Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Наследование, наследственное право

ЗЕМНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ

1) согл. наследств. праву времен Авраама, наследниками могли быть только сыновья от жен, но не от наложниц (Gn 21:10; ср. позднее Jg 11:2); но сыновья наложниц имели право на разовое получение некой части отцовского имущества, пособия (Gn 25:6). Иногда наряду с сыновьями наследницами становились и дочери (Jb 42:15). При отсутствии детей наследником мог быть назначен раб (домочадец) (Gn 15:2-6; ср. -> Праотец, патриарх);
2) в соотв. с Законом Моисея, собственность израильтянина после его смерти делилась между его сыновьями, причем старший сын получал вдвое больше, чем младшие (Dt 21:15-17). Если сыновей не было, то собственность наследовали дочери (Nb 27:1-8); в этом случае они должны были выходить замуж только за мужчин своего колена (Nb 36:1-12). Если же мужчина из другого колена или иноплеменник женился на дочери-наследнице, то дети от этого брака, видимо, причислялись к роду матери (1Ch 2:34-41; Esd 2:61). Наследство мужчины, умершего бездетным, доставалось его брату, если же братьев не было, то братьям его отца, если не было и таковых, то наиб. близкому кровному родственнику (Nb 27:9-11);
3) брат умершего должен был жениться на его вдове. Первый сын от этого брака получал имя умершего и наследовал его имущество (Dt 25:5-19). Если у покойного не было брата, то в брак с его вдовой должен был вступить к.-л. из ближайших родственников (Rt 3:12-13), обязанный также выкупить земельный надел вдовы, если он был заложен или продан из-за нужды (Rt 4:1). Если не находилось никого, кто был бы готов жениться на вдове, то наследство становилось ее собственностью и после ее смерти переходило к ее ближайшим родственникам;
4) левитам не выделялось никакой части наследства, поскольку Господь сказал Аарону: "Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых" (Nb 18:20; Dt 10:9; Ez 44:28 и др.);
5) подробные сведения о лишении наследства можно почерпнуть только из Талмуда (-> Мишна);
6) письм. завещания появились в Палестине лишь в период греч. и особенно рим. господства (Ga 3:15; He 9:17); в княж. роду ими определялся порядок Н. (Иосиф Флавий, Иудейские древности, XIII, 16,1; XVII, 13,2). В Талмуде предприняты попытки снять предусмотренные законом ограничения, с тем чтобы дать завещателю право более свободно распоряжаться своим имуществом.

НЕБЕСНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ

Ап. Павел чаще чем к.-л. использует понятие Н. в переносном, духовном, смысле. Кр. того, в этом же значении оно встречается в 1P 1:4; 1P 3:9; Jc 2:5. "Участие в наследии святых во свете" (Col 1:12) - это вечная жизнь, к к-рой милостью Иисуса Христа избраны верующие всех народов, ставшие т.о. и наследниками Самого Господа (Ep 1:11.18), как о том и предсказывалось в ВЗ (Ps 82:8). Это нетленное, чистое и неувядаемое наследие (1P 1:4) предназначено христианам как чадам Божьим, но они сами ничем не заслужили его и не могут приобрести его собств. силами (Rm 4:14; Ga 3:29; Ga 4:7; Tt 3:7). Однако наследниками Христа становятся только те, кто страдает вместе с Ним (Rm 8:17); верным рабам Божьим в Его царстве воздастся - они получат наследие от Господа (Col 3:24). Залогом этого является Святой Дух, живущий в сердцах вновь рожденных и поддерживающий в них уверенность в том, что они призваны к небесному наследию (2Co 1:22; Ep 1:14). Насмешка, поругание, насмехаться, насмешник (кощунник). В Библии и в ее переводах употребляются различные слова для передачи понятий "насмешка" и "поругание". В общеупотребительном смысле "насмехаться" или "издеваться" означает проделывать над кем-то озорные или злые шутки, выражаемые соотв. словами и действиями (2R 2:23; Mt 22:6; Mt 27:31; Mc 10:34; Mc 15:20; Lc 20:11), напр. морщить нос в знак презрения [греч. мюктеридзеин; Ga 6:7, в Синод. пер. - "Бог поругаем не бывает"]. Кр. того, в Библии встречаются такие выражения: смеяться и издеваться над кем-л. (2Ch 30:10); презреть и посмеяться (2R 19:21); смеяться над кем-л. и говорить с презрением (Ne 2:19); лицемерные насмешники (Ps 34:16); порицать и поносить (2R 19:22), а также посмеяние и поругание или поругание и посрамление и т.п. (Ps 43:14; Ps 78:4; Jr 20:8; Jr 29:18). Библия не одобряет насмешника и не рассматривает его как безобидного шутника. Особенно часто речь о такого рода людях идет в Притчах Соломона: по своей сути насмешник (в Синод. пер. - "кощунник") самонадеян, надменен и дерзок. Он действует в пылу гордости и не воспринимает назиданий (Pr 9:7-12); не обладая мудростью, он не слушает поучений (Pr 13:1). Поэтому кощунствующий избегает общения с мудрыми (Pr 15:12), но именно потому что он глуп, он и заслуживает наказания (Pr 19:29). "Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань" (Pr 22:10); где бы насмешник ни появился, он подстрекает к ропоту и возмущению (Pr 29:8). Но в конечном итоге Бог посмеется над насмешником и поругается над кощунствующим (Ps 2:2-3), предав преступников самих на поругание (Is 43:27-28; Is 45:16; Ez 22:4; Ez 23:32), ибо только смиренным Он дает благодать (Pr 3:34). "Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его" (Pr 17:5), и поругание становится настоящим кощунством, когда насмешник в своей самонадеянности восстает против Бога (2R 19:22; 2Ch 32:17). Проходившие мимо креста Иисуса злословили Его [греч. бласфемейн], то же делали и первосвященники, насмехаясь над Ним [греч. эмпайдзеин; Mt 27:39.41]. В Ps 1:1 насмешники сопоставляются (в Синод. пер. - "развратители") с нечестивыми. Согл. истолкованию этого места раввинами, насмешники ("развратители") - это такие люди, которые, собравшись вместе ("в собрании развратителей"), не рассуждают о словах Торы (Закона Божьего).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).