцом (Romanos 8:15; Galatas 4:5). Ходатаем за такого человека пред Отцом является Иисус Христос (Ioannem 14:13). Подобный человек обретет все, о чем он просил во имя Иисуса, т.е. в соотв. с Его волей (Ioannem 14:14; Ioannem 15:17; Ин 16:23 и след.). Также будут услышаны М. смиренного (Лк 18:13 и след.), ищущего Бога (Hebraeos 11:6), просьбы нуждающегося (2Пар 33:12 и след.; Psalmorum 49:15); б) Иисус призывает Своих учеников молиться во имя Его, Иисуса (Ioannem 14:13; Ioannem 16:24.26; ср. Matthaeum 18:20). При этом, видимо, имеется в виду не только та М., к-рую молящийся совершает в соотв. с Его заповедью, но и М., в к-рой он, помня о страданиях и смерти Иисуса Христа, ходатайствует пред Богом за погибающий мир (см. Romanos 8:32), самостоятельно подбирая для этого нужные слова, и пробуждает Божье милосердие. Смысл такой М. заключается не только в том, чтобы добиться от Бога исполнения наших желаний. Именно в М. может и должно произойти соединение нашей воли с волей Божьей; в) М. человека, к-рый опирается на Божье обетование, требует веры (Matthaeum 21:22; ср. Мф 17:20 и след.) и твердости духа (Рим 4:20 и след.; Romanos 8:32). Такая М. будет услышана. Вера требует повиновения (см. Romanos 1:5; Romanos 14:25), и поэтому М. - это также проявление послушания, духовное действие, основанное на слове Библии. Вера - не плод набожного сознания, иначе и воздаяние было бы, в конечном счете, заслугой человека. Согл. ВЗ, верить означает "укрепляться" в Боге, т.е. искать у Него помощи. Иисус не отказывает в ответе на М. и колеблющимся в вере (Marcum 9:24). Поскольку ответ на М. не всегда бывает очевиден, конечный результат нельзя ставить в зависимость от веры; г) искренность наших М. и вера в обетования часто испытываются Богом. Поэтому Иисус советует взывать к Отцу постоянно, вновь и вновь обращаясь к Нему, до тех пор, пока М. не будет услышана. Свой совет Он подкрепляет притчами о настойчивом друге (Lucam 11:8) и о докучливой вдове (Lucam 18:8). Здесь указывается на могущество и милость Бога, т.е. на то, что отличает Его от человека. Даже настойчивая М. плодотворна не сама по себе, а по воле слышащего ее Бога. Если человек пытается управлять Божьей волей, его М. не может произноситься во имя Иисуса. На М. распространяется общее правило: мы призваны служить Богу, а не Он нам; д) молящийся взывает к Богу: "Да будет воля Твоя" (Matthaeum 6:10). Вера человека не должна поколебаться, если на его М. Бог ответит не так, как он ожидал. Основа М. - смирение, к-рое не позволит усомниться в Боге даже тогда, когда Он, желающий Своим чадам только добра, однажды, как нам может показаться, не услышит нашей молитвы (или услышит, но ответит не так, как мы ожидаем). Нам обещано, что Господь слышит все наши М. (1 Ioannis 5:14), а также то, что Отец Небесный "даст блага просящим у него" (Matthaeum 7:11). Ап. Павел на свою настойчивую М. получил от Господа ответ: "Довольно для тебя благодати Моей" (2 Corinthios 12:9).

III. ПОЗЫ, ВРЕМЯ И МЕСТА ДЛЯ МОЛИТВЫ

1) внутр. состояние молящегося и его отношение к Богу внешне выражаются в определ. молитв. позах: а) согл. вост. придворному церемониалу, подданный опускался перед своим повелителем на землю вниз лицом (Esther 3:2). Он лежал перед царем плашмя до тех пор, пока тот не поднимал его или не приказывал ему подняться. Это положение упоминается в Библии и в качестве молитвенной позы (Iosue 7:10). Греки называли такую позу проскюнейн; б) в знак смирения и преклонения перед вост. повелителями опускались на колени. При М. коленопреклонение также выражает смирение молящегося (2 Paralipomenon 6:13; Esdrae 9:5; Psalmorum 21:30; Isaiae 45:23; Marcum 15:19; Lucam 5:8; Ephesios 3:14; Philippenses 2:10 и т.д.); в) часто М. произносили стоя (Marcum 11:25), что могло быть выражением искренности (Genesis 18:22), при этом руки с раскрытыми ладонями простирали к небу (1 Regum 8:22; Psalmorum 140:2; Isaiae 1:15); г) молясь, человек возводил руки вверх (Exodus 17:11; Psalmorum 133:2; Psalmorum 140:2; 1 Timotheum 2:8), как бы для принятия Божьих даров (Exodus 9:29; 1 Regum 8:22; Psalmorum 89:14; 1 Timotheum 2:8). Мытарь же, напротив, сознавая пред Богом свои грехи, ударял себя в грудь (Lucam 18:13). Складывать руки во время М. стали лишь в средние века; изнач. это выражало принесение обета верности и послушания;
2) обычно М. совершается утром (Psalmorum 5:4; Psalmorum 87:14; Psalmorum 118:147), днем (Actus 10:9) и вечером (Esdrae 9:5; Psalmorum 54:18). Но и ночные М. также обращены к Богу (Psalmorum 41:9; Psalmorum 118:55) - Иисус иногда молился в течение всей ночи (Lucam 6:12). Ап. Павел не связывал М. с определ. временем суток, призывая Церковь молиться непрестанно (Romanos 12:12; Colossenses 3:17; 1 Thessalonicenses 5:17; ср. Lucam 18:1). Даниил молился в определ. часы, к-рые, видимо, соответствовали времени жертвоприношения в Иерусалимском храме (Danielis 6:10; ср. Psalmorum 54:18; Psalmorum 140:2);
3) для М. существовали специальные места. Это могла быть горница (Danielis 6:10), кровля дома (Actus 10:9), а также "комната" (Matthaeum 6:6) - вероятно, небольшое помещение на плоской кровле (см. 4 Цар 4:10 и след.,33). Святилище, храм, явл. не только местом богослужения, сюда часто приходили верующие - чтобы помолиться в одиночку (1 Samuelis 1:3.10-28; Lucam 2:37; Actus 3:1). Вне храма люди молились, повернувшись лицом в направлении святилища (1 Regum 8:38; 2Пар 6:34 и след.), а за пределами страны - в направлении Израиля (1 Regum 8:48; Danielis 6:10). После пришествия Мессии важным стало не место, где совершается М., а духовное состояние молящегося (Ioannem 4:20-26).

IV. ФОРМЫ МОЛИТВЫ

Как и Иисус на кресте (Lucam 23:46 = Psalmorum 30:6; Marcum 15:34 = Psalmorum 21:2), первые христиане совершали М., используя тексты ВЗ: Деян 4:25 и след. = Пс 2:1 и след.; ср. Рим 8:31 и след. (Romanos 8:31 = Psalmorum 117:6; Romanos 8:36 = Psalmorum 43:23) или Рим 11:32 и след. (Romanos 8:34 = Isaiae 40:13; Ieremiae 23:18) или Флп 2:5 и след. (Romanos 8:10 = Ис 45:23 и след. и т.д.). Тем самым они подтверждали внутр. общность ВЗ и НЗ. Очевидно, первые христиане не только переняли М., совершавшиеся в синагоге, среди к-рых особую роль стали играть псалмы, приобретшие литургич. форму, но и сами сочиняли хвалебные песни и М. (напр., Romanos 11:33 и 1 Timotheum 3:16). Наряду с этими, установившимися формами М. в Библии встречаются и другие, более свободные (1 Corinthios 14:2); см. также "воздыхания Духа" в Romanos 8:26. Помимо М., произносимой вслух (Exodus 22:23; 1 Samuelis 7:9; Psalmorum 16:6; Ionae 2:3; Lucam 23:46; Actus 4:24), упоминается и безмолвная М. (1 Samuelis 1:13). Устоявшемуся обычаю показывать перед людьми свою набожность (Matthaeum 6:5) Иисус противопоставляет требование молиться Отцу Небесному втайне (Matthaeum 6:6; ср. 2 Regum 4:33). Действенность М. зависит не от частоты ее повторения - не следует подражать многословию язычников (Matthaeum 6:7), - а от искренности (Iacobi 5:16) и душевного состояния молящегося (Lucam 18:13). Так, древняя Церковь отказалась от нек-рых внешних атрибутов иуд. М. (филактерии и талит). По просьбе учеников (Lucam 11:1), Иисус дал им пример истинной М. - "Отче наш".

V. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ МОЛИТВ

К М. Библия относит славословие, благодарение, прошение и моление (Philippenses 4:6; 1 Timotheum 2:1): 1) ВЗ богат славословиями, обращ. к Господу. Не только народ Израиля призван почитать Бога и поклоняться лишь Ему (Exodus 20:5; Deuteronomii 4:19), но и язычники обратятся и будут поклоняться Богу в М. (Psalmorum 21:28; Ис 45:22 и след.). Ангелы также взывают к Господу (Isaiae 6:3) и восхваляют Его (Lucam 2:14) всем небесным воинством (Nehemiae 9:6). Даже Сам Сын молится Отцу (Matthaeum 11:25) как Тому Единственному, Кому принадлежит всеобщее поклонение. Молитв. славословиями Господу наполнены все послания ап. Павла: здесь и хвалебные гимны, и скромные благодарения (Romanos 11:36; Galatas 1:5; Ephesios 3:21; 1 Timotheum 1:17; 2 Timotheum 4:18). Но лишь совершенная Церковь вознесет Творцу совершенную хвалу и М. (Откр 5:9 и след.; Откр 7:10 и след.; Откр 11:16 и след.; Apocalipsys 19:1);
2) если славословие превозносит Божье величие, то благодарение - это М., восхваляющая Божью любовь (Genesis 29:35; Ioannem 11:41; Romanos 1:8; Ephesios 5:20 и др.). С благодарения начинаются почти все послания ап. Павла (Romanos 1:8; 1 Corinthios 1:4; 2 Corinthios 2:14; Ephesios 1:16; Philippenses 1:3 и др.). Павел призывает церкви постоянно возносить Богу благодарения (Ephesios 5:4; Ephesios 5:20; Colossenses 4:2 и т.д.) и "бодрствовать в молитве" (Colossenses 4:2);
3) в основе прошения лежит зависимость чада от Отца, творения от Создателя. Поэтому человек просит Бога не только об удовлетворении своих духовных потребностей (Мф 6:9 и след.; Matthaeum 9:38; Еф 6:19 и след.), но и о вполне материальных вещах. Так, в М. "Отче наш" просьба о хлебе насущном является основной (Matthaeum 6:11). Но все же в первую очередь человек должен молиться о пришествии Царства Божьего и о свершении воли Господа на земле (см. Matthaeum 6:10). Тем, кто молится об этом, обещано, что и все остальное "приложится" им (Matthaeum 6:33). Человек прежде всего просит о прощении грехов (Matthaeum 6:12, -> Исповедание, исповедовать, I), об укреплении в вере (Lucam 22:32; ср. Ioannem 17:11) и об избавлении от искушений (Matthaeum 6:13; Ioannem 17:15). Ап. Павел сосредоточивается в своих просьбах на проповеди Евангелия (Ephesios 6:19; Colossenses 4:3; 2 Thessalonicenses 3:1), а Иисус особо наставляет Своих последователей молить "Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Matthaeum 9:38). С просьбами о пришествии Царства Божьего первые христиане соединяли М. о Втором пришествии Иисуса Христа (1 Corinthios 16:22; Apocalipsys 22:20);
4) каждый христианин по своей сущности - священник и потому должен совершать священнич. М. - моление. Моления о ближнем и о народе Божьем совершаются всеми библ. молящимися. Высочайший образец ходатайств. М. - моление Иисуса о Его врагах (Lucam 23:34). По примеру Иисуса поступил и Стефан (Деян 7:59 и след.). Авраам выступил в роли священника, принеся Господу моление о своем племяннике Лоте и о городах Содоме и Гоморре (Быт 18:22 и след.). Почти мессианское отношение проявляют к народу Израиля Моисей и Павел, готовые пожертвовать своим блаженством (Exodus 32:32; Romanos 9:3) ради избавления израильтян от Божьего гнева и гибели. Хотя моления встречаются и в ВЗ (напр., 1 Samuelis 7:5; 1 Samuelis 12:19; Ieremiae 7:16; Ieremiae 11:14; Ieremiae 14:11; Danielis 9:16 и др.), наивысшей полноты и глубины они достигают лишь в НЗ (см. Ioannem 17:17.20), особенно в посланиях ап. Павла. Читатель проникается его молениями о церквах (Ephesios 1:16; Еф 3:14 и след.; Philippenses 1:4.9-30; Colossenses 1:9), о начальстве (1 Тим 2:1 и след.) и об отдельных христианах. Кр. того, Павел просит, чтобы общины поддержали своими М. не только его самого, но и его соратников (Colossenses 4:3; 1 Thessalonicenses 5:25).

VI. К КОМУ ОБРАЩЕНА МОЛИТВА

В ВЗ молитвы обращены к Богу (Быт 24:26 и след.; Исх 34:8 и след.; 2 Samuelis 12:20; Psalmorum 28:2; Psalmorum 95:9 и др.). Иисус также возносит М. к Отцу, Господу в небесах (Matthaeum 11:25; Matthaeum 26:39; Lucam 10:21 и т.д.). Самому Иисусу еще при Его жизни, когда Он совершал чудеса (Ioannem 9:38), и после Его воскресения стали воздавать божеств. почести и обращать к Нему М. (Matthaeum 28:17; Ioannem 20:28). В Своих прощальных наставлениях Христос говорит о молитв. просьбах, к-рые будут обращены к Нему (Ioannem 14:14). Тем самым современники Иисуса и первые христиане (см. Actus 7:59; 2 Petri 3:18) подтверждали, что они почитают Иисуса Сыном Божьим, к Которому следует обращаться с М. так же, как и к Его Отцу (Ioannem 5:23). И в конце дней, когда Иисус передаст все Отцу (1 Corinthios 15:28), небесная Церковь вознесет Ему свою хвалу и М. (Откр 5:8 и след.). Слова Иисуса: "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" распространяются и на М. (Ioannem 6:44; Ioannem 14:6). В НЗ большинство М. обращено к Богу Отцу во имя Иисуса Христа.

VII. БИБЛЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ

К числу самых известных в ВЗ молитв, или песен, относятся песнь Моисея (Исх 15:1 и след.) и М. Моисея (Втор 32:1 и след.). Похожую песнь воспели Девора и Варак после победы над Иавином (Суд 5:1 и след.). Среди ветхозаветных пророков-молитвенников следует назвать Самуила (1 Samuelis 7:5.9), Илию (3 Цар 18:36 и след.), Иеремию (Ieremiae 7:16; Ieremiae 11:14; Ieremiae 14:11) и Даниила (Дан 9:1 и след.). Из царей это прежде всего Давид (см. хвалебную песнь Давида в 2 Цар 22:1 и след. и его исповедь в Psalmorum 50), Соломон (3 Цар 8:22 и след.) и Езекия (2 Regum 19:15; 4 Цар 20:2 и след.). В НЗ Иисус, величайший муж М., оставил нам "Отче наш" (Мф 6:9 и след.), первосвященнич. М. (Ин 17:1 и след.), М. в Гефсиманском саду (Matthaeum 26:39.42.44) и М. на кресте (Matthaeum 27:46; Lucam 23:34.46). К числу самых поэтичных М. в НЗ принадлежат хвалебные песни Захарии (Lucam 1:64.67-80), Елисаветы (Лк 1:42 и след.), Марии (Lucam 1:46-55) и Симеона (Лк 2:28 и след.). Со времен ранней Церкви известны хвалебная песнь, запис. в Деян 4:24 и след., а также последние слова Стефана (Деян 7:59 и след.). В посланиях ап. Павла, и особенно в их начальных словах, встречаются М. о разных церквах (1 Кор 1:4 и след.; 2 Кор 1:3 и след.; Еф 1:15 и след.; Флп 1:3 и след.; Кол 1:3 и след.; 2 Фес 1:3 и след.), а также вероисповедные М., вероятно, певшиеся как гимны (Рим 8:31 и след.; Рим 11:32 и след.; Еф 3:14 и след.). Неудивительно, что в конце Библии, в книге Откровение Иоанна, приводятся молитв. песни (Откр 5:8 и след.; Откр 11:17 и след.; Откр 19:1 и след.), ведь возрожденная Церковь предстоит здесь пред лицом Бога и Агнца и возносит в своих М. совершенную славу и хвалу Отцу и Сыну во веки веков. М. - одна из центр. тем Откровения.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).