Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Приветствие, приветствовать

I. В Израиле П. означало пожелание человеку и его близким здоровья, добра и мира; приветствуя к.-л., израильтянин тем самым проявлял интерес к делам этого человека. П. произносилось как при встрече (Genesis 43:27; 1 Samuelis 25:6), так и при расставании (-> Благословение; Genesis 47:10). П. заканчивалась цар. аудиенция (2 Samuelis 13:25). Оно могло передаваться через другого человека (2 Samuelis 8:10). Иногда П. сопутствовали подношения. На Востоке П. было пространным, многословным, сопровождалось жестикуляцией, поэтому его не произносили в спешке, а также тогда, когда у человека было горе (см. 2 Regum 4:29; Lucam 10:4). Распространенной формой П. были пожелания мира - "Иди с миром" (1 Samuelis 20:42) или "Мир вам" (Lucam 24:6). Вооз приветствовал жнецов: "Господь с вами" (Ruth 2:4), а Иосиф встретил Вениамина словами: "Да будет милость Божия с тобою, сын мой!" (Genesis 43:29). Другой формой благословения было П. "Мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему!" (1 Samuelis 25:6). В новозаветное время П. начиналось словом "радуйся" (Matthaeum 26:49; Lucam 1:28). Придворным П. в Вавилоне и Персии была здравица "Царь! во веки живи!" (Danielis 2:4; ср. Nehemiae 2:3). Похожими словами Вирсавия приветствует царя Давида: "Да живет господин мой, царь Давид, во веки!" (1 Regum 1:31). При прощании произносилась фраза "Иди с миром!" (1 Samuelis 1:17).
II. Сопровождавший П. церемониал зависел от того, к кому именно П. было обращено. Люди кланялись до земли и даже падали ниц (Genesis 18:2; 2 Samuelis 9:6), а также сходили с ездового животного или с повозки (1 Samuelis 25:23; 2 Regum 5:21). Преклонение колен (2 Regum 1:13; Matthaeum 27:29), как и падение ниц, являлось свидет-вом глубокого почтения и покорности. В качестве П. человек мог взять правой рукой руку или бороду другого человека и поцеловать его (2 Samuelis 20:9). Встретившись, люди обнимали друг друга или обменивались приветственными поцелуями (Matthaeum 26:48; Lucam 7:45). -> Целование, лобзание.
III. Письм. П., часто чрезмерно торжественные, известны с древнейших времен. Так, письмо некоего египтянина фараону начинается словами: "Царю, моему господину, моему богу, моему солнцу. Так говорит Иапахи, раб твой, прах у ног твоих: семь раз по семь раз припадаю к стопам моего царя, моего бога и моего солнца". В рим. времена письм. П. были короче и содержательнее (Actus 23:26). Формула П. часто встречается и в конце письма (Actus 15:29). Послания ап. Павла обычно начинаются с П.: "Благодать вам и мир от Бога Отца нашего..." (Romanos 1:7; 1 Corinthios 1:3; 2 Corinthios 1:2; Galatas 1:3 и др.); как и другие апостолы, он завершает свои послания словами: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами" (Romanos 16:24; 1 Corinthios 16:23; 2 Corinthios 13:13; Galatas 6:18).
IV. П. Иисуса и Его учеников значат больше, чем просто доброе пожелание. В их устах оно обретает силу истинного благословения (см. Matthaeum 10:12.13; Ioannem 14:27; Ioannem 20:19-21).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).