Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Второе пришествие Иисуса

I. ВЕРА ВО ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
Вера во Второе пришествие Господа Иисуса Христа на землю относится к основополаг. аспектам христ. веры. Все дело Господа, начавшееся с Его вочеловечения и включающее в себя страдания и воскресение, венчается Его Вторым пришествием. Учение о В.П. относится к разделу теологии, называемому эсхатологией (учением о последних временах). Наиб. часто встречающееся в греч. оригинале НЗ для обозначения В.П.И. слово парусиа в своем обычном, мирском смысле означает "прибытие властителя с официальным визитом". Наряду с ним употребляются также слова эпифанея - "явление" (напр., Ti1 6:14; Ti2 1:10; Tit 2:13) и апокалюпсис - "откровение" (Co1 1:7; Th2 1:7; Pe1 1:7.13; Pe1 4:13). Новозаветное учение о В.П.И. развивает ветхозаветные пророчества о -> Дне Господнем (см., напр., Joe 2:1; Mal 3:2), но в нем этот день уже не рассматривается только как день суда. Господь, покинувший землю и вознесшийся на небо, чтобы вновь занять Свое место рядом с Отцом, с этого момента через проповедь Евангелия и воздействие Св. Духа начинает собирать Церковь, к-рая свидет-вует о Его уже наступившем Царстве. В определ. момент, неизвестный ни человеку, ни даже Ему Самому, Он вновь явится на землю, чтобы по поручению Своего Отца совершить суд и учредить Царство Божие сначала на земле в ее совр. виде (-> Тысячелетнее царство), а после истребления всех врагов Бога - и на обновленной земле.
II. ВЕСТЬ ИИСУСА
Иисус во время Своей земной жизни, говоря Своим ученикам о Себе, о Своем происхождении от Отца и Своем пути к Нему (Joh 14:2), указал им на то, что Сам Он станет Господом в грядущем откровении Царства Божия (Mat 16:27). Об этом неоднокр. говорится в синоптич. Евангелиях, но в Ев. от Иоанна (см., напр., Joh 5:28) этот факт лишь предпослан, хотя в целом в этом Евангелии внимание направлено больше на воздействие Св. Духа, через Которого Церковь и сегодня связана с Христом и познает Его (ср. Joh 14:18-24; 16). Господь говорит о Своем Втором пришествии в большой эсхатологич. речи (Mat 24:1; Mar 13:1), а также и в других местах НЗ. Из Его высказываний складывается след. картина: Он грядет в славе и в силе (Mat 24:30; Mat 25:31; Mat 26:64), а именно на облаках (Mat 24:30; Mat 26:64; ср. Dan 7:13) в сопровождении ангелов (Mat 16:27; Mat 24:31; Mat 25:31). Его Второе пришествие будет сопровождаться необычными явлениями, напр. затмением солнца, луны, "спадением" звезд (Mat 24:29; Mar 13:24; ср. Joe 2:10.30.31; Joe 3:15) и сотрясением земли и моря (Luk 21:25). При этом на небе явится "знамение Сына Божия", а на земле будут слышны стенания людей (Mat 24:30). Второму пришествию Иисуса будет предшествовать время все большего притеснения верующих, увеличения искушений и соблазнов вплоть до разрушения всех человеч. и семейных уз (ср. Mat 24:1; Mar 13:1). Христос будет вершить поруч. Ему -> суд, к-рому подвергнутся все люди; приговор будет строгим и сообразным их делам (Mat 16:27; Mat 25:31). Однако Ев. от Иоанна и Откровение свидет-вуют о том, что этот суд не коснется верующих (см. Joh 5:24). Для Церкви В.П.И. в значит. большей степени будет означать соединение со своим Господом (см. Mar 13:27; Joh 14:3) и получение воздаяния за свою веру, свое упование и перенесенные страдания. О времени Своего Второго пришествия Иисус ничего не сообщает, указывая, что об этом знает лишь Отец (Mat 24:36; Mar 13:32). Итак, Второе пришествие грядет нежданно (Mat 24:42), подобно молнии, у людей не будет времени осмыслить случившееся. Поэтому Господь постоянно увещевает Своих учеников духовно бодрствовать (см., напр., Mat 24:42; Mat 25:1-13 и др.). Нек-рые исследователи усматривают в словах Иисуса намек на то, что В.П.И. должно было произойти еще при жизни первого поколения христиан, но это мнение представляется необоснов. В высказываниях Иисуса прямо или косвенно указывается на более длит. период. Напр., Иисус говорил, что сначала Евангелие должно быть проповедано "до края земли" (Mat 24:14; Mar 16:15; ср. Mat 26:13; Mat 28:19; Luk 24:47). В притчах Он говорит о долгом отсутствии "господина", "жениха" или "царя" (Mat 24:48; Mat 25:5.19; Luk 12:38). Притча, изложенная в Luk 19:11-27, также представляет собой ответ Иисуса ученикам на их ожидание Его скорого возвращения. Этому не противоречат такие места, как Mat 10:23; Mat 16:28; Mat 24:34, но первое из этих мест все же может быть истолковано так, что миссия Его учеников среди израильтян еще не будет закончена, как придет Сын Человеческий. В этом оно приближается к сказ. в Rom 11:1. Текст Mat 16:28 можно понимать как начинающееся после Пятидесятницы распространение Царства Божия, а в Mat 24:34 слова "род сей" можно отнести не к поколению (таково основное значение греч. слова генеа), а к роду человеч. или к народу Израиля; Евангелия дают основание надеяться, что человечество дождется пришествия своего Господа.
III. СВИДЕТЕЛЬСТВА, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ДРУГИХ КНИГАХ НОВОГО ЗАВЕТА
Первое же обетование, получ. учениками после вознесения Господа, указывает на Его Второе пришествие: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Act 1:11). Так они свидет-вуют об этом и в своих проповедях (ср. Act 3:20; Act 17:31), и в своих посланиях. Именно здесь часто говорится о грядущем дне Господа, дне Его Второго пришествия (см., напр., Co1 1:8; Co1 4:5; Co1 11:26; Co1 15:23; Co1 16:22; Th1 2:19; Th1 3:13; Th1 4:13 - Th1 5:11; Th2 2:1; Pe2 3:12; Jam 5:7). Церковь живет в ожидании этого дня (ср. слова Павла о Вечере, Co1 11:26), она ожидает пришествия своего Господа (Php 3:20; Tit 2:13). Она уповает на этот день как на день окончания искушений, страданий и испытаний (Th2 1:7-10), когда будет истреблен великий беззаконник (Th2 2:8) и все люди, в том числе и враги, признают Христа Господом (Php 2:10), а верующие получат воздаяние (Th2 1:7) и похвалу (Co1 4:5). Господь создаст новое небо и новую землю, после того как прежние "прейдут" (Pe2 3:12). Высказывания учеников повторяют и дополняют слова Самого Господа. Он грядет на облаках (Th1 4:17; Th2 1:7) вместе со всеми святыми Его (Th1 3:13; Th2 1:10); Его пришествие будет возвещено гласом Архангела (Th1 4:16; ср. Dan 10:21) и трубой Божьей (Co1 15:52; Th1 4:16; ср. Psa 46:6; Joe 2:1; Zec 9:14). Его пришествие станет днем воскресения всех почивших во Христе (Co1 15:23; Th1 4:16), но вместе с тем и днем великого Суда, когда Он осветит сокрытое во мраке и откроет сердечные намерения (Co1 4:5), и тогда дело каждого обнаружится (Co1 3:13; Co2 5:10). Отсюда становится понятным, что целью духовного воспитания в церквах должна быть подготовка верующих ко Второму пришествию (ср. Th2 1:11; Jo1 2:28); каждый верующий и вся Церковь тогда должны предстать неповинными (Co1 1:8; Th1 3:13) и святыми (Th1 5:23), не имеющими пятна или порока (Eph 5:27); это возможно только в том случае, если ученики останутся верны Иисусу и Его слову. Одноврем. с этим апостолы увещевают Церковь хранить терпение в страданиях и искушениях (Heb 10:36; Jam 5:7). Как и следовало ожидать, проблема скорого пришествия Христа играет заметную роль в апостольских посланиях, что вызвано неведением о сроках Второго пришествия (ср. Th1 5:1-6; Th2 2:1-9; Pe2 3:8-14). Продолжительное ожидание скорого пришествия вызывало у верующих некоторую напряженность. В стремлении помочь им Петр ссылается на высказывание Psa 89:4: "у Господа один день, как тысяча лет" (Pe2 3:8). Внезапность В.П.И. подчеркивается образом татя (вора) (Th1 5:2.4; Pe2 3:10), а дополняет его картина внезапных и неизбежных родовых мук (Th1 5:3). Наступают последние дни (Pe2 3:3) и конец времен (Co1 10:11; Pe1 4:7), последний час (Jo1 2:18), приблизился день спасения (Rom 13:11), Господь близко (Php 4:5), Судья стоит у дверей (Jam 5:9) и Господь не замедлит исполнить Свое обетование (Heb 10:37); но, с другой стороны, Павел вынужден предостеречь верующих от того заблуждения, что день Господень уже наступил (Th2 2:2), и призвать их к упорному труду (Th2 3:10-13). Итак, свидет-во о наступающем последнем часе вопреки скороспелым заключениям, к-рые наверняка были, может быть истолковано как начало последнего периода существования мира, к-рый завершится Вторым пришествием Иисуса. Наконец, следует напомнить и о свидет-вах Откровения, в к-рых описаны воспринятые в видении события, связ. со Вторым пришествием и предшествующие ему. Тема В.П.И. пронизывает всю книгу, начиная с Rev 1:7: "Се, грядет с облаками"; она звучит и в посланиях церквам (Rev 2:16.25; Rev 3:11.20). Прежде чем знамение Сына Человеческого появится на небе, через проповед. слово и через посл. Богом казни многокр. повторится требование к людям вернуться на пути Божьи. Ужасы суда потрясут землю (Rev 8:5 - Rev 9:21; Rev 16:1), но время для обращения будет ограничено (Rev 10:6), последняя труба возвестит Второе пришествие, а небесный хор - победу Агнца (Rev 11:15; Rev 12:10; Rev 17:14); из отверстого неба (Rev 19:11) для последней победы выйдет Господь, чтобы пребывать на земле (Rev 20:4), в среде Своей Церкви, убранной, как невеста для жениха (Rev 21:2). Отсюда становится понятна и последняя цель Второго пришествия, к-рую Павел уже упоминал в Co1 15:23: Христос Победитель, завершая великое дело примирения, после свершения суда передаст новую землю Богу, Который будет жить среди Своего народа, примиренного человечества, и будет править им (Rev 21:3.5; Rev 22:3). -> Мессия -> Тысячелетнее царство -> Обетование.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).