Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Украшение

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

У. всегда были очень популярны у израильтян и других библ. народов, как и вообще на Востоке. В Isa 3:16-24 содержится своего рода опись различных У., к-рые в Израиле носили гл. обр. женщины, реже - мужчины и дети. ВЗ не осуждает У. как таковые, во всяком случае, до тех пор, пока увлечение ими не становится чрезмерным. Особенно много У. люди надевали по праздникам, но не отказывались от них и в повседневной жизни; в дни траура их снимали (Exo 33:4). Существовали У. почти для всех частей тела: их носили на лбу, в ушах, в носу, на щеках, на шее, на руках, на пальцах, на щиколотках и на ступнях ног.

II. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ УКРАШЕНИЙ

1) ЗАПЯСТЬЯ, или БРАСЛЕТЫ, носили преимущ. женщины - по одному или по несколько на одном или на обоих запястьях, а позднее и на предплечьях (Gen 24:22; Eze 16:11). Браслеты изготавливались из нескольких слож. вместе отрезков проволоки - золотой, серебряной, а позднее - бронзовой и железной, согнутых в кольцо. Концы запястий (браслетов), как правило, заходили один за другой. Изредка на браслетах встречаются замочки особого вида. У мужчин запястья могли служить знаками отличия (Sa2 1:10);
2) БРАСЛЕТЫ НА НОГАХ имели ту же форму, что и ручные, но были крупнее. В Isa 3:16 они упоминаются как женские У. Согл. Isa 3:18, ножные браслеты иногда соединялись цепочками, что принуждало благородных дам к семенящим, коротким шагам;
3) СЕРЬГИ, имевшие форму кольца, иногда с подвесками дл. до 4 см, были завезены из Сирии. Их носили женщины и дети (Exo 32:2; Isa 3:19), реже - мужчины, по крайней мере, мадианитяне (Jdg 8:26; Num 31:50). Чаще всего серьги изготавливали из золота; они могли быть гладкими или ажурными. Их либо прищепляли к мочке уха, либо вдевали в продел. в мочке отверстие с помощью нитки или штифта;
4) КОЛЬЦА В НОСУ [евр. название нэзэм, как и для серег] имели ту же форму, что и серьги, и укреплялись на одном из крыльев носа или на носовой перегородке. Их носили преимущ. женщины (Isa 3:20);
5) ПЕЧАТИ и ПЕРСТНИ С ПЕЧАТЬЮ (Gen 38:18; Ki1 21:8; Sol 8:6; Hag 2:23) представляли собой личную печать, вырез. из камня, чаще всего из кварца, реже из драг. камней, напр. из оникса (Exo 28:9) или изумруда (смарагда) (Sir 32:8). Эти печати носили либо на шнурке на шее, либо на пальце как перстень (Gen 41:42; Jer 22:24);
6) ОЖЕРЕЛЬЯ из жемчуга и металлич. шариков, а также бусы из бисера, разноцветных драг. камней, раковин, а позднее цепочки из золота, носили, как правило, женщины (Exo 35:22; Sol 1:9; Sol 4:9; Eze 16:11). Ожерелья и бусы спускались до уровня груди или до пояса. Иногда носили искусно изготовл. подвески, наниз. на нить, особенно т.наз. "луночки" (Isa 3:18). Под "привесками" нередко подразумеваются один или несколько амулетов (см. ниже). Если говорится, что мужчина носил цепь на шее, то, по-видимому, речь идет о каком-то знаке отличия (Gen 41:42; Dan 5:7);
7) АМУЛЕТЫ (в Синод. пер. - "привески волшебные") величиной прим. 1-4 см, из фаянса или полудраг. камней, носили на цепочке или на нити вокруг шеи (Isa 3:19). Первонач. они были завезены, вероятно, из Египта, поскольку изображали свящ. животных или непонятные иероглифы. Типичными для самого Израиля были амулеты из просверл. костей, по форме напоминающих булаву;
8) о подвесках на щеках известно только из Sol 1:9;
9) ВЕНЕЦ, или диадема, гладкая или орнаментиров. полоска благородного металла дл. ок. 20-30 см, исторически восходящая к тканой или крученой из шерсти ленте на лбу. В первую очередь венец служил знаком цар. достоинства (Sa2 1:10; Ki2 11:12), а в Персии являлся принадлежностью высокопостав. чиновников (Est 8:15). Венцами украшали жениха и невесту (Psa 20:4; Sol 3:11; Eze 16:12);
10) наконец, следует упомянуть ФИБУЛЫ, искусно изготовл. застежки для распашной одежды в виде брошей, к-рые выполняли функции одежной булавки. Они пришли в Палестину с Кипра и состояли из одинарного или двойного, гнутого или составл. из двух частей стержня из бронзовой проволоки. Обычная дл. такой застежки - 6-7 см.

III. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) поскольку У. в значит. мере характеризует личность человека, к-рый носит его, в метафорич. значении оно нередко выступает как символ. Так, привязанность носителя к своим У. образно переосмысливается как верность народа Богу (Jer 2:32) или верность Бога Своему народу (Isa 61:10);
2) в Rev 21:2 новый Израиль, Церковь Христова, сравнивается с невестой, надевшей У. Вообще У. служит выражением радости, особенно в общении с Богом (Isa 61:3);
3) тем не менее уже в ВЗ ощущается перелом в оценке отношения к У. В Pro 1:8.9 явно говорится о том, что истинным У. являются послушание, прилежание и мудрость. В Pro 20:29 У. названа седина стариков, а не ухищрения, призв. скрыть возраст. Но только в НЗ идет речь об У. в смысле духовной красоты, жизни в послушании Богу. Здесь однознач. отвергается чрезмерное стремление к внешнему украшательству, вероятно из-за того, что У. обладают искусит. силой, односторонне заостряя внимание на человеч. теле, что отвлекает взгляд человека от истинной, внутр., сущности (Ti1 2:9; Pe1 3:3).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).